Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Соотношение ценности-доступности в разных жизненных сферах китайских студентов»

Аннотация. Статья посвящена изучению сферы «ценного» и «доступного» у китайских студентов при разных уровнях субъективного благополучия. Установлено, что доминирующими ценностями, независимо от уровня субъективного благополучия, являются сферы любви, материальной обеспеченности и счастливой семейной жизни. При этом, конфликт в сфере счастливой семейной жизни у студентов с высоким уровнем субъективного благополучия на фоне остальных удовлетворенных жизненных сфер не приводит к снижению уровня благополучия.

Ключевые слова: субъективное благополучие, ценность, доступность, студенты из Китая.

На всемирной конференции по вопросам высшего образования ЮНЕСКО 2009 было указано, что академическая мобильность и в том числе кросс-граничное получение образовательных услуг являются факторами повышения качества и эффективности высшего образования.

Учитывая тенденции социальных изменений, профессиональному образованию в ВУЗе на сегодняшний день не достаточно делать акценты лишь на усвоение знаний, приобретение умений и навыков [1 и др.]. Образовательные стандарты нынешнего поколения направлены не только на интенсификацию квалификации образовательного процесса, но также на развитие личностного потенциала будущего специалиста. В этом свете психологические аспекты являются существенными в обеспечении вопросов психологических факторов, участвующих в обеспечении интеграции отечественных вузов в международную систему высшего образования, что является весьма актуальным для полноценного обучения иностранных студентов, их адаптации и благополучного существования во время обучения. Субъективное благополучие является одним  из наиболее важных интегративных психических образований, определяющих различные аспекты отношения человека с миром и успешность его взаимодействия с ним. Исходя из этого, целесообразным является установление психологических факторов субъективного благополучия китайских студентов [2,3,4]. На основе идентифицированных факторов, участвующих в оценках субъективного благополучия китайских студентов, возможно создание социально психологического тренинга, цель которого повышение уровня субъективного благополучия.

Описание выборки и методов исследования

Выборку составили 226 человек, из них 119 женщин и 107 мужчин, в возрасте от 19 до 25 (22±2,1) лет, студенты 2-4 курса обучения Национального аэрокосмического университета им. Н.Е.Жуковского «ХАИ» и Харьковского университета имени В.Н.Каразина.

В результате обработки данных «шкалы субъективного благополучия» были получены следующие результаты. Высокий уровень субъективного благополучия зафиксирован у 65 человек (28,76%); средний у 99 человек (43,81%); низкий у 62 человек (27,43% ). У женщин высокий уровень выявлен у 33 человек (27,73%); средний – у 54 человек (45,38%); низкий – у 32 человек (26,89%). У мужчин высокий уровень субъективного благополучия обнаружен у 32 человек (29,90%); средний – у 45 человек (42,06%); низкий – 30 у человек (28,04% ).

Наибольший процент испытуемых находится на среднем уровне субъективного благополучия. Процентное распределение по уровням субъективного благополучия у мужчин и женщин приблизительно одинаково.

На этом этапе нашего исследования было выявление взаимодействия доминирующих ценностей и конфликтов личности. С этой целью была использована методика «Уровень соотношения ценности и доступности в различных жизненных сферах» [5]. Теоретическими посылками здесь выступает понимание того, что понятие ценности, как высшей цели человеческого достижения, предполагает и другое необходимое понятие, связанное с условиями такого достижения, а именно понятие доступности. Последнее связано с процессом обретения человеком  заданной  ценности и реализации своих возможностей, своего «Я» в условиях такого обретения. В основу создания методики  «Уровень  соотношения  ценности  и  доступности в различных жизненных сферах» легло гипотетическое предположение о том, что одной из существенных детерминант мотивационно-личностной сферы является подвижное, постепенно меняющееся в процессе деятельности в зависимости от жизненных обстоятельств соотношение между двумя плоскостями сознания, а именно между плоскостью, которая вмещает в себя осознание ведущих жизненных ценностей, личностных смыслов, дальних жизненных целей и плоскостью всего, что является непосредственно доступным, связанным с осуществлением конкретных, легкодостижимых целей, находящихся в «обозримом психологическом поле», в зоне «легкой досягаемости». Применительно к конкретной жизненной сфере или локальной проблеме соотношение этих двух плоскостей по своему характеру аналогично соотношению таких психологических параметров, как «Ценность» и «Доступность».

Примечание:

  1. Активная, деятельная жизнь.
  2. Здоровье (физическое и психическое здоровье).
  3. Интересная работа.
  4. Красота природы и искусства.
  5. Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком).
  6. Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений).
  7. Наличие хороших и верных друзей.
  8. Уверенность в себе (свобода от внутренних противоречий, сомнений).
  9. Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, а также интеллектуальное развитие).
  10. Свобода как независимость в поступках и действиях.
  11. Счастливая семейная жизнь.
  12. Творчество (возможность творческой деятельности).

Результаты, полученные в группе китайских студентов с высоким уровнем субъективного благополучия указывают, что «ценность» и «доступность» находятся в «нейтральной зоне». То есть, в основном характерно бесконфликтное, спокойное состояние, где «желаемое» и «реальное» полностью или частично совпадают, гармонически уравновешены во внутреннем мире. Это такое состояние, когда значимые потребности в основном удовлетворены, а ценности реализованы. Одними из наиболее ценных сфер

для китайских студентов с высоким уровнем субъективного благополучия являются сферы любви, материальной обеспеченности, счастливой семейной жизни. Конфликт зафиксирован по сфере счастливой семейной жизни, которая пока не доступна студентам с высоким уровнем субъективного благополучия. Наряду с остальными удовлетворенными жизненными сферами, эта сфера видимо не нарушает гармонии и не сказывается на высоких оценках собственного благополучия.

Примечание:

  1. Активная, деятельная жизнь.
  2. Здоровье (физическое и психическое здоровье).
  3. Интересная работа.
  4. Красота природы и искусства.
  5. Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком).
  6. Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений).
  7. Наличие хороших и верных друзей.
  8. Уверенность в себе (свобода от внутренних противоречий, сомнений).
  9. Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, а также интеллектуальное развитие).
  10. Свобода как независимость в поступках и действиях.
  11. Счастливая семейная жизнь.
  12. Творчество (возможность творческой деятельности).

В группе студентов со средним уровнем субъективного благополучия доминирующими ценностями являются любовь, материальное обеспечение и счастливая семейная жизнь (см. рис.2). При этом установлен внутренний конфликт между ценностью материального благосостояния и его доступностью, а также между ценностью счастливой семейной жизни и ее доступностью. Это создает состояние, когда ценностный объект малодоступен или  не доступен совсем, «желаемое» не совпадает с «реальным», значимые потребности и ценности находятся в состоянии блокады. Кроме этого, установлено, что сфера возможности расширения своего образования, кругозора, общей культуры, а также интеллектуальное развитие пребывает во внутреннем  вакууме. То есть сфера познания доступна, но не представляет интереса, это сопровождается как «внутренний балласт», ненужность. Остальные сферы ценностей и их доступности находятся в нейтральной зоне.

Примечание:

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Заказать статью

  1. Активная, деятельная жизнь.
  2. Здоровье (физическое и психическое здоровье).
  3. Интересная работа.
  4. Красота природы и искусства.
  5. Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком).
  6. Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений).
  7. Наличие хороших и верных друзей.
  8. Уверенность в себе (свобода от внутренних противоречий, сомнений).
  9. Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, а также интеллектуальное развитие).
  10. Свобода как независимость в поступках и действиях.
  11. Счастливая семейная жизнь.
  12. Творчество (возможность творческой деятельности).

В группе студентов с низким уровнем субъективного благополучия внутренний конфликт зафиксирован по пяти жизненным сферам, а именно: здоровье, интересная работа, любовь, материальное обеспечение, счастливая семейная жизнь. Внутренний вакуум зафиксирован  по сфере познание, это означает, что эта сфе-   ра доступна, но не представляет интереса, что порождает переизбыток, ненужность и никчемность этой сферы. Наиболее значимыми сферами для этой группы студентов из Китая являются сферы любовь, материальное обеспечение, счастливая семейная жизнь.

Сравнивая сферы «ценного» и «доступного» в трех исследованных группах можно говорить о том, что доминирующими ценностями независимо от уровня субъективного благополучия являются сфера любви, материальной обеспеченности и счастливой семейной жизни. При этом конфликт в сфере счастливой семейной жизни   у студентов с высоким уровнем субъективного благополучия на фоне остальных удовлетворенных жизненных сфер не приводит к снижению уровня благополучия. При среднем уровне субъективного благополучия наблюдается диссоциация между сферами ценности и доступности в сфере материального благосостояния и счастливой семейной жизни, а также внутренним вакуумом в сфере познания. Наибольшая конфликтность в жизненных сферах между их ценностью и доступностью установлена в группе китайских студентов с низким уровнем субъективного благополучия, а именно: по сфере здоровья (при отсутствии реально подтвержденного диагноза), интересной работы, любви, материального обеспечения, счастливой семейной жизни. Внутренний вакуум зафиксирован по сфере познания.

Таким образом, фактором уровня субъективного благополучия являются не доминирующие ценности, а степень их доступности, широта диссоциации, внутренней конфликтности и внутреннего вакуума в сферах «ценности» – «доступности».

Список использованных источников

1. Буланова-Топоркова М.В. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2002. 544 с.
2. Погoрская В.А. Взаимосвязь субъективного благополучия и ценностно-смысловой сферы личности у студентов педагогических профессий // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. 2011. № 3(6). С. 252.
3. Соколова М.В. Шкала субъективного благополучия. Ярославль: НПЦ «Психодиагностика», 1996. 17 с.
4. Усова Н.В. Социально-психологические факторы субъективного благополучия личности в условиях миграции [Электронный ресурс] // Психология, социология и педагогика. 2012. № 9. URL: http://psychology.snauka.ru/2012/09/1022 (дата обращения: 10.01.2015).
5. Фанталова Е. Б. Об одном методическом подходе к исследованию мотивации и внутренних конфликтов (на контингенте больных артериальной гипертонией и здоровых лиц) // Психологический журнал. 1992. Т. 13. № 1. С. 107-117.
6. Фанталова Е. Б. Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах: психометрическое исследование показателей. Методика // Мир психологии: научно-методический журнал. 2011. № 2 (66). С. 228-243.
7. Фанталова Е. Б. Ценности и внутренние конфликты: теория, методология, диагностика. LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH&Co.KG, 2012. 192 с.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

791

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке