Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Музыка как отражение интергративных процессов человеческого сознания»

АННОТАЦИЯ. Цель статьи состоит в определении места музыки в отражении интегративных процессов человеческого сознания. Музыка отражает глубинную человеческую сущность, где единстве находятся сознательное и бессознательное, эмоциональное и логическое. Это придает музыке гармоничность, позволяющую ей стать для человека областью поиска внутренней цельности. Рисуя слуховую картину человеческих чувств, она делает это согласно особой художественной логике, направленной на выявление смыслов музыкального произведения.

Помощь в написании статьи

ABSTRACT

The purpose of the article is to determine the place of music in the identification of the integrative processes of the human mind. Music reflects the profound humanessence, where the conscious and unconscious, emotional and logical are in the unity. This gives the harmony to the music, allowing it to become a search area of inner wholeness to a person.It renders a picture of human auditory sense in accordance with a special artistic logic,aimed at identifying the meanings of the piece of music.

Ключевые слова: музыка; человеческое сознание; интегративные процессы; логика художественного образа.

Keywords: music; human consciousness; integrative processes; the logic of the artistic image.

Музыка представляет собой универсальный символ жизненных процессов, отражающий сущность бытия человека. Она — презентативный символ физических процессов, таких, как рост и развитие, подъем и спад, напряжение и разрядка [3]. В этом смысле музыка является символическим отражением физической природы человека, что проявляется в ее сильном воздействии на физиологическую сторону его личности.

Характер влияния музыки на сому человека заставляет задать вопрос, не является ли ее происхождение реакцией на природную, естественную сущность человека. Но человек является единством физического, душевного и духовного начал. И, хотя физическое в нем, как и в любом природном существе, весьма сильно, истинная сущность человека раскрывается через душевное и духовное начала, которые являются следствием его культурного развития. Поэтому истоком музыки нельзя считать подражание звукам природы как стремлением быть в единстве с ней. Единство с природой, вероятно, было утрачено человечеством с момента появления альтернативного ей мира — мира культуры.

Культура открыла человеку его духовность, но, при этом, лишила его таких важных сторон восприятия жизни, как цельность и непосредственность. Познание, которое можно определить, как ведущую деятельность человека, всегда сопровождается сомнением и душевными муками, лишающими человека внутреннего равновесия, умиротворения. Вследствие этого, поиск гармонии как утраченной некогда цельности, стал одной из основных тем искусства различных эпох. В кризисные эпохи жажда гармонии приобретала необычные формы, варьируясь от идиллической картины идеального существования до эпатажных форм трактовки мироздания.

Одним из средств достижения внутренней гармонии всегда считалась музыка. Являясь особой формой познания и интерпретации мироздания, она открывает перед человеком мир, лишенный трагических противоречий. Преобладание эмоционального начала дает ей возможность обеспечить атмосферу непосредственного отклика человека на познание мироздания. Музыка отличается, подобно любой форме познания, творческим характером, преображающим изначальную данность. Выражая отношение человека к факту или явлению окружающего мира, она делает это эмоционально. Эмоциональное переживание человеком постижения мироздания и является сущностью музыки.

Музыка обладает изначальной гармоничностью именно в силу того, что в ней неразрывно слиты эмоциональное и логическое, сознательное и бессознательное. Все противоречия, которые мучают человека и не дают ему найти успокоение, в музыке органично связаны друг с другом. В ней есть та первозданная цельность, которая и становится причиной того, что человек в музыке ищет душевной гармонии, успокоения. Музыка обладает способностью «приводить чувства в порядок». Порядок является одной из генеральных идей человечества, благодаря которой само познание носит систематический характер. Систематизировать и привести к единому — эта идея имеет даже не сознательное, а бессознательное происхождение, ведущее свое начало от стремления ограничить хаос и очертить границы познаваемого.

Логика, создающая порядок, присутствует во всех сферах деятельности человека, но в искусстве она носит особый характер, продиктованный спецификой художественного образа. Способность воспринимать и понимать произведение искусства выявляет способность реципиента проникнуть в его логику. Она уникальна и может быть очень далека от привычных представлений о логичном вообще, но это не лишает ее логичности как общего принципа, направленного на выявление сущности целого.

Музыка уникальна в том отношении, что выявляет особую логику, которая, казалось бы, не подчиняется общим закономерностям логических построений. Она раскрывает логику человеческих чувств. Музыка своим существованием нарушает привычное представление о том, что чувства по своей природе спонтанны и не укладываются какую-либо схему. Именно в музыке чувственная сторона внутренней жизни человека, окутанная тайной, оказывается выверенной с точки зрения определенных закономерностей.

Духовная жизнь человека представляет собой сплав различных сторон его мыслительной деятельности, где нет четкого разделения на логическое и эмоциональное. И нигде так ярко не проявляется единство мышления и чувства, как в музыке. Как-то И.И. Соллертинский назвал произведения И. Брамса «музыкой страстных мыслей», но это определение применимо по отношению ко всей музыке вообще. Музыка является именно той частью духовной жизни человека, где чувственное находит свое логическое выражение, где в формах, способных быть понятными всем, раскрывается самая таинственная сторона внутренней жизни человека — чувственная. Понимание музыки, следовательно, является интуитивным пониманием картины чувственной жизни человека. Поэтому человек, любящий и понимающий музыку, отличается чуткостью и тонкостью восприятия. Он на подсознательном уровне ощущает логику движения человеческого чувства.

Экспрессивная природа музыки позволяет ей идеально рисовать картину чувств человека. А временная природа музыки дает возможность показать чувство не в застывшем виде, а в динамике. Музыка — искусство выражения внутренних переживаний человека, тончайших движений его души, выражение картины подсознательной жизни, воплощенной средствами логики. Способность музыки к глобальному обобщению выражается в универсальном характере изображаемой ею картины жизни чувства, хотя она и выражается через призму духовности отдельного человека. Воссоздавая в себе типичные структуры душевной организации человека, музыка открывает возможность приобщения каждого человека к духовной жизни всего человечества.

Музыка рисует картину жизни чувства в особом ритме, отражающим особенности духовной организации человека определенной эпохи. В этом отношении музыка социально обусловлена, отражая тип чувствования человека [1]. В ней запечатлен дух эпохи более полно, чем в каком-либо ином виде искусства именно в силу того, что она приоткрывает сокровенное в духовной жизни человека. Обобщая то, что типично для восприятия всех людей определенного времени, музыкальная интонация становится проводником «общей идеи», которую каждый человек открывает для себя по-своему.

В качестве «универсального языка человечества» (Г. Лонгфелло) музыка указывает на единство психических процессов у всех людей. Способность откликаться на музыку и переживать ее является, таким образом, коренной способностью человеческой личности.

Музыка пробуждает в человеке таящиеся в глубине его сущности силы, раскрывает его творческую природу. Именно поэтому в музыке искали вдохновения не только великие художники, писатели и поэты, но и ученые, такие, как А. Эйнштейн и Ч. Дарвин. Тот факт, что общение с музыкой пробуждает интуицию человека, побуждая его творить, известен давно. Музыка дает человеку возможность более полно и остро переживать саму радость бытия [1]. Понятия «жить» и «творить» для человека, по словам С. Левицкого, «в каком-то глубинном смысле суть синонимы» [4, с. 84].

Сознательное в нашей жизни, в первую очередь, определяется словом, неразрывно связанным с самим процессом мышления. Артикулируемое слово вносит четкость и определенность в мышление, ограничивая собой область понятия. Максимальная абстрагированность музыки приводит к тому, что сознательная сторона в ней не образует такой четкой картины, как, к примеру, в литературе. Присутствие слова в музыке, конечно, приближает ее к сфере сознательного, но не в полной мере. Во-первых, музыка чаще всего, имеет дело со словом поэтическим, в котором сознательно-логическое начало выражено не так ярко. Алогичность составляет сущность поэзии, и как раз это качество сближает ее с музыкой. Во-вторых, в вокальной музыке, ведущей является не логика развития не слова, а звука. Какими бы значимыми и вескими ни были слова песни, главное в ней — музыка, логике движения которой слово всегда подчиняется.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Цена статьи

Единство сознательного и бессознательного проявляется в музыке как единство чувства и интеллекта. Хотя ведущей областью выражения музыки является, безусловно, чувственная картина жизни, где на первом месте стоит бессознательное начало, но сам способ ее выражения свидетельствует о мощной работе сознания. Чем масштабнее музыкальное произведение, тем больше элементов сознательного в нем присутствует. Музыкальная форма организует музыкальный материал, внося в поток бессознательного те моменты, которые создают четкую логику в его изложении. Аффективная природа музыки, обеспечивающая ей свободное изложение, должна быть ограничена формой, дающей возможность ее адекватного восприятия согласно установившимся нормам. Структура музыкальной формы имеет объективный, внешний характер, продиктованный социальной практикой восприятия музыки. Находясь во взаимодействии с внутренней, содержательной частью музыки, которая определяется более личностным, субъективным характером, она должна обеспечить ее восприятие, сложившееся как результат длительного культурного развития.

Свобода и необходимость являются различными сторонами сущности музыки. Строгий расчет и естественное течение мысли, созданной согласно вдохновению, позволяют применить по отношению к музыке наполеоновский афоризм: «Вдохновение — это быстро сделанный расчет» [5, с. 50].

По замечанию Л.С. Выготского, «живая динамичная связь» между сферой сознательного и бессознательного существует постоянно [2], что и проявляется в музыке. Сознаваемое в музыке составляет лишь малую часть заключенной в ней информации. Так же, как процесс создания музыкального произведения нередко представляет собой тайну даже для творца, процесс ее восприятия тоже загадочен. Естественное для процесса познания желание осознать музыкальное содержание через перевод его в сферу вербально-логического не приводит к существенным результатам. Стремление объяснить смыслы музыкального произведения является следствием рационализации художественного содержания [2]. Но выявленные смыслы музыкального содержания ценны только в невербальном варианте, когда в них сохраняется столь важное единство сознательного и бессознательного.

Сфера бессознательного, к которой взывает музыка, является хранилищем бесконечного множества интонаций, ассоциативная связь с которыми позволяет выявить ее смысл.

Интегративный характер протекающих в музыке процессов позволяет ей быть отражением самой сущности духовной жизни человека.

Список литературы:

Бахтизина Д.И. Смысловое пространство музыкального произведения // Образование и наука в современных условиях: сборник материалов II международной научно-практической конференции: Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. — С. 26—27.

Выготский Л.С. Психология искусства // — [Электронный ресурс] — Режим доступа:http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/Vugotsk/_PsIskus_02.php.

Лангер С. Философия в новом ключе. — М.: Республика, 2000. — 287 с.

Левицкий С.А. Свобода и ответственность. — М.: Посев, 2003. — 464 с.

Мудрость великих. Наполеон. — Ростов н/Дону: Феникс, 2009. — 60 с.

Сознательное и бессознательное в философии // — [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://100pudov.com.ua/ subject/90/38853/.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

356

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке