Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Культура здоровья в современном обществе»

Здоровье является многоаспектным, многоуровневым, интегральным понятием, сущностными характеристиками которого являются физическое, психическое, духовное и ментальное благополучие человека. К главным психофизиологическим и социально-психологическим факторам здоровья часто относят биологическую надежность организма; надежность личности, показателем которой является постоянство активных отношений и способность к реализации поставленных целей; здоровое поведение, сущность которого заключается в активном созидательном отношении к своему здоровью.

Помощь в написании статьи

Интерес ученых к культуре здоровья человека в современном обществе вызван теми происходящими изменениями, которые происходят в социальной и образовательной сферах, связанных с полноценным использованием социальных институтов в обеспечении здоровья, качества жизни и воспитания полноценной личности. Изучая критерии и показатели культуры здоровья личности, О.А. Ахвердова, В.А. Магин [1], сделали вывод, что культура здоровья представляет собой интегративное личностное образование, состоящее из когнитивно-мотивационного, эмоционального и конативно-волевого компонентов, которые в свою очередь, отражают объем знаний, коммуникативную толерантность, эмоциональную устойчивость, активность и волевые качества, являющиеся неотъемлемой частью образа жизни личности в его индивидуальной культуре.

Однако, несмотря на понимание значимости ценности культуры здоровья общество не торопится осуществлять соответствующие действия, направленные на развитие того, что можно было бы обозначить как здоровьеобеспечивающих социальных и индивидуальных практик, направленных на формирование, поддержание, укрепление здоровья.

На отношение к здоровью оказывают влияние не только материально-технические и экономические показатели, развитие инфраструктуры медицинской отрасли.  Но так же и то, какое место ценность здоровья занимает на аксиологической (ценностной) шкале общества, группы, отдельной личности, сложившиеся культурные традиции, стереотипы, модели поведения, связанные с вопросами здоровья, а также идеалы, нормы образа жизни, которые задаются соответствующей идеологией общества.

Позитивно-ценностное или негативно-незаинтересованное отношение к проблемам здоровья, тесно связаны с широким мировоззренческим, социально-культурным контекстом, с культурными традициями, отражающими этническую, гендерную, возрастную, конфессиональную, социально-территориальную принадлежность  субъекта.

Культура здоровья как полноправная, социально-значимая составляющая культуры общества и личности, как один из жизнеобеспечивающих компонентов существования человека культурного, по мнению И.М. Быховской, может быть определена как совокупность знаний, ценностей, норм, идеалов, установок, связанных с представлениями о здоровье как ценности, выполняющих регулятивно-ориентирующие функции в отношении тех видов деятельности, которые обеспечивают формирование, поддержание и укрепление здоровья. Результаты этой деятельности, включая и последствия деятельности непосредственного характера (объективное состояние здоровья), и опосредованного, символического толка – здоровый или нездоровый [2].

Под культурой здоровья человека, В.Н. Ирхин понимает сложноструктурное образование личности, характеризующееся определенным уровнем валеологической образованности и развития личности, овладением опытом человечества по сохранению и укреплению своего здоровья, принятием и повседневным ведением здорового образа жизни [3].

О.Л. Трещева рассматривает культуру здоровья личности как важнейшую составляющую общей составляющей культуры – одну из основных форм освоения человеком внешней и внутренней природы, способ создания гармонии своего существования в самом широком смысле [5].

В своем определении культуры здоровья авторы характеризуют ее как целостную практико ориентированную систему валеологических знаний и умений физического и психического саморазвития, совокупность норм и ценностей, обеспечивающих представление о роли  и месте культуры здоровья в системе общественных отношений.

Аналитический взгляд на проблему здоровья как социокультурный феномен, позволяет выделить следующие проблемные блоки:

·     объективные воздействия на состояние здоровья человека, включая экологические факторы; особенности образа жизни, связанные преимущественно с социально-экономическим укладом изучаемых социальных групп;

·     образы, модели, нормативные представления о здоровье/нездоровье человека – как в структуре обыденных представлений, массового сознания, так и специализированного знания, характерного для изучаемого социокультурного среза;

·     особенности сложившихся в обществе подходов к формированию валеологического сознания и поведения человека;

·     деятельно-практическое отношение к характеристикам здоровья как актуализация содержания, смысла, направленности валеологических представлений и ориентаций, их объективизация: контроль, ограничения, «дисциплинирование» (М. Фуко) тела человека в социальной практике; инструментальное и экспрессивное использование двигательных характеристик человека; целенаправленное формирование показателей здоровья, двигательных навыков на основе принятых ценностей, норм, идеалов, образцов.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Культура здоровья включает в себя потребность и способность индивида к максимальной самореализации в качестве социально и индивидуально-значимого субъекта на основе использования средств, отпущенных природой (телесно-двигательных характеристик) и преобразованных в соответствии с этими целями и принципами культуросообразности, в пределах их нормального функционирования.

Предметным основанием культуры здоровья и спорта как социальных механизмов служит культура двигательной деятельности Л.И. Лубышева [4]. Обычно под культурой понимают все, что создано человечеством, как совокупность условий, способов и результатов формирования, развития и сохранения потребностей и свойств «человека общественного». Как общественная система культура разворачивается в трех формах своего существования: культура условий жизни, культура деятельности и культура личности. Круговорот форм культуры свойственен и для феноменов культуры здоровья. Условия жизнедеятельности обеспечивают развертывание процессов формирования культуры двигательной деятельности, которая развивает процесс формирования физической и спортивной культуры личности.

Социальная значимость культуры здоровья состоит в той огромной роли, которую она играет в развитии, сохранении и поддержании телесного, психического, нравственного и духовного здоровья человека. Как справедливо отмечают многие ученые в современной критической ситуации, в сложившейся социальной сфере, культура здоровья должна стать важнейшим фактором способным помочь людям противостоять сложным условиям жизни.

Значимость ценностного потенциала культуры здоровья не исчерпывается отмеченными характеристиками. В ходе развития общества культура здоровья наряду с другими социальными явлениями непрерывно расширяют границы своего влияния на жизнь людей.

Физическое и духовное совершенствование личности, полнокровная и активная человеческая жизнь, здоровье, здоровый образ жизни, дух соперничества, уважения и сопереживания – вот те человеческие ценности, которые заложены в основе культуры здоровья.

Специалистам, работающим в области физической культуры, необходимо в первую очередь самим осознать все богатство этих социальных явлений, и в последующем вносить в общественное сознание философское, а не утилитарное понимание, которое на сегодняшний день еще господствует в современном обществе. И только таким путем действительно можно поднять авторитет и престиж занятий физической культурой, добиться подлинной массовости физкультурного движения в нашем обществе.

Основная задача духовного воспитания заключается в том, чтобы дать человеку правильное представление о наивысшем в данных конкретно-исторических условиях уровне сознания, выработать у него устойчивую потребность в соответствии с этим представлением. Необходимо отметить, что сегодня многие, занимаясь физическим и духовным воспитанием, не только понимают необходимость сознательного применения различных видов укрепления физического и психического здоровья, но и в той или иной мере используют их. Однако далеко не все понимают важную роль регулярных занятий при овладении духовными ценностями ради духовного совершенствования и самосовершенствования. Поэтому, телесное совершенствование и здоровье, с одной стороны, и формирование духовного здоровья – с другой, не только должны исключать, но и дополнять друг друга.

Таким образом, проблему формирования культуры здоровья можно плодотворно решать только на основе идеи единства и взаимообусловленности социального и биологического, духовного и телесного начал. Телесная культура в отличие от других сфер культуры соединяет эти компоненты в человеке в единое целое и является сферой их гармонизации, областью ценностно-ориентированного разрешения постоянно воспроизводимых противоречий между ними.

Еще с древности нам известна истина: «Здоровый дух в здоровом теле», в которой подчеркивается именно таким порядком слов приоритетность здоровья духовного, которому сопутствует и здоровье физическое; другими словами – если человек культурен в широком смысле этого понятия, духовен, то и за своим физическим здоровьем он не сможет не следить. Но в практику нашего современного сознания эта древняя мудрость пришла в искаженном, перевернутом виде, что и сказалось на некоторых концептуальных просчетах. В современности она звучит, как «в здоровом теле – здоровый дух», а значит, телесное как бы ставится, выпячивается на первый план, являясь гарантом того, что телесное здоровье может служить залогом духовного здоровья, что, как мы тому имеем множество свидетельств совсем не так.

В заключении отметим, что для современного этапа развития общества характерно возрастание роли духовных ценностей в обеспечении полноценного физического развития и здоровья человека, освещение их «функции» как посредников восхождения человека из ниже – в выше организованные макросферы своего бытия; а также их атрибута как необходимого условия достижения человеком самореализации своего духовного потенциала. В современном обществе цель духовного воспитания должна состоять в том, чтобы дать человеку верное представление о наивысшем в данных конкретно-исторических условиях типе сознания, выработать у него устойчивую потребность в соответствии с этим представлением. Формирование культуры здоровья можно плодотворно решать только на основе идеи диалектического единства и взаимообусловленности социального и биологического, духовного и телесного начал.

Список литературы:

1.Ахвердова О.А., Магин В.А. К исследованию феномена «культура здоровья» в области профессионального физкультурного образования. // Теория и практика физической культуры.  2002,  № 9. С. 5-7.

2.Быховская И.М. Образование и культура здоровья // Дети России образованы и здоровы Материалы  IIIВсероссийской научно-практической конференции г. Москва, 28-29 октября 2005 г. М.: 2005. С. 28-32.

3.Ирхин В.Н. Теоретические основы построения школы здоровья в контексте гуманистической парадигмы образования и воспитания // Проблемы образования и воспитания в контексте гуманистической парадигмы педагогики (конец XIX в. — 90-е гг. XX в.): Монография: В 2-х т. // Под ред. З.И. Равкина. М., 2000. С. 139 — 172.

4.Лубышева Л.И. Физическая и спортивная культура: теоретический взгляд и технологические решения // Дети России образованы и здоровы Материалы III Всероссийской научно-практической конференции г. Москва, 28-29 октября 2005 г. М.: 2005. С. 38-42.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Цена статьи

5.Трещева О.Л. К вопросу системного обоснования индивидуального здоровья и его компонентов // Здоровье и образование: Матер. Международного конгресса валеологов. СПб, 1999. С. 176-177.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

521

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке