Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Феномен русского национализма в общественно-политическом дискурсе современной России»

Аннотация. В данной статье рассмотрен феномен русского национализма, его происхождение и значение во внутриполитической дискуссии в современной России. Анализ этого феномена затруднен не только из-за отсутствия в политической науке окончательно сформировавшихся понятий нации, этноса, национализма, но также в силу исторически сложившихся в России обстоятельств, препятствовавших проявлению национального самосознания русского этнического ядра.

Ключевые слова: национализм, идеология, внутренняя политика.

Идеи русского национализма начали формироваться на рубеже XVIII и XIX вв., но в течение почти целого столетия оставались предметом споров немногочисленной образованной элиты. Отдельные попытки использования националистических идей были предприняты П.Л. Пестелем в «Русской правде», С.С. Уваровым в своей теории официальной народности и др., причем нация рассматривалась ими не как биологическое, а как политическое внесословное единство. Позднее эти идеи часто вплетались и в отдельные направления мысли славянофилов, западников, а позднее почвенников и народников. Отдельно можно упомянуть М.О. Меньшикова, который стал первым идеологом русского этнического национализма на рубеже XIX и XX вв.

После преобразования большевиками Российской империи в СССР русский национализм стал табуированной темой. Хотя дискуссия о национализме малых народов, проживавших на территории бывшей Российской империи, и его приемлемости для советской власти продолжалась все 20-е годы, русский национализм был отброшен как символ имперского гнета. В.И. Ленин считал борьбу с ним, равно как и уравнение всех народов СССР в правах, ключевой обязанностью советской власти: «…нужно возместить так или иначе своим обращением или своими уступками по отношению к инородцу то недоверие, ту подозрительность, те обиды, которые в историческом прошлом нанесены ему правительством «великодержавной» нации»1. Практическим воплощением этого тезиса стала политика коренизации, т.е. фактической дерусификации, целью которой было укрепление советской власти на этнических окраинах бывшей империи.

И.В. Сталин в первое десятилетие после революции придерживался такого же мнения: «…решительная борьба с пережитками великорусского шовинизма является первой очередной задачей нашей партии»2. Однако в 1930-х годах он изменил направление национальной политики на более традиционное, подчёркивавшее важность русского языка в едином политическом пространстве СССР. Это было связано с укреплением позиций самого И.В. Сталина через конструирование командно-административной системы путем создания новых всесоюзных централизованных государственных структур, требовавших унификации методов работы расширявшейся бюрократии. Хотя ключевые цели и средства советского режима были совершенно отличными от дореволюционных, многое из арсенала практических средств предыдущего режима было взято И.В. Сталиным на вооружение: это и установление русского языка как единого языка делопроизводства на всей территории СССР, и переселение русскоязычных специалистов в национальные республики для создания там инфраструктуры. Впрочем, о русском национализме и каком-то особом положении русских в СССР речь не шла: даже РСФСР не рассматривалась как национальная республика русских, будучи разделенной на национальные автономные республики, округа и области.

В период Великой Отечественной войны в официальных высказываниях первых лиц и пропаганде порой подчеркивалась значительная роль русского народа, сплотившего вокруг себя все остальные народы СССР в борьбе с нацистской Германией, но это никак не выходило за рамки концепции советского патриотизма.

После смерти И.В. Сталина и до распада СССР, доминирующим стало представление о многонациональном советском народе, в котором стирались межэтнические различия. Подчеркивалось лишь единство трудящихся, что было закреплено в Конституции СССР от 1977 года1. Русский национализм не выходил из идеологического подполья вплоть до 1980 года, — и на его месте прочно обосновался советский патриотизм, не имевший националистической окраски.

Следующий этап развития русского национализма связан с созданием НПФ «Память» в 1980 году. На протяжении целого десятилетия эта организация вела националистическую, антисемитскую   и монархическую пропаганду. Властями успешно были предприняты попытки раздробить и дискредитировать организацию, однако это движение стало отправной точкой для создания будущих националистических группировок.

Незадолго до распада СССР остро встали вопросы о росте национализма и национальном самоопределении в этнических республиках. Это закончилось разрушением CCCР и основанием СНГ в 1991 году. В самой же РСФСР этот вопрос стоял не менее остро,  а национализм этнических меньшинств, их стремление к отделению, что касалось в первую очередь Чеченской республики и Татарстана, сделал невозможным плавный переход к новой государственной форме — Российской Федерации. На протяжении 1990-х гг. вынужденное возвращение русских в наиболее спокойные регионы Российской Федерации из-за этнических чисток во многих бывших советских республиках и на Северном Кавказе, равно как и расцвет нерусских националистических движений, не привел к формированию крупной националистической политической силы, поскольку общественная дискуссия и политическая борьба шли по поводу преодоления кризиса государственности и сохранения этнических республик в составе РФ. Хотя ведущие политические силы часто обращались к избирателю с популистско-националистических позиций, что было характерно для ЛДПР, КРО, СПД «Держава» и др., «русский вопрос» был актуален только во время избирательных кампаний. Русский национализм как идеология и парадигма политического действия остался маргинальным явлением, в целом никак не институциализированным, если не считать небольших радикальных группировок вроде РНЕ, НБП, РОС и др., которые имели совершенно разную направленность: для одних был важен вопрос крови, для других — почвы, для третьих — мессианская роль России. В целом, их идеологическая  раздробленность напоминала дореволюционную ситуацию с поправкой на время. При этом националисты, даже рассматривавшие русский народ как понятие духовное, а не этническое, не были властителями дум. Поэтому существование небольших разрозненных движений скорее подтверждало низкую востребованность русского национализма как обществом, воспитанном в советское время в духе интернационализма, так и государством, ключевые посты которого принадлежали бывшим деятелям КПСС.

После избрания В.В. Путина Президентом РФ русский национализм сохранил свое маргинальное положение, но именно в 2000-е впервые проявился его неуправляемый рост с уклоном на этнический компонент. Исследователь Э. Паин выделяет три направления современного русского национализма: «имперский национализм», национал-демократизм и либеральный национализм. Первое направление состоит из «державников» — оно наиболее многочисленно, хотя раздроблено и аморфно, и в целом лояльно властям. В свою очередь национал-демократы же, представленные В. Соловьем, К. Крыловым и др., не только строго оппозиционны Кремлю, но и имеют наиболее серьезную теоретическую базу. Третье направление можно считать националистическим лишь условно, так как представлено политиками либерального направления, такими как А. Навальный и В. Милов — они использовали националистическую риторику поначалу лишь в тактических целях, но постепенно эволюционировали, и позже апелляция к русскому национализму и антииммигрантская риторика стали существенной частью их дискурса, хотя и не главной. В целом, в 2000-ых увеличилось число попыток создания националистических организаций и партий, однако, даже если им удавалось пройти процедуру регистрации, путь в публичную политику был для них закрыт. Единственным легальным общественным мероприятием русских националистов стал «Русский марш», проводящийся ежегодно во многих регионах России с 2005 года.

Рост негативных проявлений этнического национализма связан прежде всего с иммиграцией в Россию, и особенно в центральные русские регионы, большого количества жителей бывших советских республик и регионов Северного Кавказа вкупе с низкой эффективностью работы правоохранительных органов. Первые массовые беспорядки на этой почве произошли в  сентябре 2006 года в Кондопоге, но кульминацией стали события на Манежной площади в декабре 2010 года. К такому серьезному и продолжительному межэтническому столкновению, продолжавшемуся серией митингов по всей стране с привлечением внимания общественности к аналогичным эпизодам в других регионах, власти явно не были готовы, так как по-прежнему официально ограничивались тезисом о многонациональном российском народе, но при этом полностью игнорировали «русский вопрос». Реакция властей была запоздалой, но жесткой: к уголовной ответственности были привлечены как преступники, чьи действия спровоцировали массовые выступления, так  и  активные  участники  беспорядков,  —  и эта реакция по отношению к националистам, придерживающихся тактики «прямого действия», стала универсальной. Несмотря  на это, межэтнические конфликты не стали менее интенсивными,   о чем свидетельствует статистика.

После этих событий и до Крымского кризиса нелояльные Кремлю националисты существовали вне закона, и давление властей на активистов националистических движений усиливалось. Коренной перелом произошел в 2014 году, когда «имперский» вариант национализма стал знаменем внешнеполитической линии российских властей. В этот момент русские националисты раскололись на два непримиримых лагеря: тех, кто поддержал действия

правительства (многие из них присоединились к вооруженным формированиям в ДНР и ЛНР), и тех, кто продолжил критиковать власти. Первые, будучи в основном представителями «имперского» направления, обосновывают свои притязания на территории Донбасса концепцией защиты «русского мира», хотя она эклектична    и ключевым этническим идентификатором в ней рассматривается владение русским языком. Российские власти в целом не борются   с этой весьма размытой по своим целям идеологией, и для многих западных политиков этого достаточно для обвинений российского президента в радикальном национализме.

Напротив, либеральные, демократические и этнонационалисты остались в глубокой оппозиции властям, но из-за внешнеполитической повестки их популярность значительно упала, хотя межэтническое напряжение с 2014 года в российских городах снизилось. Но, несмотря на это, едва ли возможно говорить о том, что решена проблема роста ксенофобии и формирования эксклюзивной русской идентичности — этому также сопутствуют негативные социально-политические условия. Политолог Генри Е. Хэйл отмечает, что лояльные и нелояльные Кремлю националисты могут соединиться в своей оппозиционности в случае, если ожидания адептов «русского мира» не оправдаются.

Следует заключить, что русский национализм как набор идей, часто очень непохожих друг на друга, продолжает свое развитие как в работах публицистов, так и в общественно-политическом дискурсе в целом. Тем не менее, официальное игнорирование существования русских как этноса, экономическая стагнация, а также низкая фертильность в центральных русских регионах и высокий процент трудовой иммиграции из других стран наряду с отсутствием легальной  политической  силы,  в  открытую  говорящей  об этих проблемах и пытающейся их решить, вероятно приведет     к дальнейшему укреплению «бытового» национализма и увеличению негативных проявлений ксенофобии в ближайшем будущем. Говорить о том, какие последствия могут ожидать Россию в случае негативного сценария весьма затруднительно, но можно предположить, что в ближайшие десятилетия понадобятся серьезный пересмотр государственной национальной политики для недопущения катастрофы.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Список использованных источников

1. Кольев А.Н. Нация и государство. Теория консервативной реконструкции. — М. : Логос, 2005.
2. Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик : (принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 7 октября 1977 г.). — Режим доступа: http://constitution.garant.ru/history/ussr-rsfsr/1977/red_1977/5478732/
3. Ленин В.И. К вопросу о национальностях или об «автономизации» // Полное собрание сочинений: в 55 т. — 5-е изд. — М. : Госполитиздат, 1964. — Т. 45 : Март 1922 — март 1923.
4. Паин Э. Современный русский национализм в зеркале рунета // Россия — не Украина: современные акценты национализма : сб. статей / сост.: А. Верховский. — М. : Центр «Сова», 2014.
5. Сталин И.В. Национальные моменты в партийном и государственном строительстве : тезисы к XII съезду РКП(б), одобренные ЦК партии // Сочинения. — М. : Госполитиздат, 1947. — Т. 5.
6. Гроздья Гнева. Рейтинг межэтнической напряженности в регионах России. Осень 2013 — весна 2014. [Электронный ресурс] : Совместный проект ЦИНК и федеральной экспертной сети «Клуб Регионов».
— Режим доступа: https://club-rf.ru/thegrapesofwrath/01/
7. Hale E.H.. Russian nationalism and the logic of the Kremlin’s actions on Ukraine [Электронный ресурс] // The Guardian. — Режим доступа: https://www.theguardian.com/world/2014/aug/29/ russian-nationalism-kremlin-actions-ukraine
8. Kolsto P. Introduction: Russian nationalism is back — but precisely what does that mean? // The New Russian Nationalism: Imperialism, Ethnicity, Authoritarianism, 2000– 2015, Edinburgh University Press, March 2016. — P. 1–3.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

1015

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке