Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Курсовая работа на тему «Государственный долг субъекта РФ (на примере Кемеровской области)»

Бюджетный Кодекс РФ трактует понятие государственного долга субъекта Российской Федерации как суммарный объем сложившихся долговых обязательств в результате заключения договоров государственного заимствования и предоставления гарантий по обязательствам третьих лиц.

Курсовая работа с гарантией

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА СУБЪЕКТА РФ

Понятие, формы и структура государственного долга субъекта РФ

Управление государственным долгом субъекта РФ

Нормативно-правовая база государственного долга Кемеровской области

Глава 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И СИСТЕМА ОБСЛУЖИВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Анализ динамики и структуры государственного долга Кемеровской области

Тенденции в системе обслуживания государственного долга Кемеровской области

Глава 3. ПЕРСПЕКТИВЫ СОКРАЩЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

ВВЕДЕНИЕ

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

Бюджетный Кодекс РФ трактует понятие государственного долга субъекта Российской Федерации как суммарный объем сложившихся долговых обязательств в результате заключения договоров государственного заимствования и предоставления гарантий по обязательствам третьих лиц.

В качестве форм договоров государственного заимствования выступают кредиты, предоставляемые кредитными и международными финансовыми организациями, а также иностранными банками субъекту Российской Федерации; бюджетные кредиты, полученные субъектом Российской Федерации из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; займы, воплощенные в форме выпуска государственных ценных бумаг.

Формами гарантий по обязательствам третьих лиц являются государственные гарантии субъекта Российской Федерации и договоры и соглашения о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств прошлых лет.

В настоящее время Кемеровская область занимает 47 место в рейтинге субъектов Российской Федерации по состоянию государственного долга в размере 53 714 017,7 тыс. руб. С учетом того, что в состав России входят 85 субъектов, данная позиция определяет практически центральное положение в общей структуре задолженности по сравнению с наиболее высоким показателем у Москвы, составившим 159 717 900 тыс. руб., и нулевыми показателями Сахалинской области и Ненецкого автономного округа. Среди остальных субъектов, входящих в состав Сибирского Федерального округа, Кемеровская область занимает второе место по величине государственного долга, уступая лишь Красноярскому краю, чей долг составил 77 240 100 тыс. руб.

Со второй половины 2013 г. структура государственного долга Кемеровской области складывается только из договоров государственного заимствования. Это обусловлено тем, что до 01.01.2017 г. на территории региона действует мораторий на представление государственных гарантий с целью предотвращения увеличения объема государственного долга. Данное утверждение представлено в законопроекте «Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов».

Таким образом, в качестве объекта исследования данной курсовой работы выступает механизм управления государственным долгом Кемеровской области за период 2012-2014 гг.

Предмет исследования — экономические, правовые, управленческие и организационные отношения, появляющиеся на стадии управления государственным долгом Кемеровской области.

Цель курсовой работы заключается в исследовании современного состояния государственного долга Кемеровской области и его системы обслуживания.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Ознакомиться с такими теоретическими основами государственного долга Российской Федерации, как формы, структура, управление и нормативно-правовая база;

Проанализировать динамику и структуру государственного долга Кемеровской области в период с 2012 по 2014 гг.;

Выделить тенденции в системе обслуживания государственного долга Кемеровской области в период с 2012 по 2014 гг.;

Рассмотреть перспективы сокращения государственного долга Кемеровской области в среднесрочной перспективе.

Для написания данной курсовой работы были использованы:

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА СУБЪЕКТА РФ

Понятие, формы и структура государственного долга субъекта РФ

Государственный долг любого субъекта Российской Федерации определяется Бюджетным кодексом РФ как совокупность сложившихся у него долговых обязательств в связи с заключением договоров государственного заимствования и предоставлением гарантий по обязательствам третьих лиц [1].

Основным отличием долга отдельного субъекта от общей задолженности Российской Федерации является то, что долг субъектов может быть только внутренним, а государственный — как внешним, так и внутренним.

Исходя из наличия двух основных каналов, по которым складываются долговые обязательства субъекта, можно выделить следующие элементы, образующие структуру государственного долга.

Формами договоров государственного заимствования являются:

Кредиты, предоставляемые кредитными и международными финансовыми организациями, а также иностранными банками субъекту Российской Федерации;

Бюджетные кредиты, полученные субъектом Российской Федерации из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

Займы, воплощенные в форме выпуска государственных ценных бумаг.

В состав гарантий по обязательствам третьих лиц входят:

Государственные гарантии субъекта Российской Федерации;

Договоры и соглашения о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств субъекта Российской Федерации прошлых лет.

Таким образом, объем внутреннего долга субъекта Российской Федерации составляют перечисленные выше обязательства, исчисленные в национальной валюте, а объем внешнего долга — те же обязательства, но выраженные в иностранной валюте.

Предельный объем государственного долга субъекта Российской Федерации должен фиксироваться вместе с установлением верхнего предела задолженности, включающего также предельный объем обязательств по государственным гарантиям, на основании закона субъекта Российской Федерации о бюджете.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

Следует отметить, что предельный объем задолженности субъекта, в соответствии с п.2 ст. 107 Бюджетного кодекса РФ, не должен превосходить уровень доходов соответствующего бюджета за вычетом финансовой помощи из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации [1].

Субъект Российской Федерации вправе самостоятельно устанавливать верхний предел государственного долга, исходя из положений проводимых им налоговой, бюджетной и долговой политики, а также при помощи соответствующих долговых механизмов и инструментов. Если положения Бюджетного кодекса РФ ограничивают предельный объем государственного долга, то субъекту Российской Федерации разрешена разработка предложений, указаний и методических рекомендаций, составляющих основу формализованных правил.

Классификации государственного долга субъекта Российской Федерации по срочности соответствует классификация государственного кредита, составленная, исходя из того же критерия. Таким образом, государственный долг может быть краткосрочным (до 1 года), среднесрочным (от 1 года до 5 лет) и долгосрочным (более 5 лет).

Также государственный долг рассматривается в виде капитального и текущего. Капитальный долг — это совокупный объем реализованных и непогашенных долговых обязательств субъекта государства (в том числе начисленные проценты). Текущий долг представляет собой сумму расходных статей по погашению перед кредиторами всех видов задолженности государства, срок по которым наступил.

Таким образом, рациональное использование различных форм государственного долга субъекта Российской Федерации возможно осуществлять только с помощью грамотно изложенных мер, предложений и рекомендаций, при сложении образующих систему управления государственным долгом.

Управление государственным долгом субъекта РФ

Управление государственным долгом — это комплекс мероприятий и предложений, осуществляемых органами государственной и муниципальной власти и направленных на рациональное использование долговых обязательств в целях экономической стабилизации всего государства и его отдельных субъектов.

Как и в процессе управления государственным долгом, осуществляющегося в рамках всего государства, на уровне субъектов Российской Федерации также решается ряд необходимых и актуальных задач:

Регулирование и сохранение объема внутреннего и внешнего долга на уровне, способном поддерживать экономическую безопасность государства.

Привлечение заимствований в размерах, дополняющих доходы органов местного самоуправления до необходимых объемов, позволяющих осуществить исполнение всех их финансовых обязательств.

Разграничение долговых обязательств по доходности, срокам заимствования и формам выплаты доходов.

Поддержание репутации государства в течение длительного периода времени как ответственного заемщика на основе идеального выполнения всех финансовых обязательств перед кредиторами.

Рациональное и целевое использование всех привлеченных субъектом Российской Федерации долговых обязательств.

Согласование действий органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления на долговом государственном рынке.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Следует отметить, что обслуживание внутреннего долга субъектов Российской Федерации должно осуществляться только в соответствии с федеральными законами, законами конкретного субъекта, а также нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления.

Управление государственным долгом субъекта Российской Федерации выполняет государственный орган исполнительной власти конкретного субъекта, в то время как Правительство Российской Федерации управляет общим государственным долгом в пределах устанавливаемых Федеральным Собранием полномочий [1].

Для того чтобы своевременно погашать долговые обязательства перед кредиторами и поддерживать имеющуюся задолженность на оптимальном уровне субъект может прибегнуть к ряду экономических, финансовых, политических и организационно-правовых мер. К ним можно отнести:

Рефинансирование — это процесс выпуска новых займов, осуществляющийся с целью погашения имеющейся прошлой задолженности;

Конверсия — изменение доходности имеющихся долговых обязательств, выражающееся в уменьшении или увеличении процентной ставки;

Унификация — это объединение двух и более имеющихся займов в один общий, при условии, что облигации ранее выпущенных займов будут заменены на облигации нового займа;

Консолидация — изменение действия и условий ранее выпущенных займов, связанное с их сроками;

Аннулирование — это полный или частичный отказ субъекта от обязательств по выпущенным займам.

Также следует отметить возросшую роль переговоров между должниками и кредиторами, позволяющих прийти к консенсусу об изменении условий погашения задолженности и переносу срока возврата текущих обязательств.

Кроме вышеперечисленных мер по погашению долговых обязательств субъект может использовать методы, позволяющие так же эффективно решать проблему задолженности перед инвесторами. Данные методы могут включать в себя: частичное погашение (амортизацию) долга, срочный и досрочный выкупы облигаций и других ценных бумаг, проведение тиражей выигрышей по выигрышным займам.

В настоящее время с целью погашения внешнего государственного долга субъекты могут применять внешнеторговые механизмы, к которым относятся: замена и погашение обязательств экспортом товаров, обмен обязательств на облигации и акции предприятий страны-должника, оплата задолженности в национальной валюте при условии вложения в будущем в собственность или инвестиции, замена долга более легкими формами обязательств.

Эффективность управления государственным долгом субъекта Российской Федерации можно оценить с помощью следующих показателей:

Величина ежегодных поступлений денежных средств от осуществления государственных и муниципальных заимствований.

В = П — Р,

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

где П — приток по системе государственных заимствований

Р — расходы, относящиеся к системе государственного долга

Эффективность управления государственным долгом — отношение в процентном выражении величины ежегодных поступлений денежных средств от осуществления государственных и муниципальных заимствований к расходам в системе государственного долга.

Э = (П — Р)/Р * 100%

Коэффициент долговой нагрузки — отношение в процентном выражении размера государственного долга субъекта к объему ВВП, рассчитывающееся как по внешнему, так и внутреннему долгу.

Коэффициент обслуживания внешнего государственного долга субъекта — отношение в процентном выражении суммы платежей по внешнему долгу к государственным валютным поступлениям от экспортируемых товаров и услуг.

Кобслуживания = ∑платежей/∑поступлений * 100%

Нормативно-правовая база государственного долга Кемеровской области

государственный долг регион

Основные положения, касающиеся определения, структуры и реструктуризации государственного долга субъекта РФ, закреплены в главе 14 Бюджетного кодекса РФ.

Относительно государственного долга Кемеровской области, важно заметить, что основные направления, цели и задачи по его регулированию представлены в Распоряжении от 5.09.2014 г. N 575-р «Об утверждении программы повышения эффективности управления государственными финансами Кемеровской области на период до 2018 года» [3].

Так, в качестве реализованных направлений выступают:

Проведение комплекса мер по повышению налоговых и неналоговых поступлений и сокращению недоимки по уплате налогов и прочих обязательных платежей;

Осуществление масштабной работы по улучшению регионального инвестиционного климата;

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

Привлечение дополнительных доходов в бюджет Кемеровской области в целях финансового мониторинга и разработка мер и предложений по поддержке различных экономических отраслей области;

Разработка Стратегии привлечения инвестиций на период до 2030 г.

В ближайшей перспективе ожидается обеспечение исполнения расходных обязательств Кемеровской области при сохранении качества бюджетной, налоговой и долговой политики, макроэкономической стабильности и нормативно-правового регулирования. Конечным итогом реализации данной Программы эксперты представляют снизившийся уровень подчиненности местных бюджетов муниципальных образований от финансовой помощи из областного бюджета.

Таким образом, в целях снижения негативных последствий экономического кризиса в качестве основных задач государственной политики Кемеровской области выделяются: повышение самостоятельности органов исполнительной власти, сокращение финансовой помощи бюджетам муниципальных образований, внедрение в практику новых методов решения проблем, выявление и сокращение неприоритетных бюджетных расходов и т.д.

Также программа повышения эффективности управления государственными финансами Кемеровской области рассматривает систему управления ее государственным долгом, включающую следующие цели:

оптимизация структуры долга;

соблюдение норм бюджетного законодательства Российской Федерации;

обеспечение оптимальной долговой нагрузки на областной бюджет и ее снижение на обслуживание государственного долга области;

снижение стоимости привлекаемых ресурсов кредитных организаций и зависимости бюджета области от них;

недопущение возникновения просроченной задолженности по долговым обязательствам.

Осуществление данных целей возможно с помощью проведения ряда актуальных мероприятий, среди которых выделяют: рациональное планирование состава и объема государственного долга, своевременное и полное погашение задолженности перед кредитными организациями и федеральным бюджетом, сосредоточенность сверхдоходов на ликвидации областных долговых обязательств, привлечение необходимых ресурсов кредитных организаций по минимальной процентной ставке по отношению к действующим договорам кредитования.

Таблица 1

Планируемый бюджет и объем государственного долга Кемеровской области на 2015-2017 гг., тыс. руб.

 

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Не менее важным нормативно-правовым актом по регулированию государственного долга Кемеровской области является законопроект «Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов». В нем представлен планируемый областной бюджет в рамках государственной программы. В долгосрочной перспективе он выглядит следующим образом:

на 2015 г. — 77 780 280,5 тыс. руб., на 2016 г. — 78 854 524,5 тыс. руб. Соответственно, предельный объем государственного долга Кемеровской области на 2015 г. определяется в размере 78 388 471 тыс. руб., а на 2016 г. — 83 343 052 тыс. руб. Верхний предел государственного внутреннего долга на 2015 г. составляет 58 591 184 тыс. руб., а на 2016 г. — 70 552 793 млн. руб. Следует отметить, что абсолютное отклонение объема задолженности 2015 г. по отношению к 2014 г. составляет 5 153 136 тыс. руб., а отклонение объема 2016 г. по отношению к 2015 г. — 4 954 581 тыс. руб.

Данные о планируемом областном бюджете и объемах государственного долга Кемеровской области на 2014-2016 гг. представлены в таблице 1, а динамика долговых обязательств на рис. 1.

Рис. 1. Динамика государственного долга Кемеровской области на 2014-2016 гг., тыс. руб.

Представленный в приложении 1 состав долговых обязательств Кемеровской области, приходящийся на 2014 г., подтверждает факт накопления и роста государственного долга исключительно путем заключения договоров государственного заимствования. Тем не менее, до 01.01.2013 г. Кемеровская область заключала договоры о предоставлении государственных гарантий субъекта Российской Федерации на сумму свыше 2 000 000 тыс. руб., а до 01.01.2008 г. — договоры и соглашения о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств прошлых лет на сумму свыше 8 000 000 тыс. руб. Складывающаяся в настоящий момент времени тенденция движения по «первому» пути доказывает, что области более выгодно брать кредиты у организаций, банков и прочих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также выпускать ценные бумаги, чем выступать в роли гаранта. Кроме того, в законопроекте «Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» говорится о том, что до 01.01.2017 г. в Кемеровской области действует мораторий на представление государственных гарантий с целью предотвращения увеличения объема государственного долга.

Относительно бюджетных кредитов, предоставляемых бюджетам муниципальных районов области, действует условие выдачи только в том случае, если данные районы не будут иметь просроченной задолженности по денежным обязательствам перед бюджетом Кемеровской области. Не менее важным условием предоставления займа является составление договора, который должен быть заключен главным финансовым управлением Кемеровской области с администрациями областных муниципальных районов.

Постановление, установленное Коллегией администрации Кемеровской области, позволяет регулировать предоставление, использование и возврат областными муниципальными районами бюджетных кредитов.

Также законопроектом «Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» раскрываются условия реструктуризации (списания) государственного долга муниципальных образований перед бюджетом Кемеровской области. Для списания задолженности по бюджетным кредитам, выданным под товарный кредит на поставку горюче-смазочных материалов сельскохозяйственным предприятиям, а также бюджетным кредитам, предоставленных агропромышленным организациям, областной долг должен быть уменьшен на сумму, равную 99 процентам от полной суммы задолженности по данным кредитам, не имеющей альтернативных источников погашения, в связи с ликвидацией перечисленных организаций с опорой на законодательство Российской Федерации [2].

В случае если задолженность по бюджетным кредитам невозможно подвергнуть реструктуризации, то она списывается путем предоставления рассрочки исполнения обязательств на срок до 31 декабря 2014 г. При этом, по объему имеющейся рассроченной задолженности должны начисляться проценты из расчета 0,01 % годовых.

Коллегия администрации Кемеровской области также играет важную роль по осуществлению реструктуризации государственного долга данного субъекта: принимает правовой акт о списании объемов имеющейся задолженности. Непосредственно после принятия данного акта с муниципальным образованием должно быть заключено соглашение о реструктуризации, разрешающее ее проведение.

Глава 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И СИСТЕМА ОБСЛУЖИВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

.1 Анализ динамики и структуры государственного долга Кемеровской области

На 01.04.2015 г. Кемеровская область занимает 47 место в рейтинге субъектов Российской Федерации по состоянию государственного долга в размере 53 714 017,7 тыс. руб. С учетом того, что в состав России входят 85 субъектов, данная позиция определяет практически центральное положение в общей структуре задолженности по сравнению с наиболее высоким показателем у Москвы, составившим 159 717 900 тыс. руб., и нулевыми показателями Сахалинской области и Ненецкого автономного округа (рисунок 2). Среди остальных субъектов, входящих в состав Сибирского Федерального округа, Кемеровская область является второй по величине государственного долга территорией, уступая лишь Красноярскому краю, чей долг составил 77 240 100 тыс. руб.

Рис. 2. Сравнительная характеристика объема государственного долга Кемеровской области с размерами задолженности прочих субъектов Российской Федерации на 01.04.2015 г., тыс. руб.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

Такой высокий объем государственного долга Кемеровской области может быть объяснен рядом крупных бюджетных расходов, среди которых экономические аналитики выделяют затраты на образование и реализацию молодежной политики (28 700 000 тыс. руб.), социальную поддержку населения (17 700 000 тыс. руб.) и предоставление украинским беженцам рабочих мест и жилья на первичном и вторичном рынках (30 000 000 тыс. руб.).

Таблица 2

Анализ структуры государственного долга Кемеровской области за период с 01.01.2012 г. по 01.01.2013 г., тыс. руб.

 

В таблицах 2-3 представлен анализ структуры и динамики государственного долга за период с 01.01.2012 г. по 01.01.2013 г. Очевидно, что долговые обязательства области в 2012 г. складывались по двум направлениям: в качестве заключения договоров государственного заимствования (кредиты, полученные от кредитных и международных финансовых организаций; бюджетные кредиты, заимствованные из других бюджетов бюджетной системы РФ) и в виде предоставления гарантий по обязательствам третьих лиц (государственные гарантии субъекта РФ). Наибольший удельный вес в общем объеме обязательств ежемесячно занимают кредиты, предоставленные кредитными организациями и иностранными банками, а наименьший вес — государственные гарантии Кемеровской области. Следует отметить, что в структуре государственного долга данного субъекта за 2012 г. отсутствуют такие виды обязательств, как государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг, а также договоры и соглашения о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств прошлых лет [2].

Таблица 3

Анализ динамики государственного долга Кемеровской области за период с 01.01.2012 г. по 01.01.2013 г., тыс. руб.

<

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

743

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Помощь в написании работы