Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Формы осуществления партийной социализации в области межнациональных отношений в российской федерации»

Российский и зарубежный опыт показывает, что одним из ключевых социальных субъектов модернизации, фактором устойчивого развития страны, движущей силой коренных общественных преобразований, как правило, выступает молодёжь.

Помощь в написании статьи

Задачам модернизации и вовлечения в неё молодёжи препятствует низкая солидарность российского общества, слабость горизонтальных связей, дефицит доверия в отношениях власти и общества. Институты позитивной социализации и социальной мобильности (образование, армия, наука, культура, различные общественные объединения) частично разрушены и малоэффективны. Немалая часть молодых людей негативно или скептически воспринимает государство, его основные институты, выдвигаемые инициативы.

В ходе исследования нами проанализированы ключевые позитивные формы проявления активности молодёжи в условиях модернизации общества.

К настоящему времени становится очевидным, что модернизация России немыслима без активного привлечения молодёжи. Поэтому выяснению роли молодёжи в процессе модернизации современной России посвящен целый ряд мероприятий, проводимых на федеральном и региональном уровнях.

Государственная молодёжная политика России — система государственных приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодёжи, для стимулирования развития её созидательного потенциала и активности.

Партии, участвуя в социализации молодёжи, реализуют несколько задач. Во-первых, это расширение базы электоральной и общественной поддержки. Во-вторых, трансляция своих идей и ценностей. В-третьих, системная работа с молодёжью способствует формированию кадрового и управленческого резерва партии. Наконец, молодёжь выступает своеобразным индикатором процессов, происходящих в обществе. Это даёт возможность выявления и упреждения социальных рисков с помощью коррекции жизненных стратегий молодых людей.

Процессы социализации молодёжи и молодёжная политика государства определяются особенностями общественной структуры, ситуацией в основных сферах жизни общества, декларируемыми направлениями развития и запросами со стороны основных политических акторов.

Если в советский период политическая деятельность в рамках ВЛКСМ служила одним из инструментов социальной мобильности, то с распадом СССР новый действенный механизм политической социализации молодёжи сформирован не был. С распада СССР до недавнего времени со стороны государства и основных политических партий отсутствовал запрос на системное политическое воспитание молодёжи, формирование преемственности носителей определённой идеологии. Возможности использования политических объединений как «лифтов» для молодых людей были существенно ограничены. Следствием неопределённости и риска во всех жизненных сферах стала ориентация молодёжи на достижительные жизненные стратегии, дистанцирование от политической жизни, рост аполитичности.

В 1990-е годы для основных политических сил молодёжь объектом целенаправленного воздействия становилась ситуативно, преимущественно в рамках агитации в электоральных кампаниях различного уровня. Интересы и потребности молодёжи, в силу неоднородности этой социально-демографической группы, были недостаточно понятны политическим акторам, которые сами относились преимущественно к средним и старшим возрастным группам. В то же время, в рамках формирования партийно-политического пространства происходило создание молодёжных организаций при основных политических партиях того периода.

Подходы политических партий к социализации молодёжи стали меняться в середине 2000-х гг. Этому способствовал ряд причин:

Во-первых, усиление противоречий между относительной социально-экономической и политической стабилизацией и комплексом нерешённых острых проблем в различных сферах (социальная несправедливость, сужение политического пространства, возможности граждан влиять на принятие решений). Негативные явления ряд политических деятелей полагают возможным эффективно преодолеть путём радикальных политических преобразований, в которых активную роль должны сыграть молодые люди.

Во-вторых,повышение интереса российских политиков к молодёжи после серии т. н. «цветных революций» на постсоветском пространстве. Ведь в проведении массовых ненасильственных акций, направленных на смену политического руководства в Грузии, на Украине, в Киргизии и Белоруссии, существенную роль сыграли молодёжные организации либерально-демократической направленности. В апреле 2009 года молодёжные организации, как формализованные, так и сетевого типа, активно участвовали в массовых беспорядках в Молдове, связанных с несогласием прозападных либеральных партий с результатами парламентских выборов.

Все это делало необходимым проводить более эффективную молодежную политику, в том числе с целью направления активности молодежи в позитивное, а не деструктивное русло [2].

В-третьих,стремление к большей предсказуемости общественно-политической жизни, и созидательности политической активности молодых людей. Здесь большое значение приобретает воздействие на такие особенности молодежи, влияющие на ее политическую и этническую социализацию, как лабильность сознания, неустойчивость и подвижность позиций молодых людей в социальной и политической системе, ограниченность социальных и политических связей, незавершенность становления субъектности в социально-политических отношениях.

Российские политические партии в последние годы активизировали работу с молодёжью, которая представляет существенный интерес для них в качестве объекта политической социализации, кадрового ресурса, площадки для «обкатки» различных инициатив и идеологических вопросов.

Партиями мероприятия в области стимулирования политической активности молодёжи реализуются по нескольким основным направлениям:

развитие молодёжных организаций, ориентированных на поддержку и продвижение идейно-политических установок соответствующей партии;

позиционирование таких организаций как структур, призванных содействовать подготовке управленческих кадров для решения задач модернизации страны (оценки сущности модернизации и её ориентиров разными партиями существенно варьируются);

привлечение голосов молодых людей как электорального ресурса в условиях изменений избирательного законодательства;

противодействие политическим оппонентам и негативно оцениваемым общественным явлениям и практикам, в том числе посредством уличных акций, в которых сама партия по тем или иным причинам не может (или не считает целесообразным) участвовать.

Одной из составляющих партийной политической социализации молодёжи является социализация в области межнациональных отношений. Актуальность этой задачи применительно к российским реалиям обусловлена рядом факторов:

недостаточность, а нередко — неэффективность или негативный эффект работы по формированию культуры и навыков межэтнических отношений в рамках базовых институтов социализации (школы, семьи, армии);

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

рост популярности ксенофобных, экстремистских настроений в молодёжной среде (как «русского этнонационализма», так и «национализма меньшинств»), насилия на расовой и этнической почве, усиление активности экстремистских молодёжных группировок;

сохранение или нарастание противоречий с рядом постсоветских государств, которые нередко приобретают характер этнокультурных. В том числе — споры из-за ограничения пространства русского языка и культуры, нарушения прав российских соотечественников, историко-политические споры (снос памятников советской эпохи, политика исторического ревизионизма, выстраивание гражданской идентичности «молодых демократий» на основе «исторического противостояния России»).

Список литературы:

Закон Магаданской области «О молодом специалисте» № 909-03 от 09.11.2007

«Опыт укрепления стабильности в странах СНГ 2005-2007 гг.» Аналитический вестник Совета Федерации № 28 (345) 2007.

Положение «Об Общественной молодежной палате при Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации» (с изменениями на 21 октября 2005 года). Москва, 10 июня 2005 года, N 1979-IVГД.

Постановление Совета Федерации от 08.08.2004 N 286-СФ (ред. от 02.02.2007) «О Совете по взаимодействию Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации с молодежными парламентами субъектов Российской Федерации, молодежными общественными объединениями Российской Федерации (Молодежной парламентской ассамблее)».

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

326

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке