Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Формирование патриотичеких чувств учащихся средствами музейной педагогики (на примере музея имени героя России Александра Прохоренко)»

Аннотация. В статье рассматриваются способы формирования патриотических чувств учащихся средствами музейной педагогики на примере музея имени Героя России Александра Прохоренко. Приводится авторская методика и опыт работы в данном направлении.

Помощь в написании статьи

Ключевые слова: патриотизм, Герой России, педагогическая система, культуросозидающий потенциал музейной педагогики.

Патриотизм – важнейшая ценность общества, понятие, составляющее фундамент научного мировоззрения, убеждений, веры [9, с. 330]. В своей предвыборной кампании В. В. Путин не раз подчеркивал, что «нам нужно гражданское общество, пронизанное патриотизмом». Проблему патриотизма по своей научной и социальной значимости можно отнести к таким классическим проблемам прошлого, настоящего и будущего, как честь, достоинство, верность Отчизне, добро, справедливость, самоотверженность, соборность. Вместе с тем, на уровне обыденного сознания у молодежи наблюдается девальвация понятия «патриотизм», утрата патриотизма  как  одной  из  духовных  ценностей  нашего  народа  [1, с. 27]. Поэтому в формировании патриотизма молодого поколения в педагогической науке вновь приобретают особую значимость школьные музеи, их роль в образовательном процессе, она закреплена Законом РФ «Об образовании», в «Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 г» [6, с. 78], [7, с. 113]. Школьный возраст указывается в документах, является наиболее благоприятным для эмоционально- психологического взаимодействия с ребенком: образы восприятия культурного пространства  ярки  и  сильны,  остаются  в  памяти  надолго  [5, с. 182]. Определяя образовательную миссию музея XXI века, они призваны объединять, сохранять и передавать огромный культурно- исторический опыт отечественного и мирового сообщества, активизируя процессы трансляции и обмена информацией не только между разными поколениями и культурами, но и между отдельными социальными группами, общественными объединениями, молодежными движениями [10, с. 114].

Говоря о культуросозидающем потенциале музейной педагогики как «средстве процесса вовлечения людей в мир историко-материальных и художественных ценностей, стимулировании их социально-культурной активности», музей рассматривается как открытая педагогическая система.

К основным ее характеристикам ученые относят:

  • «усиление дифференцированного подхода к музейной аудитории с учетом ее половозрастных особенностей, общекультурного уровня, семейного положения, профессии и реально проявляемых интересов;
  • использование интерактивных форм музейной работы, стимулирующих проявление инициативы и самодеятельности аудитории и ее преобразование из объекта идейно-эмоционального воздействия в субъект социально-культурного творчества;
  • повышение роли музея как научно-методического учреждения, оказывающего помощь учебным заведениям разных, типов, системе самообразования и дополнительного образования, учреждениям клубного типа, лекториям и иным социальным институтам в обогащении содержания и форм историко-культурного просвещения» [4, с. 31]. Соглашаясь в основном с мнением ученого, мы видим одним из действенных средств решения проблемы воспитания патриотических чувств, приобщение учащихся к истории и культуре своего народа, своей родины, считаем включение учащихся в качестве субъектов самостоятельной поисково- творческой деятельности [3, с. 23].

Музей в школе с. Городки был основан в 1997 году. У истоков создания которого, стояли учителя школы     – Л. Л. Бакатова и  Н. М. Шмарина, принимали активное участие и дети. Ими были собраны редкие предметы быта, относящиеся ко времени зарождения села, фотографии и личные вещи; позднее – треугольные письма с фронта (1941– 1945 гг.), о героях труда послевоенного времени, воинах-афганцах, односельчанах, служивших в разные годы в горячих точках.

Именно детям пришла идея увековечить память бывшего выпускника школы Бабкова Александра, погибшего при исполнении интернационального долга в республике Афганистан в январе 1982 года.

Сегодня школьный музей носит имя Героя России Александра Прохоренко. Мир до сих  пор  потрясен  подвигом  Саши,  выпускника (2007 г.) нашей школы: с. Городки, Тюльганского района, Оренбургской области. Он выполнял боевую задачу по наведению авиаударов ВКС России по уничтожению террористов. Окруженный боевиками ИГИЛ, вызвал огонь на себя и геройски погиб в Сирийской Пальмире в марте 2016 года. В музее хранятся личные вещи Александра, фотографии из школьной жизни, семейного архива, периода его военной службы на Родине и в Сирии.

За год с небольшим, в музее побывало более тысячи людей, взрослых и детей из разных уголков нашей страны. Были поэты, писатели, актеры, иностранные гости, военнослужащие, вдовы и матери, потерявшие своих сыновей и мужей в разные годы, депутаты и просто неравнодушные люди, многие из которых не в силах сдерживать слезы.

Рассказывают дети:

«Родился Александр Прохоренко 22 июня. В день, когда  россияне  на протяжении  уже  не одного десятка лет  склоняют головы в память о самом страшном дне, когда началась самая кровопролитная война, унёсшая миллионы жизней. Он стал первенцем в семье Натальи  и Александра Прохоренко. Обычная сельская семья. Наталья Леонидовна – работник сельсовета, Александр  Васильевич – потомственный механизатор, сын прославленного в своё время отца-комбайнёра, имевшего не одну высокую награду за свой ратный труд. Рос Саша,   казалось, обыкновенным ребёнком» [2, с. 3]

Из воспоминаний Натальи Леонидовны:

– Единственное, что Сашу отличало от других детей, это активность, иногда чрезмерная, – рассказывает мама. – В резвые игры, особенно футбол, он мог играть подолгу. Даже на руках папы засыпал быстрее, когда по  телевизору  транслировались  чемпионаты или просто игра в футбол. А так… Обыкновенный мальчишка, шаловливый, небольшого роста, щупленький, с огромными чёрными глазами.

(У мамы, когда она говорит, опухшие от слёз глаза, дрожащие  губы… Говорить о сыне в прошедшем времени у нее не получается).

Саша был компанейским мальчуганом, сверстники почему-то тянулись именно к нему,  хотя он никогда не проявлял качества лидера. Притягивал их своей неуёмной активностью, задорным смехом. Зажигал, как говорится. В 1997 году пошёл в первый класс. Сразу показал  себя  хорошим  учеником   и по окончании   первого  годы   учёбы с гордостью  принёс  домой  первую   свою   награду – похвальный   лист   за отличную учёбу.

Из воспоминаний учителя начальных классов Нины Сергеевны Усмановой: «Я  всегда стремилась находить в каждом ребёнке изюминку и прикладывала все усилия, чтобы каждый был индивидуальностью. Успешный в обучении и дружный класс сразу стал достоянием школы. Ребята были активными участниками всех мероприятий, причём Санька (так его называли одноклассники и друзья) всегда выбирали командиром».

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Цена статьи

Рассказывают бывшие одноклассники Саши:

И он вёл отряды в походы, на спортивные соревнования. Но особенно ему нравилось быть командиром отряда, на смотре военно-патриотической песни сдавать рапорт. Вытянувшись в струнку, чётко чеканя каждое слово, с горящими от гордости глазами он докладывал старшему, что его отряд готов. Готов не просто принять участие в каком-то мероприятии, но стать первым, непременно лучшим. И если в среднем звене он в качестве командира отряда сдавал рапорт командиру школы, то уже в старших классах сам принимал рапорта.

В 2006 году на зональном этапе соревнований в ЗАТО «Комаровский» ему  вручили  кубок  «Лучший  командир   отделения». Лучшим   он был   во многом: дома хранится целая папка грамот и благодарностей [2, с. 3]

Рассказывает папа Саши Александр Васильевич:

Однажды пришёл домой с парада Победы и со слезами на глазах спросил у нас – почему у него нет деда, который воевал на войне? Мы рассказали сыну, что три его дедушки были участниками Великой Отечественной, но ни одного не осталось в живых. Саша горько плакал: ему хотелось увидеть деда-фронтовика.

Продолжает отец Александр Васильевич:

Днём гонял в футбол с друзьями  на деревенских  улицах, по вечерам с увязывался на волейбольную игру взрослых.

В селе была команда мужчин, которые в свободное время приходили  играть  в волейбол,  – вспоминает   Александр   Васильевич. –  И Саша обязательно шёл со мной. Играть он не умел, был ещё маленьким, но и просто зрителем быть не мог. Обязательно садился под сетку и бурно переживал всю игру. А когда перешёл в школе в среднее звено и классный руководитель Пётр Георгиевич Русинов стал их вовлекать в активный спорт, тут же из его сверстников образовалась молодая волейбольная команда, которая стала играть с нами, «стариками». А после окончания Сашей школы, распалась команда любителей поиграть в волейбол.

Продолжают учителя:

Пятый, шестой, седьмой класс. С какой-то конкретной профессией Александр еще не определился. Учился отлично, предпочтение отдавал точным наукам, всё свободное время посвящал спорту. Дома тоже был первым помощником, как для матери, так и для отца. Со знанием дела ухаживал   за домашним   скотом,   помогал   отцу   ремонтировать  комбайн. В сентябре 2004 года восьмиклассника Сашу двоюродный брат, поступивший   в Оренбургское   зенитно-ракетное   училище,   пригласил  на присягу. Это    и стало     решающим     поворотом     в судьбе Александра [2, с. 2].

– Он был поражён увиденным, – вспоминают родители.

– Техника, форма, строгий распорядок, подтянутые курсанты, торжественная присяга. И тогда он нам сказал: «Буду военным». Но мы серьёзно это не восприняли: подросток же ещё. Но Саша проявил характер: больше стал заниматься спортом, корпел над физикой,  то есть целенаправленно готовился к поступлению в «зенитку». Окончил школу с серебряной медалью. Багаж знаний есть.

Вспоминает работник военкомата.

На вопросы отвечал уверенно: но рост не подходящий, вес не соответствует. Надо подождать. Саша никого слушать не хотел. И поступил. Новоиспечённых курсантов  зенитного  училища сразу же  отправили   на полигон. В первый же   родительский   день   отец  с матерью поехали к Александру. Увидев исхудавшего сына, отец сказал: – Всё. Собирайся домой! Впервые Саша возразил отцу: ответил твёрдо «Нет!»

И на протяжении всей учёбы кроме как, что всё хорошо, родители    от сына ничего не слышали. Раз в полгода курсант в парадной форме приезжал на побывку в отчий дом.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Вспоминают родители.

– И тут тихая деревенская жизнь на время превращалась в карусель. Тут же собирались друзья, родственники. Баня, застолье, разговоры до первых петухов. И так продолжалось до тех пор, пока Саша  не возвращался на учёбу. Через год курсантов перевели в смоленскую военную академию войсковой противовоздушной обороны, которую Александр в 2012 году окончил с золотой медалью. Курсантам-медалистам предоставлялся выбор. Александр выбрал войска специального назначения и уехал служить в Подмосковье [2, с. 3].

– Потом началась жизнь настоящего военного, – говорит Наталья Леонидовна. – А это значит, что если Саша звонил и говорил, что всё хорошо, то мы знали, что всё хорошо, а если не звонил какое-то время, значит, был в командировке. И мы переживали и ждали  очередного  звонка. Больше никогда никакой информацией  не владели. Он любил делать сюрпризы. Мог позвонить, сказать, что в данный момент занят тем- то, то есть на работе,  а через минуту ввалиться  в родной дом, как всегда,    с огромным букетом для мамы, а отцу привозил сувениры.

В 2014 году женился.

– Беды ничто не предвещало. Служба Саше очень нравилась, – рассказывают родители. – Пытались спрашивать о работе, командировках, но он всегда отшучивался: «Меньше знаешь, лучше спишь». Вместе с супругой  Катей  они  у нас   последний  раз  были   в августе   2015   года и обещали приехать на Пасху в 2016. А 19 марта раздался телефонный звонок  с сообщением,  что  наш  сын   погиб. С той   минуты   оборвалась не только  его  жизнь,  но и наша. Конечно,  о том,  что  он был  в Сирии,  мы не знали. И эти ужасные почти 50 дней неведения мы просто существовали в каком-то безрассудстве. Невозможно передать это состояние. Всё время приходили какие-то люди, что-то делали  в доме. Автоматически мы получали соболезнования, до конца   не осознавая, что происходит. И даже когда в Москве нам передали гроб с телом, мы недопонимали, что  это  происходит  с нами,  что  там  наш  сын. А когда гроб уже вносили в дом, прямо над собравшимися людьми с пронзительным криком пролетел журавль. И сейчас, несмотря на то, что на нашем сельском  кладбище,  есть  могила  с фотографией  нашего  сына  и его выбитым именем на кресте, мы не осознаём до конца, что его больше нет с нами. Он как будто уехал от нас, и мы ждём его. И будем ждать.

Хоронили Александра Прохоренко в День Святого Георгия Победоносца. Видимо, неспроста. Так Бог распорядился, что это должно было произойти именно в день святого, который тоже принял мученическую  смерть,   достойно   выдержав   не один   день   испытаний   и умерев за Христа, как Александр за Россию, за всех нас с вами. » [2, с. 3]

Рассказывают руководитель музея Т. Л. Кабанова:

В марте 2017 года, в годовщину гибели Александра Прохоренко, музей нашей школы приобрел новый облик. В нем появилась основная экспозиция, посвященная Саше Прохоренко. Большую работу по увековечению памяти Героя проделали «музейщики» – школьные активисты, которые собрали информацию, оформили экспонаты по следам реальных событий, подвигов выпускников школы, близких и дорогих людей.

Александр Прохоренко, Александр Бабков, другие ребята – те, кто родился и вырос в селе, где героизм, отвага и честь, смелость и честность, добро и справедливость, любовь к своей стране впитываются с молоком матери. Это генетическая память нашего народа. Считаем, что среди средств формирования патриотических чувств школьников, музейная педагогика сегодня может занять достойное место. Мы все понимаем, что от нас с вами зависит то, каким будет будущее России, наше с вами и наших детей. И также осознаем, что школьные музеи должны стать воспитательным центром.

Список использованных источников

1. Власова, Т. И. Воспитание духовности личности / Т. И. Власова // Известия Юж. отделения РАО. – Ростов н/Д. – 2010. – Вып. 2. – С. 25-35.
2. Гирина, Н. Г. с. Городки, газета «Оренбуржье», 22. 06. 2016 г.
3. Микулан, И. Н. Особенности деятельности школьных музеев. Источник: https://superinf. ru/view_helpstud. php?id=943
4. Нагорский, Н. В. Музейная педагогика – Раб. программа 2010. Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО «Алтайский государственный университет». М., 2005. № 2. С. 31.
5. Новикова, Л. И. Воспитание? Воспитание? Воспитание… Воспитание! / Л. И. Новикова, В. А. Караковский, Н. Л. Селиванова. – М., 2002.
6. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
7. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования нового поколения.
8. Циулина, М. В. Модель патриотического воспитания молодежи в современной школе / М. В. Циулина // Личность. Культура. Общество. – Том XII. – Вып. 3. – 2010. – № 57-58. – С. 339-343 (0, 50 п. л.) (Издание по перечню ВАК).
10. Циулина, М. В. Патриотическое воспитание учащихся в общеобразовательной школе: организационно-содержательный аспект / М. В. Циулина // Вестник Орловского государственного университета. – Серия: Новые гуманитарные исследования. – 2011. – № 1 (15). – С. 329-333 (1, 06 п. л.)
11. Шляхтина, Л. М., Мастеница, Е. Н., Герасименко, Е. Е. Музейная педагогика [Электронный ресурс]: учеб. пособие/; СПбГУКИ, Каф… – Санкт-Петербург: СПбГУКИ, 2000 (Санкт-Петербург: ИнфоКомм, 2013).

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

972

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке