Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Отчёт по практике в Курском отделении Сбербанка России

Целью производственной практики явилось закрепление в практической деятельности знаний, умений и навыков, полученных в процессе обучения, а также сбор информации для написания курсовой работы на тему «Банковский вексель как инструмент привлечения ресурсов».

Содержание

Введение
Глава 1. Организационно-экономическая характеристика Сбербанка России
1.1. История возникновения Сбербанка России, характер его деятельности
1.2. Организационная структура и структура управления банком
1.3. Основные операции, осуществляемые Сбербанком России
1.4. Оценка основных показателей финансово-хозяйственной деятельности банка
1.5. Оценка работы Сбербанка России с векселями
Глава 2. Анализ деятельности дополнительного офиса № 8596/010 Курского отделения Сбербанка России
2.1. Краткая характеристика структурного подразделения
2.2. Анализ основных показателей деятельности дополнительного офиса
Заключение
Список использованных источников

Введение

Производственная практика позволяет соединить теоретическую подготовку с практической деятельностью на конкретных рабочих местах.

Целью производственной практики явилось закрепление в практической деятельности знаний, умений и навыков, полученных в процессе обучения, а также сбор информации для написания курсовой работы на тему «Банковский вексель как инструмент привлечения ресурсов».

Основные задачи практики:

  • ознакомиться с правовыми нормативными и законодательными актами, регулирующими деятельность финансово-кредитной организации;
  • ознакомиться с деятельностью структурного подразделения банка;
  • освоить практическое выполнение банковских операций;
  • дать общую оценку финансово-экономического состояния банка;
  • выявить конкурентные преимущества, сильные и слабые стороны деятельности банка;
  • проанализировать основные показатели деятельности структурного подразделения банка;
  • подобрать материал для написания курсовых работ и отчета о производственной практике.

Объектом исследования  является деятельность ОАО Сбербанка России.

Предметом исследования выступает анализ основных показателей деятельности дополнительного офиса №8596/010 Курского отделения №8596 Сбербанка России.

В работе  использованы учебники, периодические издания, нормативные акты и материалы, годовая, публикуемая отчетность ОАО Сбербанка России. Большая часть статистических  данных получена с официального сайта Сбербанка Российской Федерации.

Производственная практика проходила в дополнительном офисе №8596/010 Курского отделения №8596 Сбербанка России в секторе обслуживания юридических лиц.

Глава 1. Организационно-экономическая характеристика Сбербанка России

1.1. История возникновения Сбербанка России, характер его деятельности

Исторически Сбербанк России отсчитывает свое основание с даты указа императора Николая I о создании сберегательных касс, подписанного в 1841 году.

1 марта 1842 года открылась первая сберкасса в Санкт-Петербурге. В 1850 году была открыта первая сберегательная касса в Пскове. В 1862 год Сберкассы были переданы в ведение Министерства финансов. И к этому моменту в стране работали уже две столичные кассы (в Петербурге и Москве) и 46 губернских сберегательных касс. К 1882 году в стране насчитывается 76 сберкасс из них 11 в Петербурге. До 1895 года предпринимаются следующие шаги, ведущие к увеличению числа сберегательных касс и расширению числа вкладчиков.

В 1895 году по инициативе С. Ю. Витте был принят новый Устав сберегательных касс, согласно которого Сберкассы стали именоваться «государственными» и было создано Управление государственных сберегательных касс.

В 1918 году вышел Декрет СНК от 21 января «Об аннулировании государственных займов», гарантировавший неприкосновенность вкладов в сберегательных кассах, в 1919 году — Декрет СНК от 10 апреля о слиянии сберкасс с Народным банком РСФСР. А в 1922 году — Постановление СНК от 26 декабря «Об учреждении государственных сберегательных касс». 1948 год. Утвержден новый Устав государственных трудовых сберегательных касс.

1988 год — Государственные трудовые сберегательные кассы преобразованы в Сбербанк СССР как государственный специализированный банк по обслуживанию населения.

Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации  создан в форме акционерного общества в соответствии с Законом РСФСР «О банках и банковской деятельности в РСФСР» от 2 декабря 1990 года. Учредителем являлся Центральный банк Российской Федерации. Устав Акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации зарегистрирован в Центральном банке Российской Федерации 20 июня 1991 года.

Основной целью деятельности Банка является привлечение денежных средств от физических и юридических лиц, осуществление кредитно-расчетных и иных банковских операций и сделок с физическими и юридическими лицами для получения прибыли.

Миссия Банка — обеспечивать потребность каждого клиента, в том числе частного, корпоративного и государственного, на всей территории России в банковских услугах высокого качества и надёжности, обеспечивая устойчивое функционирование российской банковской системы, сбережение вкладов населения и их инвестирование в реальный сектор, содействуя развитию экономики России.

Сбербанк – современный универсальный банк с большой долей участия частного капитала, в т.ч. иностранных инвесторов. Структура акционерного капитала Сбербанка свидетельствует о его высокой инвестиционной привлекательности.

В настоящее время общее количество размещенных акций Сбербанка России составляет:

Обыкновенных акций номиналом 3 руб. – 21 586 948 000 штук;

Привилегированных акций номиналом 3 руб. – 1 000 000 000 штук.

Количество объявленных обыкновенных акций – 7 413 052 000 штук.

Таблица 1. Структура акционеров (основные тенденции за 2006-2008 гг.). Доли в уставном капитале

На сегодняшний день Сбербанк является крупнейшим банком Российской Федерации и Центральной и Восточной Европы, занимает лидирующие позиции в основных сегментах финансового рынка России и входит в число крупнейших по капитализации банков мира.

Международные рейтинги Сбербанка отражают авторитет банка в мировом банковском сообществе как одного из наиболее динамично и разносторонне развивающихся российских банков.

1.2. Организационная структура и структура управления банком

Органами управления Банком являются:

  • Общее собрание акционеров;
  • Наблюдательный совет;
  • коллегиальный исполнительный орган — Правление банка;
  • единоличный исполнительный орган — Президент, Председатель Правления Банка.

Собрание акционеров

В соответствии с законодательством Российской Федерации, Уставом Сбербанка России Общее собрание акционеров является высшим органом управления Банком.

По решению Наблюдательного совета 28 ноября 2007 года было созвано внеочеред­ное общее собрание акционеров, в ходе которого было принято решение об избрании Пре­зидентом, Председателем Правления Сбербанка России Г.О. Грефа и прекращении пол­номочий Президента, Председателя Правления Сбербанка России А.И. Казьмина в связи с переводом на другую работу.

Наблюдательный совет

В соответствии с Уставом и Кодексом корпоративного управления Наблюдательный совет Банка осуществлял общее руководство деятельностью Банка, принимал решения по вопросам развития и осуществлял контроль за деятельностью исполнительных органов Банка.

В Банке действуют три комитета Наблюдательного Совета, возглавляемые независи­мыми или неисполнительными директорами: Комитет по аудиту, Комитет по кадрам и вознаграждениям и Комитет по стратегическому планированию.

Правление Банка

В 2007 году руководство текущей деятельностью Сбербанка России осуществлялось Правлением Банка. Решением внеочередного общего собрания акционеров Сбербанка России от 28 ноября 2007 года Президентом, Председателем Правления Сбербанка России избран Г.О. Греф и прекращены полномочия Президента, Председателя Правления Сбер­банка России А.И. Казьмина. (Приложение 1. Организационная структура Сбербанка России)

Сбербанк обладает уникальной филиальной сетью. Филиалы Банка (территориальные банки, отделения) действуют на основании положений, утверждаемых Правлением Банка, имеют печать с изображением эмблемы (логотипа) Сбербанка и реквизитами, установленными нормативными актами Сбербанка России, а также другие печати и штампы

По состоянию на 1 января 2008 года филиальная сеть Сбербанка России состояла из 20 307 подразделений, включая 17 территориальных банков (Приложение 2. Территориальные банки Сбербанка России), 791 отделение, 19 499 внут­ренних структурных подразделений. Последние, в свою очередь, включали 8 690 допол­нительных офисов (в т.ч. 70,1% — специализированные по обслуживанию физических лиц, 28,5% — универсальные, 1,4% — специализированные по обслуживанию юридических лиц), 10 758 операционных касс вне кассового узла и 51 передвижной пункт кассовых опера­ций. Кроме того, функционировало 38 отдельно стоящих обменных пунктов.

1.3. Основные операции, осуществляемые Сбербанком России

Сбербанк России — универсальный коммерческий банк. Поэтому Банк стремится удовлетворить потребности различных групп клиентов в широком спектре банковских услуг на всей территории России.

Банк осуществляет следующие банковские операции:

  • привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады
    (до востребования и на определенный срок);
  • размещение указанных выше привлеченных средств от своего имени и за
    свой счет;
  • открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;
  • расчеты по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-
    корреспондентов, по их банковским счетам;
  • инкассацию денежных    средств,    векселей,    платежных    и    расчетных
    документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;
  • куплю-продажу иностранной валюты в наличной и безналичной формах;
  • привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;
  • выдачу банковских гарантий;
  • переводы денежных средств по поручениям физических лиц без открытия
    банковских счетов (за исключением почтовых переводов).

Сбербанк России помимо банковских операций осуществляет следующие сделки:

  • выдачу поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме;
  • приобретение права требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме;
  • доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по договору с физическими и юридическими лицами;
  • операции с драгоценными   металлами   и   драгоценными   камнями;
  • предоставление в аренду физическим и юридическим лицам специальных помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей;
  • лизинговые операции;
  • оказание консультационных и информационных услуг.

Все банковские операции и сделки осуществляются в рублях и иностранной валюте.

Одним из приоритетных направлений деятельности Сбербанка России является оказание комплексных услуг юридическим лицам. В сотрудничестве с Банком любая организация — от небольшой региональной фирмы до крупного национального холдинга — может реализовывать зарплатные и торговые проекты, получать кредиты на развитие бизнеса, осуществлять операции с ценными бумагами.

Каждому клиенту Сбербанк России предлагает выгодные условия, индивидуальный подход и качественное обслуживание.

Клиентами Сбербанка России в рамках реализации зарплатных проектов уже являются более 110 тысяч организаций, расположенных на всей территории Российской Федерации, общее число клиентов-держателей зарплатных карт Сбербанка России составляет 14,5 млн. человек.

Сбербанк России предлагает широкий перечень услуг и операций для осуществления расчетно-кассового обслуживания своих клиентов.

Преимущества услуг Сбербанка России очевидны.

Более чем столетняя история существования Банка доказывает его надежность, стабильность и успешность. Крупнейшая в России филиальная сеть позволяет Банку всегда быть территориально рядом с клиентом и оказывать услуги во всех регионах и часовых поясах страны. Кроме того, предусматривается возможность расчетно-кассового обслуживания многофилиальных и холдинговых компаний на всей территории Российской Федерации на единых условиях и по единым тарифам. Широкий спектр операций с наличностью, а также перечисление денежных средств по поручению клиента осуществляется «день в день» с использованием системы межфилиальных расчетов Банка. Конкурентные позиции на денежных рынках позволяют предлагать клиентам наиболее выгодные ценовые условия конвертации валют и широкие возможности хеджирования валютных рисков, работы на рынке ценных бумаг. Кроме того, Сбербанк России осуществляет профессиональное сопровождение и  оказывает своим клиентам консультации по вопросам внешнеэкономической деятельности.

Расчетно-кассовое обслуживание клиентов включает в себя открытие и ведение счетов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в рублях и иностранной валюте, осуществление операций по проведению платежей, зачислению средств на счета, приему денежных средств без ограничения суммы и выдаче наличных денежных средств в пределах остатка на счете клиента, а также размен денежных средств.

При обслуживании в Сбербанке России клиент имеет возможность постоянно пользоваться консультациями сотрудников Банка.

Оказание услуг частным лицам является приоритетным направлением деятельности Сбербанка России.

Банк активно развивает программы кредитования (Автокредит, Кредит «Молодая семья», Жилищные кредиты, Образовательный кредит, Кредит на неотложные нужды), предлагая своим клиентам выгодные кредиты для улучшения жилищных условий, приобретения транспортных средств, получения высшего образования и решения многих других финансовых вопросов. Сбербанк России помогает осуществлять платежные операции, берет на себя ответственность за хранение и приумножение денежных средств своих вкладчиков, оказывает услуги на рынках ценных бумаг.

В любом из филиалов Сбербанка России можно осуществлять наличные и безналичные платежи. Банк принимает платежи за услуги ЖКХ, мобильной и городской телефонной связи, интернет — провайдеров и многие другие. В отделении Банка можно оплатить приобретенный товар, внести добровольный или страховой взнос, произвести выплату по кредиту.

Стратегическая цель Сбербанка России — развитие качественно нового уровня обслуживания внешней торговли, сохранение позиции современного первоклассного конкурентоспособного банка, занимая при этом положение системообразующего банка по обслуживанию внешней торговли во всех регионах РФ.

Выбор конкретной формы, в которой будут осуществляться расчеты по внешнеторговому контракту, определяется по соглашению сторон, участников внешней торговли и фиксируется в условиях контракта.

В результате накопленного Банком опыта работы произошло значительное расширение продуктового ряда в области обслуживания внешней торговли за счет высокотехнологичных продуктов, отвечающих складывающейся макроэкономической ситуации.

1.4. Оценка основных показателей финансово-экономической деятельности банка

По итогам 2007 года Сбербанк заработал балансовую прибыль в размере 153,1 млрд. рублей, что на 35,7% превышает результат 2006 года. Чистая прибыль составила 116,7 млрд. рублей, увеличившись по сравнению с прошлым годом на 32,8% (в прошлом году чистая прибыль – 87,9 млрд. рублей). Рекордное значение прибыли Сбербанка России за отчетный год наглядно показывает его устойчивость к кризисным явлениям на международных рынках.

Практически двукратный рост капитала в 2007 году был обеспечен как размером полученной прибыли, так и в значительной степени проведенной в 1 квартале эмиссией обыкновенных акций, в ходе которой в капитал Банка было привлечено 230,2 млрд. рублей. По состоянию на 1 января 2008 года капитал Банка составил 681,6 млрд. рублей (на 1 января 2007 года – 347,3 млрд. рублей), его доля в совокупном капитале российского банковского сектора составила 25,5% против 20,5% на начало 2007 года.

Активы-нетто Сбербанка увеличились за 2007 год на 41,6% и превысили 5 трлн. рублей, при этом прирост активов более, чем на 90% был обеспечен операциями кредитования – основным видом деятельности Банка.

На долю кредитов корпоративным и частным клиентам в работающих активах приходится в совокупности около 87%. Вложения в ценные бумаги осуществляются Банком в основном в целях подержания необходимого уровня ликвидности. По состоянию на 1 января 2008 года вложения в ценные бумаги составляют лишь 11% работающих активов, что снижает зависимость финансовых результатов Банка от изменения цен на фондовых рынках.

Основным источником ресурсов Сбербанка России традиционно являются средства частных клиентов, привлеченные во вклады – их доля в привлеченных средствах составляет 62,3%. Средства корпоративных клиентов составляют 30%, средства, привлеченные на международных финансовых рынках составляют всего 3%. Таким образом, ресурсная база Сбербанка практически целиком формируется за счет внутренних источников и не зависит от конъюнктуры внешних рынков.

За 2007 год остаток средств на счетах по вкладам частных клиентов увеличился на 30,9% и составил 2,7 трлн. рублей (за 2006 год – 2,03 трлн. рублей). В абсолютном выражении годовой прирост остатка средств на вкладах составил 627,6 млрд. рублей против 528,5 млрд. рублей в прошлом году и был практически полностью – на 99% — обеспечен рублевыми сбережениями. Снижение остатка вкладов в долларах США составило 974 млн. долларов США и в 1,5 раза превысило отток за 2006 год. По вкладам в евро наблюдался приток средств, который увеличился по сравнению с 2007 годом более чем в двое и составил 1 150 млн. евро.

Валютная система вкладов по состоянию на 1 января 2008 года сложилась следующим образом: 90% приходится на рублевые сбережения, на сбережения в долларах США – 5,8%, сбережения в евро – 4,2%.

Средства корпоративных клиентов составляют 29,5% всех привлеченных средств, в целом за 2007 год остаток привлеченных средств корпоративных клиентов увеличился более чем в 1,5 раза и составил 1 256 млрд. рублей. Основу привлеченных средств корпоративных клиентов составляют средства, размещенные на расчетных, текущих и бюджетных счетах – 53,6%. В депозиты привлечено 34,8% средств корпоративных клиентов, в векселя и депозитные сертификаты – 11,6%.

По состоянию на 1 января 2008 года на расчетно-кассовом обслуживании в Сбербанке России находились 1,43 млн. корпоративных клиентов, включая индивидуальных предпринимателей. Сбербанк обслуживает предприятия и организации всех основных видов экономической деятельности, при этом основную часть клиентской базы составляют клиенты малого и среднего бизнеса – на них приходится 99,8% всех предприятий и 56,9% привлеченных от корпоративных клиентов средств.

На долю средств, заимствованных на международных финансовых рынках, приходится 3% ресурсной базы. В декабре 2007 года Банк привлек синдицированный кредит в размере 750 млн. долларов США, в котором приняли участие 18 зарубежных банков. Кредит был привлечен в жатые сроки и на рекордно низких ценовых условиях, несмотря на непростую ситуацию на международных рынках – стоимость заимствований составила ЛИБОР + 0,45% годовых. Срок кредита – 3 года с возможностью пролонгации на 2 года.

Либор (LIBOR – London Interbank Offered Rate) – средняя ставка процента, по которой лондонские банки предоставляют ссуду надежным банкам на рынке евровалют. Официальной фиксации ЛИБОР не существует.

За 2007 год доходы Сбербанка России составили 562,8 млрд. рублей, что на 44,4% превышает объем доходов за 2006 год (389,7 млрд. рублей). Наиболее значимым источником доходов для Банка являются кредитные операции. Процентные доходы от операций кредитования увеличились в 2007 году на 40,8% до 372,7 млрд. рублей. В структуре совокупных доходов Банка их доля составила 66,2%, в том числе на доход от кредитования корпоративных клиентов приходится 41,9% всех доходов. На доход от кредитования частных клиентов – 22,7%.

Активное развитие услуг, оказываемых на комиссионной основе. Способствовало дальнейшему росту комиссионных доходов. По итогам отчетного периода объем комиссионных доходов увеличился на 31,2% и составил 96,5 млрд. рублей. Доля комиссионных доходов в общих доходах Банка по итогам 2007 года составила 17,1%, в чистом операционном доходе – 28,2%.

Основная часть комиссионных доходов сформирована за счет комиссий  от проведения расчетных операций – 35,5% от общего объема комиссионных доходов, операций кредитования юридических и физических лиц – 29,9%, и кассовых операций – 21,3%. В 2007 году продолжился рост комиссионных доходов от операций с банковскими картами: их объем увеличился на 46,1% до 12,9 млрд. рублей, что составило 13,4% совокупного объема комиссионного дохода Банка.

Доходы от операций с ценными бумагами в 2007 году возросли в 1,9 раза до 76 млрд. рублей, в результате чего их доля в общих доходах Банка возросла до 13,5%. Существенный рост доходов от операций с ценными бумагами был обусловлен увеличением в течении года вложений в ОФЗ, временным размещением свободных средств, полученных в ходе проведения эмиссии обыкновенных акций Сбербанка России, в облигации Банка России и получением доходов по ним, а также реализацией еврооблигаций РФ и большей части инвестиционного портфеля акций корпоративных эмитентов во второй половине 2007 года.

Среди  внешних факторов, которые воздействовали на рост прибыли Банка в течение  последних лет, определяющим является активное развитие российской экономики и финансовой сферы. Увеличение потребительской и деловой активности в стране, совершенствование нормативной базы, расширение перечня доступных финансовых инструментов – все способствовало росту числа клиентов Банка и объемов продаж всех видов банковских продуктов и услуг Банка. Одновременно за пять лет произошла нормализация  экономической ситуации, выразившаяся в стабилизации национальной валюты, в снижении Банком России ключевых процентных ставок, а также в усилении конкуренции в банковской сфере, что привело к снижению процентной маржи Банка.

В дополнение к вышеперечисленным факторам на основную деятельность Банка в 2007 году повлияли следующие события:

— В начале года Банк России отменил необходимость получения нерезидентами предварительного согласия на приобретение акций и долей кредитных организаций, что способствовало успешному размещению акций Банка в I квартале 2007 года и позволило расширить возможности Банка по проведению активных операций.

— Во втором полугодии 2007 года кризис на рынке ипотечных долгов в США привел к существенному снижению доверия на мировых финансовых рынках и оттоку иностранного капитала с российского рынка, что вызвало резкое снижение ликвидности российской банковской системы. В результате сформировался повышенный спрос на кредитные ресурсы со стороны корпоративных заемщиков (за 2007 год рост срочного кредитного портфеля юридических лиц Сбербанка России  составил 60%).

Расходы Сбербанка России по итогам 2007 года составили 409,7 млрд. рублей (на 1 января 2006 года – 276,9 млрд. рублей). При этом в абсолютном выражении рост доходов превысил рост расходов – 173,1 млрд. рублей против 132,8 млрд. рублей, что обеспечило рост чистой прибыли Банка по сравнению с прошлым годом.

Основной статьей расходов Банка по-прежнему являются процентные выплаты по вкладам физических лиц — в отчетном году на них пришлось 37,2% совокупных расходов. В абсолютном выражении объем расходов по выплате процентов по вкладам частных клиентов составил 152,6 млрд. рублей, что на 64,8% выше объема аналогичных расходов за 2006 год (92,6 млрд. рублей). Существенный рост расходов связан как с ростом остатков на счетах по вкла­дам, так и с переходом с 1 января 2008 года на новые правила бухгалтерского отчета. Рас­ходы Банка по страхованию вкладов возросли по сравнению 2006 годом на 25,4% до 12,8 млрд. рублей. Таким образом, фактические расходы, связанные с привлечением средств физических лиц, с учетом расходов по страхованию вкладов, составили 40,4% от совокупных расходов Банка.

Расходы на оплату труда увеличились по сравнению с прошлым годом на 33,8% и составили 84,7 млрд. рублей (в 2006 году – 63,3 млрд. рублей), при этом их удельный вес в общих расходах Банка за 2007 год снизился до 20,7%. Среднемесячная оплата труда работников Сбербанка возросла на 29,8% и составила 28,1 тыс. рублей. Вместе с тем рост численности сотрудников и расходов на оплату труда сопровождались повышением производительности труда персонала. Размер активов на одного сотрудника Банка увеличился в 1,4 раза, объем полученных комиссионных доходов и чистой прибыли сотрудника увеличились в 1,3 раза.

Административно-хозяйственные и операционные расходы сложились в размере 44,4 млрд. рублей, увеличившись по сравнению с 2006 годом на 28,2%. В их структуре основ­ная часть приходится на амортизационные отчисления и на расходы по эксплуатации имущества. Среди прочих расходов заметное место занимают расходы на охрану, услуги связи и рекламу.

Показатель отношения затрат к доходам по итогам 2007 года снизил­ся с 47,7 до 46,1%, что подтверждает эффективность контроля Банком производимых рас­ходов.

Результатами работы Банка за пять лет стали высокие качественные показатели деятельности.

Таблица 2. Показатели финансово-экономической деятельности Сбербанка России (тыс. рублей)

Позитивная динамика показателей рентабельности капитала (ROAE) и рентабельности активов (ROAA) в период с 2003 года  по 2006 год обусловлена более высокими темпами роста прибыли Банка по сравнению с ростом капитала и активов. Некоторое снижение показателей эффективности работы Банка в 2007 году связано с единовременным значительным увеличением капитала и, соответственно, активов Банка вследствие размещения  дополнительного выпуска акций: рентабельность активов (ROAA) по итогам 2007 года составила 2,7% по сравнению с 2,9% в 2006 году. Рентабельность капитала (ROAE) снизилась за аналогичный период  с 28,6 до 20,4%. При этом данные показатели по-прежнему остаются на высоком уровне.

Обеспечивая высокую рентабельность работы, Банк поддерживает относительно низкий уровень риска проводимых операций. За период с 1 января 2003 года по 1 января 2008 года доля просроченной задолженности в ссудной задолженности Банка снизилась с 1,8% до 1,0%, в два раза уменьшился  удельный вес ссудной задолженности, приходящийся на 10 крупных заемщиков в совокупной ссудной задолженности. Уровень кредитного риска составил 2,8%.

Таблица 3. Обязательные нормативы Сбербанка России

По состоянию на 01.01.2008 г. норматив достаточности капитала составил 15,1%, что существенно превышает предельно допустимый уровень (10%) и свидетельствует о достаточности собственного капитала для покрытия основных видов банковских рисков и текущих операционных расходов.

Оценка, управление и контроль за риском ликвидности позволяют Банку поддерживать необходимый объем ликвидных активов для выполнения обязательств на любом временном интервале. По итогам последних 3 лет значения  соответствующих нормативов ликвидности находились: Н2 в пределах 45,1% — 55,6%;  Н3 в пределах 54,0% — 63,1%; Н4 в пределах 91,8%-101,9%. Изменения в значениях нормативов  ликвидности были связаны с изменением  структуры активов и пассивов Банка, развитием инвестиционного кредитования, проектного финансирования, долгосрочного кредитования физических лиц.

В 2007 г. в связи с превышением темпов роста кредитования юридических и физических лиц над темпами роста привлечения средств значение норматива текущей ликвидности Н3 снизилось, однако продолжает оставаться выше предельного значения (54,0% по состоянию на 01.01.2008 г.). Банк сохраняет потенциал по развитию операций долгосрочного кредитования:  значение норматива долгосрочной ликвидности (Н4) по итогам 2007 г. составило 101,9%.

Сравним Сбербанк России с современными универсальными кредитно-финансовыми институтами, предлагающим полный объем услуг корпоративным клиентам и частным лицам. Для примера возьмем Банк Москвы и МДМ — Банк. Для обоих банков характерны сильные позиции на клиентском рынке и узнаваемость бренда.

В первую очередь следует отметить – Сбербанк России занимает по данным на 1 января 2008 года 1 место среди крупнейших банков России по чистым активам. Активы Сбербанка почти в 4 раза превышают размер активов следующих за ним ВТБ и Газпромбанка —4,8 трлн.рублей. Банк входит в TOP-200 крупнейших банков мира по размеру активов. Банк Москвы – 528,1 млрд. рублей. Чистые активы МДМ–Банка составляют 262,2 млрд. рублей. Здесь следует отметить впечатляющую динамику роста у МДМ-Банка – 46,6%. Для Сбербанка и Банка Москвы прирост чистых активов составляет чуть больше 39%.

По данным ЦБ РФ прибыль банковской системы за 2007 год достигла 627,0 млрд. рублей, что на 40,99% больше прошлогодних результатов. Рекордное значение прибыли Сбербанка России (чистая прибыль 116,7 млрд. рублей, увеличение на 32,8%) демонстрирует устойчивость  Банка к кризисным явлениям на международных рынках. Чистая прибыль Банка Москвы и МДМ-Банка – 11,2 млрд.руб. и  5,5 млрд. рублей соответственно.

По данным РБК.Рейтинг за 3 квартала 2008 года по количеству действующих подразделений первое место уверенно удерживает Сбербанк России – 20 507 подразделений, Банк Москвы – 376, МДМ-Банк – 168.

Развитие экономики и увеличение доходов населения в 2007 году положительно сказались на росте кредитного рынка. Это позволило расширить круг потенциальных заемщиков как за счет увеличения числа клиентов, так и за счет роста предложения платных услуг, которыми они могут воспользоваться.

Сбербанк является лидером кредитования физических лиц. Объем выданных кредитов физическим лицам Сбербанком России в 2007 году составляет 485,7 млрд. рублей, пророст за год составил 9,76%. Портфель Банка Москвы по кредитам физическим лицам на конец 2007 года составил 69 млрд. рублей. Объем выданных кредитов физическим лицам МДМ – Банком – 8,2 млрд. рублей.

Основной точкой роста рынка кредитования физических лиц, не считая ипотеки, остается автокредитование. Объем рынка автокредитования достиг 578 млрд. рублей (рост около 70%). Лидером по объему кредитов, выданных на покупку автомобиля в 2007 году, стал Сбербанк России. Он заметно опережает другие банки,  выдал кредитов на сумму более 58,9 млрд. рублей. Сумма выданных автокредитов  МДМ–Банком составляет 25,8 млрд. рублей, увеличив объем на 18,3%. Портфель автокредитов Банка Москвы увеличился за 2007 год на 41% и составил 13,8 млрд. рублей.

Объем выданных жилищных кредитов за 2007 год составил 650,1 млрд. рублей. Лидером среди ипотечных банков остается Сбербанк. В 2007 году он выдал ипотечных кредитов на сумму 191,3 млрд. рублей, МДМ-Банк —  8,2 млрд. рублей (увеличение в 3 раза), Банк Москвы благодаря развитию ряда новых ипотечных программ увеличил портфель ипотечного кредитования в 2,7 раза – 13,9 млрд. рублей.

1.5. Оценка работы Сбербанка России с векселями

Сбербанк России является крупнейшим векселедателем на банковском рынке. Банк активно рекламирует собственные векселя как «инструмент для быстрого и удобного проведения расчетов за товары, работы, услуги, первоклассное обеспечение при получении кредита».

Вексель Сбербанка России — ценная бумага, содержащая безусловное письменное долговое денежное обязательство, выданное Сбербанком России другой стороне.

Обращение векселей регулируется Федеральным законом «О переводном и простом векселе» № 48-ФЗ от 11 марта 1997 года и «Положением о переводном и простом векселе» от 7 августа 1997 года.

Основные цели использования векселей Сбербанка России

  • снижение рисков неоплаты либо задержки оплаты продукции: при проведении расчетов с контрагентами векселя используются как аналог аккредитивов;
  • сокращение дебиторской задолженности;
  • минимизация рисков, сопутствующих перевозке наличных денег;
  • пополнение оборотных средств (в случае использования вексельных кредитов).

Доходность банковских векселей невелика, сейчас она находится на уровне 7—10,5% годовых. Векселя наиболее надежных банков приносят минимальные доходы. Так, вексель Сбербанка с погашением в конце 2007 г. обеспечивал доходность в 7% годовых.

По состоянию на 1 января 2008 г. стоимость долговых ценных бумаг (векселя, сберегательные и депозитные сертификаты), выпущенных Сбербанком составила 163 827 млн руб (на 1января 2007 г.  – 123 729 млн.руб). Из них 86,7% принадлежит векселям — 142 090 млн руб ( В 2006 г. – 106 730 млн руб.)

Таблица 4. Долговые ценные бумаги, выпущенные Сбербанком

Ставка процента или дисконта векселя на 1 января 2008 г. варьировалась от 3,5% до 8,7% годовых (на 1 января 2006 г. –  от 1,4% до 11% годовых).

Ставки по векселям Сбербанка мало чем отличаются от ставок других крупных коммерческих банков таких банков, как Альфа-банк, «Уралсиб», «Петрокоммерц. Ставки по векселям у ВТБ и Газпромбанк в среднем на 0,5 процентных пункта ниже, чем у Сбербанка.

Что касается Центрально-Черноземного Банка Сбербанка России, то по состоянию на 1 июля 2008 г. было выдано 1 328 векселей, из них на Курскую область приходится 136 векселей. В 2006 г. за этот период времени было реализовано 2 541 вексель, на Курскую область приходилось 214 векселей, что составляет 8,4% от общего числа реализованных векселей по Центрально-Черноземному Сбербанку.

Банкиры утверждают, что последнее время частные инвесторы практически не обращаются к векселям, так же векселя  не пользуются спросом у физических лиц, поскольку для них это менее понятный финансовый инструмент по сравнению с депозитом.

Глава 2. Анализ деятельности дополнительного офиса № 8596/010 Курского отделения Сбербанка России

2.1. Краткая характеристика структурного подразделения

Дополнительный офис № 8596/010 является универсальным внутренним  структурным подразделением отделения. Дополнительный офис входит в единую систему Банка и организационно подчиняется Курскому отделению № 8596 Сбербанка России.

Дополнительный офис создан на основании Постановления Правления СБ РФ №185 § 12 от 17.09.1998 г., Приказа Курского Банка СБ РФ № 494 от 18.11. 1998 , действует в г. Курске, в пределах территориальных границ Курского отделения № 8596 СБ РФ, имеет печать с изображением эмблемы Банка и номера дополнительного офиса, штампы. Бланки с использованием наименования Банка. Дополнительный офис не имеет отдельного баланса. Операции, осуществляемые дополнительным офисом, отражаются в балансе отделения.

В своей деятельности дополнительный офис руководствуется законодательством РФ, иными нормативными правовыми актами, в том числе нормативными актами Банка России, Положением о филиале Акционерного коммерческого Сберегательного банка РФ открытого акционерного общества Курском отделении № 8596 Сбербанка России, нормативными и распорядительными документами Банка, территориального банка и отделения, Положением о дополнительном офисе № 8596/010.

В составе дополнительного офиса сформированы следующие структурные подразделения:

  • Сектор обслуживания юридических лиц
  • Сектор обслуживания физических лиц
  • Сектор кредитования юридических лиц
  • Сектор кредитования физических лиц

(Приложение 3. Организационная структура дополнительного офиса № 8596/010)

Основными задачами дополнительного офиса являются:

  • Увеличение объема продаж банковских продуктов и услуг.
  • Расширение клиентской базы
  • Укрепление имиджа Банка, в том числе путем улучшения качества обслуживания клиентов

Дополнительный офис № 8596/010 выполняет следующие функции:

  • Организация работы с физическими и юридическими лицами.
  • Осуществление работы по привлечению в банк и на расчетно-кассовое обслуживание клиентов, по продаже банковских продуктов и услуг (кредиты, депозиты векселя и иные продукты).
  • Формирование и своевременное предоставление в отделение первичных документов и требуемой отчетности.
  • Консультирование клиентов, разработка предложений по изменению порядка реализации действующих банковских продуктов и услуг и внедрению новых.
  • Проведение необходимого контроля операций клиентов., осуществление необходимых мер по предотвращению операционных, финансовых и кредитных рисков, возникающих в деятельности дополнительного офиса.
  • Повышение культуры обслуживания клиентов и квалификации работников.
  • Своевременное информирование клиентов о новых банковских продуктах и услугах.

Дополнительный офис № 8596/010 осуществляет банковские операции и сделки на основании Устава Банка, Генеральной лицензии, выданной Банком России, Положения о филиале Акционерного коммерческого СБ РФ открытого акционерного общества Курском отделении № 8596 Сбербанка России, с учетом запретов, ограничений и лимитов.

Руководство текущей деятельностью дополнительного офиса осуществляет заведующий дополнительным офисом (уполномоченный работник). Заведующий дополнительным офисом в своей деятельности непосредственно подчиняется управляющему отделением и заместителям управляющего отделением, назначается и освобождается от должности управляющим отделением. Заведующий может быть членом коллегиальных органов отделения. В настоящее время заведующим дополнительным офисом № 8596/010Курского отделения Сбербанка является Борисов. А.А. (Приложение 3. Организационная структура дополнительного офиса № 8596/010)

Сектор обслуживания юридических лиц является структурным подразделением в составе дополнительного офиса № 8596/010 Сбербанка России. В своей работе руководствуется ФЗ «О банках и банковской деятельности», иными законами и правовыми актами РФ, нормативными актами РФ, Уставом Банка, Положением о Курском отделении №8596 Сбербанка России, иными нормативными и распорядительными документами банка, настоящим положением.

Структура и штатная численность СОЮЛ утверждается управляющим Курским отделением после рассмотрения Советом отделения.

Задачи сектора:

  1. Проведение работы по привлечению и комплексному обслуживанию юридических лиц в дополнительном офисе банка, увеличение объемов остатка средств юридических лиц в пассивы банка.
  2. Проведение расчетно-кассовых операций клиентов в российской валюте.
  3. Проведение расчетно-кассовых операций клиентов в иностранной валюте.
  4. Организация комплексного обслуживания юридических лиц в целях повышения комиссионных доходов Дополнительного офиса №8596 СБ.
  5. Участие в разработке и апробировании новых банковских технологий и инструментов в целях внедрения их в практику деятельности учреждений Банка.
  6. Участие в разработке методических материалов для использования в работе по вопросам, находящимся в компетенции сектора обслуживания юридических лиц.

Сектор возглавляет начальник сектора, который назначается на должность и освобождается от должности приказом Управляющего Курского ОСБ №8596. Работники сектора назначаются на должность и освобождаются от должности в соответствии с порядком, установленным Советом Курского ОСБ №8596.

2.2. Анализ основных показателей деятельности дополнительного офиса

Деятельность дополнительного офиса № 8596/010, как и других коммерческих банков, представляет собой совокупность пассивных операций, посредством которых образуются банковские ресурсы, и активных операций по использованию этих ресурсов с целью получения доходов.

Остаток срочной ссудной задолженности за 2007 год вырос на 136 830 тыс. рублей и на 1 января 2008 года составляет 597 277 тыс. рублей. Из них львиная доля принадлежит кредитованию физических лиц – 75,1%, доля юридических лиц составляет 24,9%. За четыре года остаток сочной ссудной задолженности вырос на 420 135 тыс.руб. (на 1.01.2005 год – 177 142 тыс.руб.).

При анализе показателей работы дополнительного офиса № 8596/010 следует обратить внимание на рост привлеченных средств физических лиц. За 2007 год они увеличились на 78 007 тыс. рублей и достигли 456 564 тыс. рублей, за период 2004-2007 гг. – на 245 559 тыс.руб. Абсолютное изменение остатков вкладов физических лиц в рублях и иностранной валюте за 2007 год составили 78,5 млн. рублей (1,2 раза). Из них почти 90% приходится на вклады в рублях. В 2004 году рублевые вклады составляли 83%. Темп прироста за четыре года составил 216,8%. Исходя из этих данных видно, что вклады частных клиентов в рублевом эквиваленте остаются основой формирования ресурсной базы банка.

Одним из основных показателей деятельности дополнительного офиса являются среднедневные остатки на счетах юридических лиц. На 1 января 2008 года они составляли 110 487 тыс.рублей, абсолютное изменение за год – 46 982 тыс.руб., за 4 года – 54 478 тыс.руб. Увеличение среднедневных остатков на счетах юридических лиц свидетельствует о том, что работниками дополнительного офиса проводится постоянная работа по привлечению новых клиентов и оставлению средств на счетах клиентов.

Необходимо отметить отрицательную динамику привлечения средств в сберегательные сертификаты. С 2005 по 2008 гг. остаток по данной статье пассивов уменьшился в 1,8 раз. И на 1 января 2008 года составлял 290 тыс.руб, в 2004 году – 512 тыс.руб. Эти данные показывают, что клиенты Сбербанка последнее время предпочитают вкладывать средства в депозиты.

Работниками дополнительного офиса проводится постоянная работа по привлечению новых клиентов, переводу оборотов с других коммерческих банков, а также работа по оставлению средств на счетах клиентов на выходные и праздничные дни.

По состоянию на 1 ноября 2008 года количество открытых счетов дополнительным офисом № 8596/010 составило 928, остаток средств на счетах клиентов составил 84,6 млн. рублей, в том числе 22 клиента имели остатки свыше 1 млн.руб. Работа, проводимая работниками дополнительного офиса № 8596/010 позволила увеличить кредитовые обороты ряда клиентов в Сбербанке. На 1 октября 2008 года среднедневные остатки на счетах корпоративных клиентов составили 133,1 млн.руб., что на 8,3 млн.руб. выше среднедневных остатков за 4 квартал 2007 года.

Данные показатели свидетельствуют о стабильной работе дополнительного офиса № 8596/010 Курского ОСБ.

Заключение

Анализ основных показателей финансово-экономической деятельности Сбербанка Росси показал, что на сегодняшний день Сбербанк России является крупнейшим банком Российской Федерации, занимает лидирующие позиции в основных сегментах финансового рынка России.

По итогам 2007 года активы Сбербанка России по-прежнему составляют четверть активов банковской системы страны, доля на рынке вкладов составляет 51,4%, на рынке привлечения средств юридических лиц – 17,9%, на рынке кредитования физических лиц – 32,1%, на рынке корпоративного кредитования – 32,7%.

Надежность банка, его достижения и безупречная деловая репутация в России и за рубежом подтверждаются высокими рейтингами ведущих международных рейтинговых агентств.

Сбербанк Росси стремиться сохранить и упрочнить свое положение на российском рынке финансовых услуг, с этой целью банк планирует построить более эффективную работу с клиентами, выход на новые сегменты финансового рынка, создание новых продуктов финансовых услуг.

Производственная практика длилась четыре недели в секторе обслуживания юридических лиц. В начале практики я ознакомилась с нормативно-правовой базой, необходимой для работы в секторе. Именно на практике мне довелось сопоставить теоретические основы и знания с практической деятельностью. В ходе практики были изучены перечень документов и требования, необходимые для формирования юридических дел. Основные документы, находящиеся в юридическом деле клиента: заявление и распоряжение на открытие счета, учредительный протокол, устав организации, свидетельство о государственной регистрации, свидетельство ИМНС России о постановке на учет и присвоении ИНН, выписка из государственного реестра и справка о кодах статистики, карточка с образцами подписей, договор банковского счета, информационные сведения клиента, доверенности, лицензии, анкеты, ксерокопии паспорта. Документ, подтверждающий местонахождение клиента. На практике в Сбербанке я осуществляла открытие счетов клиентам, с которыми был заключен зарплатный проект. Работала со сводной базой клиентов и единым планом привлечения клиентов на обслуживания.

В своей дальнейшей работе дополнительному офису следует обратить внимание на следующие направления:

— проведение целенаправленной работы по привлечению на обслуживание новых юридических лиц;

— повышение эффективности работы с иностранной валютой;

— повышение профессионального уровня служащих секторов.

Преимущества пройденной мною практики я нахожу в том, что я ознакомилась с большим количеством информации, на которой базируется банковская деятельность, ознакомилась с компьютерными рабочими программами Сбербанка России, в частности с системой «Клиент-Сбербанк» и приобрела навыки работы с его внутренней документацией.

Список использованных источников

1. Федеральный закон «О переводном и простом векселе» от 11 марта 1997 года № 48-ФЗ.
2. Положение от 17 февраля 2005 года № 644-3-р «О простых векселях Сбербанка России».
3. Устав Акционерного коммерческого Сберегательного банка РФ (открытого акционерного общества) от 24 июня 2005 года.
4. Положение «О секторе обслуживания юридических лиц».
5. Инструкция от 16 января 2004 года «Об обязательных нормативах банка»
6. Новый экономический словарь/ Под ред. П.Я. Юрского. – Ростов – на -Дону: Феникс, 2006. – 432 с.
7. Банковское дело: учебник / Под ред. Е.П. Жарковской. – М.: Омега-Л, 2006. – 452 с.
8. Деньги, кредит, банки: Учебник/Под ред. проф. О.И. Лаврушина. – М.: КНОРУС, 2006. – 560с.
9. Официальный сайт Центрального Банка России – www.cbr.ru.
10. Официальный сайт Сберегательного Банка РФ – www.sbrf.ru.
11. Официальный сайт Сберегательного Банка РФ (Центрально-Черноземный Банк) – www.sb.vrn.ru.
12. Официальный сайт Ассоциации участников вексельного рынка – www.auver.ru.
13. Официальный сайт Банка Москвы — www.mmbank.ru.
14. Официальный сайт МДМ-Банка – www.mdmbank.ru.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

1108

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке