Для того, чтобы ответить на этот вопрос, осознать творчество Николая Константиновича нужно познакомиться с его детством, семьей, жизнью, понять, в каких условиях сформировалась его личность.
Николай Константинович Рерих родился в России, в Санкт-Петербурге, 9 октября 1874 года в русской семье, принадлежавшей к верхушке среднего класса. Его отец был юристом. У семьи Рерихов были связи с писателями, художниками, учеными. В раннем возрасте у Николая Константиновича развился интерес и талант к самым различным занятиям: Археологии, коллекционированию доисторических предметов, монет и минералов. С самого детства он проявил выдающиеся способности к рисованию и к 16 годам уже решил поступить в Художественную академию. Но отец хотел, чтобы сын пошел по его стопам. Получилось так, что Николай, осенью 1983 года, поступил одновременно и в Художественную академию, и в Санкт-Петербургский университет.
В это время он познакомился со многими известными писателями и композиторами, на всю жизнь горячо полюбил музыку.
Одним из первых ценителей Рериха стал Дягилев, предводитель авангардистских групп и союзов.
Закончив университет и получив диплом, Николай Константинович провел год в Европе, изучая её культуру. Вскоре по возвращению на Родину он женился на Елене Шапошниковой, с которой познакомился до отъезда за границу. Вместе они уехали в Нью-Йорк, где основали общество Агни-Йоги, посвященное Учению, которое обобщает философию и религиозные учения всех веков.
Рерих призывал к взаимному обогащению всех видов культур. Он видел связь между всем, порой даже конфликтными сторонами, везде чувствовал и искал сокровище, неизвестное людям.
Обращаясь к русским былинам, скандинавским сагам, финским рунам, легендам Востока, к различным религиозно-этическим учениям, Николай Константинович стремился выявить факты о единстве духовности человечества, начиная с древних времен. Ещё в начале века он утверждал: «Время сложило красоту общую всем векам и народам».
Большое значение в понятии красоты у Рериха занимает нравственная категория: красота любви, самопожертвования, подвига. Все это, по его рассуждениям, могло сплотить народы, установив между ними «прочные сердечные узы».
Писателя увлекала масштабность мышления древних, их представления о связи всего на земле с космосом. Не случайна его запись: «Знание преображается в легендах. Столько забытого сокрыто в древних символах. Они могут быть оживлены опять, если мы будем изучать их самоотверженно».
Рерих, как и множество других писателей, постоянно отмечал певучесть и красоту русского языка. Яс удивлением узнал о том, что этот человек писал еще и сказки. Они уникально синтезируют многие его знания, размышления, интуитивные предчувствия. В них связаны и прошлое, и настоящее, и будущее. Сопоставлены нравственные идеалы Запада и Востока. В сказках Рериха, как и во всех его произведениях, существуют многие образы и символы. Самые яркие из них — образы «Матери Мира» и «Учителя».
В предисловии к сказкам Николай Константинович писал: «Переведите наши сказки и былины на всевозможные западные и восточные языки, и сколько сердец возрадуется, восчувствовав себе близкое. Вот сказка про Василису Прекрасную, построенная на сказаниях о терафиме, а серый волк для изменения образа бьется о землю, и “по щучьему” мысленному веленью двигаются и действуют предметы. Ведь это все поймет и индус, и араб, и китаец, и еще один мост взаимопонимания – радушный, воздушный, но и прочный, соткется».
Вспомним о том, что Рерих был археологом и историком искусства, поэтому считал, что ключ к русской культуре лежит в памятниках старины. Неслучайно, летом 1903-1904 годов он предпринимает путешествие по сорока городам России. В это время Николай Константинович Рерих написал серию из 75 картин, изображающих древние строения. Это было первым шагом к привлечению общественного внимания к необходимости защиты памятников архитектуры. Его мышление не было типичным для начала века; оно предвосхищало понимание важности сохранения культурного наследия, которое существует сейчас во всем мире. Но, через 31 год, во многих странах мира был принят закон о сохранении культурного наследия, который был назван «пакт Рериха», по имени создателя.
Художник и писатель также принимал активное участие в оформлении различных балетов.
Николай Константинович- символист. В его цикле белых стихов под названием «Цветы Мории» моно найти описание душевного состояния и поисков писателя. Поэзия Рериха тесно связана с его живописью, она вызывает образы, использованные им в картинах, и помогает понять их.
Нужна помощь в написании эссе?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.
В произведении «Прекрасное» Николай Константинович рассуждает о культуре, о возможности, существующей у всех людей, видеть её и стремиться к ней, задает многие вопросы, часто возникающие у молодежи, и сам отвечает на них. Он считал, что все проблемы возникают от недостатка прекрасного в людях. Эта нить прослеживается во многих его произведениях. Читая их, действительно понимаешь выражение: «нет красоты в пустыне — красота в душе араба».
Рерих писал: «В жизни вашей оставайтесь верными Прекрасному, храните энтузиазм. Растите в себе творческие мысли, помня, что по мощи ничто не сравнится с силою мысли».
В произведении «Культура- Победительница» есть такие слова: «жизнь во всех ее новых формах уже перерастает понятие условной цивилизации».Я думаю, что эта фраза в полной мере выражает мысли Николая Константиновича о цивилизации в целом, о том, что она не вечна. Недаром, в основе его философии лежит концепция, которая в человеческом плане выражается взлетами и падениями цивилизаций.
Всю жизнь художник и писатель стремился побывать в Индии. В мае 1923 года Рерихи, наконец, были на пути туда- в эту страну без возраста, где хотели обратить свои мысли к Вечному. Они начали исследовательскую экспедицию, которая прошла по Китайскому Туркестану, Алтаю, Монголии и Тибету. О ней Николай Константинович написал книгу «Сердце Азии»- живой рассказ о чудесах земли и людях, ее населяющих. Но еще более выразительными были его картины- около пятисот полотен, созданных за это время. В картинах «Канченджанга», «Сиккимский перевал», «Его страна», «Великий Дух Гималаев» и в серии «Знамена Востока» можно увидеть, как философские идеи Рериха превращаются в зрительные образы, окруженные прекрасной природой Северной индии. В конце экспедиции был организован Гималайский Исследовательский институт «Урусвати»
Николаю Константиновичу Рериху было суждено жить в напряженном XX веке со многими изменениями, событиями и потрясениями, он подолгу пребывал вдали от Родины, был во многих странах, впитывал в себя культуры разных народов, живо интересовался их философией, осмысливал историю, именно поэтому оставил столь многогранное культурное наследие, которое многим людям в прошлом и настоящем открывало новые грани мира, побуждало задуматься о прекрасном и вечном. Лично мне наиболее близка такая мысль Н. К. Рериха: «Прекрасное — это благородный водитель всей нашей жизни». Я уверен, что прекрасное возвышает душу человека и, несмотря на то, что все люди разные по вероисповеданию, цвету глаз и волос, образу жизни, всех нас объединяет внутреннее стремление к истине, добру и красоте.