«На правах человека», «за права человека», «в силу нарушения прав человека», «в виду отсутствия соблюдения прав человека»… и прочие, и прочие основания, влекущие за собой все, начиная от отмены приговора суда, и заканчивая лишением России права голоса в Парламентской Ассамблее Совета Европы, и т. д.… Теория прав человека восходит к естественно-правовым учениям, учениям о бытии права как справедливости. Государство, согласившись с ролью «ночного сторожа», одновременно согласилось и с тем, что охраняет оно вполне независимую от него единицу наличного бытия — человека, вместе с его правами. С тех пор наука выработала такую сеть умозаключений относительно прав человека, что сегодня они остаются вещью непознаваемой в любом отношении. Юридическая наука выделяет права человека, права гражданина, права личности. Иными словами деление идет по субъективно — ролевому статусу индивидуума в обществе. Права человека являются естественными, т. е. их наличное существование не зависит ни от кого, права гражданина наоборот получаются личностью только в случае наличия связи с государством, и, соответственно, по объему могут быть значительно уже в своем «чистом» виде. На практике предполагается, что государство, являясь субъектом международных отношений, принимает на себя обязательство по гарантированию прав человека, иными словами права гражданина дополняют права человека, но не поглощают их.

А зачем они эти права человека? И кто их защитит лучше меня самого? Если это миф в условиях определенного государства, то гражданам этого государства необходимо вспомнить девиз воинов прошлого, римлян —защита только с оружием в руках, и эта защита — доблесть воина, тем более человека.

Возникает еще один не менее важный вопрос. Соблюдаются ли в России права детей? Как известно, лучше всего в России сегодня реализуется право детей на посещение школы. Хуже обстоит ситуация с детскими садами. И наиболее плохо, по мнению родителей, дело с защитой детей от вредной для них информации.

Всероссийский центр изучения общественного мнения представил данные о том, какие проблемы детства представляются россиянам наиболее важными и как респонденты оценивают степень реализации прав детей в различных сферах. Как и прежде, самой важной проблемой детства с точки зрения россиян, остается алкоголизм и наркомания среди детей и подростков (47 %). На втором месте — детская и подростковая преступность (31 %). Третья по значимости проблема — низкий уровень жизни российских семей, имеющих детей (27 %). Менее острыми кажутся россиянам такие вопросы, как детская беспризорность (18 %), проблемы детского досуга (14 %), воспитание детей в дошкольных и школьных учреждениях (14 %), насилие в отношении детей (13 %), плохие жизненные условия детей-сирот в специализированных учреждениях (9 %). Замыкают рейтинг детских проблем эгоистичность современного общества в его нежелании иметь детей и воспитывать их (6 %), проблема усыновления — как российскими, так и иностранными гражданами (по 4 %). За последние два года россияне стали придавать больше значения проблемам низкого уровня жизни семей с детьми (с 20 до 27 %), а также плохим жизненным условиям детей-сирот в специальных учреждениях (с 5 до 9).

По мнению наших соотечественников, лучше всего сегодня реализуются права детей на получение школьного образования: соответствующий индекс составляет 66 пунктов. Также опрошенные удовлетворены тем, как соблюдаются права детей на свободу выражения мыслей и собственное мнение (по 54 пункта). Несколько хуже обстоит дело с реализацией права на получение медицинского обслуживания (49 пунктов), посещение детского сада (42 пункта). Самые плохо реализуемые сегодня права детей — право на защиту от насилия и жестокого обращения (37 пунктов) и защиту от информации, наносящей вред их здоровью и нравственному развитию (30 пунктов). В тех проблемах детства, которые россияне не считают особенно острыми, степень реализации соответствующих прав, как правило, высока. В то же время, индекс права на посещение детских садов несколько ниже (42 пункта). Проблемы, имеющие отношение к законодательно закрепленным правам детей, не входят в число наиболее острых вопросов детства. Так, право ребенка на получение школьного образования соблюдается, по мнению опрошенных, достаточно полно (66 пунктов), и, соответственно, проблема обучения детей в школьных учреждениях не является для россиян особенно острой (она волнует 14 %). Аналогично обстоит ситуация и с правом ребенка на досуг: оно реализуется в достаточной мере (42 пункта), и, соответственно, проблема детского досуга беспокоит 14 %. Низкая степень реализации права детей на защиту от насилия (37 пунктов) не привлекает соответствующего внимания общества к этой проблеме (она волнует только 13 % опрошенных).

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Заказать статью

Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведён 21—22 мая 2011 года. Было опрошено 1600 человек в 138 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4 %.

Таблица 1.

Какие проблемы детей в современном обществе, по Вашему мнению, должны сегодня находиться в фокусе общественного внимания?

Таблица 2.

Оцените, пожалуйста, насколько полно (хорошо) в нашем городе/селе реализуются права детей на…

Особенности несовершеннолетнего возраста не могут не учитываться в праве. Несовершеннолетний — уже не ребенок, но еще и не взрослый. Право должно не только учитывать эту особенность несовершеннолетних, но и защищать их от возможных нарушений их прав и свобод со стороны более «сильных» взрослых.

В этой связи большое значение для воспитания несовершеннолетних имеют правовые нормы, регулирующие различного рода общественные отношения с их участием. Подростки должны знать те права (и обязанности), которые закреплены в действующих правовых актах за ними.

В России проблема защиты детей стояла и стоит чрезвычайно остро. Экономический кризис, продолжающийся в стране, пагубно влияет, прежде всего, на несовершеннолетних. Это видно из таких показателей, как увеличившегося числа бедных семей в стране; постоянным увеличением числа правонарушений и преступлений, совершаемых несовершеннолетними; ростом числа детей, оставшихся без родителей; ростом числа несовершеннолетних убегающих из дома и др.

Список литературы:

1.        Азаров А., В. Ройтер, К. Хюфнер Права человека : учеб. пособие — Московская школа прав человека, 2003. — 254 с.

2.        Дубровская И. А. Права ребенка: учеб. пособие — Гросс Медиа, РОСБУХ, 2008. — 46 с.

3.        Орлов В. С. Правовая охрана детства./ В. С. Орлов. — М.: Знание,1975. — 97 с.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Заказать статью

4.        Шабельник Е. С. Права ребенка: учеб. пособие — Вита-Пресс. —2004. —31 с.

5.        Электронный ресурс — http://wciom.ru/society/