Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Эссе на тему «Хорошие законы порождены дурными нравами — (Тацит)»

Что такое закон и как он соотносится с моралью? Какой смысл вкладывает Тацит в понятие «хорошие законы»? Почему, по мнению римского историка, хорошие законы порождены именно дурными нравами? Попытаюсь поразмышлять над этими вопросами и определить, насколько прав древнеримский мыслитель.

Написание эссе за 4 часа

На мой взгляд, в основу высказывания заложена проблема взаимосвязи закона (права) и нравственности (морали). Чтобы обосновать свое отношение к проблеме, рассмотрю такие термины, как «закон», «мораль» и их взаимосвязь. Мораль, как известно, – это система норм, правил, регулирующих общее поведение людей. Еще в глубокой древности был заложен фундамент главного общечеловеческого морального требования – «золотого правила нравственности», которое гласит: «Поступай по отношению к другим так, как бы ты хотел, чтобы другие поступали по отношению к тебе». Человечество выработало основные моральные представления о добре и зле, о постыдном и похвальном, о чести, совести, долге, а также моральные запреты: не убивать, не воровать и т. д. Но, к сожалению, реализация норм морали обеспечивается лишь внутренним убеждением и средствами общественного мнения. Именно поэтому в государстве существует право (закон) — система юридических норм, регулирующих общественные отношения, требующих обязательного выполнения законов. Реализация правовых норм достигается мерами государственного принуждения. Таким образом, мораль и право неразрывно связаны, взаимно дополняют друг друга. Напротив, бездуховность, низкий уровень правосознания – это путь к противоправному поведению, а значит, к нарушению прав человека.

Какой же смысл вносит Тацит в понятие «хорошие законы»? На мой взгляд, под хорошими законами подразумеваются такие, которые прежде всего выражают свободу личности и утверждают справедливость, четко регулируют общественные отношения. Хорошим законам всегда присущи нормативность, формальная определенность в официальных источниках и обеспеченность возможностью государственного принуждения. Вот почему органическая связь нравственных идеалов и принципов, воплощающихся в реальные правовые связи и отношения, – свидетельство повышения моральной ценности права (закона). Отсюда: нравственное измерение права — неотъемлемое условие его дальнейшего развития и совершенствования, условие его личностной гуманистической ориентации, то есть, другими словами, «законы и установления должны идти рука об руку с прогрессом человеческой души» (Т. Джефферсон). Поскольку жизнь общества находится в постоянном развитии, то и законы, я считаю, должны обновляться по мере того, как изменяются экономика, политика, а также мировоззрение в целом. Если же этого не происходит, законы перестают быть действенным руководством, а низкий уровень нравственности отдельных граждан приводит к тому, что в них находятся всевозможные лазейки для уклонения от юридической ответственности. К сожалению, современная правовая система России далека от совершенства (неслучайно в настоящее время проводится ее реформирование, а многие законы дополняются, совершенствуются). И это вынужденная мера – следствие не только требований прогресса, но и низкого уровня правовой культуры, безнравственности и безответственности отдельных граждан. К сожалению, правовой менталитет современного русского человека сводится к тому, что «законы пишутся, чтобы их нарушать». Чаще всего это можно наблюдать в экономической сфере. Приведу пример: в апреле 2011 г. был существенно изменен «Закон о банкротстве», и главная цель изменений состояла в ужесточении ответственности лиц, оказывающих влияние на должника, за доведение предприятия до банкротства, за совершение действий и сделок в ущерб интересам кредиторов. До внесения  изменений данный закон нередко использовался недобросовестными руководителями, которые преднамеренно либо фиктивно объявляли о своем банкротстве, чтобы не выплачивать долги по зарплате, кредитам и т. д. Внесенные уточнения закрыли многим мошенникам лазейки для уклонения от ответственности, и в настоящее время в случае имеющихся долгов у предпринимателя-банкрота долги за него обязаны выплачивать его родственники. Этот пример свидетельствует о том, что как раз дурные нравы граждан и заставляют законодателей совершенствовать законы, то есть делать их «хорошими». Необходимо отметить также и то, что в современной России недостаток нравственности не может быть заменен хорошим законодательством, судом, администрацией, потому что без нормального духовно-нравственного развития людей никогда не будет правильной политико-правовой, государственной жизни. На мой взгляд, подлинно эффективным может стать лишь такое право, которое прочно опирается на нормы общественной морали, соответствует нравственным представлениям общества. Я уверена в том, что законы будут только тогда беспрекословно исполняться гражданами, когда пройдут через их волю и сознание, когда граждане будут обладать юридической ответственностью и правовой культурой. И чем больше граждан будут знать, что им можно, а чего нельзя делать, чем больше граждан будут подчиняться законам, тем больше будет справедливости, а произвола, беспредела – меньше. «Одним словом, право есть атрибут духа, его способ жизни, его необходимое проявление. А правосознание есть воля к верному праву и к единой, верховной цели права как таковой» (И. А. Ильин).

Я согласна с древнеримским историком Тацитом в том, что хорошие законы порождены дурными нравами.

Средняя оценка 5 / 5. Количество оценок: 1

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

2553

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке