Ключевые слова: патриотизм, Герой России, педагогическая система, культуросозидающий потенциал музейной педагогики.
Патриотизм – важнейшая ценность общества, понятие, составляющее фундамент научного мировоззрения, убеждений, веры [9, с. 330]. В своей предвыборной кампании В. В. Путин не раз подчеркивал, что «нам нужно гражданское общество, пронизанное патриотизмом». Проблему патриотизма по своей научной и социальной значимости можно отнести к таким классическим проблемам прошлого, настоящего и будущего, как честь, достоинство, верность Отчизне, добро, справедливость, самоотверженность, соборность. Вместе с тем, на уровне обыденного сознания у молодежи наблюдается девальвация понятия «патриотизм», утрата патриотизма как одной из духовных ценностей нашего народа [1, с. 27]. Поэтому в формировании патриотизма молодого поколения в педагогической науке вновь приобретают особую значимость школьные музеи, их роль в образовательном процессе, она закреплена Законом РФ «Об образовании», в «Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 г» [6, с. 78], [7, с. 113]. Школьный возраст указывается в документах, является наиболее благоприятным для эмоционально- психологического взаимодействия с ребенком: образы восприятия культурного пространства ярки и сильны, остаются в памяти надолго [5, с. 182]. Определяя образовательную миссию музея XXI века, они призваны объединять, сохранять и передавать огромный культурно- исторический опыт отечественного и мирового сообщества, активизируя процессы трансляции и обмена информацией не только между разными поколениями и культурами, но и между отдельными социальными группами, общественными объединениями, молодежными движениями [10, с. 114].
Говоря о культуросозидающем потенциале музейной педагогики как «средстве процесса вовлечения людей в мир историко-материальных и художественных ценностей, стимулировании их социально-культурной активности», музей рассматривается как открытая педагогическая система.
К основным ее характеристикам ученые относят:
- «усиление дифференцированного подхода к музейной аудитории с учетом ее половозрастных особенностей, общекультурного уровня, семейного положения, профессии и реально проявляемых интересов;
- использование интерактивных форм музейной работы, стимулирующих проявление инициативы и самодеятельности аудитории и ее преобразование из объекта идейно-эмоционального воздействия в субъект социально-культурного творчества;
- повышение роли музея как научно-методического учреждения, оказывающего помощь учебным заведениям разных, типов, системе самообразования и дополнительного образования, учреждениям клубного типа, лекториям и иным социальным институтам в обогащении содержания и форм историко-культурного просвещения» [4, с. 31]. Соглашаясь в основном с мнением ученого, мы видим одним из действенных средств решения проблемы воспитания патриотических чувств, приобщение учащихся к истории и культуре своего народа, своей родины, считаем включение учащихся в качестве субъектов самостоятельной поисково- творческой деятельности [3, с. 23].
Музей в школе с. Городки был основан в 1997 году. У истоков создания которого, стояли учителя школы – Л. Л. Бакатова и Н. М. Шмарина, принимали активное участие и дети. Ими были собраны редкие предметы быта, относящиеся ко времени зарождения села, фотографии и личные вещи; позднее – треугольные письма с фронта (1941– 1945 гг.), о героях труда послевоенного времени, воинах-афганцах, односельчанах, служивших в разные годы в горячих точках.
Именно детям пришла идея увековечить память бывшего выпускника школы Бабкова Александра, погибшего при исполнении интернационального долга в республике Афганистан в январе 1982 года.
Сегодня школьный музей носит имя Героя России Александра Прохоренко. Мир до сих пор потрясен подвигом Саши, выпускника (2007 г.) нашей школы: с. Городки, Тюльганского района, Оренбургской области. Он выполнял боевую задачу по наведению авиаударов ВКС России по уничтожению террористов. Окруженный боевиками ИГИЛ, вызвал огонь на себя и геройски погиб в Сирийской Пальмире в марте 2016 года. В музее хранятся личные вещи Александра, фотографии из школьной жизни, семейного архива, периода его военной службы на Родине и в Сирии.
За год с небольшим, в музее побывало более тысячи людей, взрослых и детей из разных уголков нашей страны. Были поэты, писатели, актеры, иностранные гости, военнослужащие, вдовы и матери, потерявшие своих сыновей и мужей в разные годы, депутаты и просто неравнодушные люди, многие из которых не в силах сдерживать слезы.
Рассказывают дети:
«Родился Александр Прохоренко 22 июня. В день, когда россияне на протяжении уже не одного десятка лет склоняют головы в память о самом страшном дне, когда началась самая кровопролитная война, унёсшая миллионы жизней. Он стал первенцем в семье Натальи и Александра Прохоренко. Обычная сельская семья. Наталья Леонидовна – работник сельсовета, Александр Васильевич – потомственный механизатор, сын прославленного в своё время отца-комбайнёра, имевшего не одну высокую награду за свой ратный труд. Рос Саша, казалось, обыкновенным ребёнком» [2, с. 3]
Из воспоминаний Натальи Леонидовны:
– Единственное, что Сашу отличало от других детей, это активность, иногда чрезмерная, – рассказывает мама. – В резвые игры, особенно футбол, он мог играть подолгу. Даже на руках папы засыпал быстрее, когда по телевизору транслировались чемпионаты или просто игра в футбол. А так… Обыкновенный мальчишка, шаловливый, небольшого роста, щупленький, с огромными чёрными глазами.
(У мамы, когда она говорит, опухшие от слёз глаза, дрожащие губы… Говорить о сыне в прошедшем времени у нее не получается).
Саша был компанейским мальчуганом, сверстники почему-то тянулись именно к нему, хотя он никогда не проявлял качества лидера. Притягивал их своей неуёмной активностью, задорным смехом. Зажигал, как говорится. В 1997 году пошёл в первый класс. Сразу показал себя хорошим учеником и по окончании первого годы учёбы с гордостью принёс домой первую свою награду – похвальный лист за отличную учёбу.
Из воспоминаний учителя начальных классов Нины Сергеевны Усмановой: «Я всегда стремилась находить в каждом ребёнке изюминку и прикладывала все усилия, чтобы каждый был индивидуальностью. Успешный в обучении и дружный класс сразу стал достоянием школы. Ребята были активными участниками всех мероприятий, причём Санька (так его называли одноклассники и друзья) всегда выбирали командиром».
Нужна помощь в написании статьи?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.
Рассказывают бывшие одноклассники Саши:
И он вёл отряды в походы, на спортивные соревнования. Но особенно ему нравилось быть командиром отряда, на смотре военно-патриотической песни сдавать рапорт. Вытянувшись в струнку, чётко чеканя каждое слово, с горящими от гордости глазами он докладывал старшему, что его отряд готов. Готов не просто принять участие в каком-то мероприятии, но стать первым, непременно лучшим. И если в среднем звене он в качестве командира отряда сдавал рапорт командиру школы, то уже в старших классах сам принимал рапорта.
В 2006 году на зональном этапе соревнований в ЗАТО «Комаровский» ему вручили кубок «Лучший командир отделения». Лучшим он был во многом: дома хранится целая папка грамот и благодарностей [2, с. 3]
Рассказывает папа Саши Александр Васильевич:
Однажды пришёл домой с парада Победы и со слезами на глазах спросил у нас – почему у него нет деда, который воевал на войне? Мы рассказали сыну, что три его дедушки были участниками Великой Отечественной, но ни одного не осталось в живых. Саша горько плакал: ему хотелось увидеть деда-фронтовика.
Продолжает отец Александр Васильевич:
Днём гонял в футбол с друзьями на деревенских улицах, по вечерам с увязывался на волейбольную игру взрослых.
– В селе была команда мужчин, которые в свободное время приходили играть в волейбол, – вспоминает Александр Васильевич. – И Саша обязательно шёл со мной. Играть он не умел, был ещё маленьким, но и просто зрителем быть не мог. Обязательно садился под сетку и бурно переживал всю игру. А когда перешёл в школе в среднее звено и классный руководитель Пётр Георгиевич Русинов стал их вовлекать в активный спорт, тут же из его сверстников образовалась молодая волейбольная команда, которая стала играть с нами, «стариками». А после окончания Сашей школы, распалась команда любителей поиграть в волейбол.
Продолжают учителя:
Пятый, шестой, седьмой класс. С какой-то конкретной профессией Александр еще не определился. Учился отлично, предпочтение отдавал точным наукам, всё свободное время посвящал спорту. Дома тоже был первым помощником, как для матери, так и для отца. Со знанием дела ухаживал за домашним скотом, помогал отцу ремонтировать комбайн. В сентябре 2004 года восьмиклассника Сашу двоюродный брат, поступивший в Оренбургское зенитно-ракетное училище, пригласил на присягу. Это и стало решающим поворотом в судьбе Александра [2, с. 2].
– Он был поражён увиденным, – вспоминают родители.
– Техника, форма, строгий распорядок, подтянутые курсанты, торжественная присяга. И тогда он нам сказал: «Буду военным». Но мы серьёзно это не восприняли: подросток же ещё. Но Саша проявил характер: больше стал заниматься спортом, корпел над физикой, то есть целенаправленно готовился к поступлению в «зенитку». Окончил школу с серебряной медалью. Багаж знаний есть.
Вспоминает работник военкомата.
На вопросы отвечал уверенно: но рост не подходящий, вес не соответствует. Надо подождать. Саша никого слушать не хотел. И поступил. Новоиспечённых курсантов зенитного училища сразу же отправили на полигон. В первый же родительский день отец с матерью поехали к Александру. Увидев исхудавшего сына, отец сказал: – Всё. Собирайся домой! Впервые Саша возразил отцу: ответил твёрдо «Нет!»
И на протяжении всей учёбы кроме как, что всё хорошо, родители от сына ничего не слышали. Раз в полгода курсант в парадной форме приезжал на побывку в отчий дом.
Нужна помощь в написании статьи?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.
Вспоминают родители.
– И тут тихая деревенская жизнь на время превращалась в карусель. Тут же собирались друзья, родственники. Баня, застолье, разговоры до первых петухов. И так продолжалось до тех пор, пока Саша не возвращался на учёбу. Через год курсантов перевели в смоленскую военную академию войсковой противовоздушной обороны, которую Александр в 2012 году окончил с золотой медалью. Курсантам-медалистам предоставлялся выбор. Александр выбрал войска специального назначения и уехал служить в Подмосковье [2, с. 3].
– Потом началась жизнь настоящего военного, – говорит Наталья Леонидовна. – А это значит, что если Саша звонил и говорил, что всё хорошо, то мы знали, что всё хорошо, а если не звонил какое-то время, значит, был в командировке. И мы переживали и ждали очередного звонка. Больше никогда никакой информацией не владели. Он любил делать сюрпризы. Мог позвонить, сказать, что в данный момент занят тем- то, то есть на работе, а через минуту ввалиться в родной дом, как всегда, с огромным букетом для мамы, а отцу привозил сувениры.
В 2014 году женился.
– Беды ничто не предвещало. Служба Саше очень нравилась, – рассказывают родители. – Пытались спрашивать о работе, командировках, но он всегда отшучивался: «Меньше знаешь, лучше спишь». Вместе с супругой Катей они у нас последний раз были в августе 2015 года и обещали приехать на Пасху в 2016. А 19 марта раздался телефонный звонок с сообщением, что наш сын погиб. С той минуты оборвалась не только его жизнь, но и наша. Конечно, о том, что он был в Сирии, мы не знали. И эти ужасные почти 50 дней неведения мы просто существовали в каком-то безрассудстве. Невозможно передать это состояние. Всё время приходили какие-то люди, что-то делали в доме. Автоматически мы получали соболезнования, до конца не осознавая, что происходит. И даже когда в Москве нам передали гроб с телом, мы недопонимали, что это происходит с нами, что там наш сын. А когда гроб уже вносили в дом, прямо над собравшимися людьми с пронзительным криком пролетел журавль. И сейчас, несмотря на то, что на нашем сельском кладбище, есть могила с фотографией нашего сына и его выбитым именем на кресте, мы не осознаём до конца, что его больше нет с нами. Он как будто уехал от нас, и мы ждём его. И будем ждать.
Хоронили Александра Прохоренко в День Святого Георгия Победоносца. Видимо, неспроста. Так Бог распорядился, что это должно было произойти именно в день святого, который тоже принял мученическую смерть, достойно выдержав не один день испытаний и умерев за Христа, как Александр за Россию, за всех нас с вами. » [2, с. 3]
Рассказывают руководитель музея Т. Л. Кабанова:
В марте 2017 года, в годовщину гибели Александра Прохоренко, музей нашей школы приобрел новый облик. В нем появилась основная экспозиция, посвященная Саше Прохоренко. Большую работу по увековечению памяти Героя проделали «музейщики» – школьные активисты, которые собрали информацию, оформили экспонаты по следам реальных событий, подвигов выпускников школы, близких и дорогих людей.
Александр Прохоренко, Александр Бабков, другие ребята – те, кто родился и вырос в селе, где героизм, отвага и честь, смелость и честность, добро и справедливость, любовь к своей стране впитываются с молоком матери. Это генетическая память нашего народа. Считаем, что среди средств формирования патриотических чувств школьников, музейная педагогика сегодня может занять достойное место. Мы все понимаем, что от нас с вами зависит то, каким будет будущее России, наше с вами и наших детей. И также осознаем, что школьные музеи должны стать воспитательным центром.
Список использованных источников
1. Власова, Т. И. Воспитание духовности личности / Т. И. Власова // Известия Юж. отделения РАО. – Ростов н/Д. – 2010. – Вып. 2. – С. 25-35.
2. Гирина, Н. Г. с. Городки, газета «Оренбуржье», 22. 06. 2016 г.
3. Микулан, И. Н. Особенности деятельности школьных музеев. Источник: https://superinf. ru/view_helpstud. php?id=943
4. Нагорский, Н. В. Музейная педагогика – Раб. программа 2010. Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО «Алтайский государственный университет». М., 2005. № 2. С. 31.
5. Новикова, Л. И. Воспитание? Воспитание? Воспитание… Воспитание! / Л. И. Новикова, В. А. Караковский, Н. Л. Селиванова. – М., 2002.
6. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
7. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования нового поколения.
8. Циулина, М. В. Модель патриотического воспитания молодежи в современной школе / М. В. Циулина // Личность. Культура. Общество. – Том XII. – Вып. 3. – 2010. – № 57-58. – С. 339-343 (0, 50 п. л.) (Издание по перечню ВАК).
10. Циулина, М. В. Патриотическое воспитание учащихся в общеобразовательной школе: организационно-содержательный аспект / М. В. Циулина // Вестник Орловского государственного университета. – Серия: Новые гуманитарные исследования. – 2011. – № 1 (15). – С. 329-333 (1, 06 п. л.)
11. Шляхтина, Л. М., Мастеница, Е. Н., Герасименко, Е. Е. Музейная педагогика [Электронный ресурс]: учеб. пособие/; СПбГУКИ, Каф… – Санкт-Петербург: СПбГУКИ, 2000 (Санкт-Петербург: ИнфоКомм, 2013).