Ключевые слова: конкурентоспособность, малый бизнес, строительство, система управления, инновации.

Функционирование любого предприятия невозможно без учета деятельности конкурентов. Конкурентная борьба – неотъемлемый фактор, который определяет сможет ли существовать та или иная компания и вести успешную борьбу. Ведь именно она позволяет оценить все множество организаций и выделить среди них лидеров, которые способны производить действительно качественные товары и услуги, востребованные населением.

А как обстоят дела с конкурентоспособностью малого бизнеса? Малые строительные предприятия, находясь среди целого моря подобных компаний, предлагающих идентичные услуги при пониженном спросе, неизбежно становится перед необходимостью повышения собственной конкурентоспособности.

Малый бизнес составляет менее 25 % экономики РФ, в то время как в остальном мире – больше половины. Одной из основных сфер занятости малого предпринимательства, ссылаясь на данные статистики, можно назвать строительство.

По данным статистики, из 16 тысяч малых предприятий Ленинградской области, 13% заняты в строительстве. Численность трудоустроенных составляет 21 % от количества всех работников, занятых в малом бизнесе. В Санкт-Петербурге из 400 компаний, работающих в области производства строительных материалов, 320 представляют малый бизнес [3].

Одними из областей, занятых малыми предприятиями, являются: производство субподрядных работ по монтажу инженерных сетей: тепло-, газо-, электро-, водоснабжения, водоотведения и вентиляции, устройству кровли, отелочные работы.

Что касается сферы производства строительных материалов, то в основном, малые предприятия ведут конкурентную борьбу с более крупными предприятиями. Слабым местом малых предприятий является то, что они зачастую способны выпускать продукцию только малыми партиями, что повышает ее себестоимость.

Многое зависит и от сотрудников малой фирмы и их квалификация. Например, компании, занимающиеся реставрацией, зачастую имеют в штате «штучных» специалистов, отвечающих своей репутацией за качество работ [3].

Более мобильное малое предприятие, способное переориентировать свою деятельность в соответствие с условиями рынка, обладает наибольшей конкурентоспособностью. Чем правильней и точнее реакция на те или иные изменения тенденций рынка, тем выше будет прибыль.

Конкурентоспособность непосредственно связана с качеством выпускаемой продукции. К сожалению, очень часто качество конечного продукта малых фирм оставляет желать лучшего. Кажется, что у малого бизнеса маленький объем заказов, соответственно, они могут потратить больше времени на то, чтобы выяснить все нюансы своих заказчиков, а, следовательно, и качество было бы лучше. Но если учесть то, что выбор организации на выполнение тех или иных работ по договору подряда зависит от стоимости договора, то обеспечение должного качества за минимальные деньги не всегда представляется возможным. Потому необходимо искать пути объединения деятельности строительных предприятий малого бизнеса для обеспечения их совместной работы. Например, одним из эффективных путей может в будущем стать повышение интеграции деятельности предприятий, их объединение, как партнеров по бизнесу.

Партнерство организаций представляет собой организованное взаимодействие для достижения более эффективным путем общих целей. При этом оно должно выполнять следующие задачи:

1. Представлять общие интересы участников в государственных органах.
2. Проводить маркетинговые исследования, решать проблемы по обеспечению информацией всех участников о состоянии строительного рынка, новых технологиях, проводить рекламную кампанию, выбирать подряды.

Для решения данной задачи, можно рассмотреть два основных и наиболее эффективных принципа:

1. Использование адаптивных методов управления. Они позволяют благодаря самообучению автоматически выявлять рациональные формы поведения объекта в условиях неопределенности.

2. Привлечение в партнерство на временной основе новых малых предприятий для выполнения некоторых специальных видов работ [1].

Данная система управления представляет из себя объединение предприятий малого бизнеса, обладающих равными правами и обязанностями, на договорной основе. Также, не только для малых, но и для крупных организаций очень важно внедрять инновации. Хотя для малого бизнеса это более актуально, так как он является более гибким и у него есть возможность перестроить свое предприятие, чего лишены крупные компании. Достаточно найти идею в сфере маркетинга или финансовую, абсолютно новую для своего рынка.

В условиях активно развивающейся конкурентной среды очень важно проводить анализ конкурентоспособности своего предприятия, чтобы максимально исключить все слабые стороны компании, получать информацию о потребностях населения и преимуществах своих конкурентов. Как правило, малые организации имеют узкоспециализированную направленность, но, несмотря на это, малый бизнес стоит рассматривать как вид деятельности с большим потенциалом.

Список использованных источников

1. Перспективы развития системы управления малых строительных предприятий / Л.А. Джамолдинова// Terra Economicus. – 2012. – № 2. – С. 13–16.
2. Пути повышения конкурентоспособности предприятий / А.Т. Айдинова, Е.С. Головко// Молодой ученый. – 2015. – №12. – С. 371-373
3. Рейтер Т. Малый бизнес в строительстве / Рейтер Т. // StroyPuls: строительный портал. – 2010. – URL: http://stroypuls.ru/pso/2010/11-august-2010/30524/ (дата обращения: 05.05.2016).