Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Проблемы образования в философском творчестве А.А. Богданова»

Начало ХХI века представляет собой глобальные процессы преобразования социального бытия и культуры в нашей стране, определяют также и серьезную трансформацию подходов к образованию, к формированию новых моделей обучения, исходящих из образа человека, адекватного складывающемуся на рубеже веков и тысячелетий новому типу культуры.

Помощь в написании статьи

В русской философии начала ХХ в. одной из главных тем становится анализ будущего культурного развития России. Русские мыслители формируют философию культуры, разбирая причины кризиса и обозначая перспективы его преодоления, с различных позиций. Последнее десятилетие прошлого векастало временем широкого интереса отечественных исследователей к философским взглядам Александра Александровича Богданова (1873—1928 гг.). В 1990-е гг. начали регулярно выходить в свет статьи, историко-философские очерки и монографии, в которых творческое наследие русского мыслителя и революционера интерпретировалось и оценивалось с самых разных позиций.

Философские идеи Богданова давно уже стали предметом научного и историко-философского анализа, как в России, так и на Западе. В течение длительного времени практически во всех странах Европы и в США философские, политические и научные взгляды Богданова были в центре внимания философов, теоретиков системного подхода, историков культуры и советологов. В настоящее время интерес к русскому философу не уменьшается: достаточно упомянуть о проведении ряда международных конференций (в Англии в 1995 г., в Германии в 2006 г., и в Финляндии в 2007 г.), посвященных исключительно Богданову. Не редкостью стали работы, в которых идеи Богданова рассматриваются в самой широкой социо-культурной перспективе.

Признавая неограниченные возможности познания, ученый был уверен, что общество в состоянии взять под контроль условия жизни. Поэтому нужны поиски таких познавательных форм, которые способны охватить все разнообразие прогрессирующей жизни. Несомненно, как незаурядный мыслитель и творческий естествоиспытатель, Богданов в своих теоретических разработках постоянно оперировал эмпирическим материалом из области медицины, биологии, физики, химии, то есть в большей мере естественнонаучным материалом.

Некоторые положения тектологии Богданова предвосхитили идеи кибернетики (принцип обратной связи, идея моделирования и др.). Романы Александра Александровича «Красная звезда» (1908 г.) и «Инженер Мэнни» (1912 г.), написанные в духе социальной утопии, пользуются популярностью у любителей фантастики. Богданов также рассматривал вопросы о соотношении физического и психического коллективного и индивидуального опыта; о месте и роли пролетарской культуры в самодвижении масс к социализму и др. Они были и остаются дискуссионными в среде научно-философской элиты, как, впрочем, и наследие других выдающихся мыслителей прошлого. Это наследие важно переосмысливать с учетом современных реалий.

Особое внимание, А.А. Богданов в своих научных и публицистических произведениях, уделил проблемам образования. Хотя, к сожалению, он не посвятил этому вопросу специальных работ, что несколько затрудняет выяснение его отношения. Так, например, он не рассматривал вопросы образования в целом, включая все его ступени: начальное, среднее, высшее. Особое внимание Богданов уделял идеологическому образованию пролетариата в специально созданном для этого Пролетарском Университете. Он, как и многие другие, не делал особого различия между понятиями образование, воспитание, обучение, часто используя их как синонимы. В основе взглядов А.А. Богданова на проблемы образования лежит его общефилософская методология. В рамках эмпириомонизма он и выдвинул идею о создании науки об общих законах организации тектологии, которая явилась предшественницей кибернетики и во многом предвосхитила создание системного подхода к организационной науке.

По мнению философа, подобную целостность во взгляде на мир может иметь только рабочий класс, ибо он не знает каких-либо других теорий и не пытается всю деятельность подвергнуть духу специализации. Единство в работе, общность интересов в отношении к капиталу — все эти способности ведут рабочих к объединению в мировой коллектив.

Сущность социального опыта, по мнению А.А. Богданова, заключается в том, что он существует в обществе, в котором духовный фактор (и образование, в том числе) является одним из главных исходных моментов общественного сознания. По мнению философа, все начинается с дробления, сначала физического, потом социального. Причем социальная дифференциация — это вторая фаза дробления человека, называемая специализацией. Дробление выступает, как категория сугубо экономическая. Именно экономика, общественное производство, социальная практика, в конечном счете, консолидируют людей, заставляют их объединяться в группы, классы. Называя специализацию трудовой деятельности господствующим типом развития, он указывал на ее негативную сторону. Отвергая искусственное деление труда, Богданов считал, что «специализация <…> означает сужение <…> поля для работников-специалистов, а вместе с тем и ограничение их кругозора» [2, с. 305]. Ученый пытался отстаивать самостоятельность своих философских взглядов в многочисленных дискуссиях, которые проходили в то время [5].

Основными идеями А.А. Богданова, определившими его взгляды на проблемы образования, являются коммунизм и коллективизм. В своих романах-утопиях он переносит коммунистические правила общежития даже в марсианский мир: «коммунизм у нас полный, отказывать детям почти никогда ни в чем не приходится» [4, с. 93].

Философ был сторонником последовательной социализации, которая должна была начинаться с малых лет процессом воспитания ребенка в обществе. Он выразил этот тезис в романе-утопии «Красная звезда» словами героини Нэллы: «Чтобы получить воспитание для общества, ребенок должен жить в обществе. Всего больше жизненного опыта и знаний дети усваивают друг у друга» [4, с. 85]. Дети сами выбирают свой круг общения, независимо будь-то ребенок либо взрослый. Постоянное стремление к знанию, к чему-то новому нужно сформировать. Но «все любят переходить из одной области производства в другую» [4, с. 81]. Поэтому можно следовать таким принципам социализации при помощи воспитания, когда каждый человек некоторое время работает на определенной должности, и затем уходит, чтобы не возникла коррумпированность и не исчезла квалификация. Для Богданова «специализированная физическая ловкость утрачивает свое значение, а на первый план выступает развитие интеллекта и воли, культурный уровень работника» [4, с. 72].

В настоящее время назрел переход к гуманистическому типу образования, и проблема специализации приобретает все большее значение. Ученый отрицательно относился к жесткой специализации образовательного процесса. Он пытался предостеречь общество, призывая отказаться от специализации, во имя сохранения гуманитарной составляющей образования.

Особое внимание мыслитель уделял установлению господства пролетариата в духовной сфере путем утверждения новой пролетарской культуры. Так, в 1920 г. именно его идеи были положены в основу создания и деятельности Пролеткульта. Эта массово-просветительская организация появилась после революции 1917 г. и просуществовала вплоть до середины 1920-х гг., а в 1932 г. согласно Постановлению ЦК ВКП (б) были закрыты последние местные пролеткульты.

Богданов ставил перед рабочим классом две основные задачи. Первая задача заключалась в отождествлении пролетариата с целым миром, в попытке организовать его духовные силы в художественной форме, а вторая — в овладении духовным наследством прошлых исторических эпох. Подобные взгляды по отношению к пролетарской культуре высказывал и В.И. Ленин, но различие заключалось в том, что Ленин считал культуру второстепенным элементом пролетарской диктатуры, а Богданов признавал культуру главным фактором в формировании нового общественного строя. Причем обе точки зрения были едины в том, что культура понималась как инструмент, а не существовала ради себя самой. Тем не менее, взгляды Богданова и Ленина разошлись.

Большое внимание философ уделял искусству, как одному из элементов культуры, способствующих воспитанию личности. Причем воспитание как начальный этап процесса образования выполняет, в основном, организационную функцию. Воспитание способствует формированию человека, а, соответственно и искусство, как воспитательное средство, есть также орудие организации коллектива [3, с. 90].

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Заказать статью

Александр Богданов был сторонником идеи о прогрессивной и сознательной роли науки в жизни общества. Для воплощения науки в жизнь, считал он, необходимо использовать современную науку, однако использовать ее непосредственно крайне сложно. Сначала нужно изменить всю ее социальную основу, заставить служить обществу. Приручить ее, чтобы наука перестала быть «орудием в руках господствующего класса <…> против класса, тяготеющего к социалистическому строю» [2, с. 263].

По мнению А. Богданова, господствующие в обществе промышленного капитала социальные слои (буржуазия и «примыкающая к ней» интеллигенция) не чинят особых препятствий для народных масс в получении образования, но, тем не менее, знание остается привилегией немногих. Недостаток базового образования не позволяет рабочему классу понять сложный научный аппарат. Знание «продается дорого, так, что платить за него <…> посильно только детям буржуазии» [2, с. 264]. Богданов верил в то, что именно научное знание может способствовать единению рабочего класса с целью победы в социальной борьбе.

Ученый делал четкое разделение научного знания на старое (буржуазное) и новое (пролетарское). Богданов выдвинул лозунг: не только развивать уже существующее знание, но и создать новую, надклассовую науку, свободную от буржуазных влияний. Он понимал, что развитие буржуазной науки шло продуктивно за счет развития различных образовательных и научных учреждений, университетов, академий и надеялся, что пролетарская наука сможет достичь большего в своем развитии. Особое внимание мыслитель уделял воспитанию человека с самого раннего детства. Ученый предложил свою систему развития образования рабочего класса. Идея создания Пролетарского Университета и Российской Академии появились у него еще в период работы партийной школы на о. Капри.

Цель данного учебного заведения заключалась в формировании рабочего, обладающего не только идеями и моралью пролетарского класса, но и могущего распространять идеи сознательного рабочего коллективиста. Философ серьезно занимался вопросами повышения культурного уровня пролетариата и выдвинул концепцию пролетарской культуры, которую еще до Октябрьской революции пытался воплотить в жизнь. Мыслитель был убежден, что пролетариат способен создать самостоятельную культуру, совершить свою внутреннюю культурную революцию еще в недрах капитализма, «социалистически преобразуя себя, чтобы затем преобразовать все человечество» [1].

Таким образом, А.А. Богданов пытался создать совершенно новый тип человека — человека, воспитанного на культуре, живущего в мире и согласии с другими людьми. Он живет в коллективе, не зная, что такое вражда, ненависть, конкуренция. Именно в труде люди совершенствуют не только свои рабочие таланты, но и свою природную сущность.

Список литературы:

Богданов А.А. О пролетарской культуре (1904-1924). Л. — М.: Книга. 1924. 343 с.

Богданов А.А. Программа культуры // Богданов А.А. Вопросы социализма: Работы разных лет. М.: Политиздат, 1990. 354 с.

Богданов А.А. Новый мир: Вопросы социализма. М.: КомКнига 2010. 136 с.

Богданов А. Красная звезда: Роман. М.: ТЕРРА — Книжный клуб. СПб.: Северо-Запад, 2009. 224 с.

Неизвестный Богданов: В 3 кн. / Под ред. Г.А. Бордюгова. М. 1995. Кн. 3.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

447

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке