Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Познавательная деятельность учащихся начальной школы»

АННОТАЦИЯ. В статье рассматривается проблема организации познавательной деятельности учащихся начальной школы. Показана неоднозначная трактовка данной проблемы в научной литературе: познавательная деятельность как фактор улучшения и показатель эффективности и результативности процесса обучения, и как осознанные, целенаправленные процессы, выражающие активное отношение учащихся к овладению знаниями, умениями и навыками, а также способами их получения.

Помощь в написании статьи

При помощи выбранных психодиагностических методик выявлен уровень развития познавательной активности учащихся 4 класса школы № 36 города Перми.

ABSTRACT

The article deals with the problem of organizing the cognitive activity of primary school students. An ambiguous interpretation of this problem in the scientific literature is shown: cognitive activity as a factor of improvement and an indicator of the effectiveness and efficiency of the learning process, and as conscious, purposeful processes that Express the active attitude of students to the acquisition of knowledge, skills, and ways to obtain them. Using the selected psychodiagnostic methods, the level of development of cognitive activity of students of the 4th grade of school No. 36 in Perm was revealed.

Ключевые слова: познавательная деятельность, познавательная активность, учащиеся младших классов.

Keyword: cognitive activity, cognitive activity, primary school students.

Главной целью и основным результатом образования в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования является развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира, то есть формирование умения учиться.

Фундамент умения учиться закладывается в младшем школьном возрасте и в дальнейшем становится основным условием непрерывного образования. Однако для достижения цели начального общего образования необходимо, чтобы учащийся являлся полноправным субъектом деятельности образовательного процесса, был его активным участником, что и предписывает ФГОС.

Соответствия основному положению образовательного стандарта будет трудно добиться, не активизируя на протяжении всего процесса обучения младших школьников познавательную деятельность.

Познавательнаядеятельностьявляетсяодной из ведущих формдеятельности ребенка, ключевой в развитии его личности, основой прочного усвоения знаний и формирования умения самостоятельно получать знания.

Таким образом, познавательная деятельность учащихся начальной школе – одно из основных направлений совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе, так как сознательное и прочное усвоение знаний учащихся проходит лишь в процессе их активной умственной деятельности.

Проблема исследования познавательной деятельности стояла перед педагогами всегда. Еще Сократ учил своих слушателей умению логически мыслить, искать истину, размышляя. Ж.-Ж. Руссо, чтобы ученик захотелузнать и найти новое знание, создавал для него специальные ситуации, вынуждающие к познавательному поиску. Песталоцци и другие педагоги учили так, чтобы обучаемый не только получал, но и самостоятельно добывал знание. Однако в полной мере эта проблема получила разработку в педагогике XX века [1, с. 38].

Целостную систему обучения и воспитания,базирующуюся на возбуждении познавательного интереса школьников, на организации их совместной заинтересованной деятельности с педагогом, разрабатывал Ш.А. Амонашвили. Школы, писал Ж.Пиаже, «должны готовить людей, которые способны созидать новое, а не просто повторять то, что делали предшествующие поколения, людей изобретательных, творческих, у которых критический игибкий ум и которые не принимают на веру все, что им предлагают» [4, с. 68].

Познавательная деятельность школьников начальных классов является важным фактором улучшения и одновременно показателем эффективности и результативности процесса обучения, поскольку она стимулирует развитие самостоятельности, побуждает к самообразованию.

В младшем школьном возрасте дети обладают большими резервами развития. С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов. Именно младший школьный возраст является продуктивным в организации познавательной деятельности. Познавательная активность является социально значимым качеством личности и формируется у школьников в учебной деятельности [10, с. 268].

Несмотря на достаточно большое количество научных работ, касающихся темы «познавательная деятельность», сущность данного понятия раскрыта различными авторами не однозначно. Чаще всего это связано с различным наполнением структуры познавательной деятельности и смешении понятий «учение», «учебная деятельность», «познавательная деятельность» и «познавательная активность».

Кроме того, оперируя данным понятием, многие исследователи не дают ему четкого определения. В первую очередь рассмотрим ключевое понятие «деятельность», для чего обратимся к трудам А.Н. Леонтьева. Отечественный психолог определяет деятельность как «процесс, посредством которого осуществляется связь с предметом той или иной потребности. Деятельность всегда побуждается определенными мотивами» [1, с. 37].

Основной характеристикой деятельности является ее предметность [1, с. 39]. Именно предмет деятельности и отличает различные ее виды.Предметом познавательной деятельности является отражение содержания научного знанияна основе выполнения определенных действий и операций [3, с. 135].

Исходя из этого, Н.Ф. Талызина говорит о познавательной деятельности как о «системе определенных действий ученика и входящих в них знаний»[5, с. 18].

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Заказать статью

Краткое и четкое значение рассматриваемого понятия представлено Н.А. Половниковой: «познавательная деятельность это – осознанные, целенаправленные процессы, выражающие активное отношение учащихся к овладению знаниями, умениями и навыками, а также способамиих получения» [3, с. 131].

Младший школьный возраст – это возраст, когда эмоции играют едва ли несамую важную роль в развитии личности. Поэтому первостепенное значениеимеют приемы активизации познавательной деятельности, индивидуальныйподход, дозировка сложности заданий, позволяющие создать ситуацию успеха для каждого ребенка. Каждый ребенок должен продвигаться впередсвоим темпом и с постоянным успехом. Успешность обучения достигается не столько за счет облегчения заданий, сколько за счет формирования у детей желания и умения преодолевать трудности, создания атмосферы увлеченности и доброжелательности.

На сегодняшний день образование младших школьников необходимо направлять на развитие познавательной активности личности как основы личностного развития, так как именно в процессе начального обучения закладываются основы навыков обучения, который в дальнейшем становится основным условием непрерывного образования.

Несовершенство традиционной системы контроля и оценки знаний учащихся зачастую входит в противоречие с мотивационной сферой учебного процесса. Важным является разработка новых образовательных подходов, выбор содержания, средств, организационных форм и методов обучения, которые бы способствовали развитию познавательной активности детей младшего школьного возраста, а также нестандартному решению профессиональных задач [1, с. 13].

Ведущие педагоги и психологи отмечают, что однообразная деятельностьтормозит познавательную активность. Выполнение однотипных упражнений, конечно, способствует усвоению знаний, умений, навыков, но имеет иотрицательный эффект. Познавательная активность в этом случае высока лишь в момент ознакомления с новым, далее она постепенно снижается: пропадает интерес, рассеивается внимание, возрастает число ошибок. Таким образом, главной задачей учителя является такое построение образовательного процесса, при котором между всеми этапами учащиеся смогли бы установить тесные взаимосвязи и смогли бы увидеть конечный результат своего труда [7, с. 193].

Наиболее эффективными средствами включения ребёнка в познавательный процесс на уроке являются игровая деятельность, создание положительных эмоциональных ситуаций, успешность,работа в парах, проблемное обучение. Успех – важнейший стимул активной деятельности человека. Этот психологический феномен особенно ярко проявляется в детском возрасте,когда другие мотивы и стимулы еще неустойчивы или слабо выражены. Ребенок, слабоуспевающий, отстающий от своих сверстников, быстро теряет интерес к учению и его познавательная активность на уроке приближается к нулевому уровню[10, с. 318].

Многие педагоги говорят, что успех обучения в конечном итоге определяется отношением школьника к учению, их стремлением к познанию, осознанным и самостоятельным приобретением знаний, умений, навыков, ихактивностью. Познавательный интерес формируется в процессе обучения через предметное содержание деятельности и складывающиеся отношения между участниками учебного процесса. Этому способствует широкое использование фактора новизны знаний, элементов проблемности в обучении, привлечении данных осовременных достижениях науки и техники, показ значимости знаний,умений, навыков, организация самостоятельных работ творческого характера,организация взаимообучения, взаимоконтроля учащихся и т.п.

Исходя из этого – роль познавательной активности у учащихся в школьном образовании возрастает. Но как показывает наблюдение,в настоящее время интерес к обучению у детей падает.

Учитывая особенности развития познавательной активности младших школьников, Т. И. Шамова выделяет три уровня проявления познавательной активности младших школьников:

1) воспроизводящая активность;

2) интерпретирующая активность;

3) творческая активность [7, с. 46].

В данном исследовании будем придерживаться следующей классификации: высокий, средний и низкий уровень познавательной активности.

Целью данного исследования является выявление уровня развитости познавательной активности детей младшего школьного возраста. Выборка исследования составила 25 человек, а именно учащиеся 4-го «А» класса МАОУ СОШ № 36 г. Перми.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Заказать статью

В 4 «А» классе обучается 25 человек, из них 15 мальчиков и 10 девочек в возрасте от 9 до 10 лет. В образовательную программу начального общего образования входит курс развития познавательных способностей «Юным Умникам и Умницам» под редакцией О.А Холодовой, данный курс преподается с первого класса.

В качестве основных психодиагностических методик в исследовании использовались:

Методика «Познавательная активность младшего школьника» (А. А. Горчинская). Цель данной методики — оценить степень выраженности познавательной активности младших школьников.

Методика экспертной оценки, выявляющая уровень познавательной активности младших школьников (Г. И. Щукина). Экспертами могут выступать лица, имеющие знания о предмете исследования. В нашем случае экспертами выступают: учитель, школьный психолог и родители учеников.

Познавательная активность направлена на удовлетворение познавательного интереса, а её уровень характеризует потребностно-мотивационную сторону детей младшего школьного возраста. Таким образом, методики, выбранные нами для диагностики уровня развитости познавательной активности детей младшего школьного возраста, позволяют нам судить об уровне познавательной активности (ПА) школьников.

Выраженность показателей познавательной активности (ПА) детей младшего школьного возраста по методике Горчинской А.А в целом по выборке отражена в таблице 1.

