Пришло время, когда нужно позаботиться о возрождении и развитии культуры Орловщины. В последнее время среди широких кругов общественности идет обсуждение различных аспектов развития Орла, но среди множества проблем, в настоящее время, недостаточно внимания уделяется проблеме формирования патриотических чувств среди орловской молодежи. Патриотизм является базой для формирования гражданской позиции личности и основой взаимоотношений между государством и гражданами. Влияние идей патриотизма на становление личности и на формирование общественного сознания огромно. Подтверждение этих качеств патриотизма можно найти и в российском искусстве, и в истории, и в социальном опыте народа. В настоящее время качество патриотического воспитания детей и молодежи резко снизилось. Я наблюдаю практически полное отсутствие гражданской позиции среди социально активных групп населения.

У значительной части молодых людей разрушены или утрачены вовсе такие привычные для более взрослых черты, как честность, скромность, вера в добро и справедливость, поиск жизненного идеала, готовность к самопожертвованию ради интересов нашего русского края, общества, своих близких. Все это — последствие многих факторов и духовных изломов в обществе, но такой результат не может не волновать и власть, и гражданское общество. В последние годы заметно расширился ареал и разнообразие маргинальных субкультур, исповедующих асоциальное поведение. Экстремистские проявления в молодежной среде, в особенности, фашистского и националистического характера, становятся реальной угрозой социальной стабильности в регионах и в стране в целом.

Это свидетельствует о низком уровне патриотических чувств современной молодежи. Хотя, такое явление как патриотизм, невероятно важен для нашей Орловщины. Идея патриотизма во все времена занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех важнейших сферах его деятельности. В силу этого важно понимание современного российского патриотизма. Я думаю, что и волна негативной информации в последние десятилетия также сыграла отрицательную роль в отношении молодежи к таким категориям, как «патриотизм», «гражданственность», «любовь к Родине».

Мне кажется, что любовь к Родине нужно воспитывать с ранних лет. И в большинстве случаев это происходит в школах с самых первых лет обучения ребенка. Зарождается патриотизм с формирования родственных чувств к своей семье: маме, папе, бабушке, дедушке, ближним и дальним родственникам. Затем идёт через воспитание любви к своей Родине – деревне, городу, ученическому коллективу, местным традициям и истории. Без любви к своей Родине нет патриотизма!

Война была для многих испытанием на человечность, на верность Родине. Как люди выстояли на той войне, которая началась так трагически и закончилась победой в сорок пятом? Ответ прост: они так сильно любили свою Родину, что не могли не отстоять её. В дни, когда судьба страны определялась словами – «Родина или смерть». Вот что нужно говорить будущему поколению!

Мы все живём в реальном мире. Я бы приучала детей и молодежь  смотреть выпуски новостей как местного уровня, так и в масштабах страны. Сегодня в некоторых странах, где во время войны погибло много наших солдат, стало не модно говорить о любви к Родине, стало гораздо привычнее ругать её, сносить памятники, осквернять могилы павших советских воинов и т. д. У народа, который не испытывает любви к своей земле, неуважительно относится к прошлому, старается переписать страницы истории или вычеркнуть из неё ненужное – нет будущего. Я верю сама, внушаю и буду внушать эту мысль нашей молодежи – у нашего народа большое будущее!

Нельзя оставаться равнодушными к судьбе и жизни родного края. Нам нужно воспитать благородную и активную молодежь, которая будет любить и гордиться нашей Родиной! Я предлагаю проводить концерты для жителей г. Орла посвященные этой тематике.

Надо не уставать повторять детям и молодежи о том, что патриотические чувства и идеи только тогда нравственно возвышают человека, когда они построены на уважении к людям различной национальности. Именно восприятие патриотизма, толерантности и национального согласия противостоит таким понятиям как падение нравственности, потеря поколения, чувству иждивенчества и направлено против социального безразличия, роста преступности и наркомании. В своем проекте я буду стремиться к тому, чтобы у детей и молодежи появилось желание и необходимость познать себя, ответить на вечные вопросы: «Кто я?»; «Откуда я?» и «Куда иду?»; «Что беру от прошлого?»; «Во имя чего живу?»; «Что передам потомкам?».

Я считаю, что тема природы очень важна для разговора о патриотизме, она оказывает заметное влияние на развитие патриотических взглядов молодежи, потому что Родина и природа — неразделимые понятия. Следует приобщать молодежь к воспитанию любви к Отечеству, народу, его истории, культуре, традициям. В мире немало развитых стран, целенаправленно формирующих у граждан патриотические чувства, уважительное отношение к национальным символам – Флагу, Гербу, Гимну, национальным праздникам. Использование государственных символов в патриотическом воспитании молодежи — важная составляющая воспитания патриотизма и сохранения преемственности поколений. Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека.

Обращаясь к теме героического прошлого Родины, ребенку с раннего возраста нужно рассказывать о героях Великой Отечественной войны. Но как сделать, чтобы такие рассказы стали актуальны для современного ребенка? Ведь для наших детей и молодежи начала XXI века Великая Отечественная война — факт далекой истории. Очевидно, что нужно на мой взгляд чаще проводить мероприятия, посвященные Великой Отечественной войне.

Такие мероприятия, могут преследовать цель показать детям и молодежи:

1.Бесчеловечность любой войны, уникальность каждой человеческой жизни;

2.Примеры сохранения человеческого достоинства в самых нечеловеческих условиях — предмет для гордости и подражания;

3.Примеры самоотверженности и того, что есть вещи, которые могут оказаться дороже собственной жизни.

Я считаю, что в такие мероприятия нужно включать и показ фильмов. Смотреть нужно не только социальные фильмы, но и комедии, лишь бы они наше новое поколение учили добру… После просмотров фильмов возможны обсуждения и дебаты. Это приведет к высказыванию сокровенных мыслей нашей молодежи, раскрытию таящихся в глубинах души чувств.

Очень важно я считаю использование компьютерных технологий. От этого мероприятия получаются намного интересней и познавательнее: кадры военной хроники, фрагменты фильмов, заочные экскурсии в города-герои, презентации, музыка, интеграция предметов, – всё это делает разговор о патриотизме ярким, наглядным, затрагивающим душу.

И, конечно, же лучшим примером патриотического воспитания наших детей и молодежи служат экскурсии по родному краю. У нас в Орловщине очень богатое историческое прошлое. Если его не изучать, то наше будущее поколение не будет знать свои корни и не сможет стать полноценными людьми. Яркие примеры экскурсий: Национальный парк Орловское полесье; Спасское-Лутовиново; Музей писателей-орловцев; Спасо-Преображенский собор; Ливенский краеведческий музей; Свято-Троицкая церковь; Скит святого Кукши; Музей И. С. Тургенева; Дом-музей Н. С. Лескова; Музей Л. Андреева; Музей И. А. Бунина; Дом-музей Т. Н. Грановского; Орловский театр имени Тургенева; Театр для детей и молодежи «Свободное пространство»; Театр «Русский стиль»; Филармония.

Характеризуя создавшееся в стране положение, В.В.Путин говорит: “Утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения!”. Предотвратить нравственную деградацию, возродить высокое значение слова “патриотизм” призваны мы, т. к. детство, юность — самая благодатная пора для воспитания чувства любви к Родине.

Патриотизм — одно из наиболее глубоких чувств, закреплённых веками борьбы за свободу и независимость Родины, поэтому насколько мы на сегодняшний день сможем развить в ребёнке данное чувство, настолько будет сплочённым и толерантным в целом наше общество, зависит только от нас!

Уходит и теряется многое, время не щадит человека. Но дошло до нас от наших предков великое чувство патриотизма. И я верю, что наше будущее поколение будет уважать, хранить, беречь и преумножать то, что создано руками их предков, что завещано и передано им по наследству. И давайте делать для этого все от нас зависящее!