Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Сетевые компании на российском потребительском рынке»

Аннотация: В данной статье рассматриваются основные тенденции развития отечественных и зарубежных сетевых компаний на российском потребительском рынке, выделяются особенности структурной трансформации и изменение форматности крупных сетей.

Ключевые слова: потребительский рынок, сетевые торговые компании.

В современных условиях российские региональные потребительские рынки все в большей степени испытывают влияние крупных сетевых торговых компаний. Только за 2010-2013 гг. оборот этих компаний увеличился более чем в два раза по регионам России. В значительной мере развитию крупного сетевого бизнеса в России способствовала тенденция концентрации капитала в торговой сфере начиная с середины 1990-х гг. Развитие крупных торговых сетей во всём мире основано на эффекте масштаба, который дает возможность снижать издержки торговой деятельности благодаря увеличению торгового оборота. Благодаря этому торговые сети имеют возможность снижать розничные цены, расширять диапазон потребительского спроса, привлекать большее количество потребителей различных сегментов, а также групп населения с разным уровнем дохода.

Экспансия международных сетевых компаний на российском рынке оказала влияние на транс-формацию региональных потребительских рынков, на их отраслевую структуру, развитие их инфраструктуры, локализацию сервисных зон и т.д. Также особенностями современного периода является вытеснение мелких и средних торговых предприятий с регионального рынка [1, c. 86-87].

Возникновение российских сетевых продуктовых магазинов также приходится на середину 1990-х гг. Именно в этот период появились первые предприятия сетевой розничной торговли, которые и в настоящий период являются крупнейшими на рынке: «Перекресток», «Седьмой континент», «Дикси», «Лента», «Магнит», «Пятерочка» и др. [2]. А в начале 2000-х гг. началось активное продвижение сто-личных ритейлеров в российские регионы, т.к. в тот период зарубежные сетевые компании имели еще недостаточное присутствие на российской периферии.

В этот период также наблюдались изменения в организации форм торговли и торгового сервиса, и переход к «мультиформатности». Традиционно в отечественной розничной торговле выделялись прилавочные магазины и магазины самообслуживания, которые, в свою очередь, в мировой практике разделяются на минимаркеты, супермаркеты и гипермаркеты. Однако переход к мультиформатности предполагает интегрирование в единую сетевую структуру всех указанных форм. Например, компания «Ашан», всегда позиционировавшая себя как «классический» супермаркет, стала осваивать в 2000-е гг. новые формы, такие как гипермаркеты и дискаунтеры, под новым брендом «Атак».

Следует подчеркнуть, что подобная ситуация характерна и для развития европейских сетевых компаний. Так, например, известный зарубежный экономист Дж. Бивен отмечает, что с 1999 г. укрупнение сетевых организаций существенным образом изменило динамику розничной торговли продуктами питания. Также в этот период наблюдался и рост продажи товаров непродовольственной группы. Если ранее главную роль на потребительском рынке играли гипермаркеты городских окраин, то в 2000-х гг. сетевые компании стали создавать небольшие магазины в центральных районах городов и осваивать новые места торговли, например на заправочных станциях, местах массового отдыха жителей городов [3, с. 12-13].

Сходные направления имеют место в стратегиях российских сетевых компаний, усилившиеся в условиях кризиса 2009 г., когда задачей торговых сетевых организаций стало снижение издержек. В этот период шансы на выживание остались только у частных магазинчиков с постоянным локальным кругом покупателей, неконтролируемых рынков и крупных сетевых ритейлеров [4]. В качестве таких «центров консолидации» можно назвать «X5 Retail Group», ГК «Дикси», ОАО «Магнит» и ОАО «Седьмой континент». Наиболее устойчивыми в этих условиях оказались именно федеральные дискаунтеры. В этом смысле Россия, хоть и с отставанием стала приближаться к стандартам Восточной Европы, где доля сетевых магазинов в розничной торговле составляет около 60 % рынка. Консолидации отрасли в это время значительно способствовало и административное регулирование ритейла в виде банковского кредитования при государственной поддержке отдельных эффективных сетей. В итоге, к концу 2014 г. шесть российских розничных сетей упрочили свои позиции в мировом рейтинге 250 крупнейших ретейлеров. Самое высокое место среди российских компаний заняла торговая сеть «Магнит» — 55-е место, за ней идет «X5 Retail Group» — 58-е место, затем «Дикси» — 166-е место, «М.Видео» — 192-е место, «Лента» и «О’кей» на 196-м и 206-м месте соответственно [5].

Однако, экономический кризис 2014 г., усугублённый внешнеэкономическими санкциями со стороны ЕС, США и других стран, контрсанкциями российского правительства, резкая девальвация рубля спровоцировали снижение реальных доходов населения (по данным Росстата, число россиян с доходами ниже прожиточного минимума по итогам 2015 г. возросло на 3,1 млн. человек до 19,2 млн., или до 13,4% всего населения) и по его покупательной способности, которую уже к осени 2014 г. почувствовали компании розничной торговли.

В итоге, в 2014-2015 гг. (по данным Knight Frank) российский рынок покинуло 56 торговых сетей, что на 50% больше, чем в кризис 2008-2009 гг., когда с рынка ушло 37 сетевых операторов. Большинство покинувших российский рынок ритейлеров относятся к категории торговли продуктами питания. Из 56 торговых марок, ушедших с рынка в 2014-2015 гг. 18 (или 32% от общего числа), относились к продуктовым операторам. В прошлый кризис большинство прекративших существование торговых сетей также были продуктовыми магазинами – 14 из 37 (38% от общего числа). орговые операторы профиля «одежда» оказались на втором месте после продуктовых ритейлеров по количеству игроков, ушедших с рынка. В 2014-2015 гг. прекратили свое существование 16 брендов (29% от общего числа), в кризис 2008–2009 гг. — 9 из 37 (24% от общего числа). На третьем месте следуют операторы общепита: за последние 1,5 года (острая фаза текущего кризиса) с рынка ушло 6 сетевых игроков (11% от общего числа). В прошлый кризис операторы общепита не покидали рынок, а третье место по количеству ушедших марок занимала категория «бытовая техника и электроника» (4 оператора) [6]. Заметим, что текущий кризис в большей степени затронул иностранных торговых операторов: 34 из 56 ушедших с рынка РФ брендов имеют иностранное происхождение, 8 из них – американские. В кризис 2008-2009 гг. российский рынок покинуло только 10 иностранных торговых марок.

С начала текущего кризиса практически все торговые сети, присутствующие на российском рынке, сократили количество торговых точек или скорректировали программу развития в сторону сокращения. Некоторые сетевые операторы (Перекресток-Экспресс, Centro, Adidas, Vis-a-Vis) закрыли в раз-личных регионах РФ более 40 магазинов. Большая часть ритейлеров изменила подходы к ассортименту и даже форматы магазинов. Супермаркеты и гипермаркеты, ранее привлекавшие покупателей более широким выбором, были вынуждены начать конкурировать по цене с дискаунтерами, а ассортимент расширять за счет российских товаров.

В этих условиях в наиболее выгодном положении опять оказываются крупные ритейлеры. По-этому на региональных рынках необходима активизация органов государственного управления по раз-работке мер, направленных на недопущение монополизации потребительского рынка со стороны крупных сетей.

Список использованных источников

1. Фетисова О. В. Роль сетевых компаний в развитии регионального потребительского рынка: монография / О. В. Фетисова, В. В. Курченков, Е. С. Матина. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2013. – 160 с.
2. Никитина С. К. Российские розничные торговые сети: к истории становления и развития [Электронный ресурс]. URL: www.omgpu.ru/science/conf/predprin-2010/download/2-3.doc.
3. Бивен Дж. Войны супермаркетов: откровенно о борьбе за лояльность потребителей / пер. с англ. Е.В. Трибушной. – М.: Эксмо, 2008. – 288 с.
4. В России на продажу выставлено 400 розничных сетей [Электронный ресурс]. URL: http://ralt.ru/arts/arts.php?id=12582
5. Шесть российских ретейлеров вошли в число 250 крупнейших торговых сетей мира [Элек-тронный ресурс]. URL: http://www.dp.ru/a/2015/01/13/SHest_rossijskih_retejler/
6. Березина Е. Российский рынок за последние два года покинуло 56 торговых сетей // Российская газета. – 2015. – 24 ноября [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2015/11/24/torgovla-site-anons.html

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

1352

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке