Ключевые слова: компетентностный подход, компетенции, формирование компетенций, химические дисциплины, процесс обучения нанотехнологов.

Компетентностный подход – это ориентация процесса обучения на формирование общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, включая социализацию, развитие индивидуальности обучающихся.

Внимание!

Если вам нужна помощь с работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Подробнее Гарантии Отзывы

Цель процесса обучения на факультете нанобиомедицинских технологий (НБМТ) СГУ по направлению «Материаловедение и технология материалов» – подготовка квалифицированных нанотехнологов, обладающих способностью синтезировать и диагностировать новые материалы.

Цели процесса обучения требуют от студентов освоения различных химических дисциплин, направленных на изучение общих основ химии, свойств соединений, методов синтеза и анализа. На 1 курсе в 1 семестре изучается дисциплина «Неорганическая химия». При этом происходит частичное формирование основ общепрофессиональных компетенций:

  • способность использовать в профессиональной деятельности знания о подходах и методах получения результатов в теоретических и экспериментальных исследованиях (ОПК-2);
  • способность применять в практической деятельности принципы рационального использования природных ресурсов и защиты окружающей среды (ОПК-5).

Формирование указанных компетенций невозможно без сочетания и взаимосвязи с другими:

  • ОК-7 (способность к самоорганизации и самообразованию);
  • ОПК-1 (способность решать стандартнее задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности);
  • ОПК-3 (готовность применять фундаментальные математические, естественнонаучные и общеинженерные знания в профессиональной деятельности;
  • ОПК-4 (способность сочетать теорию и практику для решения инженерных задач);
  • ОПК-5 (способность применять в практической деятельности принципы рационального использования природных ресурсов и защиты окружающей среды);
  • ПК-3 (готовность использовать методы моделирования при прогнозировании и оптимизации технологических процессов и свойств материалов, стандартизации и сертификации материалов и процессов);
  • ПК-4 (способность использовать в исследованиях и расчетах знания о методах исследования, анализа, диагностики и моделирования свойств веществ (материалов), физических и химических процессах, протекающих в материалах при их получении, обработке и модификации);
  • ПК-5 (готовность выполнять комплексные исследования и испытания при изучении материалов и изделий, включая стандартные и сертификационные, процессов их производства, обработки и модификации;
  • ПК-7 (способность выбирать и применять соответствующие методы моделирования физических, химических и технологических процессов).

Компетенции формируются во время всех видов занятий, предусмотренных учебным планом – на лекциях, лабораторных занятиях, в процессе самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы студентов.

Особенностью процесса обучения студентов НБМТ является:

  • отсутствие ЕГЭ по химии при поступлении, и как следствие, низкий базовый уровень знаний по химии, обусловленный обучением в средней школе с 1 часом химии в неделю;
  • малое число аудиторных часов на процесс изучения химии в ВУЗе: лекции – 18 ч., лабораторный занятия – 36 ч., самостоятельная внеаудиторная работа – 54 ч.;
  • в учебном плане изучению данной дисциплины отводится 1 семестр, который является для студентов наиболее сложным из-за процесса адаптации.

Для успешного формирования основ указанных компетенций студентам необходимо овладеть: способностью обобщать и систематизировать полученные знания, организовывать свой собственный образовательный процесс, брать на себя ответственность за своё образование; умением работать с различными источниками информации, видеть взаимосвязь между явлениями, умением наблюдать, сравнивать, анализировать результаты своей деятельности; навыками выступления перед сокурсниками, защиты своей точки зрения, выражения своих мыслей в устном и письменном виде; умением адаптироваться к окружающим условиям, быть психологически устойчивым при разрешении трудностей.

Одним из требований ФГОС является сокращение времени, отводимого на лекционные занятия. В современном процессе обучения внеаудиторная самостоятельная работа студентов, составляет не менее 50% всего учебного времени, отведенного учебным планом на изучение дисциплины. Это требует от преподавателя изменения подхода к организации, как лекций, так и лабораторных работ. Лекции проводятся в виде бесед-дискуссий, когда студент является непосредственным участником процесса обучения, а лектор становится собеседником и организатором занятий. Если процесс получения знаний вызывает у студентов чувство удовлетворения, то этот процесс перестает быть нудной и трудной обязанностью. При этом учитываются практические потребности студентов, что стимулирует процесс обучения. Лекции включают основные разделы общей и неорганической химии, акцентируя внимание студентов на свойствах и способах получения веществ различных классов неорганических соединений. На заключительном этапе лекции преподаватель выделяет 10–15 минут для ответа на вопросы студентов, а при их отсутствии преподаватель проводит фронтальный опрос. Во время лекции преподаватель обращает внимание студентов на последовательность самостоятельной проработки теоретического материала и практическое применение его при выполнении химического эксперимента лабораторных работ. Поскольку в первом семестре формируются основные навыки научно-исследовательской работы для студентов важно освоить навыки анализа, обобщения, воспроизведения теоретических знаний и применение их на практике.

Особое внимание уделяется организации самостоятельной работы студентов, особенно внеаудиторной. К сожалению, основная часть студентов считает, что это время, которым он распоряжаться по своему усмотрению. Именно этот вид работы составляет большую долю по времени, предназначенную для освоения дисциплины. Преподаватель, имея значительный по объёму комплект заданий, который учитывает уровень подготовленности студентов и их мотивацию к обучению, организует и осуществляет процесс самостоятельной работы. Самостоятельная внеаудиторная работа студентов включает подготовку к лабораторной работе, освоение теоретических разделов программы, решение задач, тестирование, подготовку к экзамену. В ходе самостоятельной работы студенты приобретают умения: выполнения задания по образцу; воспроизведения информации по памяти; выполнения творческих заданий.

Скидка 100 рублей на первый заказ!

Акция для новых клиентов! Разместите заказ или сделайте расчет стоимости и получите 100 рублей. Деньги будут зачислены на счет в личном кабинете.

Подробнее Гарантии Отзывы

Любая самостоятельная работа должна осуществляться под руководством преподавателя и контролироваться им путём проведения консультаций.

Наличие практикантской книжки и балльно-рейтинговая система (БАРС), действующая в СГУ, позволяет проводить оценивание всех видов деятельности студентов в течение семестра и предвидеть итоговую оценку за семестр, что стимулирует познавательную деятельность студентов. Студент имеет возможность самоконтроля знаний, умений и навыков, приобретенных им в процессе обучения.

Быть профессионалом в сфере своей деятельности означает, что студент должен уметь реализовывать приобретенные знания и навыки работы с химическими веществами при решении задач, возникающих в профессиональной деятельности, добиваясь при этом необходимого и желаемого результата.