Ключевые слова: Информационная культура, теория поколений, компьютерная грамотность, информационная грамотность, образование, школа.

Современное общество невозможно себе представить без использования информационных технологий. Доля индивидов, имеющих в своем распоряжении компьютерные и мобильные технологии, возрастает в геометрической прогрессии, а нижняя граница возраста пользователей заметно понизилась.

В связи с этим возрастает роль формирования информационной культуры молодого поколения, которое и является наиболее активными пользователями современных информационных технологий. Проблема заключается в том, что современное поколение представляет собой совершенно новый формат. Говоря о разнице в восприятии информации и умении с ней работать, следует обратиться к теории поколений, которая приобрела широкую известность в начале 90-х годов. Главная идея теории заключается в выделении общих характеристик молодежи разных периодов. Впервые данную теорию выдвинули Хоув и Штраус, предположив, что поведение индивида во многом определено тем, в каких условиях он жил и воспитывался до 12-14 лет. Исследователи, опираясь на теорию социализации личности, отмечают, что именно в этом возрасте происходит формирование системы ценностей, которую люди сохраняют на протяжении всей жизни. На сегодняшний момент в научной литературе встречается следующая градация поколений:

— 1900–1923 – его именуют поколением GI или «поколением победителей».
— 1923–1943 – «молчаливое поколение».
— 1943–1963 – поколение «беби-бумеров» или так называемых «бумеров».
— 1963–1984 – поколение X.
— 1984–2000 – поколение Y. Их называют так же «поколением Сети» или «поколением Миллениума».
— 2000–2020 – современные подростки, которые в теории поколений получили обозначение как поколение Z [4].

Авторы теории отмечают, что можно выделить так же тех, кто рождался на стыке двух временных границ одного поколения с другим, являются носителями частичных ценностей обоих поколений и называются «эхом». Их функциональная роль велика – они становятся своего рода скрепляющим раствором, посредниками между двумя поколениями.

Таким образом, современные педагоги имеют дело с совершенно новым социальным феноменом – поколением Y и Z, которое совершенно отличается по ценностному восприятию событий и информации, а так же обладают особым способом работы с имеющимися данными. Если обратиться к мнению экспертов теории поколений, то можно отметить, что эти поколения достаточно сильно отличаются по своему базовому типу личности. Поколением Y (современные старшеклассники) – не случайно называются поколением сети. Они привыкают выстраивать отношения дистанционно, потреблять информацию, не занимаясь ее отсевом и обработкой, их ценность в отстраненности и пассивности. В отличии от предыдущего поколения Х, которое выстраивает карьеры и движется вперед практически напролом, совершенно не ориентируясь в современных технологиях, но умея добывать и обрабатывать информацию, поколение Y имеет больше возможностей для получения информации, тем не менее, не пользуются ими. Исследователи отмечают, что поколение Y крайне пассивно, это поколение потребителей. Однако на смену ему приходит поколение Z. Считается, что это поколение по своим характеристикам и условиям становления очень близко к «молчаливому поколению». По прогнозам, это будет поколение идеалистов, уходящих в мир виртуальной реальности. Это поколение излишне опекаемо, мало приспособлено к реальной жизни, поколение, привыкшее выстраивать систему отношений только в виртуальной реальности. По мнению специалистов, они будут прекрасно ориентироваться в моделированных ситуациях, не понимая на практике методов командного взаимодействия, поскольку для них сложно понять распределение ролей в данной команде. Их мир – это мир, созданный ими лично для себя в компьютерной сети.

Таким образом, новое поколение школьников – дети социальных сетей и интернета, поглощающие информацию в огромных количествах, но не умеющие их обрабатывать. Основной проблемой современных школьников является низкий уровень информационной культуры. Современное общество предполагает, что развитие информационной культуры является необходимым компонентом общей культуры индивида. Без умения обрабатывать, анализировать и использовать информацию невозможно представить общественное развитие. Несмотря на то, на данный момент информационную культуру можно считать скорее показателем профессиональной культуры, нельзя отрицать, что со временем она станет фактором развития каждой личности. Поэтому, говоря о развитии современных школьников, именно развитие информационной культуры является одной из актуальных задач педагогов и системы школьного образования [2,3].

Под информационной культурой понимается информационная компонента человеческой культур, которая характеризует уровень всех осуществляемых в обществе информационных процессов и существующих информационных отношений.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Заказать статью

Рассматривая критерии информационной культуры современного человека, принято выделять следующие ее компоненты:

— умение адекватно формулировать свою потребность в информации;
— эффективно осуществлять поиск нужной информации во всей совокупности информационных ресурсов;
— перерабатывать информацию и создавать качественно новую;
— вести индивидуальные информационно-поисковые системы;
— адекватно отбирать и оценивать информацию;
— способность к информационному общению и компьютерную грамотность [1].

Анализируя состояние этих критериев у современных школьников можно выделить следующие проблемы:

— школьники не умеют составлять запрос на необходимую информацию. Это проявляется, в том числе, в неумении найти правильный текст для выполнения реферативного задания, найти нужные данные путем самостоятельного поиска в интернете;
— современные школьники не умеют работать с книгой и информацией текстовых источников. Об этом говорят низкие показатели эффективности составления конспектов и таблиц. Подростки не могут воспроизвести по образцу таблицу, самостоятельно распределить информацию по пунктам, построить план рассказа и т.д.
— уровень составления самостоятельных текстов очень невысокий, многие современные подростки не могут обработать или переработать готовый текст, составить свой по образцу.
— возникают проблемы с отсеиванием и обработкой собранной информации, ученики часто не могут выделить общую информацию, отсеять лишнее.
— анализ особенностей поведения подростков при общении и сети, а так же анализ общей компьютерной грамотности показал, что хотя подростки разбираются в технической стороне вопроса, но не обладают навыками грамотного и безопасного общения в сети.

Таким образом, можно отметить, что у современных школьников крайне низко развит уровень компьютерной и информационной грамотности. В связи с этим встает острая необходимость дополнить программу школьных уроков по информатике факультативом по основам компьютерной и информационной грамотности. Необходимо составлять задания  для школьников с учетом требований современного общества, они должны быть направлены на развитие компетенций в рамках развития компьютерной культуры современной личности.

Список использованных источников

1. Рыжов В.А., Корниенко А.В., Демидович Д.В. Информационная культура и информационная грамотность [Электронный ресурс] // Иформатизация образования и дистанционного обучения [сайт] [2014] URL: http://cis.rudn.ru/document/show.action document.id=1982
2. Сандомирский М. Поколение Z: те, кто будут после [Электронный ресурс] // E-xecutive [сайт].[2012]. URL: http://www.executive.ru/knowledge/practices/1450249
3. Симановский Ф. Поколения российских потребителей: вчера, сегодня, завтра [Электронный ресурс] // E-xecutive [сайт] [2013]. URL:http://www.e-xecutive.ru/marketing/marketing/1489108/
4. Теория поколений [Электронный ресурс] // Энциклопедия маркетинга [сайт].[2011]. URL: http://www.marketing.spb.ru/libaround/socio/generation.htm