Аннотация: В данной статье рассматриваются основные проектные решения информационной системы диспетчерской службы такси, которые позволяют осуществить автоматизацию учета в фирмах, связанных с такси бизнесом, выполняя следующие функции: ведение справочников водителей и автомобилей, анализ работы водителей, осуществление взаиморасчетов с работниками компании, контроль окончания сроков действия документов, а также подсчет стоимости поездок. Ключевые слова: Автоматизация, проектирование, разработка приложений, проектирование информационных систем, UML-моделирование.

Такая сфера бизнеса, как служба такси требует автоматизации, что значительно облегчит работу сотрудников фирмы, а также способствует увеличению прибыли и качества работы компании в целом. По этим причинам появилась идея создания универсальной информационной системы диспетчерской службы такси, которая может хранить в себе большие объемы информации, а также имеет возможность добавления и контроля документации с выведением полной отчетности о работе компании.

Информационная система «Диспетчерская служба такси» позволяет решить следующие задачи: ведение и контроль документации, необходимой для работы водителей, работа с базами данных водителей, автомобилей, а также клиентов, создание подробных отчетов о работе фирмы, а также возможность подсчета стоимости поездок в такси.

Первым этапом системного проектирования является разработка функциональной схемы, которая отражает назначение информационной системы и показывает задачи, которые эта система выполняет. Данная схема (рис. 1) позволяет наглядно представить структуру конфигурации диспетчерской службы такси и реализуется в виде диаграммы прецедентов по методике [1-3].

Рис. 1. UML диаграмма прецедентов

Рис. 1. UML диаграмма прецедентов

Модель прикладных объектов системы представлена при помощи диаграммы классов языка UMP на рис.2.

Рис. 2. UML-модель «Диспетчерская служба такси» (фрагмент)

Рис. 2. UML-модель «Диспетчерская служба такси» (фрагмент)

На диаграмме для реализации задач учета отображены важнейшие дополнительные свойства некоторых объектов такие как: вид регистра (остатки или обороты), режим записи (независимый или подчинение регистратору) и периодичность [4-5].

На выходе информационная система диспетчерской службы такси составляет отчеты по заработной плате водителей, а также об окончании сроков действия документации (водительское удостоверение, медицинская справка, технический осмотр автомобиля и лицензия).

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Заказать статью

Фрагмент разработанной объектной модели информационной системы диспетчерской службы такси в виде UML-диаграммы классов представлен на рис. 2.

Автоматизация работы службы такси способствует наиболее эффективной деятельности фирмы, благодаря уменьшению времени на обслуживание клиентов, тем самым увеличивая количество заказов, а значит и прибыль компании.

Также необходимой является автоматизация расчета оплаты за услугу такси, ведь подобные расчеты отнимают большое количество времени работника, тем самым сокращая количество клиентов и в целом затрудняя оперативность действий.

Дополнительное приложение по расчету стоимости поездок на такси включает в себя два поля ввода: адрес подачи и адрес назначения, а также перечень дополнительных услуг, которые можно добавить к основной поездке («простой машины», услуга «трезвый водитель» а также «буксировка автомобиля»). При принятии заказа, в открывшейся карте можно откорректировать местоположение, если оно не найдено в базе. Расчет должен производиться моментально, чтобы минимизировать время ожидания клиента.

Разработанные UML-модели, а также дополнительное приложение послужили основой программной реализации информационной системы «Диспетчерская служба такси».

Список использованных источников

1. Широбокова С.Н. Методика использования унифицированного языка моделирования UML при проектировании прикладных приложений на платформе «1С:Предприятие 8» // Экономические информационные системы и их безопасность: разработка, применение и сопровождение : материалы регион. науч.-практ. конф. профессорско-преподавательского состава, молодых ученых, аспирантов и студен-тов / Ростов. гос. эконом. ун-т (РИНХ).– Ростов н/Д, 2010.– С. 118-126.
2. Широбокова С.Н. Использование языка UML при проектировании прикладных приложений на платформе «1С: Предприятие 8» // Новые информационные технологии в образовании : докл. и выступления участников IX Междунар. науч.-практ. конф. Новые информационные технологии в образовании: «Комплексная модернизация процесса обучения и управления образовательными учреждениями с использованием технологий 1С», 3-4 февр. 2009г.– М., 2009.– Ч. 3.– С.270-274.
3. Широбокова С.Н., Рябова М.В. Методика проектирования прикладных приложений на платформе «1С: Предприятие 8» с использованием языка UML // Компьютерное моделирование 2008: тр. Междунар. науч.-техн. конф., 24-25 июня 2008 г. / Санкт-Петербург. гос. техн. ун-т.– СПб : Изд-во Политехн. ун-та, 2008 .– С.245-252.
4. Широбокова С.Н., Барышева В.В., Ситник В.В. Применение методики формализованного представления предметной области с использованием языка UML при разработке информационных систем на платформе «1С: Предприятие 8.3»: Научные перспективы XXI века. Достижения и перспективы нового столетия: X Междунар. науч.-практ. конф., г. Новосибирск, 17-18 апр. 2015 г. // Международный научный институт «Educatio».– Новосибирск, 2015.– № 3.– Ч. 2.– С. 50-56.
5. Широбокова С.Н. Аспекты методики UML-моделирования предметно-ориентированных экономических информационных систем на платформе «1C: Предприятие» // Перспективы науки.– 2015.– № 10.– С. 119-125.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

3430

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке