Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Курсовая работа на тему «Особенности психических состояний у детей среднего школьного возраста»

Актуальность исследования. В современном мире актуальным является рассмотрение проблемы взаимосвязи психических состояний и особенностей межличностного общения у детей в пубертатном периоде развития. Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что процесс взаимосвязи психических состояний и характер межличностного общения по сравнению с другими психологическими явлениями изучен довольно мало.

Содержание

Введение
Глава 1. Особенности общения — одного из психологических состояний
1.1. Для чего нужно общаться?
1.2. Общение как ведущий вид деятельности в подростковом возрасте
1.3. Коммуникативные навыки и будущий характер ребенка
Глава 2. Особенности психического состояния подростков
2.1. Общение – важный фактор психического развития
2.2. Методы, способствующие развитию коммуникативных и других способностей к общению
Практическая часть
Заключение
Список использованных источников

Введение

Актуальность исследования. В современном мире актуальным является рассмотрение проблемы взаимосвязи психических состояний и особенностей межличностного общения у детей в пубертатном периоде развития. Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что процесс взаимосвязи психических состояний и характер межличностного общения по сравнению с другими психологическими явлениями изучен довольно мало. Интерес к таким исследованиям быстро возрастает, т. к. психические состояния и межличностное общение являются важными составляющими поведения человека.

В педагогике и психологии подростковый возраст занимает центральное место, т. к. в подростковом возрасте осваивается учебная деятельность, формируется произвольность психических функций, оценивание себя, возникают рефлексия, самоконтроль и т. д. Однако, недостаточная изученность взаимосвязи психических состояний, закономерностей взаимоотношений с психическими процессами и свойствами, которые характерны для данного возраста, существенно уменьшает эффективность различных педагогических методов обучения и воспитания детей подросткового возраста. Подростковый возраст характеризуется тем, что он находится на рубеже перехода из детского возраста к взрослому образу жизни. По сути, это самая важная характеристика подросткового возраста.

Психическое состояние представляет собой как наиболее сложная, многофункциональная система, для которой характерно в различные возрастные периоды: усложнение внутреннего состояния подростка и самоконтроля, расширение каких-либо пространств, увеличение сложности их переживания, большая их осознанность. У подростков наблюдаются как отрицательные (тревожность, агрессивность, стресс, ригидность), так и положительные психические состояния (счастье, любовь и др.). Состояния, переживаемые подростком в данном возрасте характеризуются устойчивостью (по сравнению с младшими возрастами), противоречивостью, усложнением семантических пространств и др. Также подростковый возраст является одним из самых непростых переходных возрастных периодов, так в этом возрастном периоде перед ребенком стоит выбор, либо пойти учиться в старшие классы, либо продолжить обучение в техникумах, училищах.

В подростковом возрасте в значительной степени изменяется поведение, характер общения подростка с окружающими, перестраивается психика в целом, изменяется общение со сверстниками, оно становится интимно-личностным, появляются новые формы взаимодействия со сверстниками.

Итак, подростковый возраст является одним из важных периодов становления личности, когда дети проявляют как детские, так и взрослые черты. Особенности, которые свойственны только подростковому возрасту, можно заметить и при исследовании психических состояний.  Психические состояния, которые переживают подростки, в наибольшей степени связаны с общением. При этом у детей подросткового возраста сохраняется отрицательное отношение к себе, из-за этого данный возраст характеризуется предрасположенностью к отрицательным эмоциям и изменениям в мотивационной сфере.

К особенностям подросткового возраста относится повышенная конфликтность, агрессивность, тревожность, зависимость от окружающих и сверстников, озабоченность вопросами пола, поиск своего «образа Я», чувство взрослости, рефлексия и многие другие. Ученые Д. Б. Эльконин, Т. В. Драгунова считают подростковый кризис самым трудным, способствуют возникновению острой эмоциональной нестабильности подростка. В современных условиях общества к типичным проблемам подросткового возраста относится проблема постоянного усовершенствования учебной деятельности, которое выражается в появлении новых предметов, увеличении количества изучаемых предметов, общего объема информации, знание иностранных языков и необходимости достаточно раннего профессионального самоопределения (либо пойти учиться в старшие классы, либо продолжить обучение в техникумах и училищах). Трудность состоит также в том, что, начиная подготовку к профессиональной деятельности, подростки еще не готовы по-взрослому относиться к себе и, в частности, эффективно регулировать свои психические состояния, что не может не отразиться на продуктивности деятельности и на отношениях с окружающими. В большинстве случаев, выбор за подростка в данной ситуации принимают родители

Проблемами подросткового возраста, такими как взаимоотношения с окружающими и сверстниками, занимались многие отечественные и зарубежные ученые, такие как К. К. Платонов, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, А. К. Маркова и т. д.

Цель исследования заключается в теоретическом и эмпирическом изучении и установлении взаимосвязи между психическим состоянием и особенностями межличностного общения  подростков сельской школы.

Объектом исследования являются непосредственно психические состояния и особенности межличностного общения  подростков в  сельской школе.

Предметом исследования является характер взаимосвязи межличностного общения старших подростков с их психическими состояниями.

Исходя из цели, объекта и предмета определены следующие задачи исследования:

  1. Изучить методологические и теоретические подходы к исследованию проблемы развития коммуникативных способностей у подростков.
  2. Провести теоретический анализ развития коммуникативных способностей школьников.
  3. выявить методы по изучению развития коммуникативных способностей у детей подросткового возраста.

Методы исследования: тестирование, анкетирование

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, практической части,  заключения, списка литературы и приложения.

Глава 1. Особенности общения — одного из психологических состояний

1.1. «Для чего нужно общаться?»

Ставящие этот вопрос выражают тем самым негативное отношение к общению как таковому. За вопросом нередко стоит неудовлетворенность человека своими реальными  контактами, разочарование в себе или в людях, недоверие к имеющимся собеседникам. Вопрос, помимо  прочего, свидетельствует о наивности того, кто его задает. Спрашивающий, очевидно, исходит из возможности «выбирать»: общаться с окружающими или нет.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

Напомним, прежде всего, что внутривидовое общение  решающее условие  выживания любого вида животных. Трель соловья и рычание медведя, верещание обезьяны  все это не что иное, как знаки общения. Они всегда предназначены «тем, кто способен понять». И какова бы ни была конкретная цель подаваемого животными знака  угроза или призыв, выражение благополучия или сигнал опасности,  их знакообмен служит установлению общности  между действительно взаимосвязанными особями.

Как ни велико отличие человека от животных, эта функция общения  установления общности  остается немаловажной функцией и нашей коммуникации.

Ясно, что участие в совместной деятельности требует от каждого из нас определенных знаний. И дети получают их шаг за шагом с первых месяцев жизни, получают так сказать, даром  за счет общения со старшими. Поначалу младенец непроизвольно, на основе заложенных от природы задатков, участвует в общении как коллективной форме поведения. При этом он усваивает не только звуки, и четыре важнейших компонента общения как деятельности. Первый компонент  способность сосредоточить внимание на обращающемся к нему лице. Второй  способность приходить в состояние «возбужденных чувств» при начавшемся контакте. Третий  способность то вслушиваться, то «отвечать» (хотя бы лепетом), а значит проявлять «инициативу» в общении. И четвертый  способность учитывать даже то, когда от него ожидают даже слушания. Проходит около трех лет, и мы видим, как эта высшая форма поведения —  общение – «Выходит на сцену» второй раз» — теперь в виде внутрипсихологической функции: ребенок знает, как общаться с окружающими, а главное, способен общаться с ними даже не вслух, а в уме. Это способность – свидетельство появившегося сознания. И таким образом, мы удостовериваемся в еще одной, грандиозной по значимости, «службе» общения: оно служит первоначальным инструментом формирования сознания любого человека.

У всякого индивида есть его отдельные потребности  физиологические, такие, как голод, и психологические, такие как потребность в положительных эмоциях. И во все времена удовлетворение человеком этих потребностей происходило с использованием общения. Привлечь к себе внимание, выразить себя, убедить в чем-либо окружающих, призвать к себе на помощь, вызвать их сочувствие – все это поистине вечные задачи общения.

Подведем итоги: общение служит становлению общности между людьми, регулирует их совместную деятельность, является инструментом познания, наконец, общение служит самоопределению личности.

1.2. Общение как ведущий вид деятельности в подростковом возрасте.

Для подростка характерны две сферы общения: общение с  взрослыми и общение со сверстниками. Роль этих сфер в формировании его личности не одинакова.

Если в первой сфере подросток выступает в роли ведомого, усваивает общественно значимые критерии оценок, цели и мотивы поведения, способы анализа окружающей действительности и способы действия, то во второй сфере он сталкивается лицом к лицу с проблемами отношений среди равных себе, то есть с проблемами нравственности и этики.

Не следует забывать о том, что в общении со взрослыми подросток всегда, даже при самых товарищеских отношениях, находится в положении младшего, в известной мере подчинённого, а в этом положении далеко не все нравственно-этические нормы могут быть апробированы, то есть усвоены на практике. И только в отношениях с ровесниками он формально и по существу равноправен; объективно взаимоотношения подростков-сверстников содержат в себе возможность проигрывания различных ролей, ведущего и ведомого, командира и исполнителя, участника конфликта и его арбитра, друга-хранителя тайны и друга, доверяющего свою тайну.

Для подростков отношения с товарищами приобретают особую важность. Дети в этом возрасте становятся особенно чуткими к мнению сверстников о них. Друзья, товарищи – это та естественная среда, которая жизненно необходима подростку. Среди товарищей он находит образцы для подражания, стремясь дотянуться до них, он делает сам себя, воспитывает в себе нужные качества.

У товарищей подросток находит: необходимую ему оценку качеств, оценку своих знаний и умений, оценку своих способностей и возможностей, сочувствие, сопереживание, отклик на все свои душевные радости и невзгоды, которые взрослым так часто кажутся незначительными.

Роль общения со сверстниками в жизни подростка, безусловно, очень велика. Но в то же время оно само, его формы и содержание, его характер и способы определяются теми отношениями, которые складываются у подростка со взрослыми. Подросток стремится поступать и выглядеть как взрослый, он хочет иметь его права и возможности. В конечном итоге развития подростка – всегда равнение на взрослого. Но последнее может проявляться не непосредственно, а через подражание сверстникам, в чём-то уже более взрослым. Но друзья подростка – это не только взрослые, но и сверстники, товарищи, одноклассники.

Одна из основных проблем подросткового возраста – проблема общения со сверстниками. Именно взаимоотношения с товарищами находятся в центре внимания подростка, именно они во многом определяют поведение, деятельность, а в дальнейшем влияют на развитие личностных качеств и социальных установок.

С переходом ребёнка в среднюю школу его связи с окружающими людьми, как взрослыми, так и детьми, расширяются и усложняются.

Характерной особенностью подростков по сравнению с младшими школьниками является усиленное стремление к общению с товарищами. Подростка невозможно удержать в рамках узкого семейного коллектива.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Особую роль в его жизни начинает играть коллектив сверстников и складывающиеся в нём взаимоотношения.

Подросток хочет заслужить уважение и признание сверстников, пользоваться среди них авторитетом. Коллектив предъявляет подростку высокие требования, и завоевать авторитет и уважение товарищей он сумеет лишь в том случае, если будет отвечать этим требованиям.

Общение со сверстниками становится чрезвычайно важным фактором развития личности подростка. Оно делает его жизнь эмоциональнее, насыщеннее, богаче и интереснее. Отношения со сверстниками дают подростку незаменимый опыт социального общения, практику жизни в коллективе. А поскольку для подростка именно это и является главным на данном этапе развития, то мы вынуждены считать общение ведущим видом деятельности в этом возрасте.

Что же касается роли общения в развитии коммуникативных качеств у подростков, то следует опереться на их способность к общению. Ранее было показано, что способности к общению в наибольшей степени социально обусловлены. Они проявляются в уровне реализации у индивида всех трёх сторон общения: коммуникативной – в средствах передачи информации (речи письменной и устной, жестах, мимике и т.д.); интерактивной – в способах и приёмах психологического воздействия и активного взаимодействия в совместной деятельности; перцептивной – в межличностном восприятии, оценивании и взаимопонимании людей. Способность к общению предполагает и развитую степень социально-психологической адаптации, то есть активные приспособления индивида к условиям новой социальной среды, умение оказывать психологическое воздействие на окружающих, убеждать их и располагать к себе.[32].

Проблема общения относится к базовым категориям психологической науки так же как и категории «отражение» и «деятельность». Данные категории взаимосвязаны и взаимообусловлены. Они опосредуются психическими, то есть познавательными процессами. В процессе общения осуществляется взаимный обмен видами деятельности, их способами и результатами, представлениями, идеями, установками, интересами, чувствами и т.д. Результат общения – складывающиеся отношения с другими людьми. Таким образом, общение выступает как специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми, как взаимодействие субъектов. Не просто действие, не просто воздействие одного субъекта на другого, а именно взаимодействие.

Общение – это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. Из данного определения можно заключить, что общение имеет все три стороны своего проявления: и коммуникативную, и интерактивную, и перцептивную.

Коммуникативная сторона общения проявляется через действия личности, сознательно ориентированные на их смысловое восприятие другими людьми.

Интерактивная сторона общения (интеракция означает взаимодействие) представляет собой взаимодействие (и воздействие) людей друг с другом в процессе межличностных отношений.

Перцептивная сторона общения (перцепция – восприятие) проявляется через восприятие и оценку людьми социальных объектов (других людей, самих себя, групп, других социальных общностей).

1.3. Коммуникативные навыки и будущий характер ребенка

Те или иные коммуникативные навыки часто закрепляются у  ребенка в силу того, что они входят  в состав типичных ролей, предопределенных  для него в семье. Рассмотрим некоторые из них.

«Кумир семьи»  — ребенок вызывает общее восхищение домашних, как бы он ни вел себя. Любая или почти любая его прихоть немедленно исполняется взрослыми. Жизнь семьи как бы целиком посвящена ребенку. На первый взгляд, это выглядит, как понятное чадолюбие. В такой атмосфере он вырастает изнеженным, капризным, а главное с малолетства привыкает ставить свою персону в центр мироздания

«Паинька» — это воспитанный, послушный, примерный ребенок: с ним хлопот меньше и больше оснований для родительской гордости. А между тем, за попыткой взрослых сделать ребенка безукоризненным нередко скрывается атмосфера недостаточного сотрудничества в семье. Люди не умеют и не считают нужным эмоционально проникать друг в друга, делиться в семье сокровенным и наболевшим. Предпочтительнее сделать вид, что конфликтов нет, чем искать способы их разумного и человеческого разрешения

«Ужасный ребенок» — ребенок, вынужденный играть эту роль, воспринимается в семье как субъект, создающий лишь хлопоты и напряженные ситуации.

«Золушка» — когда из ребенка откровенно делают прислугу в доме. Ребенок, вынужденный  играть эту роль, выступает приниженным, неуверенным в себе, завистливым и несамостоятельным.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

Перечисленные, наиболее типичные из неправильных ролей, навязываемых ребенку вызывают искажение характера, неправильное поведение при общении. Коммуникативные навыки ребенка, во многом определяют «рисунок» его будущего характера. Внешняя бросающаяся в глаза сторона сложившегося характера человека — то, как он общается. Из этого и следует исходить, размышляя о том, как с ним общаться.

Характер подростка – это уже сложившаяся  манера общения.  Довольно часто в общении подростков выделяются «доминантный» и «недоминантный» собеседник.

Доминантный собеседник  настроен непременно повлиять: если он  силен физически  вызывает у собеседника робость, если умен – оставит впечатление превосходящего ума. Человек он жесткий, напористый. Легко перебивает, зато, повышая голос, не дает вам перебить себя. Или напротив, замолкнет, как бы вынуждая снова повторить свое высказывание. Если он

что-либо объясняет, то «втолковывает» это и интересуется, верно ли вы  его поняли. Если выслушивает ваши объяснения, непременно задаст уточняющие вопросы, либо покажет, что уже все понял, так что можно больше не распространяться на заданную тему.

Если между вами разлад, он язвительно насмешлив, либо резок и груб, либо презрительно замкнут. Ему очень нелегко принять свою неправоту, если она даже очевидна. Он решителен. Ему легко свернуть разговор на полуслове. Если надо, он проявит при этом изысканную вежливость, но вы хорошо почувствуете: точка поставлена…

Такой собеседник втайне уважает вас, если вы умеете проявить выдержку и не податься его влиянию.

Как строить отношения с доминантным человеком? Ему надо дать возможность выявления своей доминантности. Спокойно держаться независимой точки зрения, но избегайте пресекать или высмеивать используемые им «силовые приемы». И тогда он постепенно умерит  свой непроизвольный натиск. Если активно отсиживаться, то беседа переходит в ссору. Порой ее не избежать.

Недоминантный собеседник  — полная противоположность только что описанному.

К примеру, застенчивая девочка-подросток. При потребности или необходимости обратиться к вам она чувствует себя в какой-то мере просителем, ей представляется, что она обременительна для вас или ее вопрос окажется неуместным. Когда вы ее побуждаете к контакту,  она считает своим долгом отвечать незамедлительно, чтобы не обидеть, не разозлить вас задержкой  своей  реакции. Если вы сами недоминантный человек, вам импонирует такая деликатность, предупредительность. Но если вы доминантны, вам это кажется скорее угодливостью и порой вызывает глухое раздражение.

Недоминантный  ребенок, вообще очень чуток к внешним признакам вашей силы, в чем бы она не заключалась. Он уступчив и легко теряется, не позволяет себе перебить вас, но терпеливо сносит, когда вы перебиваете его.        Он, возможно, знает больше вас, но из-за своей нерешительности дает сбить себя с толку и приходит к выводу о своей неправоте.  Ссора тяготит его и пугает. Если вы привели его в ярость, он либо скроется с  ваших глаз, не доводя дело до стычки, либо перестает владеть собой и бросается «в атаку», не рассчитав силы, не учитывая всех тонкостей ситуации.

Лишь  в случае мирного разговора такой  ребенок постепенно  смелеет: решается перебивать, настаивает на своем. Но при этом, заметив, что вам нечем возразить, он непроизвольно ищет аргументы в вашу пользу и этим затушевывает факт своего превосходства в дискуссии. Недоминантный собеседник нуждается в известном поощрении, подбадривании с вашей стороны(лучше не словами, а взглядом). В противном случае вы рискуете недооценить важность того, что он хотел бы сказать вам, и тем самым упустите достаточно ценную информацию. На него хорошо действует похвала, но не лицемерная лесть. Он склонен перекладывать ответственное решение на вас; но тут-то и уместно дать ему почувствовать, что он сам в состоянии принять решение. Шаг за шагом – особенно в подростковом возрасте, ребенок все больше может  и имеет право верить в себя. Кричать же на него, унижать его достоинство – значит закреплять за ним недоминантность. Запугивая ребенка, такого склада, мы, по существу, совершаем своего рода преступление: делаем  подростка несамостоятельным и малодушным.

Глава 2. Особенности психического состояния подростков

2.1. Общение – важный фактор психического развития

Традиционно подростковый возраст рассматривается как период отчуждения от взрослых. Ярко выражены не только стремление противопоставить себя взрослым, отстаивать свою независимость и права, но и ожидание от взрослых  помощи, защиты и поддержки, доверие к ним, ожидания их одобрения и оценок.

Важный фактор психического развития в подростковом возрасте  общение со сверстниками,  которое выделяется  в качестве ведущей деятельности этого периода. Стремление подростка занять удовлетворяющее его положение среди сверстников сопровождается повышенной комфортностью к ценностям и нормам группы сверстников. Об этом свидетельствуют следующие данные: у тех школьников, которые в 12-14 летнем возрасте были ориентированы преимущественно на семью и мир взрослых, в юношеском и взрослом возрасте часто возникают проблемы во взаимоотношениях  с людьми. Неврозы, нарушения поведения, склонность к правонарушениям также наиболее часто встречаются у людей, чьи взаимоотношения с ровесниками в детском и подростковом возрасте были проблемными. В долговременной перспективе полноценное общение со сверстниками в подростковом возрасте намного существеннее для сохранения психического здоровья, нежели такие факторы, как умственное развитие, школьная успеваемость, взаимоотношения с педагогами.

Отрочество – период, когда потребность в общении со сверстниками становится одной из основных потребностей. И хотя желание общаться со сверстниками, стремление иметь друзей отмечается и в более ранних возрастных периодах, в отрочестве эта потребность приобретает новое качество – и по содержанию, и по формам выражения, и по рои, которую она начинает играть во внутренней жизни подростка, т.е в его переживаниях и мыслях. Соответственно усиливается значение  общения со сверстниками для психического развития подростка. Особенно усиливается стремление к общению со сверстниками и влияние последних на развитие подростка в 12-13- летнем возрасте.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

В этот период наиболее значимо групповое общение, общение в компании сверстников, пик которого приходится на 13-14 лет.  Принадлежность к группе играет существенную роль в самоопределении подростка и в определении статуса в глазах сверстников.

Группа создает особое чувство – чувство «мы». Деление на «мы»(сверстники, члены одной группы) и «они» (взрослые или ровесники, но члены другой группы) имеет для подростка очень большое значение, что часто не учитывается взрослыми.

Желание добиться признания со стоны сверстников приводит к тому, что подросток стремится соответствовать их требованиям, что в свою очередь, оказывает серьезное влияние на его нравственное развитие.  Особенно на поведение подростка начинают влиять нормы, стихийно складывающиеся в группе сверстников. Как известно, в основе этих норм лежит представление о товарищеской солидарности, взаимовыручке. В ситуации конфликта требований взрослых и сверстников подростки сознательно предпочитают  нормы, принятые среди сверстников

С развитием группового общения связана одна из наиболее сложных проблем подросткового возраста  проблема отверженности.

От отверженности следует отличать низкую общительность, когда подросток по тем или иным причинам не включается в группу. Обычно у него есть один-два близких друга. Наличие таких друзей служит важным признаком, позволяющим различать эти явления. Дифференцировать их можно также по тому, как подросток осознает и переживает свое положение среди сверстников. При отверженности переживания могут быть негативными, если подросток адекватно осознает сое положение, либо неадекватными позитивными, выполняющими защитную функцию, если подросток оценивает свое положение как благополучие. При низкой общительности адекватности осознания соответствуют позитивные переживания.

С утверждением себя, своей позиции среди сверстников часто бывает связано также стремление любой ценой утвердить свое лидирующее положение, которое может принимать достаточно уродливые, а временами и опасные формы.

Столкновение норм, принятых в группе сверстников, с требованиями взрослых нередко становится причиной подростковой лжи. Подросток ценит группу сверстников и поэтому ведет себя так, как та ожидает от него, но при этом не хочет огорчать взрослых или же боится наказания, поэтому обманывает их.

2.2. Методы, способствующие развитию коммуникативных и других способностей к общению.

Методы психологического воздействия. Уже ранее отмечалось, что все стороны, все составные части общения (коммуникативная, интерактивная, перцептивная) действуют взаимосвязанно и взаимообусловленно. Однако, у каждой из этих сторон есть вполне определённые способы и приёмы, позволяющие наилучшим образом совершенствовать процесс общения. Этим самым совершенствуется способность человека к общению.

Методы активного психологического взаимодействия в наибольшей степени способствуют совершенствованию интерактивной стороны общения. Методы психологического воздействия развивают все три стороны общения, но в основном коммуникативную и перцептивную. Указанные выше приёмы и способы психологического воздействия и активного взаимодействия в совместной деятельности служат основой для развития всех трёх сторон процесса общения, а значит способствуют совершенствованию способности к общению, организаторских и коммуникативных качеств личности.

Психология и общественная практика выработали наиболее активные и действенные методы воспитания и развития личности. Такие методы как убеждение, внушение, самовнушение могут быть отнесены как к методам воспитания, так и к методам психологического воздействия.

Рассмотрим некоторые из этих методов, относящихся собственно к методам психологического воздействия.

Метод убеждения – это система словесно-предметных воздействий на сознание обучаемых (подчинённых) или общее мнение коллектива, которая обеспечивает добровольное принятие распоряжений и превращение их в мотивы поведения членов коллектива. Любое воздействие руководителя направлено в конечном счёте на формирование, закрепление или изменение установок, отношений, мыслей, чувств и действий обучаемых. Формами убеждения могут быть диспуты, беседы, личный пример, доказательство и так далее. При проведении этих форм убеждения следует иметь в виду эмоциональное состояние убеждаемого.

Внушение – это система словесно-образных воздействий на коллектив и отдельных его членов с целью вызвать соответствующие состояние и поведение, потребности и привычки. Метод внушения обладает большими возможностями для предупреждения усталости, снятия отрицательного влияния состояния ожидания, стресса в аварийных ситуациях и т.п. В каждом отдельном случае руководитель может применять отдельные формулы внушения. Такие формулы внушения должны включать в себя простые и понятные слова, как правило, не более 5-6 слов. Например, для снятия возбуждения в критической ситуации руководитель повелительным тоном, не вызывающим возражения, произносит фразу: «Все спокойны! Все остаются на местах! Действуем по следующему плану…»

Одним из необходимых условий эффективного внушения является внушаемость. Под внушаемостью понимается способность человека изменять своё поведение по требованию другого лица или группы лиц, не опираясь при этом на логику или сознательные мотивы (то есть безотчётная подчинённость требованиям других людей. Внушаемость зависит от возраста (чем моложе, тем выше), пола (чаще всего женщины более внушаемы, чем мужчины), интеллекта (с повышением образования внушаемость обычно снижается), состояния здоровья (при переутомлениях или после заболеваний внушаемость становится выше) и других факторов. Кроме того внушаемость значительно варьируется в зависимости от вида внушения и авторитетности того лица, которое производит внушение.

Методы активного взаимодействия. Методы активного взаимодействия делятся на две большие группы: дискуссионные методы и методы социально-психологического тренинга.

Дискуссионные методы

К дискуссионным методам относятся дискуссия (полемика, диспут) и метод «мозговой атаки».

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

Помимо профессиональных, управленческих и научно-технических проблем предметами дискуссии могут быть межличностные отношения участников группы. В этом случае групповые взаимоотношения выступают в качестве учебной модели, с помощью которой обучаемые усваивают возможности самоопределения и понимания друг друга. Предметом дискуссии может быть также групповое обсуждение проблемных ситуаций. Здесь возможна как ориентация на задачу (разбор проблемных ситуаций), так и ориентация на межличностные отношения.

При ориентации на задачу метод группового обсуждения способствует уяснению каждым участником собственной точки зрения, развитию инициативы, коммуникативного качества и умения пользоваться своим интеллектом.

«Мозговая атака» — это методика стимулирования творческой активности и продуктивности на основе высказывания на предложенную тему членами группы любых идей или мыслей, не оценивая их при этом как истинные или ложные, бессмысленные или странные. Данная методика исходит из предположения, что при обычных приёмах обсуждения и решения проблем возникновению новаторских идей препятствуют контрольные механизмы сознания, которые сковывают поток этих идей под давлением привычных, стереотипных форм принятия решений.

После проведения «мозговой атаки» общая масса высказанных идей анализируется в расчёте на то, что среди них окажется по крайней мере несколько содержащих наиболее удачные решения.

Методы социально-психологического тренинга

Методы социально-психологического тренинга делятся на две группы: игровые методы и сенситивный метод (метод тренировки межличностной чувствительности).

Игровые методы. Игровые методы предназначены для выработки и принятия управленческих решений. Принято считать, что игровые методы делятся на операционные и ролевые. В свою очередь операционные методы подразделяются на собственно деловые и управленческие. При этом деление на управленческие и деловые игры носит чисто условный характер, так как при деловой игре в конечном счёте вырабатываются и управленческие решения. Точно так же при управленческой игре участники группы вынуждены включаться в деловые отношения с партнёрами. Операционная игра (деловая, управленческая) как имитационный метод открывает для психолога возможность исследования процессов принятия решений с учётом индивидуальных показателей.

В условиях ролевой игры индивид сталкивается с ситуацией, которая характерна для его реальной действительности и которая ставит перед необходимостью изменить свои установки. Создаются условия для формирования новых, более эффективных коммуникативных навыков.

Практическая часть

1. Предмет, методы и цель исследования

Цель исследования: изучить особенность психического состояния  подростков — коммуникативность

Методы исследования:  тестирование, анкетирование

Предмет исследования :  коммуникативность в подростковом  возрасте

Объект исследования: группа детей  подросткового возраста – 10 человек

2. Исследование

Чтобы  определить уровень коммуникативности, общительности было проведено исследование среди учащихся 8-9 класов Яровской ООШ – филиала МАОУ Казанская СОШ Тюменской области. В исследовании участвовало 10 человек. Учащимся было предложено ответить на вопросы теста «Какой я в общении?» (В.Ф.Ряховский)

Из 10  подростков участвовавших в тестировании 8  общительны, испытывают большое удовлетворение от контакта с близкими, знакомыми и незнакомыми людьми.

4 подростка  —  в меру общительны, но в общении испытывают некоторые затруднения. Друзей у них мало, со знакомыми не всегда могут найти общий язык. Иногда в разговоре бывают несдержанны, неуравновешенны.

До 20 баллов — стеснительны, замкнуты, в кругу знакомых в основном отмалчиваются, общению с людьми предпочитают одиночество. Таких не оказалось в исследуемой группе.

В этом возрасте поведение подростков претерпевает значительные изменения и во многом зависит от психического состояния и межличностного общения со сверстниками. Сельские подростки существенно отличаются от городских подростков. Сельским подросткам характерна практичность, открытость, дружелюбность, общительность, эмоциональная устойчивость, присуща некая удовлетворенность положением каких-либо дел, можно сказать, что они более спокойные, склонные

к групповой деятельности.

2)Для определения характера взаимоотношений подростков в школе была проведена «Диагностика межличностных отношений» Т. Лири. Участвовали в диагностике учащиеся 7-9 классов

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

Результаты психодиагностики межличностных отношений подростков (в%)

Диагностика выявила, что  причинами трудностей общения являются: неблагополучные отношения в семье, которые проявляются в непоследовательности и противоречивости воспитания. Также причинами, по их мнению, могут стать психофизиологические нарушения, соматические и наследственные заболевания. Часто признаком заболевания является отказ от контактов с людьми, избегание любого общения, уход в себя, замкнутость и пассивность. Возможно проявление повышенной возбудимости с агрессивностью, драчливостью, повышенная склонность к конфликтам, мстительность, стремление причинить боль.

Трудности в общении испытывают люди с двигательной расторможенностью, со склонностью к резким колебаниям настроения, плаксивостью, мнительностью. На особенности общения влияет тип нервной системы, который в темпераменте.     Для сангвиников — повышенная активность, богатство мимики и движений, эмоциональность, впечатлительность, контактность с людьми, хотя нет постоянства в своих привязанностях.

Важной межличностной особенностью партнеров, вызывающей затруднения в общении, является доминирование того или другого личностного состояния у каждого из них.

Исследуемые, у которых обнаруживаются доминантные, агрессивные и независимые черты поведения, значительно реже проявляют недовольство своим характером и межличностными отношениями, однако у них может выявляться тенденция к совершенствованию своего стиля межличностного взаимодействия с окружающими.

Следовательно, для современных подростков, необходима психолого-педагогическая поддержка, направленная на преобразование взаимоотношений как в малых группах, так и между сверстниками.

3) Для определения коммуникативных склонностей подростков был среди этих же учащихся проведен тест «Уровень коммуникативных склонностей».

( Тест Л. Михельсона (перевод и адаптация Ю.З. Гильбуха).

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

Цель: выявление коммуникативных склонностей учащихся.
Ход проведения. Учащимся предлагается следующая инструкция: «Вам необходимо ответить на 20 вопросов. Свободно выражайте свое мнение по каждому из них и отвечайте на них только «да» или «нет». Если Ваш ответ на вопрос положителен, то в соответствующей клетке листа поставьте знак «+», если отрицательный, то «—». Представьте себе типичные ситуации и не задумывайтесь над деталями, не затрачивайте много времени на обдумывание, отвечайте быстро».

Испытуемые, получившие оценку 1-4 балла, характеризуются низким уровнем проявления коммуникативных склонностей.

Набравшие 5-8 баллов имеют коммуникативные склонности на уровне ниже среднего. Они не стремятся к общению, предпочитают проводить время наедине с собой. В новой компании или коллективе чувствуют себя скованно. Испытывают трудности в установлении контактов с людьми. Не отстаивают своего мнения, тяжело переживают обиды. Редко проявляют инициативу, избегают принятия самостоятельных решений.

Для испытуемых, набравших 9-12 баллов, характерен средний уровень проявления коммуникативных склонностей. Они стремятся к контактам с людьми, отстаивают свое, однако потенциал их склонностей не отличается высокой устойчивостью. Требуется дальнейшая воспитательная работа по формированию и развитию этих качеств личности.

Оценка 13-16 баллов свидетельствует о высоком уровне проявления коммуникативных склонностей испытуемых. Они не теряются в новой обстановке, быстро находят друзей, стремятся расширить круг своих знакомых, помогают близким и друзьям, проявляют инициативу в общении, способны принимать решения в трудных, нестандартных ситуациях.

Высший уровень коммуникативных склонностей (17-20 баллов) у испытуемых свидетельствует о сформированной потребности в коммуникативной деятельности. Они быстро ориентируются в трудных ситуациях. Непринужденно ведут себя в новом коллективе.

Заключение

Курсовая работа посвящена  изучению и установлению взаимосвязи между психическим состоянием и особенностями межличностного общения  подростков сельской школы. Перед нами были поставлены следующие задачи: изучить методологические и теоретические подходы к исследованию проблемы развития коммуникативных способностей у подростков; провести теоретический анализ развития коммуникативных способностей школьников;

выявить методы по изучению развития коммуникативных способностей у детей подросткового возраста.

Таким образом, проанализировав особенности старшего подросткового возраста, мы пришли к выводам, что подростковый возраст —  это возраст формирования личностной позиции на основе выбора приоритетных ценностей. Подросток  очень открыт для общения, с  радостью принимает участие во внеклассной деятельности, КТД и других творческих коллективных мероприятиях.

Из анализа практической части работы  делаем вывод, что организовать эффективное взаимодействие  можно тренингами, играми и КТД. Так же можно задействовать такие виды деятельности как проект, в котором могут принимать участие, как педагоги, так и сами подростки, также это может быть создание виртуальной газеты или участие всем классом в различных марафонах. При развитии коммуникативных навыков у школьников, педагог может привлечь к работе также учителей других школ, для организации совместной деятельности с другими учениками, тем самым расширяя границы педагогического и подросткового общения и продвигая свои проекты.

Результаты курсовой работы могут быть использованы в качестве теоретической и практической основы педагогом — воспитателем в своей деятельности при развитии коммуникативных навыков у старших подростков. Предлагаемые методы по работе с подростковым коллективом, помогут педагогу структурировать свою деятельность в определенной логике при организации работы учащихся между собой, в группе, творческих коллективах, со сверстниками, друзьями и даже с родителями.

Дальнейшей перспективой нашей работы может быть исследование развитие  коммуникативных навыков общения и процесса социализации при работе с семьей. Также перспективой работы может быть собственная разработка проектов: коллективное творчество, как фактор влияющий на развитие коммуникативных навыков, средства развития коммуникативных навыков общения.

Список использованных источников

1. Баранова С.П. Педагогика — М., 2006.
2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
3. Выготский Л.С. Педология подростка. Избранные главы. Собр. Соч. Т. 4. М., 1984.
4. Волегжанина И.С. Формирование профессиональной коммуникативной компетенции Омск: 2010.
5. Головин С.Ю. Психология развития: Словарь практического психолога. — М., 2000.
6. Денисова Е.С.; Журнал: «Возрастная психология детей» 2008.
7. Зимняя И.А. «Педагогическая психология» М., 2007.
8. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М., 2011.
9. Ковалев Н.Е., Матюхина М.В., Патрина К.Т. Введение в педагогику. — М.: Просвещение, 1975.
10. Колесникова И.А. Коммуникативная деятельность педагога. М., 2007.
11. Колычева З.И. Ноосферная педагогика как новая образовательная парадигма. — СПб., 2004.
12. Кон И.С., Психология старшеклассника: Пособие для учителей. — М.1980.
13. Кон И.С., Фельдштейн Д.И. Отрочество как этап жизни и некоторые психолого-педагогические характеристики переходного возраста. Хрестоматия по возрастной психологии. М., 2007.
14. Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания. М., 2011.
15. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учебник для вузов. — М.
16. Петровский А. В Возрастная и педагогическая психология, М., 1979.
17. Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии. Учебноепособие для студентов: Сост. Под ред. Д.И. Фельдштейна Издание 2-е, дополненное. М.: Институт практической психологии, 2008.
18. Сластенин В.А. Педагогика / Под ред. С.П. Баранова, — М., 1986.
19. Толстых Т.И. Становление социальной зрелости школьников на разных этапах развития // Психология и школа. М., 2004.
20. Фельдштейн Д.И. Психология современного подростка. М., 1999.
21. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. М.2007.
22. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 2009.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

2190

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке