ABSTRACT

The article is devoted to the research of colour terms in the characters’ describing of appearance in the novel The Lord of the Rings by J.R.R. Tolkien. The cognitive-pragmatical analysis of fragments of the art text  which include a component “colour term” is used.

Ключевые слова: цветообозначения; когниотип; когниотип внешности; цветокогниотип внешности.

Внимание!

Если вам нужна помощь с работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Подробнее Гарантии Отзывы

Keywords: colour terms; cogniotype; cogniotype of appearance; colour  cogniotype of appearance.

Знакомство читателя с героем автор, в большинстве случаев, начинает с его портретного описания. Описание внешности играет большую роль в литературном произведении. Под изображением внешности персонажей часто «скрывается» отражение их душевного и эмоционального состояния, психологической реакции на те или иные события, это один из способов раскрытия его характера. «Каждый портретный штрих — это ступенька к раскрытию образа» [12, с. 65].

Как свидетельствуют работы, посвященные исследованию портретного описания, портрет литературного персонажа включает изображение наружности персонажа, черт лица, фигуры, поз, мимики, жестов, походки, голоса, одежды, возраста и некоторых других характеристик, в частности, фоновых [10].

Цель исследования заключается в выявлении состава и структуры цветовой лексики, участвующей в описании внешности персонажей романа, в определении особенностей их функционирования.

Актуальность темы обусловлена тем, что она даёт возможность более глубокого осмысления идиолекта Дж.Р.Р. Толкина, что позволяет расширить существующее представление о мировоззрении писателя.

В нашей работе мы использовали когнитивно-прагматический подход, опираясь на теоретическую базу, разработанную отечественными учёными: А.Г. Барановым (1993, 1995, 1997), Н.Э. Яковенко (1998), С.В. Кулинской (2002).

Когнитивно-прагматический подход к изучению текста, предложенный А.Г. Барановым, позволяет рассматривать текстовое явление на трёх уровнях абстракции: гносеологическом, психологическом, лингвистическом и состоит в том, что комплекс знаний о чем-либо (когниотип) реализуется через индивидуальные когнитивные системы в текстовой динамике.

«Когниотип» представляет собой «ментально-лингвистический фрейм, базу данных, декларативных и частично процедурных, для жанрово специфической текстовой деятельности», структура которого эволюционирует в процессе приобретения социального и текстового опыта [1, с. 334].

Скидка 100 рублей на первый заказ!

Акция для новых клиентов! Разместите заказ или сделайте расчет стоимости и получите 100 рублей. Деньги будут зачислены на счет в личном кабинете.

Подробнее Гарантии Отзывы

Мы, вслед за П.В. Лихолетовой, понимаем под «когниотипом» комплекс ментально-лингвистических данных о конкретной предметной области, который реализуется в дискурсивной деятельности автором в процессе порождения текста и читателем в процессе его понимания [9].

Н.Э. Яковенко, исследовав «когниотип внешности» [14], установила, что он имеет два аспекта: физический и соответствующий ему нефизический и представляет собой следующую совокупность элементов в порядке снижения частотности в текстовых реализациях: FACE: eyes, mouth/lips, nose, look/glance, brows, cheeks, smile, cheekbones, chin, neck, forehead, ears, eyeslashes, jaw, teeth; STATURE; HAIR; LOOKING; CLOTHERS; AGE; VOICE; MENTAL CHARACTERISTICS; SKIN; HANDS.

На физические компоненты данного когниотипа накладываются социокультурные функциональные характеристики. Например, на физический компонент «глаза» накладываются нефизические параметры, такие как: “EYES” — deep, inquisitive, curious, sad, sexy, intelligent, piercing, soft, cold, etc.

Комбинация физических и нефизических параметров «когниотипа внешности» позволяет создать как физический, визуальный, так и внутренний, духовный облик персонажа.

Материалом для нашего исследования послужила сплошная выборка фрагментов художественного текста, включающих компонент «цветообозначение», при описании внешности 25 персонажей из первого тома трёхтомного издания романа “The Lord of the Rings” [16]. Количество отобранных для анализа примеров составило 168 (из общего объема текста — 531 страница), к каждому из которых, в соответствии с контекстом, была приведена интерпретация культурных цветовых ассоциаций (по А.М. Тимофеевой [11, с. 36—38]).

Взятый за основу метод Н.Э. Яковенко [15] позволил выделить из этой выборки 264 элемента и исследовать их совокупность, представляющую собой «когниотип внешности», участвующий в реализации «цветового когниотипа внешности». В нашем исследовании он представлен 7-ю группами:face, clothes, accessories, stature, hair, age, skin.

Изучив, как на физические компоненты данного когниотипа накладываются социокультурные функциональные характеристики, имеющие отношение к цветообозначениям, мы выяснили, что лидером в данном аспекте является группа face (105 словоупотреблений, составляющих 40 % от всего «когниотипа внешности»). Ведущими компонентами этой группы являются eyes и, непосредственно, face, набравшие максимальное количество нефизических параметров, например, таких как: “eyes” — deep, bright, brown, fire, light, gleams, shiny-like, pale, luminous, glinted, dark, like coals, grey, faded, flashed, burning,glittered,etc.; “face” — beaming, scarlet up, lit as by a fire within, over shadowed, dimly lit in the red glow of the wood-fire, white, fair, clear, red as a ripe apple, swart, sallow, etc.

Также значимы в «цветовом» описании внешности такие элементы как: clothes (20 %), accessories (15 %), stature(14 %) и hair (9 %) (см. диаграмму № 1).

Диаграмма 1. Состав и процентное соотношение элементов «когниотипа внешности», участвующих в реализации «цветового когниотипа» внешности в романе Дж.Р.Р. Толкина “The Lord of the Rings”

Цветообозначения при описании внешности персонажа органично входят в «когниотип внешности», в котором отражены национальные, культурные и социальные характеристики человека.

Скидка 100 рублей на первый заказ!

Акция для новых клиентов! Разместите заказ или сделайте расчет стоимости и получите 100 рублей. Деньги будут зачислены на счет в личном кабинете.

Подробнее Гарантии Отзывы

«Цветокогниотип внешности» представляет собой систему репрезентации знаний человека, основанных на стереотипных представлениях о внешности человека в конкретном обществе. В художественном тексте цветообозначения представляют собой регулярно концептуализируемые единицы, создающие концептофон и индивидуально-авторскую концептосферу произведения [7].

Путём сплошной выборки из фрагментов художественного текста, включающих компонент «цветообозначение» при описании внешности 25 персонажей, нами было выявлено 479 словоупотреблений, из которых отобрано 150 цветообозначений ядра и 329 цветообозначений периферии.

Таким образом, было установлено, что количество лексем, заполняющих ядро поля, является значительным и составляет 31 % от всей лексики, относящейся к семантическому полю «цветокогниотип внешности» (см. диаграмму № 2).

Диаграмма 2. Процентное соотношение лексем, составляющих ядро и периферию семантического поля «цветокогниотип внешности» в романе Дж.Р.Р. Толкина “The Lord of the Rings”

Также было выяснено, что по отношению ко всем цветовым лексемам ядра, образующим идиолект Дж.Р.Р. Толкина [2, с. 70], — ядерные лексемы «цветокогниотипа внешности» составляют 17 % (cм. диаграмму № 3).

Диаграмма 3. Процентное соотношение «цветокогниотипа внешности» и лингвоцветовой картины мира в романе Дж.Р.Р. Толкина “The Lord of the Rings”

 

Исходя из этого мы определяем, что участие «цветокогниотипа внешности» в лингвоцветовой картине мира в данном произведении является умеренным.

Нужна работа? Есть решение!

Более 70 000 экспертов: преподавателей и доцентов вузов готовы помочь вам в написании работы прямо сейчас.

Подробнее Гарантии Отзывы

Исследуя идиолект писателя в статье «Особенности лингвоцветовой картины мира в романе Дж.Р.Р. Толкина “The Lord of the Rings”» [2], в качестве отдельных примеров мы уже рассматривали цветообозначения в описании внешности некоторых персонажей. Также в статье «Роль цветообозначений при раскрытии образов главных героев в художественном произведении (на материале романа Дж.Р.Р. Толкина “The Lord of the Rings”» [3] — мы подробно разобрали участие колоротивной лексики в описании внешности семи главных героев.

В данной статье отметим основные особенности употребления цветовой лексики в описании внешности 25 персонажей.

Приведём пример:

“Her long yellow hair rippled down her shoulders; her gown was green, green as young reeds, shot with silver like beads of dew; and her belt was of gold, shaped like a chain of flag-lilies set with the pale-blue  eyes of forget-me-nots” [16, р. 161].

Использование колорем: yellow, green, silver, gold, paleblue при описании наряда Золотинки [13] (Goldberry), способствует восприятию её как волшебного, сказочного персонажа, а сравнения green as youn  greeds, like beads  of  dew, like a chain of flag-lilies  set и олицетворение with the pale-blue eyes of forget-me-nots являются своеобразными символами, в чём-то отражающими её внутреннюю сущность, помогающими понять, что это — нежное, тонкое создание, напоминающее душу самой природы. Существительные: reeds, flag-lilies, forget-me-nots, находящиеся на периферии семантического поля «цветообозначение», поскольку имеют дифференциальные семы «зеленый», «белый», «голубой» и относящиеся к группе «Растительный мир (флора)»; существительные: beads, dew, также находящиеся на периферии, имеющие дифференциальную сему «прозрачный», относящиеся к группе «Природные объекты», — помогают создать определённый визуальный образ, как физический, так и духовный.

В ходе исследования было установлено, что состав ядра семантического поля «цветообозначение» в «цветокогниотипе внешности» образуют 10 лексико-семантических групп (ЛСГ), перечисленных в порядке убывания: white, black, golden, silver, grеy, blue, green, red, brown и yellow.

Самые наполненные: white (24 %) и black (17 %). К среднечастотным мы отнесли ЛСГ: golden (11 %), silver (10 %), grey (9 %), blue (7 %) и green (7 %). Наименее наполненными оказались: red (6 %), brown (6 %) и yellow (3 %). Данные представлены в диаграмме № 4.

Диаграмма 4. «Цветокогниотип внешности» в романе Дж.Р.Р. Толкина “The Lord of the Rings”

Противопоставление самых наполненных ЛСГ — white и black подчёркивает высокую морально-оценочную значимость этой пары, наиболее частотное использование встречается у волшебных персонажей. Чёрный цвет — это Назгулы, Барлог, орк-предводитель. Белый цвет — Всеславур, Галадриэль, Гэндальф, гном Глоин. Причём у Перворождённого эльфа Всеславура колорема white несколько раз упоминается в своём наивысшем морально-оценочном значении: “…a white light was shining through the form…” [16, р. 273]; “…a  shining figure of white light…” [16. р. 273]; “…a white figure that shone…” [16, р. 290].

Первые два цветообозначения из группы со средней частотой употребления — golden и silver (11 % и 10 % соответственно), обозначающие как цвета сакральных металлов, так и, непосредственно, сами золото и серебро, являющиеся символами величия, принадлежности к царскому роду.

Нужно сказать, что хотя в средневековой символике золотой цвет ассоциируется с Солнцем, это мужской принцип, а серебристо-белый цвет имеет такие значения как Луна, женский; «золото и серебро, Солнце и Луна — два аспекта одной и той же космической реальности» [8, с. 359] — в романе Дж.Р.Р. Толкина мы встретили их неоднозначную трактовку, также можно отметить особое отношение автора к silver.

В изученном нами материале эти два цветообозначения используются при описании цвета волос Галадриэли “…the hair of the Lady was of deep gold…” [16, р. 461] и владыки Селербэрна: “…the hair of the Lord Celeborn was of silver long  and bright…” [16, р. 461], а также других эльфов “…his hair glinted like gold in the morning  sun…” [16, р. 450]. Как драгоценные металлы — упоминаются как украшение Галадриэли “….a circlet  of golden flowers was in her hair…” [16, р. 485]; владыки Ривендела — Элронда “His hair was dark as the shadows of twilight, and upon it was set a circlet of silver” [16, р. 295] и его дочери Арвен: “Above her brow her head was covered with a  cap of silver lace  netted with small gems, glittering white; but  her soft grey raiment had no  ornament  save  a  girdle of leaves wrought  in silver” [16, р. 296]. Причём здесь колористическая лексика имеет не только описательное, ассоциативное и символическое значение, но и эстетическое.

В связи с двумя последними вышеназванными персонажами необходимо обратить внимание на использование третьего по средней частоте употребление цветообозначения grey (9 %). Это, прежде всего, цвет их глаз, причём здесь, создавая светлые, мягкие оттенки на grey, широко налагается световая лексика: «…and the light of stars was  in  her bright eyes, grey as cloudless  night…» [16, р. 296]. Также это цвет глаз Арагорна и Боромира [6]. Плащи эльфов и Гэндальфа как символ маскировки, незаметности — тоже серого цвета.

Следующие ЛСГ, замыкающие группу средних по частоте употребления цветообозначений — blue и green (по 7 %). Нужно сказать, что в английском языке, в отличие от русского, не существует разграничений на голубой и синий цвета. Синий и голубой представлены лексемой blue.

Blue является доминантной колоремой в описании цвета глаз и одежды «извечно существующего», волшебного персонажа Тома Бомбадила: “He had  a blue coat” [16, р. 157]; “But Tom was  all  in clean blue, blue as  rain-washed forget-me-nots” [18, р. 173]. Автор, используя периферийную лексику из группы «Указание на цветность», акцентирует наше внимание на яркости его глаз: “his  eyes were blue and bright…” [16, р. 157]; “He opened his eyes and looked at them with a sudden glint of blue…” [16, р. 165]; “…his bright blue eye gleaming…” [16, р. 174], вызывая ассоциации с непостижимой тайной, вечностью, истиной.

Также на причастность такого персонажа как Гэндальф к волшебству, магии указывает синий цвет его шляпы: “He  wore a tall pointed blue hat…” [16, р. 32].

Green — одно из ведущих цветообозначений в описании внешности Арагорна: “А  travel-stained cloak of heavy  darkgreen cloth…” [16, р. 204]; “…a great stone of a clear green…” [16, р. 488] и основное у Горлума: “Тhe light in his eyes was like a green flame…” [16, р. 16]; “He was covered with green slime” [16, р. 330] [4]. Также, как символ жизни и надежды, это цвет одежды Фродо после выздоровления в замке Элронда: “He found laid ready clean garments of green cloth that fitted him excellently” [16, р. 293].

Интересно представлена эта колорема в описании наряда  Золотинки, где оттенок, насыщенность придают или сравнение: “…her gown was green, green as  young reeds…” [16, р. 161] или сложное двусоставное прилагательное: “Here’s my Goldberry clothed all in silver-green with flowers in her girdle!” [16, р. 163], вызывающие ассоциации с нежностью, юностью, струящимся движением, переливами.

К группе наименее частотных ЛСГ мы отнесли red, brown и yellow (6 %, 6 % и 3 % соответственно). Автор редко использует эти цветообозначения в описании внешности персонажей, но если они употребляются, то являются определёнными символами. Так, red, несущий положительную коннотацию, — это общий отличительный признак хоббитов, символ их жизнерадостности, здоровья. Например, Бирюк: “…a broad thick-set hobbit with a round red face” [16, р. 120].  У Фродо — главного персонажа романа, red — ведущая лексема ядра, используемая при описании его внешности [5].

Скидка 100 рублей на первый заказ!

Акция для новых клиентов! Разместите заказ или сделайте расчет стоимости и получите 100 рублей. Деньги будут зачислены на счет в личном кабинете.

Подробнее Гарантии Отзывы

В отрицательном значении эту колорему автор использует, изображая внешность орка-предводителя: “…his tongue was red…” [16, р. 423].

Вrown употребляется в описании цвета глаз Сэма, цвета волос и бороды Тома Бомбадила. С отрицательной коннотацией — во внешности соглядатаев: “…a  swarthy sneering fellow” [16, р. 215].

Цветообозначение yellow также обладает амбивалентностью. Например, при описании главного отрицательного персонажа этого произведения Саурона: “The Eye was rimmed  with fire,  but was  itself glazed, yellow as  a cat’s” [16, р. 474], где символизирует враждебность, опасность, измену, коварство. А наложение периферийной лексики (из групп «Огонь, пламя, горение», «Указание на цветность», «Животный мир (фауна)») значительно усиливает отрицательную коннотацию.

В положительном значении это цветообозначение используется при описании цвета волос Золотинки: “Her long  yellow hair…” [16, р. 161] и обуви Тома Бомбадила: “…and his boots are yellow” [16, р. 157].

В целом, в «цветокогниотипе внешности» значима роль группы ахроматических цветообозначений (белый, чёрный и серый цвета в сумме дают 50 % от исследуемой нами лексики), также в ней много золотых и серебряных тонов. Слова-колоризмы имеют не только описательное, эстетическое, морально-оценочное, но и ассоциативное, символическое значение. Наблюдается выраженная смысловая амбивалентность их оценочной зоны. Нужно отметить, что в романе Дж.Р.Р. Толкина ассоциативные значения, которые приобретают цветообозначения, чаще всего совпадают с общеязыковыми символическими значениями.

Исследование «цветокогниотипа внешности» персонажей позволяет сделать вывод о том, что цвет активно участвует в создании портрета, передаёт особенности не только внешнего, но и внутреннего облика. Причём семантическая насыщенность компонентов и полнота описания внешности находятся в прямой зависимости от места конкретного персонажа в произведении, а также определяются особенностями индивидуального стиля автора, его словесно-художественной установкой в данном произведении и жанровой принадлежностью текста.

Список литературы:

Баранов А.Г. Когниотипичность жанра // Stylistika, vol. VI. Opole, 1997. — С. 331—343.

Глыбочко Н.В., Вычужанина А.Ю. Особенности лингвоцветовой картины мира в романе Дж.Р.Р. Толкина “The Lord of the Rings” // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии / Сб. ст. по материалам XXXIII междунар. науч.-практ. конф. № 2 (33). Часть I. Новосибирск: Изд. «СибАК», 2014. — C. 66—75.

Нужна работа? Есть решение!

Более 70 000 экспертов: преподавателей и доцентов вузов готовы помочь вам в написании работы прямо сейчас.

Подробнее Гарантии Отзывы

Глыбочко Н.В., Вычужанина А.Ю. Роль цветообозначений при раскрытии образов главных героев в художественном произведении (на материале романа Дж.Р.Р. Толкина «The Lord of the Rings») // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). М.: Международный исследовательский институт, — 2014. — № 2 (41). — Том 1. — C. 187—192.

Глыбочко Н.В. Участие цветовой лексики в раскрытии образов Арагорна и Горлума в романе Дж.Р.Р. Толкина “The Lord of the Rings” // Электронный сборник статей по материалам XVIII студенческой международной заочной научно-практической конференции № 3 (18). — 2014 г. — C. 21—31. — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: /sites/default/files/archive/guman/3(18).pdf (дата обращения 22.03.2014).

Глыбочко Н.В. Цветовая лексика в раскрытии образов Фродо и Сэма в романе Дж.Р.Р. Толкина “The Lord of the Rings” // Научное сообщество студентов: сборник статей. Студенч. междунар. науч.-практ. конф. 06 марта 2014 г. / Гл. ред. Широков О.Н. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2014. — С. 93—97. — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://interactive-plus.ru/study-2-articles.html(дата обращения 22.03.2014).

Глыбочко Н.В. Цветообозначения в раскрытии образов Бильбо и Боромира в романе Дж.Р.Р. Толкина “The Lord of the Rings” // Современные тенденции развития науки и техники в условиях глобализации. Сборник материалов Международной научно-практической конференции (г. Киев, Украина, 25 февраля 2014 г.). Центр Научно-Практических Студий, 2014. — С. 46—53. — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://sciencepractice.com.ua/ru/component/content/article/278.html (дата обращения 22.03.2014).

Кулинская С.В. Цветообозначения: национально‒культурные особенности функционирования: На материале фразеологии и художественных текстов русского и английского языков: Дисс… канд. филол. наук. Краснодар, 2002. — 251 с.

Купер Дж. Энциклопедия символов. М.: Золотой Век, 1995. Книга IV. — 401 с.

Лихолетова П.В. Когнитивно-прагматический анализ дискурса предметной области «живопись»: Автореф. дис… канд. филол. наук. Краснодар, 2005.

Селезнева С.Ю. Языковые средства и когнитивные модели описания внешности персонажей в англоязычной художественной прозе. Дисс…канд. филол. наук. М., 2001. — 299 с.

Скидка 100 рублей на первый заказ!

Акция для новых клиентов! Разместите заказ или сделайте расчет стоимости и получите 100 рублей. Деньги будут зачислены на счет в личном кабинете.

Подробнее Гарантии Отзывы

Тимофеева А.М. Сопоставительное исследование лингвоцветовых картин мира: На материале идиолектов Н. Заболоцкого и Р. Фроста: Дисс… канд. филол. наук. Тюмень, 2003. — 244 с.

Титова С.В. Лингвопоэтическая значимость словосочетаня в описаниях внешности персонажей (на материале английской прозы XVIII—XX веков): Дис… канд. филол. наук. М., 1990. — 182 с.

Толкин Дж.Р.Р. Полная история Средиземья: [сб.: пер. с англ.] / Джон Рональд Руэл Толкин. М.: АСТ: Астрель, 2011. — С. 185—507.

Яковенко Н.Э. Когнитивно-прагматический подход к пониманию текста (когниотип внешности): Автореф. дис… канд. филол. наук. Краснодар, 1998. — 18 с.

Яковенко Н.Э. Когнитивные процессы как основа семиозиса // Hermeneutic sin Russia. — 1998. — Vol. 2. — № 4. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.tversu.ru/Science/Hermeneutics/1998-4.html (дата обращения 28.01.2014).

Tolkien J.R.R. The Lord of the Rings, Part One: The Fellowship of the Ring. London: Harper Collins Publishers, 2007. — 531 p.