Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Курсовая работа на тему «Сущность и формы разделение труда»

Строго говоря, разделение труда в человеческих обществах можно было обнаружить всегда. Ведь люди никогда не существовали по одиночке, и случаи появления общества и хозяйства, состоящего из одного человека являлись достаточно редким исключением. Люди всегда жили как минимум семьей или племенем.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗДЕЛЕНИЯ ТРУДА

1.1 Разделение труда: понятие и общие характеристики

.2 Виды и формы разделения труда

.3 Нормативные документы, регламентирующие разделение труда в организации

. СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ВЕРТИКАЛЬНОГО И ГОРИЗОНТАЛЬНОГО РАЗДЕЛЕНИЯ ТРУДА (на примере КРАГСиУ)

.1 Краткая характеристика организации

.2 Вертикальное и горизонтальное разделение труда в КРАГСиУ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

ВВЕДЕНИЕ

Строго говоря, разделение труда в человеческих обществах можно было обнаружить всегда. Ведь люди никогда не существовали по одиночке, и случаи появления общества и хозяйства, состоящего из одного человека являлись достаточно редким исключением. Люди всегда жили как минимум семьей или племенем.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

Разделение труда возникло в глубокой древности. Исторически первой его формой было половозрастное — между мужчинами и женщинами и между членами племени разных возрастов, а также между общинами, занимавшимися различными видами хозяйственной деятельности из-за различий в природных условиях.

В современной экономике разделение труда непосредственно связано со специализацией, т.е. сосредоточением производства однородной продукции в самостоятельных отраслях с особым технологическим процессом, специальным оборудованием, кадрами и последующим обменом продукцией между ними.

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что формирование эффективной системы организации труда во многом зависит от организации разделения труда, поскольку оно является первичным элементом всей системы организации труда.

Целью курсовой работы является изучение и анализ сущности и форм разделения труда.

Для осуществления данной цели были поставлены следующие задачи:

. Рассмотреть понятие разделения труда в организации;

. Выделить и раскрыть формы разделения труда;

. Рассмотреть основные документы, регламентирующие разделение труда в организации;

. Проанализировать вертикальное и горизонтальное разделение труда на примере КРАГСиУ.

Объектом исследования является разделение труда.

Предмет — формы и виды разделения труда.

Основным методом исследования в данной курсовой работе является теоретический, а также работа с научной литературой, анализ и обобщение практического материала по теме.

При написании курсовой работы были использованы работы В.Б. Бычина, Б.М. Генкина, А.С. Головачевой, А. Рофе, В.П. Пашуто и др.

1.       ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗДЕЛЕНИЯ ТРУДА
1.1    Разделение труда: понятие и общие характеристики

Разделение труда — это исторический процесс. С усложнением орудий производства, с расширением форм воздействия людей на природу их труд стал качественно дифференцироваться и определённые его виды обособляться друг от друга.

Под разделением труда в организации понимается разграничение деятельности работников в процессе совместной деятельности, а также их специализация на выполнении определенной части совместной работы. Разделение труда можно считать основой системы организации труда. Благодаря ему в современном мире сложилось множество различных профессий и отраслей. Практически все достижения эволюции, научно-технического прогресса можно объяснить совершенствованием разделения труда.

При разделении труда решается вопрос кто, что будет делать, как и с кем будет взаимодействовать, каким образом следует выполнять работу.

Впервые к проблеме разделения труда в организации обратились А. Смит, К. Маркс, Э. Дюркгейм, А. Бэббидж и др. В дальнейшем она получила развитие в работах представителей классической школы (М. Вебер, Г. Гантт, А. Муни, Дж. Рейли, Ф. У. Тейлор, Л. Урвик, А. Файоль, Г. Форд и др.).

Адам Смит — экономист и философ, основатель классической политической экономии. Исследования Адама Смита о разделении труда составляет три главы книги, которая называется «Исследование о природе и причинах богатства народов».

Первое и главное утверждение, которое выдвигает Смит: разделение труда есть важнейшее и неприемлемое условие прогресса развития производительных сил, развития экономики любого государства, любого общества.

На основе своих многочисленных конкретных наблюдений Смит делает вывод, что значительное увеличение количества работы, которую можно выполнить в результате разделения труда одно и то же число рабочих, зависит от трех различных условий: от увеличения ловкости, т.е. профессионального мастерства каждого отдельного рабочего; от сбережения времени, которое теряется на переход от одного вида труда к другому; и, наконец, от изобретения большого количества машин, облегчающих и сокращающих труд и позволяющих одному человеку выполнять работу нескольких.

Современное производство также строиться на принципе разделения труда, т.к. такая организация производства позволяет специализировать орудия труда и работников, сокращать производственный цикл, повышать производительность труда.

Существует много точек зрения на данное определение. Приведем некоторые из них:

·        Пашуто В.П. отмечал: «Под разделением труда на предприятии понимается разграничение деятельности работающих в процессе совместного труда, их специализация на выполнении определенной части совместной работы».

·        Егоршин А.П. говорит, что «разделение труда — это качественная дифференциация трудовой деятельности в процессе развития общества, приводящая к обособлению и осуществлению различных ее видов».

·        Рофе А.И. разделение труда определяет следующим образом: «Разделение труда представляет собой обособление видов деятельности работников, установление функций, обязанностей, сферы действия для каждого из них, а также для их групп, образующих разные подразделения».

·        В экономическом толковом словаре о разделении труда говорится следующее: «система, в соответствии с которой происходит специализация в процессе производства».

·        А современный экономический словарь предлагает такую трактовку данного понятия — «дифференциация, специализация трудовой деятельности, приводящая к выделению и осуществлению различных ее видов».

В данной курсовой работе мы будем придерживаться определения, Пашуто В.П., т.к. считаем его наиболее полным и точным.

По мере того, как развивалась техника и технологии производственные процессы все более усложнялись, что привело за собой развитие и углубление разделения труда. Это связано с тем, что разделение труда оказывает влияние на планировку и оснащение рабочих мест, их обслуживание, методы и приемы труда, его нормирование. Путем наиболее целесообразного разделения труда обеспечивается равномерная загрузка исполнителей, координация их работы.

Значение разделения труда с экономической и социальной стороны велико. Благодаря ему трудовой процесс расчленяется на менее сложные составляющие, создается возможность его выполнения меньшей численностью работников, снижаются издержки производства, возникают условия для механизации или автоматизации.

Задачи разделения труда:

•        рост производительности труда;

•        всестороннее развитие работников;

•        устранение отрицательного влияния производственной обстановки на организм человека;

•        повышение привлекательности труда.

Единицей разделения трудапроизводственная операция. Под ней понимают часть трудового процесса, выполняемую одним или группой рабочих на одном рабочем месте и над одним предметом труда. Изменение одного из этих признаков означает завершение одной операции и начало другой. Производственная операция складывается из приемов, трудовых действий и движений.

Трудовое движение представляет собой однократное перемещение рабочего органа, осуществляемое исполнителем в процессе работы (например, протянуть руку к заготовке).

Трудовое действие — это совокупность трудовых движений, выполняемых без перерыва одним или несколькими рабочими органами (например, трудовое действие «взять заготовку» складывается из выполняемых последовательно и непрерывно движений «протянуть руку к заготовке», «захватить ее пальцами»).

Трудовой прием — это совокупность трудовых действий, объединенных одним целевым назначением и представляющих собой законченную элементарную работу.

Любое разделение труда имеет свои разумные предельные значения, т.е. границы разделения труда — это нижний и верхний пределы, ниже и выше которых разделение труда недопустимо. Поэтому при выборе наиболее эффективного разделения труда должны учитываться технические, психофизиологические, социальные и экономические границы.

Техническая граница разделения зависит от используемой техники и технологии и означает такое выделение элементов труда, которое позволяет данная техника. Нижней технической границей является трудовой прием, состоящий как минимум из 3 трудовых действий. Верхняя граница — обработка предмета труда целиком.

Экономическая граница разделения труда предусматривает минимизацию затрат времени на выполнение работы. Нижняя граница — это сравнительная продолжительность производственного цикла по изготовлению некой продукции. Верхняя определяется как суммарные затраты рабочего времени на изготовление продукции, которые должны быть равны или меньше тех, которые были при прежней организации труда.

Психофизиологическая граница разделения определяется величиной допустимых физических и нервно-психических нагрузок на рабочего в течение рабочего дня. Нижняя граница для физических нагрузок — 2,5-3 ккал в мин.; верхняя — 4,5-5 ккал в мин. Для нервно-психических нагрузок нижняя граница определяется такими параметрами: число производственно-важных объектов наблюдения равно 5, длительность сосредоточенного наблюдения — 25 % сменного времени, темп работы 360 движений в час. Верхняя граница: число наблюдения не более 25 объектов, доля сосредоточенного наблюдения 75 % сменного времени и темп работы 1080 движений в час.

Социальные границы определяются степенью содержательности труда, т.е. комплексом и разнообразием операций. Показатель отрицательной социальной границы — это текучесть кадров, увольнения. Социальными критериями разделения труда являются стабильность кадров, низкая текучесть персонала, высокая дисциплина труда, хорошее состояние межличностных отношений, удовлетворенность содержанием и условиями труда.

Можно сделать вывод, что игнорирование границ разделения труда может негативно сказаться на организации и результатах производства.

Разделение труда не должно быть чрезмерно дробным, чтобы не усложнять проектирование, организацию производственных процессов и нормирование труда, а также снижать квалификацию рабочих, не лишать труд содержательности, не делать его монотонным и утомительным. Монотонность труда является весьма серьезным негативным фактором, проявляющимся в процессе углубления разделения труда в производстве. Средствами против монотонности могут служить периодическая перемена рабочих мест, устранение однообразных трудовых движений, регламентированные перерывы для активного отдыха и др.

Как и у любого явления, в разделении труда на предприятии можно обозначить преимущества и недостатки.

Преимущества разделения труда:

·        разделение сложных производственных и трудовых процессов на частные процессы и операции, выполняемые определенными профессиональными группами работников;

·        повышение мастерства и трудовых навыков рабочих исполнителей и сокращение сроков их профессиональной подготовки;

·        создание предпосылок для механизации и автоматизации производства;

·        рост производительности труда;

·        сокращение количества инструмента и оснастки на специализированных рабочих местах, что упрощает их планировку и уменьшает вспомогательное время на переходы от операции к операции.

Недостатки разделения труда:

·        повышение монотонности труда, вызывающей повышенную утомляемость и необходимость более частого и продолжительного отдыха;

·        обеднение содержания труда, превращение рабочих-исполнителей в узких специалистов;

·        ограничение перспектив профессионального роста;

·        появление сложностей в организации производственных процессов, вызванных необходимостью соединить разделенный труд рабочих в один бесперебойно функционирующий процесс.

Таким образом, разделение труда является важным элементом организации труда. Оно проявляется в обособлении видов трудовой деятельности между работниками, бригадами и подразделениями на предприятии.

Установление рациональных границ разделения труда способствует снижению затрат труда, издержек производства, росту производительности труда.

1.2 Виды и формы разделения труда

Рассмотрим виды общественного разделения труда:

Общее разделение труда предполагает процесс обособления различных видов трудовой деятельности в рамках всего общества.

Частное разделение труда — это процесс обособления различных видов деятельности на отрасли и подотрасли.

Единичное разделение труда означает обособление различных видов работ внутри организации, предприятия, в рамках его структурных подразделений, а также распределение работ между отдельными работниками.

Существует классическая схема, по которой разделение труда в организации производится в следующих формах: технологическое, функциональное, профессиональное, квалификационное.

·    Технологическое разделение труда — это подразделение производственного процесса на технически однородные работы; расчленение процесса производства на стадии, фазы, операции.

В рамках технологического разделения различают операционное, предметное и подетальное разделение труда.

Операционное разделение труда предполагает распределение и специализацию на выполнение отдельных операций или этапов технологического процесса за отдельными работниками, расстановку работников для обеспечения их рациональной занятости и оптимальной загрузки оборудования.

Предметное разделение труда закрепляет за конкретным исполнителем целый комплекс работ, позволяющих полностью изготовить изделие.

Подетальное разделение труда — это специализация на производстве отдельных частей будущего готового продукта.

Технологическое разделение труда определяет расстановку работников в соответствии с технологией производства и в значительной степени влияет на уровень содержательности труда. При узкой специализации в работе появляется монотонность, при слишком широкой специализации повышается вероятность некачественного выполнения работ. Ответственная задача организатора труда состоит в нахождении оптимального уровня технологического разделения труда.

·        Функциональное разделение труда — обособление различных видов трудовой деятельности и выполнение конкретных работ соответствующими группами работников, специализирующихся на выполнении различных по содержанию и экономическому значению производственных или управленческих функций.

Функциональное разделение труда в реальных условиях выступает как разделение работников по отдельным функциям.

По этому признаку персонал делится на рабочих и служащих. Служащие делятся на руководителей (линейных и функциональных), специалистов (работники, осуществляющие определенные экономические, юридические и другие специальные функции) и технических исполнителей (работники, осуществляющие конторские функции). В свою очередь рабочие могут составлять функциональные группы основных рабочих, обслуживающих и вспомогательных.

Ø  основные, занятые непосредственным выпуском продукции или выполнением основных работ;

Ø  вспомогательные, которые обеспечивают своим трудом работы основных;

Ø  обслуживающие, которые непосредственно не участвуют в технологическом процессе, а создают условия для работы основных и вспомогательных рабочих.

Классификация операций, соответствующая требованиям разделения труда между руководителями, специалистами и техническими исполнителями составляет три взаимосвязанные группы функций:

) организационно-административные — их содержание определяется целевым назначением операции и ролью в процессе управления. Выполняются в основном руководителями;

) аналитико-конструктивные функции носят преимущественно творческий характер, содержат элементы новизны и выполняются специалистами;

) информационно-технические функции носят повторяющийся характер и связаны с использованием технических средств. Выполняются техническими исполнителями.

·        Профессиональное разделение труда состоит в том, что внутри каждой функциональной группы происходит деление между работниками в зависимости от их профессий.

В результате профессионального разделения труда идет процесс обособления профессий, а внутри них — выделение специальностей. Профессия — род деятельности человека, владеющего определенными теоретическими знаниями и практическими навыками, полученными в результате профессиональной подготовки. Специальность — разновидность профессии, специализация работника в рамках профессии.

Исходя из этой формы разделения труда, устанавливается потребная численность работников разных профессий.

·        Квалификационное разделение труда — разделение труда исполнителей в зависимости от сложности, точности и ответственности выполняемых ими работ, в соответствии с профессиональными знаниями и опытом работы.

Выражением квалификационного разделения труда является распределение работ и работников по разрядам, служащих — по должностям. Разделение труда осуществляется по уровню квалификации работников, исходя из требуемой квалификации работ. Из данного разделения складывается квалификационная структура персонала организации.

Кроме отмеченных выше, существует еще вертикальное и горизонтальное разделение труда.

·        Вертикальное разделение труда в организации дает в результате иерархию управленческих уровней. Руководитель высшего уровня управляет деятельностью руководителей среднего и низшего уровней, т. е. формально обладает большей властью и более высоким статусом. При вертикальном разделении труда каждый руководитель имеет сферу деятельности, за которую он отвечает (сферу контроля) или некоторое число работников, которые ему подчинены. Образуется так называемая пирамида управления. На рис. 1 показано четыре таких уровня работников.

Рис. 1 Вертикальное разделение труда

Из схемы видно, что существует высший, средний и низовой уровень. Руководителями высшего уровня (или высшего звена) — это генеральные директоры и их заместители. Работа руководителей высшего уровня управления отличается масштабностью и сложностью. Они осуществляют административное управление, осуществляют общее стратегическое планирование.

В работе руководителей среднего уровня преобладают решения тактических задач. К данной категории персонала относят руководителей, возглавляющих структурные подразделения, отделы организации.

Менеджеры среднего уровня являются проводниками политики организации и в то же время осуществляют прямое руководство выполнением процессов и операций. К числу наиболее важных работ, которые они выполняют, относятся следующие:

Ø руководство и контроль за ходом работ;

Ø  передача информации сверху вниз и снизу вверх;

Ø  планирование работ;

Ø  организация работ;

Ø  мотивирование работников;

Ø  поддержание внутренних и внешних контактов;

Ø  составление отчетов.

В связи с тенденцией к делегированию полномочий менеджерам среднего уровня нередко приходится решать задачи разработки политики развития подразделений; кроме того, на них ложится большая ответственность за организацию работ исполнителей по реализации планов организационных изменений, спускаемых сверху.

Руководители низового уровня осуществляют непосредственное общение с исполнителями (рабочими). В их обязанности входит решение преимущественно оперативных задач. Чаще всего работа руководителей низового уровня носит рутинный характер: решения, связанные с выполнением заданий и оптимизацией использования выделенных для этого ресурсов. Поэтому именно они несут прямую ответственность за работу исполнителей. Также в обязанности менеджеров низового уровня входит не только разрешение всего множества возникающих здесь вопросов и задач, но и анализ оперативных ситуаций и своевременная передача наиболее важной информации на следующий, средний уровень для принятия решений, имеющих значение для других подсистем или организации в целом.

В учебнике Н.И. Кабушкина «Основы менеджмнета» говорится, что в ходе вертикального разделения труда: «…формируются отношения субординации — взаимоотношения между высшими и низшими звеньями управления (т.е. между теми, кто принимает решения, и теми, кто их выполняет). Проявляются отношения субординации после принятия высшим руководителем решения и передачи его на более низкий уровень для исполнения. Кто-то должен, взять на себя обязанности капитана с тем, чтобы определить круг обязанностей подчиненных, планировать, организовывать, координировать и контролировать все структуры и звенья организации. В такой работе всегда присутствуют два момента: интеллектуальный (подготовка и принятие решений) и волевой (проведение их в жизнь)».

·        Горизонтальное разделение труда — это такое разделение труда, при котором весь объем работы делится на небольшие группы. Такое разделение предполагает формирование функциональных подсистем. На рис.2 представлен классический образец. Это такие функциональные подсистемы, как маркетинг, производство, финансы, персонал, НИР. При горизонтальном разделении труда специалисты распределяются между различными функциональными областями и им поручается выполнение задач, важных с точки зрения данной функциональной области.

 

Рис. 2 Подсистемы горизонтального разделения труда

Все организации осуществляют горизонтальное разделение труда, разбивая всю работу на составляющие ее задачи. Более крупные организации осуществляют такое разделение, создавая отделы или подразделения, которые далее подразделяются на более мелкие единицы. Управление необходимо для координирования всех задач организации.

Н.И. Кабушкин отмечает, что «в процессе горизонтального разделения труда в трудовом коллективе вкладываются отношения координации (координационные отношения). Они предполагают согласованность действий сотрудников и руководителей не подчиненных друг другу подразделений, принадлежащих к одному уровню управления и осуществляющих совместную деятельность по достижению общей цели. Эти отношения не являются административными; вступать в такие отношения всех сотрудников заставляет общая цель организации. Примером могут быть отношения между начальниками отделов одного органа управления или начальниками структурных подразделений одного отдела».

На основании сказанного, следует отметить, что разделение труда означает одновременное сосуществование различных видов трудовой деятельности и играет важную роль в организации труда, т.к.:

•        является необходимым элементом процесса производства и условием повышения производительности труда;

• позволяет организовать последовательную и одновременную обработку предмета труда на всех этапах производства;

• способствует специализации производственных процессов (каждое производство ограничивается изготовлением определенного вида однородной продукции) и совершенствованию трудовых навыков, участвующих в нем работников.

1.3 Нормативные документы, регламентирующие разделение труда в организации

разделение труд вертикальный

Рациональное распределение функциональных обязанностей между работниками является необходимым условием обеспечения эффективности системы управления персоналом.

Общероссийским документом, предназначенным для решения данных вопросов, является Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденный постановлением Министерства труда России от 21 августа 1998 г. № 37 (с последними изменениями от 12 февраля 2014 г.).

Каждая квалификационная характеристика, включенная в Справочник, является нормативным документом, регламентирующим содержание выполняемых работниками функций.

Справочник разработан в соответствии с принятой классификацией служащих на три категории: руководителей, специалистов и других служащих (технических исполнителей). Отнесение служащих к категориям осуществляется в зависимости от характера преимущественно выполняемых работ, составляющих содержание труда работника (организационно-административные, аналитико-конструктивные, информационно-технические функции).

Наименования должностей служащих, квалификационные характеристики которых включены в Справочник, установлены в соответствии с Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК-016-94 (ОКПДТР), введенным в действие с 1 января 1996 г.

Квалификационная характеристика каждой должности имеет три раздела: «Должностные обязанности», «Должен знать», «Требования к квалификации».

В разделе «Должностные обязанности» установлены основные трудовые функции, которые могут быть поручены полностью или частично работнику, занимающему данную должность.

В разделе «Должен знать» содержатся основные требования, предъявляемые к работнику в отношении специальных знаний, а также знаний законодательных и нормативных актов, положений, инструкций и других руководящих материалов, методов и средств, которые работник должен применять при выполнении должностных обязанностей.

В разделе «Требования к квалификации» определены уровень профессиональной подготовки работника, необходимой для выполнения предусмотренных должностных обязанностей, и требования к стажу работы. Уровни требуемой профессиональной подготовки приведены в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014 с изм. от 02.05.2015, с изм. и доп., вступ. в силу с 31.03.2015) «Об образовании в Российской Федерации».

В качестве внутренних нормативных документов, регламентирующих разделение труда, применяются должностные инструкции.

Должностная инструкция содержит конкретный перечень должностных обязанностей работников с учетом особенностей организации производства, труда и управления, а также их прав и ответственности.

Итак, изучив теоретические аспекты разделения труда мы сделали следующие выводы. Разделение труда означает обособление различных видов труда и закрепление их за участниками производственного процесса. Правильное разделение труда позволяет расставить всех участников производственного процесса по рабочим местам с учетом их личных особенностей, профессиональных и деловых качеств.

Именно разделение труда вызвало отделение друг от друга различных профессий и занятий.

Один человек просто не в состоянии следить за производством, разрабатывать новые технологии, продавать товар и осуществлять финансовую отчетность. Дело не только в невозможности совмещения этих функций, но и в том, что для выполнения каждой из них необходимы специальные знания и умения.

Разделение труда позволяет повысить качество работы. Во-первых, это происходит благодаря тому, что отдельному человеку или подразделению легче выполнять поставленные задания, если они обозримы, то есть если их не так много. Во-вторых, благодаря разделению труда становится возможной специализация, которая позволяет повысить качество труда: человек, занимающийся конкретным видом работ, быстрее приобретает богатые навыки и умения, а, следовательно, и его деятельность будет более результативной и эффективной.

Дата создания образовательной организации: 18.04.1996.

Постановлением Совета министров Коми ССР от 09.03.1992 № 112 «Об организации подготовки государственных служащих, руководящих работников и специалистов рыночной экономики в Коми АССР» был утверждён Устав Коми республиканского межотраслевого кадрового центра и механизм его функционирования. Указом Главы Республики Коми от 18.04.1996 № 107 он был преобразован в Коми республиканскую академию государственной службы и управления при Главе Республики Коми.

Учредителем Академии является Республика Коми. Функции и полномочия учредителя Академии на основании постановления Правительства Республики Коми от 09.09.2008 № 233 «О создании автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования Республики Коми «Коми республиканская академия государственной службы и управления» путем изменения типа существующего государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Коми республиканская академия государственной службы и управления при Главе Республики Коми» осуществляет Министерство образования Республики Коми.

Основными органами управления Академии являются Конференция научно-педагогических работников, представителей других категорий работников Академии и обучающихся в Академии, Ученый совет Академии, Наблюдательный совет Академии, ректор Академии.

Конференция научно-педагогических работников, представителей других категорий работников Академии и обучающихся в Академии (далее − Конференция) является коллегиальным органом управления Академии. Полномочия Конференции: выборы Ученого совета, избрание ректора, избрание комиссии по трудовым спорам, утверждение Коллективного договора, изменений и дополнений к нему.

Общее руководство Академией осуществляет выборный представительный орган − Ученый совет.

В состав Ученого совета без избрания на Конференции входят ректор Академии, который является его председателем, проректоры, заведующие кафедрами, деканы факультетов, председатель органа студенческого самоуправления. Другие члены Ученого совета Академии избираются на Конференции. При этом, не менее 2/3 состава Ученого совета должно быть представлено лицами, имеющими ученые степени и/или ученые звания.

Наблюдательный совет Академии (далее − Наблюдательный совет) состоит из 9 человек (представители Учредителя, представители Собственника имущества, представители общественности, в том числе лица, имеющие заслуги и достижения в соответствующей сфере деятельности представители иных государственных органов, представители работников Академии)

Также в Академии созданы и действуют Научно-методический совет и Совет по науке.

Научно-методический совет Академии (далее — Научно-методический совет) является постоянно действующим коллегиальным органом академии, призванным вырабатывать принципы и правила ведения методической работы в академии, совершенствовать учебную и научно-методическую базу образовательной деятельности.

Совет по науке Академии (далее — Совет по науке) является постоянно действующим органом, созданным с целью координации научно-исследовательской деятельности Академии и повышения эффективности научных исследований, проводимых Академией.

Совет по науке призван содействовать развитию и полному использованию научного потенциала коллектива Академии, достижению единства научного и учебного процессов, росту квалификации профессорско-преподавательского и научного персонала.

Непосредственное управление деятельностью Академии осуществляет ректор.

Ректор Академии осуществляет управление Академией на принципах единоначалия и несет персональную ответственность за качество подготовки обучающихся, финансовую дисциплину, осуществление учета и отчетности, сохранность имущества и других материальных ценностей, находящихся в оперативном управлении Академии, соблюдение трудовых прав работников Академии и прав обучающихся, а также соблюдение и исполнение законодательства Российской Федерации.

Так, в целях обеспечения сочетания принципа единоначалия и коллегиальности для решения оперативных вопросов деятельности Академии, подготовки обоснованных приказов и других документов, контроля за их исполнением и качеством работы всех структурных подразделений при ректоре Академии создан коллегиальный совещательный орган — ректорат.

Ректор и проректоры академии входят в состав ректората по должности.

Ректор осуществляет непосредственную координацию и контроль за деятельностью проректоров и ряда структурных подразделений, комиссий и органов управления академией, в том числе: ректората, ученого совета, приемной комиссии, отдела правовой и кадровой работы, отдела бухгалтерского учёта и отчётности, планово-экономического отдела, центра инновационных языковых технологий, центра поддержки и сопровождения деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, центра инновационных технологий и обеспечения качества образования, отдела информационных систем и технологий, библиотеки.

Основным видом деятельности является осуществление образовательных программ высшего образования.

Обучение по основным образовательным программам высшего образования (бакалавриат, специалитет, магистратура) организуется на двух факультетах: факультет управления (специальности «Государственное и муниципальное управление», «Управление персоналом», «Документоведение и документационное обеспечение управления», направления бакалавриата «Государственное и муниципальное управление», «Управление персоналом», «Документоведение и архивоведение», «Менеджмент», «Экономика», «Зарубежное регионоведение», направление магистратуры «Государственное и муниципальное управление») и юридический факультет (специальность «Юриспруденция» и направление бакалавриата «Юриспруденция»).

Факультет осуществляет руководство учебной, методической, научно-исследовательской, воспитательной, профориентационной работой, входящих в его состав кафедр. Факультет также осуществляет подготовку научно-педагогических кадров в аспирантуре.

Основные структурные подразделения факультета — кафедры. Кафедры создаются, реорганизуются и ликвидируются на основании решения Ученого совета академии, которое утверждается приказом ректора.

В состав кафедры могут входить: заведующий кафедрой, заместитель заведующего кафедрой, профессорско-преподавательский состав (ассистенты, преподаватели, старшие преподаватели, доценты, профессоры), аспиранты, учебно-вспомогательный персонал.

Обеспечивающими структурными подразделениями Академии являются отделы, центры и управление, реализующие задачи в различных областях деятельности Академии и находятся в ведении того или иного проректора либо непосредственно ректора.

Деятельность сотрудников регламентируется Правилами внутреннего трудового распорядка, в которых описан порядок приема, увольнения и перемещения работников; основные права и обязанности работодателя и его администрации; основные права и обязанности работников; рабочее время и его использование; время отдыха; применяемые к работникам меры поощрения и наказания. Коллективный договор также регламентирует отношения между работодателем и работниками.

2.2 Вертикальное и горизонтальное разделение труда в КРАГСиУ

Подразделения представляют собой группы людей, деятельность которых должна координироваться для достижения общих целей. Для этого служит вертикальное разделение труда, при котором руководитель одного подразделения координирует работу других подразделений, которые, в свою очередь, также координируют работу руководителей следующих подразделений. В результате такого вертикального разделения труда образуются уровни управления.

Вертикальное разделение труда построено на выделении трёх уровней управления: высший, средний и низовой.

К высшему уровню в Академии относится ректорат и проректорат. В полномочия ректора входит непосредственно осуществление программ стратегического развития КРАГСиУ.

В свою очередь, проректоры курирует работу нескольких отделов или подразделений.

Проректор по научной работе и информатизации курирует работу:

·        Отдела организации научных исследований

·        Центра инновационных технологий и обеспечения качества образования

·        Отдела информационных систем и технологий

·        Редакционно-издательского отдела.

Проректор по экономической деятельности и безопасности:

·        Отдел организационной работы и управления документацией;

·        Административно-хозяйственная служба;

·        Специалист по охране труда, ГО и ЧС;

·        Редакционно-издательский отдел;

·        Медицинский кабинет.

Проректор по учебной и воспитательной работе курирует:

·        Учебный отдел

·        Организационно-методический отдел

·        Помощника проректора по воспитательной работе.

К среднему уровню относятся деканы юридического и факультета управления.

Их работу курирует также проректор по учебной и воспитательной работе.

Юридический факультет состоит из:

·  Кафедры истории и теории государства и права

·        Кафедры уголовного процесса и прокурорского надзора

·        Кафедры уголовного права и криминологии

·        Кафедры гражданского права и процесса

·        Кафедры конституционного и муниципального права

·        Кафедры государственно-правовых дисциплин

·        Юридической клиники

Факультет управления — это:

·        Кафедра социально-политических процессов и регионоведения

·        Кафедра экономики и государственного и муниципального управления

·        Кафедра документоведения, архивоведения и прикладной лингвистики

·        Кафедра менеджмента

К низовому уровню в Академии относятся заведующие кафедрами. Им подчинены непосредственно исполнители, в данном случае — преподаватели.

Наглядно структура вертикального разделения представлена рис 3.

Рис. 3 Структура вертикального разделения труда в Академии

Сложные организации осуществляют четкое горизонтальное разделение труда за счет подразделений и отделов, выполняющих конкретные задания. В Академии такое разделение представлено рядом структурных подразделений:

§  Отдел информационных систем и технологий

§  Институт дополнительного профессионального образования и управленческого консалтинга

§  Центр инновационных технологий и обеспечения качества образования

§  Центр довузовского образования

§  Библиотека

§  Учебный отдел

§  Организационно-методический отдел

§  Отдел правовой и кадровой работы

§  Отдел организационной работы и управления документацией

§  Отдел организации научных исследований

§  Отдел бухгалтерского учета и отчетности

§  Планово-экономический отдел

§  Студенческий спортивный клуб

§  Административно-хозяйственная служба

§  Центр медиации

§  Центр инновационных языковых технологий

§  Межрегиональная лаборатория информационной поддержки функционирования финно-угорских языков

§  Бюро официального перевода

§  Центр инноваций социальной сферы Республики Коми.

Данные структурные подразделения образуют горизонтальное разделение труда. Как и целая организация, частью которой они являются, подразделения представляют собой группы людей, деятельность которых сознательно координируется и направляется для достижения общей цели. Таким образом, по сути своей, большие и сложные организации состоят из нескольких специально созданных для конкретных целей взаимосвязанных организаций.

Итак, более крупные организации имеют такой объем управленческой работы, что им необходимо вертикальное разделение труда. Создание уровней управления используются для дифференциации и координации управленческой работы. Традиционно выделяются три уровня управления:

) менеджеры низового звена наблюдают за процессом осуществления производства работниками, которые не управляют, а имеют дело непосредственно с ресурсами;

) руководители среднего звена включают менеджеров, ответственных за ход производственного процесса в подразделениях;

) управленцы высшего звена отвечают за организацию в целом или за крупный сегмент данной организации.

Следует отметить, что разделение труда также представляет собой передачу задач и полномочий получателю, который принимает на себя ответственность за них, т.е. наблюдается делегирование полномочий.

Разделение труда редко бывает эффективным, если руководство не придерживается принципа соответствия, согласно которому объем полномочий должен соответствовать делегированной ответственности. Параллельно делегированию полномочий, руководство должно создать эффективные механизмы контроля для получения информации о результатах работы подчиненных. Обратная связь для получения информации от этих механизмов контроля помогает направлять подчиненного на достижение целей. Она также дает руководителю гарантию того, что проблема будет выявлена прежде, чем разовьётся в катастрофу.

На примере Академии это означает то, что ректор не может преподавать всем студентам одновременно, поэтому он делегирует эти полномочия преподавателям через проректора, деканов и заведующих кафедрами. Ставит задачи и наделяет полномочиями. Обратная связь, в данном случае, это качество знаний, которыми обладают студенты и выпускники.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Под разделением труда в организации понимается разграничение деятельности работников в процессе совместной деятельности, а также их специализация на выполнении определенной части совместной работы.

Разделение труда является важным элементом организации труда, которое предполагает закрепление за каждым отдельным работником и за каждым подразделением их обязанностей, функций, видов работ.

В качестве внутриорганизационных нормативных документов, регламентирующих разделение труда, применяются должностные инструкции.

Существует классическая схема, по которой разделение труда в организации представлено в следующих формах: технологическое, функциональное, профессиональное и квалификационное.

Кроме отмеченных выше, существует вертикальное и горизонтальное разделение труда.

Установление рациональных границ способствует снижению затрат труда, издержек производства, росту производительности труда.

Правильное разделение труда позволяет расставить всех участников производственного процесса по рабочим местам с учетом их личных особенностей, профессиональных и деловых качеств.

Именно оно вызвало отделение друг от друга различных профессий и занятий. Один человек просто не в состоянии следить за производством, разрабатывать новые технологии, продавать товар и осуществлять финансовую отчетность. Дело не только в невозможности совмещения этих функций, но и в том, что для выполнения каждой из них необходимы специальные знания и умения.

Разделение труда означает одновременное сосуществование различных видов трудовой деятельности и играет важную роль в организации труда, т.к.:

•        является необходимым элементом процесса производства и условием повышения производительности труда;

• позволяет организовать последовательную и одновременную обработку предмета труда на всех этапах производства;

• способствует специализации производственных процессов (каждое производство ограничивается изготовлением определенного вида однородной продукции) и совершенствованию трудовых навыков, участвующих в нем работников.

Подразделения представляют собой группы людей, деятельность которых должна координироваться для достижения общих целей. Для этого служит вертикальное разделение труда, при котором руководитель одного подразделения координирует работу других подразделений, которые, в свою очередь, также координируют работу руководителей следующих подразделений. В результате такого вертикального разделения труда образуются уровни управления. К высшему уровню в Академии относится ректорат и проректорат. К среднему уровню относятся деканы юридического и факультета управления. К низовому уровню — заведующие кафедрами.

Сложные организации осуществляют четкое горизонтальное разделение труда за счет подразделений и отделов, выполняющих конкретные задания. В Академии такое разделение представлено рядом структурных подразделений.

Следует отметить, что разделение труда также представляет собой передачу задач и полномочий получателю, который принимает на себя ответственность за них, т.е. наблюдается делегирование полномочий.

Параллельно делегированию полномочий, руководство должно создать эффективные механизмы контроля для получения информации о результатах работы подчиненных.

На примере Академии это означает то, что ректор не может преподавать всем студентам одновременно, поэтому он делегирует эти полномочия преподавателям через проректора, деканов и заведующих кафедрами. Ставит задачи и наделяет полномочиями. Обратная связь, в данном случае, это качество знаний, которыми обладают студенты и выпускники.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1.       Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих: постановление Минтруда РФ от 21 августа 1998 г. № 37 (ред. от 12.02.2014) // [в данном виде опубликован не был]

.        Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 2012. — № 53 (ч 1). — Ст. 7598

.        О принятии и введении в действие Общероссийского классификатора профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94: постановление Госстандарта РФ от 26.12.1994 N 367 с изм. от 19.06.2012 // [в данном виде опубликован не был]

.        О Коми республиканской академии государственной службы и управления при главе Республики Коми: указ главы Республики Коми от 18 апреля 1996 г. № 107 //www.consultant.ru

.        Об организации подготовки государственных служащих, руководящих работников и специалистов рыночной экономики в Коми ССР: постановление совета министров Коми ССР от 9 марта 1992 г. № 112 // www.consultant.ru

.        О создании автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования Республики Коми «Коми республиканская академия государственной службы и управления» путем изменения типа существующего государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Коми республиканская академия государственной службы и управления при Главе Республики Коми» (с изменениями и дополнениями): постановление правительства Республики Коми от 9 сентября 2008 г. № 223 //www.consultant.ru

.        Баскакова, О.В. Экономика предприятия / О.В. Баскакова, Л.Ф. Сейло. — М.: Юнити, 2013. — 372 с.

.        Бухалков, М.И. Организация и нормирование труда: учебник / М.И. Бухалков. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2009. — 423 с

.        Бякова, Е.О. Организация, нормирование и оплата труда на предприятии / Е.О. Бякова, Н.А. Погодина. — М.: Экзамен, 2008. — 152 с.

.        Генкин, Б.М. Экономика и социология труда: учебник для вузов / Б.М. Генкин. — 8-е изд.- М.: Норма, 2012. — 448 с.

.        Дубровин, И.А. Экономика труда: учебник / И.А. Дубровин — М.: Дашков и К, 2012. — 405 с.

.        Егорова, Е.А. Экономика труда: учебное пособие / Е.А. Егорова, О.В. Кучмаева. — М.: МФПА, 2012. — 80 с.

.        Егоршин, А.П., Организация труд персонала: Учебник / А.П. Егоршин, А.К. Зайцев. — М.: ИНФРА-М, 2008. — 320 с.

14.     Иванов, Ю. Разделение труда и новые участники деятельности / Ю. Иванов // Электронный журнал Управление предприятием. — 2013. — № 5(28) / <http://consulting.1c.ru>

.        Иохин, В.Я. Экономическая теория: учебник / В.Я. Иохин. — М.: Экономисть, 2012. — 861с.

.        Кабушкин, Н.И. Основы менеджмента / Н.И. Кабушкин. — 11-е изд., испр. — М.: Новое знание, 2009. — 336 с.

17.     Коллективный договор между работодателем и работниками государственного образовательного учреждения высшего образования «Коми республиканская академия государственной службы и управления» от 5 ноября 2014 г. № 37 //www.krags.ru

.        Мескон, М. Основы менеджмента: пер. с англ. / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. — М.: Вильямс, 2007. — 704 с.

.        Македошин, А.А. Организация труда персонала / А.А. Македошин, Э.Б. Молодькова, С.А. Переживкин. — СПб: СПбГУЭФ, 2011. — 188 с.

.        Организация, нормирование и оплата труда: учебное пособие / под общ. ред. А.С. Головачева. — 3-е изд., испр. — М.: Новое знание, 2011. — 603 с.

.        Пашуто В.П./ Организация, нормирование и оплата труда на предприятии: учебно-практическое пособие. — М.: КРОНУС, 2005. — 320 с.

.        Правила внутреннего распорядка от 29 июня 2012 г. № 10 // www.krags.ru

.        Разорвин, И.В. Экономика труда: учебно-методический комплекс / И.В. Разорвин, И.Н. Митин. -Екатеринбург: УрАГС , 2003. — 27 с.

.        Райзберг, Б.А. Современный экономический словарь / Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева. — 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М, 1999. — 479 с.

.        Рудаков, М.Н. Теория организации / М.Н. Рудаков, В.Б. Акулов. — М.: Юнити, 2013. — 160 с.

.        Румянцева, З.П. Общее управление организацией. Теория и практика: учебник / З.П. Румянцева. — М.: ИНФРА-М, 2013. — 304 с.

.        Рофе, А.И. Организация и нормирование труда: учебное пособие / А.И. Рофе.- 2-е изд., стер. — М.: КНОРУС, 2014. — 224 с.

.        Рофе, А.И. Экономика труда: учебник / А.И. Рофе. — М.: КНОРУС, 2010. — 400 с.

.        Самара, Н.А. Экономика и организация труда: учебно-практическое пособие / Н.А. Самара. — Минск: БГЭУ, 2013. — 293 с.

.        Семенов, В.Г. Разделение труда на предприятии: состояние и перспективы / В.Г. Семенов // Труд и социальные отношения. — 2011. -№ 9. — С. 138-142

.        Скляревская, В.А. Организация, нормирование и оплата труда на предприятии / В.А. Скляревская. — М.: Дашков и К, 2012. — 340 с.

.        Смит, А. Исследование о природе и причинах богатства народов. / А. Смит. — М.: Эксмо, 2007. — 960 с.

.        Устав государственного образовательного учреждения высшего образования «Коми республиканская академия государственной службы и управления» (в новой редакции) от 5 декабря 2013 г. № 700 // www.krags.ru

.        Шутина, О.В. Проблемы разделения и кооперации труда на предприятиях в условиях кризиса / О.В. Шутина, А.Е. Николаева // Вестник Омского университета. Серия «Экономика».- 2012. — № 3. — С. 101-105

.        Экономика и социология труда / под ред. А.Я. Кибанова. — М.: ИНФРА-М, 2010. — 584 с.

.        Экономика труда / под ред. Н. Горелова. — М.: Юрайт, 2013. — 671 с.

.        Экономика. Толковый словарь / под общ. ред. Осадчая И.М. — М.: ИНФРА-М,2000. — 752 с.

.        Официальный сайт КРАГСиУ // www.krags.ru

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

1876

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке