Каковы ценностные и культурные ориентации современного российского общества? На этот вопрос очень точно ответил доктор философских наук А.С. Чупров. Он прямо сказал: «Мы переживаем культурную катастрофу». Кризис, по мнению философа, носит системный, всеобъемлющий характер: ненормативное межличностное общение, обилие в языке слов иностранного происхождения, уменьшение присутствия русского языка в современном песенной культуре, бытовое бескультурье и т. д. [5; 6].
Каковы проблемы современной молодежи? Американский исследователь (с учетом проходящего процесса вестернизации современной российской культуры [1], выводы данного исследователя возможно экстраполировать и на современную российскую молодежь, тем более, что ряд положений, высказанных ею, подтверждается и в отношении России) Марди Кейес выделила следующие проблемы (она именуют их «компонентами молодежной культуры»), которые берут начало в окружающей культурной среде: потребительство, сексуализация, употребление наркотиков и алкоголя, отчужденность от образования и учебного процесса, различные формы проявления насилия, растущее увлечение мистикой, утрата идентичности, утрата моральных ориентиров частью родительского сообщества, отсутствие доверия со стороны взрослых и боязнь дать ответственность [3].
Марди Кейес в вопросе увлечения мистикой вторит современный российский ученый М.В. Недельская. Она очень подробно и тщательно изучила вопрос, связанный с повышением интереса россиян к антигуманным теософским сообществам. В своей статье она выделила ряд причин данного явления [7, с. 112—113].
Неоптимистичным кажется вывод Ю.В. Юхлина о том, что современная культура обретает такие черты как «как жесткость и прагматизм в принятии социальных решений, максимализм и поспешность в оценках событий, снижение духовно-нравственного уровня или полное пренебрежение к соответствующим ценностям, дегуманизация межличностных отношений» [10].
Выделяют ли исследователи какие-либо положительные тенденции в молодежной среде? Марди Кейес кроме вышеназванных негативных тенденций, выделила и ряд положительных, таких как незаурядная творческая энергия, умение дружить, взаимопомощь [3].
Такую картину молодежи в целом рисуют современные исследователи. Но автору настоящей статьи как студенту-историку БГПУ интересны ценностные установки таких же студентов как и он, т.е. тоже студентов-историков. Поэтому для опроса были выбраны студенты 3 и 4 курса отделения истории историко-филологического факультета. Всего в опросе приняло участие 69 человек. Из них: 3 курс — 37 человек, 4 курс — 32 человека (11 юношей и 21 девушка). При составлении анкет использовались материалы электронных ресурсов [2, 4, 8]. Ценностные ориентации молодежи изучались по ряду позиций, представленных в данной статье. Ниже нами приведен сравнительный анализ опроса студентов БГПУ и результатов, полученных в Аналитическом докладе «Молодежь новой России: ценностные приоритеты», подготовленном Институтом социологии в сотрудничестве с Представительством Фонда имени Фридриха Эберта в Российской Федерации в 2007 году [4].
1. Отношение молодежи к идеалам. Согласно материалам, представленным в Аналитическом докладе Института социологии РАН и результатам нашего исследования, большинство, составляющее примерно 60 %, считает, что для молодежи характерен цинизм и равнодушие к идеалам [4]. Отклонение от среднего показателя 60 % значительно среди юношей 4 курса: там данного мнения придерживается 80 %.
2. Ориентация молодежи на российскую, либо западную культуру. И здесь наш результат практически не отличается от приведенного в Докладе Института социологии РАН: 73 % молодых людей ориентировано на западную культуру [4]. Отметим лишь, что среди юношей 4 курса данный показатель составляет 63,6 %, а девушек — 81 %
3. Ориентация молодежи на Россию или зарубежную страну как место постоянного жительства. Группа исследователей Института социологии РАН отмечает, что более чем половина молодежи хотела бы жить в России [4]. Наш опрос показал несколько иную картину: только половина хочет жить в России, а другая — за границей. Резкий контраст замечен на 4 курсе: большая часть юношей хотела бы жить в России, а девушек — за границей.
4. Суждения молодежи об актуальности моральных норм. В Аналитическом докладе «Молодежь новой России: ценностные приоритеты» исследователями отмечено, что большинство молодых людей считает моральные нормы актуальными [4]. В целом, наш опрос показал то же самое. Однако наблюдается расхождение между 3 и 4 курсами: 4 курс поддержал общую тенденцию, а на третьем курсе количество тех, кто считает моральные нормы актуальными и тех, кто устаревшими, равно.
$15. Возможность переступить через моральные принципы. Исследователи Института социологии РАН пришли к выводу, что больше половины молодых людей готовы переступить через моральные нормы [4]. Наш опрос показал, что большая часть опрошенных студентов готова переступить через моральные нормы. Однако больше половины готовых к такому развитию событий нашлось только на третьем курсе.
6. Отношение молодежи к аморальным и неэтическим поступкам. Наш опрос показал, что большинство считает возможным безбилетный проезд в общественном транспорте и сопротивление полиции. В докладе «Молодежь новой России: ценностные приоритеты» среди возможных присутствуют такие поступки как: супружеская измена, уклонение от уплаты налогов, аборт, дача/получение взятки, сопротивление полиции, присвоение найденных денег, вещей, уклонение от службы в армии, безбилетный проезд в общественном транспорте [4]. Хотя нельзя сказать, что студенты не приемлют таковые поступки: все зависит от группы опрашиваемых. Так, например, юноши 4 курса считают, что супружеская измена иногда допустима, как и аборт; юноши и девушки согласились, что иногда допустимо присвоить найденные деньги, вещи.
Приведенная выше группа вопросов, составленная на основе Аналитического доклада «Молодежь новой России: ценностные приоритеты», подготовленного Институтом социологии в сотрудничестве с Представительством Фонда имени Фридриха Эберта в Российской Федерации в 2007 году [4], позволяет комплексно рассмотреть такую сложную социальную систему как молодежь. Однако, молодежь, являясь системой, состоит из ряда элементов. Элементами любого социального организма являются люди. В данном случае молодые. Поэтому, чтобы раскрытие темы в рамках нашего исследования было действительно полным, нами были взяты вопросы из других опросников [2, 8]. Главной целью системы вопросов, приведенной ниже, была оценка каждого молодого человека как единицы, личности, а не как части родовой группы молодежь. Иначе говоря, первая часть вопросов оценивала коллективное Я молодежи, вторая же часть — индивидуальное Я молодого человека. Вот именно такой подход, рассматривающий молодежь как систему, в которой коллектив молодых людей, взятый целиком и нераздельно, является целым, а каждый молодой человек в отдельности частью, позволил провести достаточно объективное исследование и сделать комплексный вывод, приведенный в конце.
1. Оставляют ли равнодушными людей неприятности окружающих? Как бы не звучало это грустно, но большинство остановили свой выбор на таких ответах, как «да, это так» и «вероятно это так».
2. Большинство людей заняты только собой, их мало интересует происходящие вокруг. И вновь ответы однозначны: «да, это так» и «вероятно это так».
3. Плохие поступки люди совершают чаще всего не по своей воле, а по вине обстоятельств. Мнения варьируются в зависимости от группы опрашиваемых. Но, в целом, мнения фактически разделились между «да» и «нет» ровно пополам.
4. Чтобы человек не делал, главное, чтобы он от этого получал удовольствие. Мнения вновь разделились. Итоговый результат показывает тяготение к ответу «да». Контрастными оказались мнения юношей и девушек 4 курса: первые считают, что «нет», а вторые, что «да».
5. Помогают ли незнакомые люди друг другу, не говоря уже о близких? Мнения вновь разделились примерно пополам. Из общей тенденции выбиваются юноши 4 курса: 54,5 % считает, что «вряд ли это так».
6. Чтобы быть счастливым, нужно, прежде всего, выполнять свои обязанности перед другими. Большинство считает, что «да». Мнения разделись практически пополам среди девушек 4 курса, но все равно с разницей 4,6 % побеждает мнение большинства.
7. Часто ли Вы помогаете близким по хозяйству? Опрос показал, что абсолютное большинство студентов помогает близким по хозяйству всегда или хотя бы часто.
8. Любовь — определяющее чувство в жизни? «Да» ответило большинство опрошенных. Некоторое отклонение обнаружено у юношей 4 курса: «да» — 36,4 %, «нет» — 27,2 %, «затрудняюсь ответить» — 36,4 %.
9. Хотите ли Вы стать боссом (начальником какой-нибудь компании)? Большинство опрошенных хотят быть боссами. Девушки 4 курса проявили сомнения: «да» — 38,1 %, «нет» — 38,1 %, «затрудняюсь ответить» — 23,8 %.
10. Хотите ли Вы, чтобы Вас уважали друзья за Ваши личностные качества? Абсолютное большинство хотело бы уважения за свои личностные качества.
11.Если кто-то из Ваших знакомых заболел, выберите ли Вы время, чтобы его навестить? Большинство единодушно — время для посещения больных знакомых нашли бы.
Прежде, чем делать окончательные выводы по данной проблеме, необходимо обратить внимание на особенности современной культурной ситуации, современного исторического времени. Дело в том, что в настоящее время идет структурный циклический переход от культурно-философской парадигмы модерна к парадигме постмодерна что, естественно, накладывает свой отпечаток на молодежь и все общество в целом [9; 10].
Моральные нормы современная молодежь не считает нечто незыблемым и вечным, ее ценностные ориентации вариативны, изменчивы. Как говорят, «Сколько людей, столько и мнений». Это крылатое выражение очень хорошо характеризует современную молодежь: не было двух абсолютно одинаковых анкет. Есть вопросы, в которых мнения большинства совпали, есть, в которых разошлись.
Обоснованной оказалась гендерная дифференциация при опросе 4 курса: как видно из ряда ответов, гендерные фактор влияет на моральные установки и ценностные ориентации. Юноши показали себя более волевыми и свободолюбивыми, девушки — более настроенными на любовь, продемонстрировали меньшее желание быть боссами, чем юноши.
При всем том, что заметна тенденция на слом традиционно принятых ценностных ориентаций, сильными остаются взаимопомощь в сложных обстоятельствах, активная межличностная коммуникация, желание иметь уважаемые личностные качества.
Большинство обращает внимание только на себя, мало думает о проблемах других. Возрастает приоритет личной выгоды, немного размываются границы «своего» и «чужого»: личная выгода заставляет абстрагироваться от традиционных моральных норм и расширять пределы «своего» за счет «чужого».
К сожалению, сегодняшняя молодежь сильно ориентирована на западную культуру. Кроме того, в вопросе ориентации при выборе местожительства в России или заграницей не все так однозначно. Цифры Доклада и наши указывают лишь на соотношение, которое стремиться в район «50/50». Это достаточно туманные показатели.
Итак, ценностные установки переходят к категориям личной выгоды, культурные установки — на западные рельсы, вопрос выбора будущего места жительства представляется туманным. Это может говорить о негативных тенденциях в развитии молодежи как системы, что вполне возможно способно привести к негативным для государства результатам. Но система на то и система, чтобы быть многообразной, многоэлементной, развивающейся. Поэтому, сказанное выше лишь половина вывода о молодежи. И эта половина сделана с точки зрения государства, его силы и прочности. Не менее важна и вторая часть, сделанная с точки зрения объективного и независимого исследователя.
Нужна помощь в написании статьи?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.
1. Молодежь как система по ряду параметров находится в кризисе: по ряду вопросов современная молодежь разделена на два противоположных лагеря, соотношение между которыми 50/50.
2. На ряд вопросов даны противоречивые ответы: с одной стороны, большинство занято только собой, и поэтому не придет на помощь, при этом это же большинство готово помочь, и, более того, помогает и участвует в трудных ситуациях других.
3. Противоречивость ответов заключается, с одной стороны в скромности ряда молодых людей, а с другой стороны недооценки моральных качеств других. Категория личной выгоды, вестернизация, индивидуализация мягко намекают человеку, что он лучше других, и поэтому достоин самого лучшего.
4. Большинство считает любовь определяющим чувством в жизни, при этом часть молодых людей сомневается (но не отвергает этого). Это, по мнению автора, позитивный элемент «системы молодежь» и он способен быть главной оппозиционной силой по отношению к такому явлению, как личная выгода.
5. Гендерные различия продемонстрировали себя в нашем небольшом исследовании по ряду вопросов. Однако они крайне малы при наблюдении такого феномена как взаимопомощь.
6. Юноши продемонстрировали себя целеустремленными и волевыми, а, значит, и менее эмоциональными. Вероятно, поэтому они и сомневаются в отношении роли любви в жизни.
7. Исследование выявило достаточно сильное взаимодействие между элементами системы, проявляющееся в активном коммуникационном взаимодействии молодых людей, готовности к взаимопомощи, потребности в уважении другими (желание, чтобы мое Я уважали другие не-Я, система в целом).
Таким образом, современная российская молодежь находится в трудной исторической ситуации, на перепутье трех качественно отличных путей: традиционализма, модернизма, постмодернизма. Это накладывает неизгладимый отпечаток на столь сложную систему как молодежь. Структурный состав системы разнороден, включает в себе совершенно различные, а то и противоположные культурные слои. Ситуация сложна и своей неоднозначностью: она требует от каждого молодого человека ответственного выбора своего дальнейшего культурно-исторического пути. Кризис, конечно, когда-нибудь закончится. Но весь вопрос заключается в том как и чем он закончится. Ответ на вопрос будет зависеть как от выбора современных молодых людей, так и от степени их готовности принять на себе столь тяжелую ответственность не только за выбор и его краткосрочные результаты, но и ответственность за долгосрочную (стратегическую) перспективу своего выбора. Уникальность ситуации заключается в принципе равной вероятности различных исходов. Прогнозы носят слишком вероятностный характер. Но с учетом вестернизации можно предложить, что элементы «системы молодежь» постепенно будут трансформироваться в сторону перехода всей системы в качественно новое состояние, именуемое постмодерн.
Список литературы:
Алексеенко О.В. Вестернизация российского телевидения в оценках населения: автореферат диссертации канд. социологич. наук: 22.00.04 / Алексеенко Ольга Владимировна; Москва, 2009. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.dissercat.com/content/vesternizatsiya-rossiiskogo-televideniya-v-otsenkakh-naseleniya#ixzz3Dw1Diuy (Дата обращения 21.09.2014).
Бубнова С. Опросник ценностных ориентаций. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.acme-alr.com/?p=1041 (Дата обращения 9.09.2014).
Кейес М. Молодежная культура и взросление. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://index.org.ru/journal/23/keies23.html (Дата обращения 28.08.2014).
Морально-нравственные ценности молодежи. // Молодежь новой России: ценностные приоритеты. Аналитический доклад.
Москва, 2007. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.isras.ru/analytical_report_Youth_7_1.html (Дата обращения 31.08.2014).
Мосалюк М. Доктор философии Александр Чупров: «Мы переживаем культурную катастрофу». // Амурская правда. — 2013. — № 231 (27784). — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.ampravda.ru/2013/12/07/040390.html (Дата обращения 7.12.2013).
Мосалюк М. Доктор философии Александр Чупров: «Зачем мы перешли на ты?». // Амурская правда. — 2013. — № 234 (27787). — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.ampravda.ru/2013/12/12/040437.html (Дата обращения 12.12.2013).
Недельская М.В. К вопросу о теософском знании и его роли в современном российском обществе. // Материалы 63-научно-практической конференции преподавателей и студентов БГПУ. Изд-во БГПУ, 2013. — С. 108—113.
Опросник: Ваши жизненные ценности и ориентиры. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.jobcv.ru/about/32.html (Дата обращения 31.08.2014).
Чупров А.С. Современность постмодерниста, или «Некуда бежать»/ А.С. Чупров. // Социум и власть. — 2013. — № 2. — С. 129—131. Рец. на ст.: Павлов А.В. Заметки о современности и субъективности. Модерн и пластичность // Социум и власть. № 6, 2012; № 1, 2013.
Юхлин Ю.В. Молодежная культура, особенности становления, современное состояние и тенденции развития: автореферат диссертации канд. культурологии: 24.00.01 / Юхлин Юрий Васильевич; Нижневартовск, 2003. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.dissercat.com/content/molodezhnaya-kultura-osobennosti-stanovleniya-sovremennoe-sostoyanie-i-tendentsii-razvitiya#ixzz3BXVWm4Vo (Дата обращения 28.08.2014).