Таблица 1.

Распределение учащихся по уровню выраженности познавательной активности (по методике Горчинской А.А.)

Количество детей с низким уровнем познавательной активности составило 12 %. Дети с низким уровнем пассивны, ожидают давления или замечания. Количество детей со средним уровнем познавательной активности в выборке составило 76 %. Дети со средним уровнем зависимы от эмоциональной привлекательности объекта. С высоким уровнем познавательной активности — 12 %. Ученики с высоким уровнем познавательной активности с готовностью включаются в выполнение заданий. Таким образом, 88 % учеников 4-х классов нуждаются в создании условий для развития познавательной активности.

Отметим, что критерии сформированности познавательной активности по методике определения уровня познавательной активности обучающихся (Г. И. Щукина) мы условно разделили на низкий, средний, высокий уровень.

Низкий уровень включает в себя низкий уровень (Н) и частично активный (ЧА). Средний уровень включает в себя относительно активный (ОА), рецептивно — активный (РА) и исполнительно — активный (ИА). К высокому уровню сформированности познавательной активности мы отнесли рефлексивно-активный (РФА), творческий (Т).

Выраженность показателей познавательной активности детей младшего школьного возраста по методике определения уровня познавательной активности обучающихся (Г.И. Щукина) методом экспертной оценки представлена в таблице 2.

Таблица 2.

Распределение учащихся по уровню выраженности познавательной активности (по методикеГ.И.Щукиной)

Количество детей с низким (Н) уровнем составило 4 % в целом по выборке, с частично активным уровнем (ЧА) — 16 %, итого 20 % детей имеют низкий уровень сформированности познавательной активности. Количество детей с относительно активным уровнем (ОА) — 16 %, рецептивно-активный уровень составил в выборке (РА) 24 %, а исполнительно-активный уровень (ИА) — 32 %. Следовательно, детей со средним уровнем развития в выборке — 72 %. И только 8 % детей имеют высокий уровень сформированности познавательной активности.

В ходе проведенного исследования была выявлена проблема, что у большинства опрошенных учеников 4-х классов преобладает средний уровень познавательной активности, а у 20 % — низкий. Данные полученные результаты свидетельствуют о необходимости разработки педагогом программы по развитию познавательной активности детей младшего школьного возраста в нашем случае, поскольку главная задача преподавателя в классе – заинтересовать учеников своим предметом, развить самодеятельность учеников, научить их работать, читать серьёзные книги, хорошо излагать свои мысли. Преподаватель должен дать своим ученикам известную сумму знаний и должен убедиться в том, что они эти знания хорошо усвоили. При этом приходится применять различные приёмы преподавания изо дня в день.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в процессе обучения необходимо развивать познавательную активность, поскольку это является важнейшей частью развития ребенка. Именно при познавательной деятельности у ребенка происходит всестороннее развитие психики, а именно: память, внимание, мышление, воля, воображение и т.д. Только в процессе активной умственной деятельности происходит усвоений знаний учащимися. В обучении необходимо работать над развитием всех учащихся класса, вне зависимости от успеваемости ребенка. Работу на уроке необходимо строить исходя из побуждений к активной работе учащихся на занятии.

Учитель, влюбленный в свой предмет – натура ищущая, целеустремленная. Он должен совершенствовать свое мастерство через новейшие педагогические технологии, изучать передовой опыт своих коллег и создавать свою методику преподавания истории, мотивированную на потребности и запросы времени. Педагог обязан не только учить других, но и учиться сам!

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Список литературы:

Выготский Л. С. Психология развития человека. -М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2005.-113 с.
Данилов М. А. Процесс обучения в начальной школе // М.А Данилов. — М.: Планета, 1960. -75 с.
Дудчик C.B. Развитие познавательного интереса младших школьников средствами тьюторского сопровождения: автореф. дис. канд. пед. наук. — Москва, 2008.
Исследовательская и проектная деятельности младших школьников. Рекомендации для учителя. Проекты // В.Ф. Феоктистова. – Волгоград: «Учитель», 2010.
Ковалёва Т.М., Кобыща Е.И. Профессия «Тьютор» / Т.М. Ковалева. — Тверь: «СФК — офис», 2012. — 246 с.
Лукьяненко Т.В. Формирование познавательных интересов учащихся в учебном процессе начальной школы // Самопознание. – 2009, № 3. – 192 с.
Пилипчевская Н.В. Тьюторская деятельность: теория и практика.-  Красноярск. 2012.
Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. 2-е изд., испр. и доп. — Самара, 2011.
Солодова Е.А, Атясова  Е. В. Новая профессия — тьютор // Сборник научных трудов. — М.: ВА РВСН имени Петра Великого, 2013. – 295 с.
Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. — М.: Знание, 1983. — 96 с.
Тьюторство как новая профессия в образовании: сборник мето- дических материалов. – Томск, 2001. – 184 с.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

1164

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке