Ключевые слова: социально-экономическое развитие района, Уренский район, эффективное муниципальное управление.
Эффективное муниципальное управление районов является ключевой характеристикой организации государственного управления области, поэтому необходимо разработать основные методы эффективного управления.
Уренский муниципальный район (далее – район) является административно-территориальной единицей Нижегородской области (далее-область) с административным центром городом Урень. В районе расположено 122 населённых пункта в составе двух городских с численностью населения 28 788 человек. Экономика районов представлена промышленными предприятиями: ЗАО «ПО
«Оргхим»» (нефтехимическая промышленность), ООО «Уренский ЛПХ-ПМ» (лесоперерабатывающая промышленность), ЗАО «Завод ЖБИ «Арьевский»» (производство строительных материалов), ООО «Пищекомбинат», ООО «Молочный мир».
Структура аппарата органов местного самоуправления района включает в себя земское собрание во главе с председателем Анатолием Михайловичем Шилиным, администрацию района и 15 муниципальных образований.
Ключевые направления, на которые район делает акцент это социально-экономическое развитие (развитие промышленности, сельского хозяйства и образования). В районе ведут хозяйственную деятельность 20 крупных предприятий с основной специализацией животноводством. В районе функционирует 22 библиотеки, районный дом культуры, детские музыкальная и художественная школы, дом ремёсел, исторический музей, парк культуры и отдыха и ФОК «Спарта».
Район является одним из самых перспективных районов области также в сфере культуры и образования. Во многих областных конкурсах учебные заведения района получали гранты и инвестиции на реализацию проектов.
Цель местного самоуправления района заключается в повышении уровня жизнеобеспечения населения. Для достижения цели создаются социальная инфраструктура и экономика; регулируются социально-экономические процессы; развиваются межрегиональные связи.
В ходе анализа основных направлений развития района мы выделяем организационно-правовые, экономические и социально-психологические методы.
Организационно-правовой метод включает в себя создание и взаимодействие структур администрации района таких как отдел стратегического исследования и экономики, отдел по борьбе с коррупцией для обеспечения стабильного функционирования органов местного самоуправления. Согласно статистике отдела экономики и прогнозирования администрации района, за 2016 год реализовано более 13 проектов в сфере транспорта, экономики и культуры [3]. Кроме того, администрация района эффективно занимается стратегическим планированием для развития региона на 2018 год [1]. Стратегическое муниципальное планирование необходимо в управлении как инструмент согласования интересов местного населения в решении основных вопросов развития района. Они призваны переводить конфликты и проблемы в цели и задачи деятельности органов управления района.
В качестве эффективных методов местного самоуправления района следует выделить: мониторинг обращений граждан, поступившими в общественную приемную администрации района [2]; проведение антикоррупционной работы в рамках структуры аппарата местного самоуправления г. Уреня [5].
Экономический метод включает в себя планирование местного бюджета, поощрение и оказание финансовой помощи молодежи (была проведена районная целевая программа «Обеспечение жильем молодых семей» 2011–2013 годов) и осуществление поддержки малых и средних предпринимателей. Увеличение предпринимательский ресурса очень важно для района, поскольку через взаимодействие предприятий с другими районами происходит как поднятие престижа и узнаваемости района, так и приток инвестиций в район и привлечение трудового ресурса в качестве молодежи. Кроме того, успешно действует АНО «Уренский центр развития бизнеса» на территории района. [5] C 2005 года также работает «Союз предпринимателей Уренского района» для разработки консенсусных решений по дальнейшему развитию малого и среднего предпринимательства.
И последний, социально-психологический метод включает в себя политическое участие молодежи в органах местного самоуправления с целью лоббирования своих интересов и достижения консенсуса в вопросах муниципальной жизни. Молодежь является ключевой движущей силой в создании эффективной стратегии развития региона. В рамках повышения активности молодого населения в районе действуют общественные молодежные организации, молодежный парламент при земском собрании, политические круглые столы, молодежные социально-политические форумы.
Также взаимодействие с органами государственной власти области является немаловажным фактором при выявлении критерия эффективности развития района.
Нужна помощь в написании статьи?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.
Органы государственной власти области активно способствуют развитию района, где представители малого и среднего бизнеса участвуют в проектах, грантах. Реализуется муниципальная программа «Развитие предпринимательства и туризма района Нижегородской области на 2015-2020 годы» для создания конкурентоспособных и экономических условий для развития предпринимательства района. [4]
Таким образом, район является социально-экономическим и культурно развитым районом области. Развитие промышленности, сельское хозяйства и транспортной инфраструктуры также являются «завистью» многих районов области.
Чтобы оставаться успешным социально-экономическим районом области, необходимо развивать механизмы через децентрализацию государственной власти на местном уровне и обеспечить функционирование социальной базы гражданского общества.
Список использованных источников
1. «О прогнозе социально-экономического развития Уренского муниципального района на 2016 год и на период до 2018 года» от 25.11.2015 г. [Электронный ресурс]. URL:http://www.urenadm.nnov.ru/images/2016/10/Постановление_администрации_25.1 1.2015.doc (дата обращения: 05.06.2017).
2. Аналитические материалы по итогам обращений. [Электронный ресурс]. URL:http://www.urenadm.nnov.ru/index.php/2012-11-11-14-33-48/2012-12-06-12-01-37/1839-2012-12-06-12-11-45 (дата обращения: 05.06.2017).
3. Информация о социально-экономическом состоянии Уренского муниципального района за 2016 год// администрация Уренского района Нижегородской области// Официальный сайт администрации Уренского муниципального района. [Электронный ресурс]. URL: http://www.urenadm.nnov.ru/images/Эконом.и_прогносир/Макет_01_2.doc (дата обращения: 05.06.2017)
4. О развитии малого и среднего предпринимательства в 2016 году. [Электронный ресурс]. URL: http://www.urenadm.nnov.ru/index.php/2012-11-11-14-33-48/2012-12-06-12-29-40/2012-12-09-15-14-12/5626-o-razvitii-malogo-i-srednego-predprinimatelstva-v2016-godu (дата обращения: 05.06.2017)
5. Об утверждении Порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Уренского муниципального района Нижегородской области и их проектов от 12 мая 2010 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.urenadm.nnov.ru/images/files/10/_33_от_12.05.2010.doc (дата обращения: 05.06.2017).