Ключевые слова: Аграрный сектор, инвестиционная деятельность, рейтинг региона, инвестиционные программы, продовольственная безопасность, проблемы комплекса, цели аграрной политики.

За последние годы наметилась устойчивая тенденция экономического развития отрасли сельского хозяйства, сопровождающаяся положительной динамикой роста инвестиционной привлекательности. Анализ сильных и слабых сторон сельского хозяйства Пензенской области с точки зрения инвестиционной привлекательности показал, что для ведения сельскохозяйственного производства Пензенская область обладает значительным потенциалом. В структуре сельскохозяйственных угодий на долю пашни приходится 2188,6 тыс. га, сенокосов – 58,8 тыс. га, пастбищ – 462,9 тыс. га, многолетних насаждений – 14,7 тыс. га. [1]. Регион занимает выгодное географическое положение. Природно-климатические условия позволяют сельскому хозяйству специализироваться на производстве зерна, подсолнечника, сахарной свеклы, мяса крупного рогатого скота, свиней и птицы на убой, молока, яиц. Область является крупным производителем продуктов питания. Имеет благоприятную экологическую ситуацию [2]. По уровню экологических рисков область сходна с соседними: Ульяновской областью и Республикой Мордовия и опережает Тамбовскую и Саратовскую области. Пензенская область признана одним из пяти субъектов Российской Федерации, где отмечаются самые низкие инвестиционные риски. Кроме того, региону присвоен рейтинг кредитоспособности «А» со стабильными перспективами по национальной шкале. Результаты рейтинга показывают, что Пензенская область относится к категории заемщиков, имеющих высокий уровень надежности.

Существенным позитивным фактором, влияющим на рейтинг региона, является устойчивая тенденция роста доходов бюджета. В регион поступают инвестиции из федерального бюджета на развитие сельскохозяйственной отрасли. Наряду с денежными средствами федерального бюджета область оказывает сельскохозяйственным товаропроизводителям поддержку за счет средств регионального бюджета. В сельское хозяйство области поступают также и иностранные инвестиции. При этом следует отметить, что наблюдается тенденция к увеличению доли иностранных инвестиций в сельское хозяйство. Выделяемые субсидии использовались по следующим направлениям: «Развитие мясного скотоводства в Пензенской области на 2010-2012 годы», «Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока в Пензенской области на 2010-2012 годы», «Развитие овощеводства и картофеле производства в Пензенской области на 2010-2012 годы», «Развитие сельскохозяйственного и перерабатывающего производства мяса птицы в Пензенской области на 2012-2017 годы», «Развитие бройлерного птицеводства в Пензенской области на 2012-2014 годы». В настоящее время в Пензенской области действует государственная программа «Развитие агропромышленного комплекса Пензенской области на 2014-2020 годы». Данная программа содержит 11 подпрограмм, регламентирующих развитие растениеводства, животноводства, мясного скотоводства, поддержку малых форм хозяйствования, техническую и технологическую модернизацию и инвестиционное развитие, развитие ветеринарной сети Пензенской области, устойчивое развитие сельских территорий региона, развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения и другое [3]. Ответственным исполнителем госпрограммы является министерство сельского хозяйства Пензенской области. В качестве основных целей заявлены: повышение конкурентоспособности региональной сельхозпродукции на внутреннем рынке, повышение финансовой устойчивости предприятий АПК, повышение эффективности использования земельных и других ресурсов, стабильное развитие сельских территорий, экологизация производства. Как сообщается на официальном сайте правительства Пензенской области, общий объем бюджетных ассигнований на реализацию Государственной программы на 2014 – 2020 годы составит 36 млрд. 377 млн. 67,9 тыс. рублей. В том числе средства федерального бюджета – 13 млрд. 866 млн. 301,5 тыс. рублей, бюджета Пензенской области – 7 млрд. 551 млн. 251 тыс. рублей, бюджетов муниципальных образований – 86 млн. 555 тыс. рублей, внебюджетные средства – 14 млрд. 872 млн. 960,4 тыс. рублей.

Однако следует учесть тот факт, что привлекаемые меры по стабилизации и развитию аграрного сектора оказывают пока недостаточное влияние на его состояние и не позволяют последовательно решать его основные проблемы. Основными проблемами развития агропромышленного комплекса являются: недостаточный уровень доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей для осуществления модернизации; ограниченный доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к рынкам сбыта в условиях несовершенства их инфраструктуры и возрастающей монополизации торговых сетей; медленные темпы социального развития сельских территорий, ухудшение социально-демографической ситуации, отток трудоспособного населения, особенно молодежи, а также сокращение сельской поселенческой сети [4].

Для достижения желаемых результатов необходимо не только вливание большого капитала, но и грамотно-организованная политика государства, направленная на формирование стратегии, предполагающей более эффективное финансирование [5]. Основными целями аграрной политики Пензенской области по развитию агропромышленного комплекса на долгосрочную перспективу должны стать: обеспечение продовольственной безопасности региона; обеспечение населения области сельскохозяйственной продукцией и продовольствием местного производства на основе повышения их конкурентоспособности; повышение уровня жизни населения в сельской местности, обеспечение условий развития сельских территорий; уменьшение оттока трудоспособного населения из сельской местности [6]. Реализация вышеперечисленных целей потребует решения следующих задач: увеличение темпов роста мясного скотоводства; дальнейшее развитие племенного дела; расширение логистики АПК; развитие и увеличение кормовой базы; повышение финансовой устойчивости сельскохозяйственных предприятий на основе роста эффективности и рентабельности сельскохозяйственного производства при использовании современного технологического оборудования, инновационных разработок, наращивания генетического потенциала животноводства; повышение конкурентоспособности товаров местных сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Выявленные положительные тенденции в динамике показателей деятельности сельскохозяйственных производителей необходимо закреплять и усиливать путем активизации инвестиционной деятельности до нормативного.

Список использованных источников

1. Овсянникова А.В., Соколова И.С. Роль регионального маркетинга в повышении инвестиционной привлекательности региона// Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 7, № 5 (30), 2015, — С. 72.
2. Соколова И.С. Об инвестиционной привлекательности конкурентоспособности рынка территорий //Сборник научных статей VI Международной НПК «Управление реформирование социально-экономического развития предприятий, отраслей, регионов». – Пенза: ПГУ, 2015, С.145-148.
3. Ростова О.В. Управление инвестиционным процессом в регионе (концепция, методы, инстру-менты)/Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Санкт-Петербургский политехнический университет. Санкт-Петербург, 2008
4. Губанова Е.В. Государственное регулирование развития агропромышленного комплекса Калужской области на современном этапе/Е.В. Губанова, А.П. Полищук//Региональные агросистемы: экономика и социология. -2016. -№ 1 (1). -С. 10.
5. Губанова Е.В., Полищук А.П. Эффективность аграрных проектов в современных условиях кредитования и государственной поддержки, возможности ее повышения//Экономический анализ: теория и практика. -2015. -№ 47 (446). -С. 10-19.
6. Изотов А.В. Использование метода главных компонент при оценке инвестиционного климата регионов / Изотов А.В., Ростова О.В. // Сборник научных трудов вузов России «Проблемы экономики, финансов и управления производством». — 2016. № 38. С. 82-85.