Ключевые слова: социальная защита, социальное обеспечение, военнослужащие, военная реформа. социальная помощь, социальная работа, социальная поддержка.
Споры по вопросам назначения и выплаты пенсий военнослужащим и их семьям, взыскания из-лишне выплаченных сумм пенсий и пособий разрешаются вышестоящими органами в порядке подчиненности пенсионных органов Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ или Федеральной службы безопасности Российской Федерации либо в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Существует множество проблем пенсионного обеспечения военнослужащих в России, но большинство из них является несущественными. Основная проблема заключается в том, что на сегодняшний день уровень военных пенсий снизился и практически приравнялся к уровню пенсий, назначаемых по старости лет для гражданских лиц [1].
В силу действующего законодательства уровень пенсии военнослужащих зависит от их должностного оклада. Следует отметить, что в последние три года уровень денежного содержания военно-служащих существенно изменился, но изменился он за счёт ввода надбавок, которые влияют на величину пенсии. В результате денежное содержание растёт, а уровень пенсий военнослужащих остаётся на прежнем уровне. Одновременно осуществляется рост гражданских пенсий, которые уже практически нагнали по уровню пенсии военные, которые всё время считались льготными [2]. Проблема осложняется тем, что многие военнослужащие оказываются на пенсии ещё в экономически активном возрасте (30-40 лет), но отсутствие у них гражданского стажа и опыта по гражданской специальности, не позволяет им найти достойно оплачиваемую работу. В результате пенсия становится главным источником доходов пенсионера, у многих при этом на иждивении находятся дети. Даже если у них и получается устроиться на работу, то в основном эта работа связана с охранной деятельностью и она низко оплачиваема [3].
Правительство Российской Федерации решилось на внесение изменений в законодательство, были внесены изменения в законодательные акты, регулирующие вопросы денежного довольствия и продовольственного обеспечения военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу, которыми исключены правовые основания для выплаты либо учёта при исчислении пенсии денежной компенсации взамен продовольственного пайка и денежной продовольственной компенсации соответственно. Теперь стоимость продовольственного пайка в состав денежного довольствия, учитываемого для исчисления пенсий, не включается, но в денежном выражении сохранена путём включения её в оклад по воинскому (специальному) званию.
Вопросы пенсионного обеспечения военнослужащих и приравненных к ним категорий лиц остались в стороне, так как на тот момент, когда встал вопрос о проведении пенсионной реформы, проблема пенсионного обеспечения военнослужащих не была чётко обозначена и уровень военных пенсий в два или три раза превышал уровень пенсий гражданских лиц [4]. Теперь ситуация меняется коренным образом, и так называемые гражданские пенсии по своему уровню догоняют пенсии военные. Считаем, что этого нельзя допускать, так как пенсионное обеспечение военнослужащих должно учитывать их особый правовой статус [5].
Таким образом, гарантированная социальная защищенность военнослужащих и членов их семей создает и обеспечивает престиж военной службы и, в конечном итоге, помогает решить вопросы комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации профессиональными, хорошо подготовленными кадрами. От решения этой проблемы во многом зависит успех и судьба военной реформы, дальнейшее развитие Вооруженных Сил, их боеспособность и выполнение задач по защите Отечества.
Список использованных источников
1. Молчанова Е.В. К вопросу совершенствования пенсионного обеспечения пожилых граждан. / Современное общество, образование и наука: материалы Международной научно-практической конференции, Тамбов, эл. журнал «Научный альманах» №9 (11), 2015, С.1377-1380.
2. Молчанова Е.В. Проблемы планирования трудовых ресурсов организации. / В сборнике: Проблемы внедрения результатов инновационных разработок. Сборник статей Международной научно-практической конференции. 2016. – С.. 201-203.
3. Молчанова Е.В. Специфика трансформации культуры управления человеческими ресурсами. / В сборнике: Актуальные научные исследования в условиях вызовов XXI века. Материалы Международной научно-практической конференции. 2016. С. 54-55.
4. Молчанова Е.В. Сфера пенсионного обеспечения: определение векторов коррекции и развития. Символ науки. 2016. №5-3 (17). С. 155-157.
5. Молчанова Е.В. Роль общественных организаций в реализации социальных прав граждан / В сборнике: Фундаментальные и прикладные научные исследования. Материалы Международной научно-практической конференции НИЦ «Поволжская научная корпорация». 2016. — С. 81-83.