В литературоведении Потебня стал основателем субъективно-психологического направления. В центр своего учения поставил категорию образа, уподобленного внутренней форме слова, которая влияет на мысль.

ABSTRACT

The article is devoted to the consideration of the linguistic concept of A. A. potebni, an outstanding linguist of the 19th century, who left a deep mark in linguistics, folklore, mythology, and literary studies. In the linguistic concept of A. A. potebni Central is the teaching about the word and the creation of the concept of «internal form of the word». In literary studies Potebnya became the founder of the subjective-psychological direction. In the center of his teaching, he put the category of an image, likened to the inner form of the word, which affects the thought.

Ключевые слова: лингвистическая концепция, слово, мысль, А.А. Потебня.

Keywords: linguistic concept, the word, thought, A. A. Potebnya.

Александр Афанасьевич Потебня – ученый-лингвист 19 века, изучавший лингвистику, фольклористику, мифологию, литературоведение. Является создателем учения о «внутренней форме» слова. Оказал влияние на символизм. В литературоведении Потебня стал основателем субъективно-психологического направления. В центр своего учения поставил категорию образа, уподобленного внутренней форме слова, которая влияет на мысль. Философской базой лингвистической теории Потебни являлись идеи И. Канта, И. Фихте, Ф. Шеллинга, Г. Гегеля, философия языка В. фон Гумбольдта.

Внимание!

Если вам нужна помощь с работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Подробнее Гарантии Отзывы

В общественно-политической жизни России в 19 веке поднимался очень важный вопрос о роли языка в познании, который оказался предметом спора между старшими славянофилами и западниками. Проблема народности, место в ней языка, роль языка в научном познании — эти темы изучались в работах и Потебни, и славянофилов. Также в 19 век основное внимание ученых уделялось анализу содержательной стороны слова: его внутренней формы, семантических процессов в слове; углублялась теория грамматической формы слова, исследовалась морфология слова. [2, с.101]

На Александра Афанасьевича, хотя он и не разделял крайние выводы, к которым пришли сторонники мифологической школы, сама концепция мифа всё-таки повлияла. Начальным способом мышления Потебня называет мифическое. Это мышление свойственно всем людям, «стоящим на известной ступени развития мысли», может включать любое содержание.[3, с.416] Мифическое мышление «кроется в первозданном слове». [5, с.583] Средством развития мысли, средством преобразования образа в понятие выступает слово. По мере того как мысль с помощью слова идеализируется и освобождается от непосредственных чувственных восприятий, слово постепенно лишается своей образности.

В лингвистической концепции А.А. Потебни центральным является учение о слове и создание понятия «внутренняя форма слова», что является продолжением идей немецкого языковеда Гумбольдта о внутренней форме языка. [1, с.100]. Следует отметить, что единого определения внутренней формы у Потебни нет.  По идее слове совершается познание, в основе которого лежит механизм познания нового через известное. В слове есть три звена: внешняя форма (фонетический и структурный облик слова), содержание (значение слова) и внутренняя форма – признак, который показывает, какое свойство обозначаемого было взято за основу его наименования.

Он пишет: «Слово может быть орудием, с одной стороны, разложения, с другой — сгущения мысли единственно потому, что оно есть представление, то есть не образ, а образ образа» [7, с.153]. Согласно концепции А.А. Потебни любое словесносложное образование может рассматриваться как результат деятельности языка, предшествовавшей «всем остальным специально-человеческим деятельностям». [6, с. 223].

А.А. Потебня считает, что речевой акт — явление психическое, а слово вносит в этот акт культурное начало. Александр Афанасьевич поддерживает мнение Гумбольдта о языке как о чем-то, что вечно меняется. Понятие развития языка является направленным вперед процессом. А.А. Потебня считает, что развитие языка определяется развитием индивидуального человеческого мышления. Таким образом, общелингвистическая концепция Потебни опирается на основополагающее положение лингвистического психологизма о едином процессе развития мышления и языка, о невозможности развития одного без участия и развития другого. Само рождение мысли обнаруживает ее тесную связь с языком.

Закажите работу от 200 рублей

Если вам нужна помощь с работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Подробнее Гарантии Отзывы

Из книги «Из записок по теории словесности» Потебня сам отредактировал только вступительную часть, которая описывает строение простых словесных текстов «Басня, пословица, поговорка». Рассмотрение таких небольших законченных языковых текстов стало причиной к созданию науки о них – пареомиологии.

Многие исследования Потебни остались недописанными. Потебня оставил ряд заметок о Толстом, Одоевском, Тютчеве, национализме, а также опыт перевода «Одиссеи». [4]

Многие идеи ученого опередили свое время и нашли продолжение уже в наши дни. Глубокое изучение формальной стороны языка идет у Потебни рядом с философским пониманием, с любовью к искусству и поэзии. Стоит оценить по достоинству неимоверную широту взглядов Потебни на вопросы роли языка в познании, охватывавших и языковое общение, и устное народное творчество, и различные формы словесности, и науку.

Список литературы:

В. Гумбольдт. Избранные труды по языкознанию, М., 1984. – 100 с.
Виноградов, В.В. История русских лингвистических учений: Учеб. пособие – М.: Высшая школа, 1978. – 101 с.
Гречко В.А. Семантическая терминология А.А. Потебни как система (К структуре лексического значения) // Научное наследие А. А. Потебни и современная филология. Киев, 1985. – 416 с.
Звегинцев, В.А. История языкознания ХIХ-ХХ веков в очерках и извлечениях: Хрестоматия. – М., 1964 – ч. Ι.
Потебня А.А. Из записок по теории словесности. Харьков, 1905. – 583 с.
Потебня А.А. Мысль и язык. М., 1999 – 223 с.
Потебня А.А. Символ и миф в народной культуре / А.А. Потебня. – М.: Лабиринт, 2000. – 153 с.