Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «О формировании экологического сознания и мышления»

«Зовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений

моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет

такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души,

с которым трудно соперничать влиянию педагога» [1, с. 32].

К.Д. Ушинский.

Помощь в написании статьи

Человечество в процессе эволюции, развиваясь в природной среде, сформировало свою особую среду — социосферу. Для человека природная и социальная среда два почти равнозначных понятия, поскольку они взаимосвязаны, взаимовлияют, взаимопроникают друг в друга, но, в то же время, одно понятие невозможно заменить другим, они существуют параллельно друг другу. Таким образом, человек обязан жить в содружестве с окружающей его средой, заботиться и сохранять ее. В современном мире именно забота, защита, восстановление окружающей среды становятся не голословными понятиями, а жизненно важными и необходимыми.

Сохранение биосферы является необходимым условием выживания человечества, экология постепенно становится мировоззренческой наукой, интегрирующей результаты разных научных течений и определяющей поведение человека по отношению к окружающему миру и к самому себе.

Для сохранение геоэкологической среды, в которой обитает человек нужно формировать экологическое сознание и мышление у подрастающего поколения уже с ранних лет.

Термины сознание и мышление сложны для восприятия и понимания, так как используется в широком спектре наук, каждая из которых дает свое определение.

Сознание как способность следует отличить от такой способности как мышление. Сознание — это способность субъекта соотносить себя с миром, вычленять себя из мира и противопоставлять себя ему. В противоположность сознанию, мышление есть способ мыслить — фиксировать мир в понятиях и делать на основе них выводы в форме суждений и умозаключений. Сознание — это необходимая предпосылка для мышления, поскольку только благодаря ему мы вообще отличаем себя от окружающего нас мира, говорили о себе как отъединенном от всего остального субъекте воли, «Я» мышления и чувства. Но само сознание есть не только мышление. Сознание включает в себя мышление как необходимую часть.

Мышление является высшей степень человеческого познания, отражающей окружающий мир в мозге человека. Такое восприятие окружающей действительности осуществляется через два различных, но взаимосвязанных и неотделимых друг от друга процесса: получение и формирование новых понятий и образований новых суждений, умозаключений, выводов. Необходимо отметить то, что оба механизма протекают непрерывно и взаимосвязано.

Экологическое сознание и мышление являются подсистемами такого понятия как экологическая культура. Ее формирование происходит через процессы образования и воспитания. Не случайно о них говорится в единстве. Невозможно сформировать гармоничную личность, применяя только воспитание или обучение. В свою очередь, целью экологического воспитания и образования является формирование экологической культуры, которая включает в себя экологическое знание, понимание, что природа является источником жизни и красоты, богатство нравственно-эстетических чувств и переживаний, порожденных обращением с природой, ответственность за ее сохранение, способность соизмерять любой вид деятельности с сохранением окружающей среды и здоровья человека, глубокую заинтересованность в природоохранную деятельности и грамотное ее осуществление [3, с. 412].

Для развития экологической культуры и создания гармоничной личности воспитание и образование должно начинаться с раннего возраста, проходя красной нитью через все образовательные ступени: дошкольное, школьное, среднее специальное и высшее.

Так, например, в Японии выделяют четыре основных этапа сквозного экологического образования:

Первый — элементарное изучение организации природы. Это самый простой вид обучения, предназначенный для экологического образования в дошкольных учреждениях, а также в начальной и средней школе.

Второй — изучение взаимодействия в природе, его роли в сохранении экосистемы. Развиваются идеи сохранения природы, защиты исчезающих видов, сохранения памятников природы. Этот этап характерен для всех классов школы.

Третий — изучение связи природной среды с человеческим обществом, воздействие сохранности экосистем на его благополучие. Развиваются идеи управления экосистемами, воспроизводства природных ресурсов. Этот вид обучения предназначен для старших классов школ, колледжей и университетов.

Четвертый — собственно изучение дисциплины по окружающей среде. Этот вид обучения предназначен для студентов специализированных факультетов университетов, преподавателей, взрослой части населения.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Цена статьи

По мнению японских специалистов, элементы экологического образования должны включаться в учебные программы не только естественно-научных и социальных предметов, но и таких как, география, анатомия, здоровье, физическое воспитание, домоводство и даже этика, родной и иностранные языки, музыка. Экологическое воспитание начинается в очень раннем возрасте, когда ребенок только начинает осознавать себя и тот мир, который его окружает. Цель экологического воспитания — защита, сбережение природы, которая начинается сразу же за порогом нашего дома [3, с. 407 — 408].

Экологическое образование и воспитание предполагает различные уровни:

Когнитивный уровень — формирование системы знаний о взаимоотношениях человека и природы;

Аффективный уровень — формирование системы экологических ценностей, эмоционального, ответственного, бережного отношения к природе и самому себе как ее части;

Конативный уровень — формирование деятельностного подхода к защите, охране и восстановлении природы на более глобальном уровне.

Основными задачами экологического образования и воспитания являются:

1.Формирование у личности системы адекватных экологических представлений, понимания единства человека и природы, которое базируется на следующих основных положениях:

Представление о сложности системы внутренних взаимосвязей в природе;

Представление об энергетическом обмене между техносферой и биосферой;

Представление о мире природы как о духовной ценности;

Представление о взаимосвязи природных условий и развития общества.

2.Формирование у личности субъективного отношения к природе. Специфика субъективного отношения к миру природы может быть отражена путем содержательного описания таких его базовых параметров, как широта, интенсивность и степень осознанного отношения.

3.Формирование адекватных стратегий и технологий взаимодействия с миром природы таких как:

Технология эстетического освоения природных объектов (икебане);

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Цена статьи

Технология получения научной информации о мире природы (активно используются на занятиях педагогами);

Технология взаимодействия с природными объектами в условиях антропогенной среды (кинология, фелинология, аквариумистика и др.);

Индивидуальные технологии природопользования в естественной среде;

Технологии природоохранной деятельности (деятельностный подход, забота о благополучии тех или иных природных объектов, психологическое единство с миром природы).

Внеурочные формы экологического образования и воспитания: экологические игры, конкурсы экологической направленности, экологические праздники, экологические месячники, детские экологические движения, ролевые экологические игры, имитационные экологические игры, экологические экскурсии, экологические тропы, экологический мониторинг, эколого-краеведческая и исследовательская деятельность детей и т. д.

Таким образом, формирование экологического сознания и мышления, это ни что иное как формирование экологической культуры, которое осуществляется посредством экологического воспитания и образования в единстве и непрерывно на всем протяжении педагогического процесса.

Список литературы:

Акимова Т.А., Хаскин В.В. Основы экоразвития. — М., 1994. — 432 с.
Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 336 с.
Хотунцев Ю.Л. Экология и экологическая безопасность: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 480 с.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

613

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке