Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Античные писатели о римской Британии: культура и романизация»

Культура — это нечто уникальное, то, что отличает один  этнос от другого, делает его особенным и непохожим на остальные. Представляет собой исторические устоявшиеся формы организации социальной жизни, традиции, нормы поведения, уровень развития. Культура — основа цивилизационного подхода к изучению к истории, что подчеркивает всю важность ее специального изучения [2; 17].

Помощь в написании статьи

Первое знакомство культур. Античные историки и географы описали в своих трудах многие исторические события, географические, культурные и иные особенности этносов и стран. Среди обилия всех сведений, представленных в их трудах, есть информация и о Британии. Никому из них, правда, так и не удалось дать точную и всеобъемлющую характеристику данной провинций, однако их сведения представляют значительный научный интерес. Торговые контакты Рима и Британия начались задолго до походов Цезаря 54 и 53 гг. до н. э., о чем свидетельствует наличие купцов. Эти купцы по торговым делам пересекали пролив, но далее  побережья никуда более не шли [20; 21: 20]. Кроме того, из тех же «Записок о Галльской войне» известно, что некоторые племенные вожди переходили на сторону римлян, с некоторыми были налажены давние контакты [21: 27; 22: 19—23]. Евтропий Флавий отмечал, что до походов Цезаря бритты не слышали римских имен [3: Кн.V, 17.1]. Вероятно, он имеет в виду, что не было значительного культурного взаимодействия двух этносов. Хотя данный тезис правильно отнести к основной массе населения, а не к торгово-аристократической верхушке, которая имела некоторые экономические и дипломатически контакты.

Экономико-дипломатическое взаимодействие продолжалось и при Августе: бритты платили довольно высокие пошлины Риму на ввоз своих товаров; некоторые представители аристократической верхушки просили помощи, совершали дары Риму [24: 4, XXXII; 18: V, 3].

Романизация. Столь слабое культурное взаимодействие продолжалось вплоть до начала завоевания Британии в  47 г. н. э. [3: Кн. VII, 13.1; 14: 13]. После же завоевания, в контексте Британии как провинции, необходимо говорить уже не просто о культурном взаимодействии, а о последовательной политике романизации. По поводу данного понятия в современной науке ведется спор, как о его значении, так и об уместности употребления понятия «романизация» [1]. По-нашему мнению, употребление данного термина уместно, так как он учитывает реально проходившее процессы: проникновение римской культуры и интеграцию различных культур [1, с. 200].

Лучше всего данный процесс описал Тацит на примере деятельности Агриколлы. Он старался приучать бриттов к миру путем развлечений. Из государственных средств финансировал строительство храмов, форумов и домов. Поощрял трудолюбивых. Внушил знати дух соревновательности: кто больше и лучше будет перенимать римские традиции. Детей знати начал обучать различным наукам. Так появлялся сначала интерес к латинскому языку,  а затем и желание переодеться в тогу [16: 21]. Кроме того, в Британии создается система местного самоуправления по уже имеющимся провинциальным образцам: появляются курии [15: 32]. Данное положение касается и организации управления провинцией: главой местной власти становится римский наместник [16: 5; 18].

Британия, став провинцией, естественным образом попало в римское правовое поле, стала входить в юрисдикцию императора и сената. Плиний Старший рассказывает о добыче черного свинца для труб и пластинок в Британии. Добыча производится из верхнего слоя земли в изобилии. Также сказано о запрете ее добычи более определенного количества. Это был закон, принятый в Италий и распространенный и на Британию [14: XLVIX.164(XLIX.164); пятое примечание к данной части].

Плиний Младший: книга I письмо 2 [9]. Здесь Плиний сообщает своему другу о том, что желает издать свою книгу, т. к. его  сочинения пользуются популярностью. В примечании к этому письму говорится о том, что издателем книги является книготорговец. Для издания он покупает рукопись у писателя. Затем доход идет издателю. Запрета на копирование не было. Далее, что важнее для данной темы, приводится пример поэта Марциала, «чьи книги продавались у троих книготорговцев, жил щедротами и подачками своих патронов; стихи его распевались в Британии, но «его кошелек об этом ничего не знал»» [9: XI.3.5-6].

Плиний в десятом письме второй книги сетует на то, что его друг Фалькон не издает своих произведений. Автор письма желает своему другу: «Пусть они [твои произведения] будут на устах людей, пусть побывают всюду, где только говорят по-латыни…». В комментарии отмечено, латынь была распространена в Западных провинциях. И приведен пример: «Плиния читали в Галлии, Марциал дошел до Британии» [9].

Также Плиний  адресует ряд писем и упоминает в своих письмах тех, кто, как говорится в комментариях, жил или живёт в Британии (например, кн. I, письма 13 и 20, кн. III, 8, кн. VI письмо 15, письмо 11 книги IX и др.) [9].

Тацит отмечает распространение латинского языка и активную строительную деятельность в Британии. Происходит распространение римских обычаев и традиций на острове [16: 21].

Также Корнелий отметил курию в Камулодуне [16: 32] и колонии, название одной из них даже указал — Форум Юлия [16: 4, 5, 14, 16, 31, 32]. Он же называет Британию провинцией уже во времена Светония Паулина [15: Кн. XIV, 30].

Диону Кассию известен тоже ряд лиц, побывавших в Британии [5: LXXIV. 8(1), LXXIII, LXXIX, LXXIX. 30(2) и др.).

Романизация и бритты. В связи с дискуссией о романизации, встает важный вопрос: как  романизация отразилась на людях, как они к ней относились, как вообще шел данный процесс на индивидуальном уровне [1]. Вероятно, романизация мало коснулась общинного трудового населения. Ей в основном подвергались жители городов, знать, купечество. Естественно, что таким образом они искали себе выгоду. С другой стороны, как говорится, к хорошему привыкаешь быстро. Тацит отмечал, что бритты быстро пристрастились к роскоши, пирам, портикам, термам и т. д. Это считалось цивилизацией и просвещением, хотя являлось, по мнению античного историка, ступенью к дальнейшему порабощению [16: 21; 18].

В качестве агентов романизации использовались ветераны. Специально для них основан Колчестер со статусом колонии [16: 5, 14; 17].

Религиозная ситуация. В Британии были свои местные культы. В отношении них Рим проводил уже много раз проверенную политику: местные боги отождествлялись с римскими, римляне им на всякий случай делали жертвоприношения.  Некоторое распространение получил культ императора [20].

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Цена статьи

Сульпиций Север в своей «Хронике» [19, LI] сообщает, что Британия была местом ссылки. Кроме того, сообщается, что в Британию отправляли вспомогательные войска, навербованные и у «варварских» народов [5, LXXIII. 16(1)]. Они приносили вместе с собой и различные религиозные культы. Особенно популярным в армейской среде был культ Митры. На территории данной провинции находят остатки древних храмов, посвящённых данному божеству [20; 24].

В Альбион проникло и христианство. По различным сведениям это случилось во II—IV вв. (вторая цифра более достоверна; христианские источники отмечают британских мучеников III в.) [6, с. 99]. Север сообщает о британских епископов, которые помогали арианам [19, XLIX]. Значит, с некоторой долей вероятности, эти епископы симпатизировали арианству.

В Британии строились христианские храмы, складывались христианские общины. Однако трений с язычниками не удалось избежать. Храмы переходили из  рук в руки [24].

Происхождение бриттов. Вопрос о происхождении населения античные писатели решают, в целом, одинаково. Цезарь, полагаясь на древние предания, говорит о родственности галлов и кельтов [21: 20]. Далее, он заключает, что внутренняя часть острова заселена «туземными» племена, а побережье — выходцами из Бельгики. Все они носят здесь названия тех племен, от которых они происходят. Вторые занимаются земледелием [23: 12].

Тацит также решает этот вопрос, но у него несколько иная аргументация. Точно он не знал о тех народах, которые заселяли остров. Вот, что он написал об их внешности. «Русые волосы и высокий рост обитателей Каледонии говорят об их германском происхождении; смуглые лица силуров, их чаще всего курчавые волосы и места поселения против Испании дают основание предполагать, что они — потомки некогда переправившихся оттуда и осевших на этих землях  иберов; живущие в ближайшем соседстве с Галлией похожи на галлов…». В итоге историк приходит к выводу, что бритты, скорее всего, потомки галлов, заселивших соседние острова [16: 11].

Страбон согласен с тем, что бритты очень похожи на кельтов [18, V]. Так он описал их антропологический вид: «Жители Бреттании более рослые, чем кельты, и менее светловолосые, но более хрупкого телосложения. Доказательством их рослости может служить следующее: я видел сам в Риме бреттанских подростков, возвышавшихся на полфута выше самых высоких мужчин в городе, хотя они были кривоногими и не отличались стройностью телосложения». [18, V.2].

Степень развитости хозяйства. Наиболее «цивилизованные» из всех британских народов — жители Кантия, местности целиком береговой, и их образ жизни немногим отличается от галльского. Жители внутренней части Британии большей частью не засевают полей, а питаются молоком и мясом и  одеваются в шкуры [22: 14]. Страбон тоже считает данную провинцию слаборазвитой: некоторые племена не умеют делать сыр из молока, не засевают полей, не занимаются садоводством [19, V. 2]. Хотя, при этом, известно, что некоторые племена занимались выращиванием хлеба. Этот хлеб был необходим Риму [4: Кн. III. 5].

География Римской Британии. Британия, как доказало плавание Пифея из Массилии, является островом [24, LXXVII. 186.; 5, LXV. 20(1)]. Форма острова описывается разными авторами по-разному: Цезарь называет ее треугольником [22: 13], а Тацит сравнил ее с «продолговатым блюдом и обоюдоострой секирой» [16: 12].

Альбион [12: 102] расположен в последнем Океана, море [13, Кн.II. Гл.24.; 14: 12; 7: 76, 80, 109]. Этот море-океан называют Британским морем [11: 109].

Вокруг острова Британия расположен еще ряд островов: Мона [21: 13] и ряд других островов: Оркады (Оркнейские о-ва),  семь Акмодских (Шетландских островов), Глезарские острова и другие [11: 103]. Особое место занимает «последний» остров Туле, т. к. в его близи море твердое, замершее, поэтому трудно грести, море именуется Кронийским [7: 82; 11: 104].

Остров расположен на северо-западе круга земного [22: 71, 81]. Своей западной частью он повернут к Испании [22: 13; 16: 12], южной стороной обращен к Галлии и Германии [12: 102; 17: 12; 23: 13]. Между Испанией и Британией расположен остров Иберния, а на полпути к нему остров Мона [22: 13].

Цезарь дает такие размеры острова: запад — 700 миль, север — 800 миль, оставшиеся сторона — 500 миль. Таким образом, общая длина побережья — 2000 миль [22: 13].

Другие данные дает Плиний Старший: окружность Британии 4875 миль, его длина — 800 миль, ширина — 300 миль. Известна ему  и окружность Гибернии (Ирландии): «ширина такая же, но длина на 200 миль меньше» [10: 102].

А, по мнению Кассия, его длина составляет 950 миль, ширина в самом узком месте — 8, в самом широком — 40 миль. При этом он добавляет, что римляне («мы») владеют немногим меньше половины острова [5, LXXVII. 12(1-5)]. Страбон считает, что одной стороной Британия равна Кельтике, другие стороны составляют 4000—4300 стадиев [18: V. 1].

Цезарь и Тацит в один голос говорят о суровости океана, о сезоне бурь, об опасности плавания по нему — бури сокрушают корабли [2, 36.; 9, Кн.II. Гл.24]. Также Плиний Старший, со ссылкой на Пифея из Массилии, утверждает, что прилив к югу от Британии поднимается на 80 локтей (1 локоть = 0,444 м). «Внутренние же моря закрыты со всех сторон землями, как замкнутые  бухты» [10, LXXVII. 186].

С восточной стороны остров имеет удобную гавань Кантий, куда удобно плыть из гавани Ития [10: 1—2, 13]. К этому Плиний Старший добавляет следующее: расстояние от Британии до Гесориака (Булони) составляет напрямую 50 миль [11: 102]. Переправа до Гибернии составляет от 30 до 125 миль в зависимости от географического положения точки начала пути [11: 103].

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Заказать статью

Природно-климатические условия на острове различны. Основная часть римских владений была покрыта болотами, возвышенностями, лесами. Здесь обильны дожди, часты туманы [10: 19, 21, 23; 16: 12]. Антонинов Вал делит Британию надвое. Севернее него расположены дикие и бедные водой горы, пустынные и болотистые равнины [5, LXXVII. 12(1-2)]. Климат мягче, чем в Галлии: холода не так сильны [22: 12; 7: 81]. Страбон писал: «Остров большей частью является равниной, поросшей лесом, хотя во  многих местах встречаются и холмы». [18, V. 2]. К этому можно добавить и другие его слова: «У них чаще идут дожди, чем снег, и даже в погожие дни туман держится так долго, что за целый день солнце видно только 3 или 4 часа около полудня» [18, V. 2].

Почвы Римской Британии в целом благоприятны для земледелия, к тому же местное население разработало агротехнические приемы ее удобрения, земля богата влагой [18: 12; 13: 42, 47]. Почва родит: просо (главная зерновая культура), оливки, виноград, растения теплых краев, земляные плоды, хлеб [16: 12; 18, V.5].

Лес всякий, кроме бука и ели. Здесь можно раздобыть и мед. Зайцев, кур и гусей держат для забавы, потому что есть их считается грехом. Помимо указанных, есть и неизвестные римлянам животные [15, Кн.II. Гл.24; 18, V.5; 22: 12].

В столь благоприятных условиях хорошо развито земледелие, что делало Альбион, особенно в худую годину, одной из главных житниц Запада [4, Кн. III. 5; 21: 32; 22: 12].

Самый длинный день в Британии равен 17 равноденственным часам [11, LXXVII. 186]. На Севере и островах и в районе острова Туле наблюдаются полярный день и полярная ночь [11: 104]. Цезарь считал доказанным фактом то, что ночь здесь короче, чем на материке [29: 13].

Ремесло и добыча полезных ископаемых. Остров также располагает и некоторыми полезными ископаемыми: олово, железо [29: 12], жемчуг, янтарь [12: 103; 13: 57], черный свинец [14, XLVIX.164 (XLIX.164)], золото, серебро [16: 12].

Плиний Старший сообщает о добыче полезных ископаемых и о правовом регулировании данной деятельности [12: XLVIX.164(XLIX.164); пятое примечание к данной части].

Обычаи и традиции. Античные писатели говорят о схожести культур галлов  и бриттов [16: 11, 13]. Но кое-что выделяют особо. Также отмечается и обычай людоедства в случае крайней опасности на острове Иерена. [18, V. 4]. К этому он добавляет: «у них считается делом похвальным после смерти родителей поедать их, и открыто вступать в сношения, помимо любых других женщин, с матерями и сестрами» [18, V. 4]. Жен они, человек по десять или по двенадцать, имеют общих, особенно братья с братьями и родители с сыновьями; родившиеся от таких союзов считаются детьми тех, кто взял за себя их мать девицей [22: 14].

Дион Кассий в своем рассказе о борьбе Севера с прелюбодеяниями упомянул один шутливый разговор о вольных отношениях британок с мужчинами. В беседе принимали участие: жена Септимия Севера Юлия Августа Домна и жена одного каледонца по имени Аргентококс. Последняя критиковала римлянок  за то, что они тайно вступают в связь с худшими мужчинами. А британки, в тоже самое время, делают это открыто с лучшими [5, LXXVII. 16(4,5), 17(1])].

Выводы.

1. Традиционная британская культура имеет ряд общих черт с галльской, так как кельты и галлы родственные по происхождению и близости проживания племена. Близость проживания детерминировала их постоянные контакты.

2. Степень развитости британских племен зависит от места их проживания: насколько территория их проживания благоприятствует выращиванию хлеба и доступна для купцов (прибрежные территории благоприятны для занятия земледелием и относительно удобны для доступа купцов).

3. Первоначальное соприкосновение с римской культурой отразилось только на торгово-аристократических верхах общества, участвовавших в экономико-дипломатических контактах.

4. Процесс романизации включил Британию в состав Римской империи в культурном, правовом, властном, коммуникационном, экономико-торговом и иных аспектах.

5. Романизация касалась не только формального восприятия некоторых римских форм народно-хозяйственного быта, но  и меняла культурный уклад жизни части британского населения, прежде всего аристократии, купечества, горожан, британцев, служащих в римской армии [20].

6. Процесс романизации способствовал складыванию единой римско-британской культурной среды, состоящей из общих языка, массовой культуры и религии.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

7. Британия владела рядом полезных ископаемых, добыча которых была налажена и подлежала правовому регулированию.

8. Включение Британии в состав Римской империи в качестве провинции привело к интеграции Альбиона в состав государства в качестве романизируемой территории.

Список литературы:

Барышников А.Е. Римская Британия и проблема романизации: кризис традиционной концепции и дискуссия о новых подходах в современном английском антиковедении // Средиземноморский мир в античную и средневековую эпохи. Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, — 2012, — № 6(3), — с. 200—211.
Гутов Е.В. Культурно-исторических типов теория // Современный философский словарь. М.: Панпринт. В.Е. Кемеров. 1998. [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL:  http://encyclopedia_philosophy.academic.ru/186/%D0%9A%D0%A3%D0%9B%D0%AC%D0%A2%D0%A3%D0%A0%D0%9D%D0%9E-%D0%98%D0%A1%D0%A2%D0%9E%D0%A0%D0%98%D0%A7%D0%95%D0%A1%D0%9A%D0%98%D0%A5_%D0%A2%D0%98%D0%9F%D0%9E%D0%92_%D0%A2%D0%95%D0%9E%D0%A0%D0%98%D0%AF_%28%D1%86%D0%B8%D0%B2%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D1%85%D0%BE%D0%B4%29 (Дата обращения — 31.05.2014).
Евтропий. Краткая история от основания Города. Перевод А.И. Донченко. [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Evtr/index.php (Дата обращения — 12.10.2012).
Зосим. Новая история. [Перевод, комментарии, указатели Н.Н. Болгова]. Белгород: издательство Белгородского государственного университета, 2010. — 344 с.
Кассий Дион Коккейан. Римская история. Книги LXIV—LXXX / пер. с древнегреч. под ред. А.В. Махлаюка. СПб.: Филологический факультет СПбГУ; Нестор История, 2011. — 456 с. — (Fontes sxripti antiqui).
Корсунский А.Р., Гюнтер Р. Упадок и гибель Западной Римской империи и возникновение германских королевст (до середины VII в.). М.: Изд-во МГУ, 1984, — 256 с.
Орозий Павел. История против язычников. Книга I. Перевод В.М. Тюленева. [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: http://krotov.info/acts/05/1/orozy_01.html (Дата обращения — 12.10.2012).
Памфил Евсевий Кесарийский. Жизнь Константина. [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: http://lib.rus.ec/b/389685/read#t2 (Дата обращения — 12.10.2012).
Плиний Гай. Письма Плиния Младшего, Панегирик императору Траяну (Книги I, II, III, VI перевод М.Е. Сергеенко. Книга IX перевод А.И. Доватура.). [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: http://readr.ru/gay-pliniy-pisma-pliniya-mladshego-panegirik-imperatoru-trayanu.html (Дата обращения — 12.10.2012).
Плиний Старший. Естественная история. Книга II. [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1327841265 (Дата обращения — 12.10.2012).
Плиний Старший. Естественная история. Книга IV. [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: http://annales.info/ant_lit/plinius/04star.htm (Дата обращения — 12.10.2012).
Плиний Старший. Естественная история. Книга IX. [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1336867444 (Дата обращения — 12.10.2012).
Плиний Старший. Естественная история. Книга XVII. [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: http://annales.info/ant_lit/plinius/17bor.htm (Дата обращения — 12.10.2012).
Плиний Старший. Естественная история. Книга XXXIV. [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: http://annales.info/ant_lit/plinius/34.htm (Дата обращения — 12.10.2012).
Тацит Корнелий. Анналы. Перевод А.С. Бобовича, редакторы перевода Я.М. Боровский и М.Е. Сергеенко. [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1340777341 (Дата обращения — 12.10.2012).
Тацит Корнелий. Малые произведения. Жизнеописание Юлия Агриколы. Перевод А.С. Бобовича, редактор перевода М.Е. Сергеенко. [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1346763637 (Дата обращения — 12.10.2012).
Степин В.С. Культура // Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В.С. Стёпина. 2001. [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/581/%D0%9A%D0%A3%D0%9B%D0%AC%D0%A2%D0%A3%D0%A0%D0%90 (Дата обращения — 31.05.2014).
Страбон. География в 17 книгах. Книга IV. Репринтное воспроизведение текста издания 1964 г. М.: «Ладомир», 1994. Перевод, статья и комментарии Г.А. Стратановского под общей редакцией проф. С.Л. Утченко. Редактор перевода проф. О.О. Крюгер. [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1267761076 (Дата обращения — 12.10.2012).
Сульпиций Север. Хроника. Книга II // Сульпиций Север. Сочинения. Пер. А.И. Донченко. [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: http://krotov.info/acts/05/marsel/sever_06.htm// (Дата обращения — 12.10.2012).
Сэлуэй Питер. Римская Британия (около 55 до н. э. — около 440 н. э.) // История Великобритании. Под ред. Моргана Кеннета. [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: http://lib.rus.ec/b/359904/read (Дата обращения — 12.10.2012).
Цезарь Гай Юлий. Записки о Галльской войне. Книга IV. [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/cezar/04.php (Дата обращения — 12.10.2012).
Цезарь Гай Юлий. Записки о Галльской войне. Книга V. [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/cezar/05.php (Дата обращения — 12.10.2012).
Цезарь Октавиан Август. Деяния божественного Августа. [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: http://lib.rus.ec/b/353370/read#t1 (Дата обращения — 12.10.2012).
Широкова Н.С. Религия римской Британии: культ Митры // Мнемон. Исследования и публикации по истории античного мира Под редакцией профессора Э.Д. Фролова. Выпуск 11. СПбГУ. Центр антиковедения. 2012.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

541

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке