Ключевые слова: оффшор, оффшорный бизнес, правовое обеспечение, деоффшоризация, специальные экономические зоны.

Понятие «оффшор» возникло в конце 50-х годов XX века в одной из газет восточного побережья США. В газетной статье было рассказано и финансовой компании, которая избежала контроля правительства США с помощью того, что она переместила свою деятельность на территорию другой страны, которая имела более привлекательное и выгодное налоговое законодательство. Так и сформировалась суть данного термина. Использование оффшоров является одним из самых известных и эффективных методов налогового планирования.

Основная первопричина появления и быстрого развития оффшорного бизнеса явилось противоречие возникшее между государством и гражданами. Государство хотело полностью контролировать экономическую ситуацию на своей территории, а граждане не хотели быть подконтрольными государству и отдавать часть своей прибыли в виде налогов.

Внимание!

Если вам нужна помощь с работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Подробнее Гарантии Отзывы

В настоящее время существенно увеличилось число государств, резиденты которых активно стремятся надежно сберечь от посторонних глаз принадлежащие им активы или деятельность и не имеют желания делиться с государством. Так же значительно расширился диапазон их имущественного состояния и перечень причин, которые привлекают их в оффшорный бизнес. Всё это связано с большим числом преимуществ оффшоров, таких как: отсутствие необходимости в бухгалтерской отчетности или упрощённая её форма, низкие или нулевые ставки на прибыль, простая процедура регистрации компании и т.д. Так же оффшоры имеют и свои недостатки, например: отсутствие договорённости об избежании двойного налогообложения, что может привести к проблемам с налоговыми органами того государства, где осуществляется деятельность фирмы.

В любом случае оффшоры несут вред государствам, так как они сокращают финансовые возможности банков, отдельных регионов страны, а также сокращают размер налоговых поступлений в бюджет. Сокращение доходов в бюджет сокращают возможности государства для реализации социальной и экономической политик страны. Поэтому следует вести «борьбу» с оффшорами через законодательные меры в виде законов, указов, через проведение политики деоффшоризации.

Что касается перспектив использования оффшоров в российской практике, то здесь на лицо следующая тенденция: российские предприниматели все больше уходят от использования классических оффшоров в своей деятельности, выбирая все чаще и чаще европейские юрисдикции с высокой репутацией. И это не случайно, ведь если предприниматель регистрирует своё предприятие на территории оффшорной зоны, ему предоставляются экономически привлекательные условия налогообложения, а также высокий уровень предотвращения утечки какой-либо информации и полная независимость от валютного контроля государства.

Несмотря на пропаганду деоффшоризации российской экономики, мы видим яркие примеры без-действия правительства. Например, ситуация с приватизацией порта Ванино. Государственный пакет порта был куплен металлургической компанией «Мечел» и в течение месяца продан трём оффшорным компаниям Кипра. Несмотря на выраженное недовольство со стороны ФАС, премьер-министр Дворкович А. подтвердил законность этой сделки, а пресс-секретарем президента Д.Песковым лишь сделано замечание о том, что такая сделка вредит идее деоффшоризации экономики.

Не только частный российский бизнес пользуются оффшорными схемами, но и компании, полностью принадлежащие государству. К примеру, у «Роснефти», согласно официальным данным, имеется 11 дочерних предприятий, зарегистрированных на территории юрисдикций с льготным налогообложением и оффшор, из них 5 на Кипре, 1 в Голландии, 1 в Ирландии, 1 в Великобритании, 1 в Люксенбурге и 2 на о.Джерси.

Вывод один, следует продолжить развитие законодательства и расширять меры по предотвращению утечки средств. Сотрудничество приносит свои плоды, но пока это малозаметно. Еще одним вариантом могло бы стать создание в рамках своей страны «подобия» оффшорной зоны, чтобы утечка средств стала минимальной.

Закажите работу от 200 рублей

Если вам нужна помощь с работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Подробнее Гарантии Отзывы

Исходя из всего вышеперечисленного, можно рекомендовать следующие пути оптимизации по сокращению оттока российского капитала в оффшоры: расширение числа специальных экономических зон и их отраслевой принадлежности.

Еще одной из мер может стать сокращение числа наличных операций, так как безналичные операции легче контролировать. Практика сокращения оттока капитала данным косвенным методом нашла широкую перспективу во всех развитых странах мира. В РФ также есть ограничения по работе с наличными денежными средствами, но они незначительны и связаны в большей мере с большими суммами и направлены на юридических лиц. Важной мерой является дальнейшая детализация законодательства РФ, которая позволит пресечь все меры предпринимателей избежать налогообложения в РФ: ужесточение мер, размеров штрафов, детализация операций и действий, которые ограничат действия по вывозу капитала в оффшоры.

Таким образом, на сегодняшний день в России взят «курс на деоффшоризацию» — часть общемирового тренда по стремлению властей вернуть деньги в РФ. Глобальная предпосылка деоффшоризации – технологическое развитие и упрощение возможности хранения информацией. Чем легче хранить и передавать данные, тем проще становится получить к ним доступ. Безусловно, правительство страны предпринимает меры по борьбе с оффшорами. Однако многие специалисты полагают, что оффшорные зоны останутся востребованными, ведь желание предпринимателя снизить свои издержки путем уменьшения выплаты налогов является естественным. В целом, будут деньги оставаться в стране или уйдут за границу непосредственно зависит от состояния экономики страны в целом и законодательства данной страны. Если данные элементы находятся в хорошем состоянии, то и деньги останутся в стране.

Список использованных источников

1. Трифонова И.В. Оффшоры в наши дни: проблема оттока капитала из России // Экономика, управление, финансы: материалы IV междунар. науч. конф. (г.Пермь, апрель 2015г.) – Пермь: Зебра, 2015. – с.61-64.
2. Федеральный закон от 24.11.2014 N 376-ФЗ (ред. от 15.02.2016) «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)».
3. Литвинова С.А. Налогообложение коммерческих банков: особенности и направления раз-вития//Современные научные исследования и инновации. 2015. № 4-4 (48). С. 9-12.
4. Литвинова С.А. Налогообложение кредитных организаций. Ростов-на-Дону, 2015.
5. Бахтин С.И. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в свободных экономических зонах России и оффшорных зонах / М., 2006. – 185 с.