Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Исторические, ладоинтонационные и мелодические особенности принадлежщей только азербайджану и ирану мугам-дастгях “шур»

Искусство мугама составляет важную часть устного наследия профессиональной музыкальной культуры Азербайджана, оно имеет глубокие корни в культурной традиции и истории азербайджанского народа. Ряд общих художественных черт роднит азербайджанский мугам с иранскими дастгяхами, узбекско-таджикским Шашмакомом, с уйгурскими мукамами, индийскими рагами, арабскими нубами и турецкими таксимами, которые сложились в общую художественную традицию музыки Востока.

Помощь в написании статьи

Вместе с тем искусство мугама воспринимается азербайджанцами как одна из главных культурных ценностей, составляющих основу национального самосознания и самоидентификации. Художественная ценность азербайджанского мугама, его высокая значимость как для национальной культуры, так и для культуры всего человечества были признаны в 2003 году таким авторитетным международным институтом, как ЮНЕСКО, объявившим его одним из «шедевров устного и нематериального наследия человечества».

Среди всех существующих в азербайджанской музыке мугамных форм самой крупной по масштабу и художественной идее является дастгях.

«Дастгях» как музыкальный термин означает «комплект или совокупность тонов, ступеней». Основу этой формы составляет «комплект» нескольких определённых ладов — мугамов, различных в каждом дастгяхе. Азербайджанские мугамы-дастгяхи следующие: «Раст», «Шур», «Сегях», «Чаргях», «Шюштер», «Баяты-Шираз», «Хумаюн», «Махур-хинди», «Баяты-Гаджар», «Орта-Махур», «Мирза-Гусейн сегяхы», «Забул-сегях», «Харидж-сегях». Эти мугамы-дастгяхи опираются на семь главных азербайджанских ладов: раст, шур, сегях, чаргях, баяты-шираз, шюштер, хумаюн. Мы посвятили свою работу мугам-дастгях «Шур», который относится именно к Азербайджану и Ирану.

И в Азербайджане, и в Иране мугам «Шур« пользуется большой популярностью. Многие народные песни (саз хавалары) основываются на одноименном ладе шур.

Современный мугам-дастгях «Шур« состоит из следующих частей (шобатов): Дерамед, Бердашт, «Майе», «Шахназ», «Баяты-тюрк«, «Шикестеи-фарс», «Аширан», «Симаи-шемс«, «Хиджаз», «Сарендж«, «Нишиба-фараз«. Между шобатоми исполняются ренги — инструментальные пьесы преимущественно танцевального характера.

Для анализа мы обратились к исполнению знаменитого азербайджанского певца-ханенде Хан Шушинского, который родился в 1901 году в Шуше (На одном из шушинских меджлисов его мастерское исполнение в сложном верхнем регистре настолько поразило гостей, что ему присудили имя «Хан»). Звукоряд “Шура” в исполнении Хана Шушинского следующее: № 1

Этот звукоряд лада «Шур» совпадает со звукорядом лада, который описал великий композитор, классик азербайджанской музыкальной культуры Узеир Гаджибеков в своем теоретическом исследовании «Основы азербайджанской народной музыки» (1945).

Его формула такова: 1-1/2-1 тона, который состоит из равномерных тетрахордов, соединенных между собой слитным образом: № 2

В некоторых шобе и гюше дастгяха мы наблюдаем в 5, 7 и 1 -ых ступенях альтерирование на полтона понижение. То есть sol-диез, sol-бекар, si, si- бемоль, do-диез, do-бекар.

В Дерамед, Бердашт, «Майе» и Ренге находит выражение общее настроение мугама-дастгях, особо подчеркивается тоника, то есть фа-диез, и звучит в нижнем регистре. Чередовавшиеся части — Шур Шахназ, «Баяты-тюрк», «Шикестеи-фарс», «Аширан» — как бы играют роль завязки и постепенно готовят кульминацию. «Симаи-шемс», «Хиджаз», «Сарендж», «Нишиба-фараз» звучат в верхнем регистре. Но в конце мелодия направляется вниз, и дастгях заканчивается не в тонике (фа-диез), а на звуке ля.

Как и во всех мугамах, в этом дастгяхе для развития мелодии тоже используются разные мелизмы: трели, синкопы, пунктирные ритмические фигуры, триоли, форшлаги и разные пассажи. Свойственные мугамам и народной музыке повторность, секвентность и здесь получают яркое отражениее. Дастгях исполняется ансамблем сазенде, в число которых обязательно входят певец-ханенде, он же исполнитель на ударном инструменте «гавал», а также исполнители на таре и кеманче.

Как было отмечено выше, одноименный дастгях «Шур» принадлежит и к иранской музыке.

«Если не искушенные в музыке люди что-то для себя напевают, то они, само собой разумеется, остаются в рамках «Шура», — пишет иранский ученый Халеги. Мугам «Шур» и в иранской музыке занимает важное место. Он так же, как азербайджанский «Шур», по характеру светлый, мягкий, лирический. Этот мугам самый распространенный, масшабный и сложный. На его примере можно составить представление о строении дастгяха вообще.

Иранский мугам «Шур» состоит из 18, 20, 37 и даже 70 частей. Это зависит от исполнителя. Мы рассматриваем дастгях, который записали нотами за исполнением Устадом Керими. В его исполнении дастгях состоит из 15 частей.

Звукоряд «Шура» разными исследователями трактуется по-разному. В анализируемом нами варианте «Шура» гамма — натуральный минор со 2-ой пониженной на четверть тона .

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Заказать статью

Гамма этого «Шура» выглядит так: № 3

И азербайджанский, и иранский дастгях начинается со вступительной части «Дарамед». Но в иранском дастгяхе «Бардашт» нет. В Дерамеде утверждается тоника.

Тексты в вокально-инструментальных мугам-дастгях Азербайджана не бывают постоянными. В одном и том же мугаме-дастгяхе используются несколько (три-пять газели Физули) газелей. А в иранском дастгяхе используются один газель (Хафиз).

Иранский дастгях так же, как и азербайджанский, начинается с нижнего регистра. Шобат Шахназ уже начинает готовить верхний регистр. Чередующие за ним части Гараче, Радави, Бозорг звучат в верхнем регистре, и в Дубейти наблюдается спуск мелодии. И таким образом музыкальный материал развивается волнообразно и заканчивается в тонике (ре).

Общая драматургия дастгяха связана с постепенным ростом напряжения — от лирических, созерцательных первых его «гуше» к динамичным заключительным. Этот общий драматургический замысел дастгях раскрывается не только в постепенном усложнении его ладового строения и нарастании динамики звучания, но и в самом характере мелодического развертывания.

Шур — любимейший дастгях иранцев. Как сказал один из ученых, «Слушая его, можно понять красоту пейзажа и характер его жителей……»

Список литературы:

1.Виноградов В. Классические традиции иранской музыки: М., Советский композитор, 1982. — 184 с.

2.Гаджибеков У. Основы азербайджанской народной музыки: учеб. Пособие — Баку, 1945. — 115 с. http://musbook.musigi-dunya.az (на азербайджанском, русском и английском языках; научный редактор электронного издания доктор искусствоведения, профессор Т.А. Мамедов).

3.Зохрабов Р. Мугам: учеб. пособие — Баку, Азернешр, 1991.— 217, [2] с.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

409

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке