Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «О целесообразности наделения органов местного самоуправления правами юридического лица»

Аннотация. В статье дается критическая оценка практике наделения органов публично-правовых образований правами юридического лица. В качестве основных недостатков автор называет неизбежное возникновение условий для многочисленных коррупционных злоупотреблений и ограничение ответственности таких юридических лиц по своим обязательствам.

Ключевые слова: публично-правовые образования, органы местного самоуправления, юридическое лицо.

Вопрос о наделении органов публично-правовых образований правами юридического лица является одним из наиболее спорных в современной российской юриспруденции. В принципе органы единого целого не могут быть самостоятельными субъектами прав и обязанностей, поскольку являются составными частями этого целого. Яркой иллюстрацией этого непреложного факта выступают органы юридического лица, которые призваны приобретать гражданские права и принимать гражданские обязанности для юридического лица (п. 1 ст. 53 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ)). Нет такого случая, когда бы указанные органы одновременно выступали в качестве самостоятельных субъектов правоотношений. Такое положение вещей совершенно очевидно выглядело бы абсолютно абсурдным.

Однако применительно к публично-правовым образованиям дела обстоят совершенно иначе. Практически повсеместно органы государственной власти наделяются правами юридического лица, правами самостоятельного участника имущественных отношений. В случае с органами местного самоуправления этот их статус напрямую закрепляется Федеральным законом. Согласно п. 9 ст. 35 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правами юридического лица обладает представительный орган городского поселения, муниципального района, городского округа и может обладать в соответствии с уставом муниципального образования представительный орган сельского поселения. В силу п. 7 ст. 37 данного Федерального закона этим статусом наделяется местная администрация. Пунктом 2 ст. 41 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» допускается наделение иных органов местного самоуправления статусом юридического лица уставом муниципального образования. И это при том, что в силу п. 1 и 2 ст. 125 ГК РФ указанные органы от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований приобретают и осуществляют имущественные права и обязанности.

Естественно, что такое положение сложилось в силу определенных объективных причин.

Во-первых, оно сформировалось благодаря советской правовой традиции установления двойственной правосубъектности органов власти, которые в одних (административных) отношениях выступают в качестве субъекта, наделенного властными полномочиями, а в других (имущественных) — в качестве юридического лица.

Во-вторых, наделение органов власти статусом юридического лица связано с потребностью указанных органов в оперативном обеспечении своих материально-хозяйственных нужд. Имущественная самостоятельность, которую им придает наличие статуса юридического лица, позволяет данным органам достаточно оперативно приобретать своими силами от своего имени необходимые товары, работы и услуги.

В-третьих, через наделение органов власти статусом юридического лица публично-правовые образования получают возможность снимать с себя или по крайней мере ограничивать ответственность по имущественным обязательствам.

Однако эти факторы не всегда перекрывают недостатки самостоятельного участия в гражданском обороте государственных (муниципальных) органов. Сочетание гражданской и административной правосубъектности органов становится источником многих проблем для гражданского оборота. Прежде всего оно мотивирует указанные органы использовать свои властные полномочия для решения задач собственного материально-технического обеспечения. Действительно, в обмен на смягчение тех или иных требований или, напротив, угрожая дополнительным административным давлением, государственные и муниципальные органы вполне могут получить определенные преимущества при закупках товаров, работ и услуг. Очевидно, все это создает условия для возникновения дополнительных административных барьеров и ослабления эффективности осуществления контрольно-надзорных и иных властных полномочий. В качестве подтверждения данного вывода можно сослаться на проведенную в соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» административную реформу, которая помимо прочего предусматривала отделение функций по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг от нормотворческих и надзорно-контрольных полномочий. Следует также отметить, что участие всех государственных и муниципальных органов в гражданском обороте приводит к увеличению их штатного состава, поскольку порождает необходимость в создании в каждом таком органе юридических и материально-технических подразделений. Кроме того, в условиях, когда большое количество организаций обладает правом самостоятельно распоряжаться государственным (муниципальным) имуществом, объективно ослабевает контроль за эффективностью и целевым использованием этого имущества.

К практическим недостаткам системы, при которой органы власти имеют право самостоятельно участвовать в имущественном обороте, можно также отнести неизбежное возникновение условий для многочисленных злоупотреблений, в том числе коррупционного характера.

С учетом вышеизложенного представляется необходимым со временем отказаться от наделения государственных и муниципальных органов статусом юридического лица. Однако моментально осуществить такой переход, по всей видимости, не представляется возможным. Как нами уже отмечалось, одна из основных причин предоставления имущественной самостоятельности органам власти — неспособность государства в централизованном порядке обеспечить удовлетворение значительных материально-технических потребностей большого количества подчиненных ему организаций, а также детально регламентировать процесс приобретения необходимых ему имущественных ценностей. Это вынуждает предоставлять государственным организациям, в том числе наделенным властными полномочиями, определенную самостоятельность при решении вопросов закупок товаров, работ и услуг для решения поставленных перед ними задач. Соответственно в публично-правовых образованиях с большим объемом функций и органов, их исполняющих, наделенных статусом юридического лица, лишить данные органы прав юридического лица будет затруднительно. Там же, где количество публичных организаций и их потребности не имеют масштабного характера, реализовать принцип участия публично-правовых образований в гражданском обороте только через действующие от его имени органы — вполне реальная задача. Поэтому целесообразно начать отказ от сочетания статуса органа власти и юридического лица с небольших территориальных образований — сельских поселений. В данных муниципальных образованиях вся власть зачастую фактически представлена одним органом местного самоуправления — местной администрацией под руководством главы муниципального образования, который одновременно является и главой администрации, и председателем представительного органа муниципального образования. По состоянию на 1 ноября 2007 г. в Российской Федерации норма Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», устанавливавшая подобную систему управления, применялась в 11 489 сельских поселениях, что составляет 57,5% от их общего количества <1>. Иных органов местного самоуправления, кроме администрации и представительных органов, в сельских поселениях, как правило, нет. Поэтому, если в указанных муниципальных образованиях отказаться от наделения органов местного самоуправления статусом юридического лица, это не вызовет каких-либо существенных проблем в практической деятельности местной власти. В случае принятия подобного решения и его реализации в сельских поселениях все закупки товаров, работ, услуг будут осуществляться от имени муниципального образования администрацией сельского поселения, которая будет действовать исключительно от имени и в интересах сельского поселения, как это и предусмотрено ст. 125 ГК РФ.

<1> См.: Доклад Минрегиона России о ходе реализации Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в 2007 году // Государственная власть и местное самоуправление. 2008. N 3. С. 35.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

799

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке