Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «О стоимостных критериях обязательного аудита в России»

Аннотация. Статья посвящена исследованию, установленных Законом «Об аудиторской деятельности», стоимостных критериев обязательного аудита. В статье затронуты вопросы о целях и значении обязательного аудита, особенностях его развития и регулирования в России. Автором предпринята попытка анализа законопроекта № 975888-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» (в части освобождения от обязательного аудита субъектов малого предпринимательства), который, по мнению его инициаторов позволит освободить от обязательного аудита субъектов малого предпринимательства, то есть снизить в отношении них финансовое и административное обременение.

Помощь в написании статьи

По мнению автора, предлагаемые законопроектом увеличение стоимостных критериев аудита не имеет весомых оснований, так как не учитывает отрицательные последствия и способно принести больший экономический вред, чем та польза, на которую рассчитывают инициаторы законопроекта. Предложено установить экономически обоснованные критерии, учитывающие исторический опыт развития аудита в России, статистические данные о субъектах обязательного аудита, роль аудита в обеспечении достоверной бухгалтерской отчетности (публичный интерес).

ABSTRACT

The work is devoted to the study, established by the Law «On Auditing», the cost criteria of statutory audit. The article raises questions about the goals and significance of the statutory audit, the specifics of its development and regulation in Russia. The author made an attempt to analyze the draft law No. 975888-7 «On Amendments to the Federal Law» On Auditing «(in terms of exemption from mandatory audit of small businesses), which, in the opinion of its initiators, will allow exempting small businesses from mandatory audit, that is reduce financial and administrative burdens on them.

According to the author, the increase in the cost audit criteria proposed by the bill has no weighty grounds, since it does not take into account the negative consequences and can bring greater economic harm than the benefits that the initiators of the bill expect. It is proposed to establish economically sound criteria that take into account the historical experience of the development of audit in Russia, statistical data on the subjects of statutory audit, the role of audit in ensuring reliable financial statements (public interest).

Ключевые слова: обязательный аудит; стоимостные критерии; аудиторская деятельность; субъекты малого предпринимательства; достоверность отчетности; публичный интерес.

Keywords: mandatory audit; cost criteria; audit activity; small business entities; reliability of reporting; public interest.

Развитие аудита в современной России началось в 90-х годах прошлого века. Первым нормативным документом, регламентирующим аудиторскую деятельность, был Указ Президента от 22 декабря 1993 г. № 2263 «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации», согласно которому были приняты «Временные правила ведения аудиторской деятельности». Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ были утверждены Правила (стандарты) аудиторской деятельности. Они являлись основным регулирующим документом до 2001 года, когда был принят Закон об аудиторской деятельности. Практически в одно время с Законом был принят ряд Постановлений правительства, которые регламентировали отдельные стороны аудиторской деятельности.

Толчком к достаточно динамичному развитию аудита в 90-х годах стало принятие Постановления Правительства РФ от 07.12.1994 № 1355 «Об основных критериях (системе показателей) деятельности экономических субъектов, по которым их бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке». Кроме стоимостных критериев по выручке и активам были установлены отраслевые критерии по видам деятельности: банки и другие кредитные учреждения; страховые организации и общества взаимного страхования; товарные и фондовые биржи; инвестиционные институты (инвестиционные и чековые инвестиционные фонды, холдинговые компании); другие экономические субъекты, обязательная ежегодная аудиторская проверка которых по виду их деятельности предусмотрена федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации. Функционирование множества коммерческих банков, страховых компаний, бирж и других организаций, которые по роду своей деятельности должны были проходить ежегодно аудит, объективно привело к необходимости формирования широкой сети аудиторских организаций.

К сожалению, несмотря на значительный период времени развития аудита в России, стабильности в регулировании аудиторской деятельности до сих пор не достигнуто.

Очередным дестабилизирующим фактором развития аудиторской профессии стал законопроект № 975888-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» (в части освобождения от обязательного аудита субъектов малого предпринимательства)», внесенный 19 июня 2020 года в Государственную Думу РФ [1].

Согласно пп. 4 п. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее — Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ) обязательный аудит в настоящее время проводится в случаях если объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей [2].

Указанные критерии по выручке 400 миллионов рублей или сумме активов 60 миллионов рублей действуют с 01.01.2011 на основании Федерального закона от 28.12.2010 № 400-ФЗ «О внесении изменения в статью 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности».

Законопроектом № 975888-7 предлагается повысить финансовые критерии обязательного аудита, соответственно: по выручке с 400 до 800 млн. рублей; по сумме активов бухгалтерского баланса – с 60 до 400 млн. рублей.[1]

По мнению инициаторов законопроекта, данная мера позволит освободить от обязательного аудита субъектов малого предпринимательства, то есть снизить в отношении них финансовое и административное обременение.

Аудит направлен на защиту публичных интересов и на обеспечение достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности хозяйствующих субъектов, то есть относится к инструментам финансового регулирования и имеет публично-правовой характер. Институт независимого аудита – один из важнейших элементов, обеспечивающих стабильность национальной экономики.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации официальный бухгалтерский учет служит инструментом финансового регулирования и проведения единой финансовой политики, обеспечивая реализацию конституционного права на информацию в сфере экономики.

Федеральным законодательством на участников экономических отношений возложена обязанность по ведению бухгалтерского учета, составлению отчетности и представлению бухгалтерской (финансовой) отчетности пользователям.

В связи с внесением изменений в Федеральный закон «О бухгалтерском учете» с 1 января 2020 года обязательный экземпляр годовой бухгалтерской отчетности предоставляется в налоговый орган и размещается в Государственном информационном ресурсе бухгалтерской отчетности (ГИРБО) [3]. При представлении обязательного экземпляра составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, аудиторское заключение представляется в налоговый орган вместе с такой отчетностью.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Заказать статью

На основании бухгалтерской отчетности, содержащейся в ГИРБО, субъекты экономической деятельности будут оценивать финансовое состояние организаций, и принимать управленческие решения в отношении ведения бизнеса, в том числе оценивать финансовые, налоговые, кредитные риски своих контрагентов.

Указание в Конституции Российской Федерации на официальный характер бухгалтерского учета предполагает его публичность, а значит, необходимы гарантии, которые позволяли бы в публичных целях обеспечить достоверность информации, что невозможно без соответствующего контроля.

Одной из гарантий обеспечения достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности является предусмотренный статьей 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ обязательный аудит, который проводится независимыми аудиторскими организациями, уполномоченными законом и не имеющими права заниматься иной деятельностью, помимо аудита и сопутствующих ему услуг. [2]

Отношения, возникающие в ходе обязательной аудиторской проверки, имеют публично-правовой характер. Осуществляющая проверку аудиторская организация действует официально в качестве независимой контрольной инстанции в силу закона по уполномочию государства; проведение обязательного аудита не подразумевает инициативу аудируемого лица, а является его обязанностью, обременением публично-правового характера.

По официальным данным Минфина России в 2018 и 2019 гг. доля клиентов аудита с выручкой менее 400 млн. руб. составляла 64% от общего количества клиентов, с выручкой от 400 млн. руб. до 1 млрд. руб. — 16,8% [4].

Фактически законопроектом «отсечется» от обязательного аудита около 80% клиентов.

Всего количество юридических лиц в России по данным Федеральной службы информации по состоянию на 31.12.2018 составляло — 4 098 279, а по состоянию на 31.12.2019 — 3 739 143 [5]. Количество клиентов, бухгалтерская отчетность которых проаудирована всего в 2018 составило 78 688, в 2019 — 79 528 [4], то есть, в 2018 году аудиту было подвергнуто 1,9% зарегистрированных юридических лиц, и 2,1% — в 2019 году.

Предложенное законопроектом повышение критериев обязательного аудита освобождает от обязательного аудита множество организаций, и тем самым лишает пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности гарантий, выраженных в аудиторском заключении о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности.

При невысоком уровне корпоративного управления только аудиторская проверка в большинстве случаев становится механизмом обеспечения прозрачности финансовой отчетности и сдерживающим фактором для менеджмента компаний в отношении искажения отчетности.

В сложной экономической ситуации, вызванной последствиями эпидемии коронавируса, при осуществлении государством мер по поддержке экономики, тем более необходима достоверная информация о финансовом состоянии предприятий и организаций, о способности организаций продолжать деятельность непрерывно, о ликвидности, кредитоспособности и кредитных рисках.

Поскольку на данном этапе развития экономической ситуации трудно предсказать все последствия влияния пандемии, руководству экономических субъектов сложно отразить в бухгалтерской (финансовой) отчетности их действительное финансовое положение и финансовые результаты. В данной ситуации именно аудиторское заключение служит источником информации для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности и позволяет им принимать обоснованные решения, способствует сокращению рисков предпринимательской деятельности и стабильности экономики в целом.

Малые аудиторские организации представляют собой 91,0% в общем количестве аудиторских организаций (на 29 июня с.г. в Реестре СРО ААС 3504 организации), 68% в общем количестве аудиторских организаций, проводивших аудит отчетности общественно значимых организаций. Малыми аудиторскими организации проаудирована отчетность 38,8% общественно значимых организаций. Доля в общем объеме оказанных услуг составляет 21,8%, доля в объеме оказанных услуг по проведению аудита общественно значимых организаций — 4,1%.

Рынок аудиторских услуг Российской Федерации сконцентрирован в Москве. Аудиторские организации Москвы составляют 33,9% в общем количестве аудиторских организаций и 30% в общем количестве аудиторских организаций, проводивших аудит отчетности общественно значимых организаций.

Доли организаций Москвы в объеме оказанных услуг равны или превышают 75%:

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

— доля в объеме оказанных услуг по проведению аудита – 76,9%;

— доля в объеме оказанных услуг по проведению обязательного аудита — 75%;

— доля в объеме оказанных услуг по проведению инициативного аудита – 90,8%;

— доля в объеме оказанных услуг по проведению аудита общественно значимых организаций – 95,6%.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что данный законопроект направлен не на снижение нагрузки на субъекты МСБ, а на уничтожение малых аудиторских фирм в регионах.

В отношении критерия 60 млн. руб. стоимости активов стоит признать его неактуальность. В качестве разумного и объективного подхода для обоснования данного показателя можно обратиться к похожему критерию, установленному пп. 16 ст. 346 НК РФ. Указанной нормой установлен порог в 150 млн. руб. стоимости основных средств в целях применения упрощенной системы налогообложения. Следует отметить, что с начала действия нормы в 2002 году лимит составлял 100 млн. руб. Повысил её законодатель в 2016 году до 150 млн. руб., за 14 лет на 50%.

Законопроектом же предлагается в сравнении с установленными в 2011 году показателями, повысить лимит по активам на 567%, а лимит по выручке на 100%.

В связи с вышеуказанным, представляется, что внесение изменений в Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» не имеет весомых оснований и способно принести больший экономический вред, чем та польза, на которую рассчитывают инициаторы законопроекта.

По мнению автора, в настоящее время следует:

— сохранить критерий обязательного аудита по объему выручки на существующем уровне «более 400 миллионов рублей»,

— установить критерий по сумме активов бухгалтерского баланса «более 150 миллионов рублей», что предполагает гармонизацию законодательства, так как похожий критерий содержится в статье 346.12 НК РФ, которая содержит условия, при которых налогоплательщики имеют право применять упрощенную систему налогообложения.

Список литературы:

    Законопроект № 975888-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» [Электронный ресурс] // Официальный Интернет-портал правовой информации. URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/975888-7 (дата обращения 07.07.2020); Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ (ред. от 26.11.2019) «Об аудиторской деятельности» // СПС КонсультантПлюс (дата обращения 07.07.2020); Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «О бухгалтерском учете» // СПС КонсультантПлюс (дата обращения 07.07.2020); Сайт Министерства финансов РФ / https://www.minfin.ru/ru/document/?id_4=130374-osnovnye_pokazateli_rynka_auditorskikh_uslug_v_rossiiskoi_federatsii_v_2019_g (дата обращения 07.07.2020); Сайт Федеральной службы информации РФ / https://xn--h1ari.xn--p1ai/Main/StatisticalInformation (дата обращения 07.07.2020). Налоговый Кодекс Российской Федерации // СПС КонсультантПлюс (дата обращения 07.07.2020);

Хорошая информативная статья «без воды», всё четко и по делу

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

453

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке