Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Профессионализм как личностная потребность специалиста»

В настоящее время люди из разных сфер деятельности и слоев общества стремятся узнать, что такое профессионализм, как наметить и реализовать сценарий свей будущей профессиональной жизни. Интерес к этим вопросам вызван тем, по мнению А. К. Марковой, что наступает время профессионалов, когда все, что по-настоящему профессионально, дорого ценится (и моральном, и в материальном плане), когда в обществе складывается культ профессионализма [4].

Помощь в написании статьи

Психология профессионализма — один из разделов психологии труда. Психология труда — это система психологических знаний о труде как деятельности и о трудящемся человеке как о её субъекте. Психология труда изучает проявление и развитие психики человека в ходе труда, а также соответствие процесса и результата труда качеств отдельного человека требованиям профессии. Кроме того, психология труда рассматривает профориентацию, профотбор, охрану труда, профессиональное обучение и проектирование развития специалиста, профадаптацию, профессиональную аттестацию и т. д.

Психология профессионализма выявляет условия и законо­мерности продвижения человека к профессионализму в его труде, изме­нение психики человека в процессе восхождения к профессионализму. Психология профессионализма обсуждает психологические критерии: уровни профессионализма, этапы и ступени на пути человека к профессионализму, показатели профессионализма, возрастные и инди­видуальные особенности становления профессионала, факторы, вызывающие снижение профессионализма (профессиональное старение, профессиональная деформация и пути их преодоления).

Человек в труде по мере совершенствования из просто испол­нителя, работника превращается в субъекта труда, ставящего и реали­зующего свои цели в труде, далее — специалиста, квалифицированно выполняющего труд на основе специальной подготовки, позднее — в профессионала, осуществляющего свой труд на основе его высоких стандартов. Иногда человек развивается и дальше, становясь творцом, новатором в труде, обогащая опыт профессии [4].

Общество стремится, как можно большее число работников сделать специалистами, дать им профессиональное образование, специальную подготовку. В психологии труда разрабатывается модель специалиста, как отражение объема и структуры профессиональных социально-психологических качеств, знаний, умений, в совокупности представляющих его обобщенную характеристику как члена общества.

Модель специалиста может включать в себя следующие компоненты [4]:

профессиограмму как описание психологических норм и требований к деятельности личности специалиста;

профессионально-должностные требования (ПДТ): описание конкретного содержания деятельности специалиста, определяющего что и как он должен делать при решении профессиональных задач в условиях конкретной должности. Профессионально-должностные требования содержат перечисление минимума профессиональных уме­ний, которыми должен владеть специалист для обеспечения необходи­мого уровня профессиональной деятельности;

квалификационный профиль — сочетание необходимых видов профессиональной деятельности и степени их квалификации, квалификационные разряды для оплаты.

Описанная структура модели специалиста является одной из возможных, разные исследователи, в зависимости от своего подхода, строят различные её варианты.

Мы придерживаемся модели специалиста, спроектированной на основе профессиографического подхода к описанию специальностей.

По определению А. К. Марковой, «профессиограмма — это научно обоснованные нормы и требования профессии к видам профес­сиональной деятельности и качествам личности специалиста, которые позволяют ему эффективно выполнять требования профессии, полу­чать необходимый для общества продукт и вместе с тем создавать условия для развития личности самого работника» [4, с. 22]. В струк­туру профессиограммы А. К. Маркова включает трудограмму (описа­ние труда в профессии) и психограмму (описание человека труда в профессии). Трудограмма характеризует специалиста как субъекта профессиональной деятельности, а психограмма — как индивида.

Развитие профессиографический подход получил в работах Ю. К. Черновой и её учеников. Так, например, в работе [5] приводится трехблочная структура профессиограммы, содержащая трудограмму (описание труда в профессии), психограмму (описание человека в труде) и социограмму (описание личности в профессии). Для каждого блока определены обобщенные признаки, которые можно конкрети­зировать для любых профессий.

Дальнейшее развитие профессиографического подхода приве­дено в работе Ю. К. Черновой и О. И. Антиповой [6], где предлагается структурная модель выпускника с позиции уже компетентностного подхода и рассматривается два блока по три подсистемы в каждом. В блоке «готовность студента к изменению себя» — ключевые компе­тенции (могу), мотивация (хочу) и рефлексия (должно быть); в блоке «готовность студента к окружающей среде» — профессиональная компетентность (могу), социальная компетентность (хочу) и личностные свойства специалиста (должен).

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Цена статьи

Компетентность близко примыкает к реальному профессиона­лизму. Это, на наш взгляд, тоже характеристика конкретного человека или его действий, а именно индивидуальная характеристика степени соответствия требованиям профессии.

Категория компетенции не соотносится с системой понятий дидактики и является следствием новой экономики и нового подхода к человеческим ресурсам, носителям знаний в значимых для бизнеса областях. Передовые фирмы внедряют системы «самонаучающейся организации». Формируется менеджмент знаний по аналогии с менеджментом качества [1; 2; 3]. Эти направления возникли из потреб­ностей в адаптации человека к часто меняющимся производственным и экономическим условиям в мире и в отдельных странах. Понимание категорий «компетентность», «компетенции», «ключевые компетен­ции» затрудняется тем, что на сегодня имеется множество определе­ний и трактовок этих понятий.

Компетентность в толковых словарях определяется как осведом­ленность, эрудированность. Слово «компетентный» означает «способ­ный, соответствующий, обладающий компетенцией, знающий, сведу­щий в определенной области».

Учитывая вышеизложенное, понятие профессиональной компе­тентности рассматривается нами как сформированная в процессе обучения, прохождения производственных практик и самообразования система компетенций, позиций, влияющих на качество решения про­фессиональных задач. В нее входят кортеж профессиональных знаний, умений, навыков и действий личности, необходимых для выполнения социальных и профессиональных ролей и обеспечивающих макси­мальную самореализацию и саморазвитие.

В данной работе мы будем трактовать понятие компетенции как способности устанавливать связи между знанием и ситуацией и находить подходящую процедуру для решения проблемы.

Компетентность — это характеристика личности, означающая обладание совокупностью определенных компетенций.

Вероятно, компетентность конкретного человека уже, чем его профес­сионализм. Человек может быть в целом профессионалом в своей области, но некомпетентным в решении всех профессиональных вопросов.

Каковы же критерии профессионализма конкретного человека, из чего они складываются?

Профессионализм человека — это не только достижение высоких профессиональных результатов, не только производительность труда, но непременно и наличие психологических компонентов — внутреннего отношения человека к труда, состояние его психических качеств.

При оценке профессионализма большое значение имеет то, что движет человеком в профессии, из каких ценностных ориентаций он исходит, ради чего он занимается данным делом, какие свои внутренние ресурсы добровольно и по внутреннему побуждению вкладывает в свой труд. Поэтому мы сторонники выделения двух сторон профессионализма:

состояние мотивационной сферы профессиональной деятель­ности человека (какие мотивы побуждают человека, какой смысл имеет в его жизни профессиональная деятельность, какие цели он лично стремиться достичь, насколько он удовлетворен трудом и т. д.);

состояние операционной сферы профессиональной деятельности человека (как, какими приемами он достигает поставленной цели, какие технологии он использует, какие средства — знания, мыслительные операции, способности применяет).

Ключевым моментом в мотивационной сфере для высоких уров­ней профессионализма мы считаем духовное наполнение профессии:

увлеченность менталитетом, смыслом, направленностью профессии на благо других людей, стремление проникнуть в современ­ные гуманистические ориентации, желание осваиваться в профессии;

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Заказать статью

мотивацию высоких уровней достижения в своем труде;

стремление развивать себя как профессионала, побуждение к позитивной динамике профессионального роста, сильное профес­сиональное целеполагание;

гармоничное прохождение всех этапов профессионализации — от адаптации к профессии, далее к мастерству, творчеству, к безболезненному завершению профессионального пути;

отсутствие профессиональных деформаций в мотивационной сфере, кризисов;

внутренний локус профессионального контроля, то есть поиск причин успеха-неуспеха в себе и внутри профессии;

оптимальная психологическая цена высоких результатов в профессиональной деятельности, то есть отсутствие перегрузок, стрессов, срывов, конфликтов.

Ключевым моментом в операционной сфере для высоких уровней профессионализма является «технологическое» обеспечение духовного наполнения профессии:

осознание в полном объеме черт и признаков профессионала, развитое профессиональное сознание, целостное видение облика успешного профессионала;

приведение себя в соответствие с требованиями профессии;

реальное выполнение профессиональной деятельности на уровне высоких образцов и стандартов, овладение мастерством, высо­кая производительность труда, надежность и устойчивость высоких результатов;

развитие человеком себя средствами профессии, самоком­пенсация недостающих качеств, профессиональная обучаемость и открытость;

внесение человеком своего творческого вклада в профессию, обогащение ее опыта, преобразование и оздоровление окружающей профессиональной среды, привлечение интереса общества к резуль­татам своего труда: общество может и не знать своих потребностей в результатах данного профессионального труда, этот интерес необхо­димо формировать.

Иными словами, профессионал — это специалист, овладевший высокими уровнями профессиональной деятельности, сознательно изменяющий и развивающий себя в ходе осуществления труда, вносящий свой индивидуальный вклад в профессию, нашедший свое индивидуальное предназначение (профессионал — это специалист на своем месте), стимулирующий в обществе интерес к результатам своей профессиональной деятельности и повышающий престиж своей профессии в обществе.

Список литературы:

Адлер Ю. П. Управление знаниями: новые акценты поиска источника конкурентных преимуществ / Ю. П. Адлер, Е. А. Черных // Стандарты и качество. — 2002. — № 2. — С. 8—55.
Ефимов В. В. Управление знаниями / В. В. Ефимов. — Ульяновск: УлГТУ, 2005. — 111 с.
Казакова Н. В. Экономика и знания / Н. В. Казакова. — Саратов: СарГТУ, 2002. — 172 с.
Маркова А. К. Психология профессионализма /А. К. Маркова. — М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. — 308 с.
Чернова Ю. К. Профессиограмма как целезадатчик подготовки специалиста. Монография / Ю. К. Чернова, О. П. Кислякова, В. И. Малыхин // Под науч. ред. В. В. Щипанова. — Тольятти-Сызрань: Изд-во Сызранского ВАИ, 2002. — 234 с.
Чернова Ю. К. Технология реализации компетентностного подхода в образовании и производственной деятельности: монография /Ю. К. Чернова, О. И. Антипова // Под науч. ред. В. В. Щипанова. — Самара: Изд-во СНЦ РАН, 2009. — 286 с.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Заказать статью

Средняя оценка 5 / 5. Количество оценок: 1

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

848

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке