Ключевые слова: электронная подпись, ЭП, простая ЭП, неквалифицированная ЭП, квалифицированная ЭП, Таможенная служба РФ, стоимость ЭП.

В современном мире в онлайн режиме заключается огромное количество сделок. Это очень удобно и быстро как для компаний, так и для физических лиц, которые часто совершают покупки в сети интернет. С ростом количества сделок, увеличивается и киберпреступность, поэтому необходимо иметь надежный идентификатор информации в интернете. Такой защитой является электронная подпись.

Электронная подпись – информация в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме (подписываемой информации) или иным образом связана с такой информацией и используется для определения подписывающего информацию [2]. ЭП (ранее электронная цифровая подпись) на сегодняшний день выступает полноценной заменой рукописной подписи, так как она имеет полную юридической силой согласно законодательству РФ. Для юридических лиц — это незаменимый инструмент, позволяющий наладить быстрый и эффективный документооборот как внутри компании, так и с внешними контрагентами. ЭП для физических лиц — это способ ускорить и упростить взаимодействие с государственными структурами, работодателями, магазинами и учебными учреждениями в онлайн режиме.

Федеральный закон «Об электронной подписи» N63 ФЗ от 6 апреля 2011 года регулирует отношения в области использования электронных подписей при совершении гражданско-правовых сделок, оказании государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций, при совершении иных юридически значимых действий, в том числе в случаях, установленных другими федеральными законами [2]. Согласно данному закону в Российской Федерации определены три вида электронной подписи:

Простая электронная подпись (ПЭП) является электронная подпись, которая посредством использования кодов, паролей или иных средств подтверждает факт формирования электронной подписи определенным лицом [2]. Данная подпись предназначена для документооборота, так же она подтверждает личность человека, но не несет юридическую силу. Она применяется, например, на портале государственных услуг.

Неквалифицированная электронная подпись (НЭП) является электронной подписью, которая:

  1. получена в результате криптографического преобразования информации с использованием ключа электронной подписи;
  2. позволяет определить лицо, подписавшее электронный документ;
  3. позволяет обнаружить факт внесения изменений в электронный документ после момента его подписания;
  4. создается с использованием средств электронной подписи [2].

НЭП позволяет определить личность подписанного документа и подтвердить неизменность содержащейся в нем информации. Данная подпись используется для внутреннего документооборота компании, а также для отправки электронных документов из одной компании в другую. Однако обе компании должны заключить соглашение, которое регулирует применение и признание электронных подписей.

Квалифицированной электронной подписью (КЭП) является электронная подпись, которая соответствует всем признакам неквалифицированной электронной подписи и следующим дополнительным признакам:

  1. ключ проверки электронной подписи указан в квалифицированном сертификате;
  2. для создания и проверки электронной подписи используются средства электронной подписи, имеющие подтверждение соответствия требованиям, установленным в соответствии с настоящим Федеральным законом [2].

КЭП обладает всеми признаками неквалифицированной подписи, но она может быть получена только в специализирующем центре, который аккредитован Министерством связей и массовых коммуникаций Российской Федерации. Программное обеспечение для работы с квалифицированной электронной подписью должно быть сертифицировано Федеральной службой безопасности России. Выполнение вышеперечисленных требований позволяет квалифицированной электронной подписи обладать юридической силой и соответствует всем требованиям о защите конфиденциальной информацию. КЭП применяется для сдачи отчетности в органы государственной власти и для участия в интернет торгах [1].

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Цена статьи

Достоинствами электронной подписи являются отсутствие фальсификации, скорость проведения сделок, при применении ЭП пользователь имеет возможность быстро и без затруднений идентифицироваться, возможность иметь несколько ЭП как для организации, так и для физических и юридических лиц, высокий уровень защиты от подделок документации.

Недостатками электронной подписи выступают: ответственность, вероятность «кражи», невозможность отказа от ЭП, необходимость оформления [4].

Стоимость электронной подписи зависит от ее вида и предназначения. Например, регистрационно – процессинговый центр «Партнер» предлагает выпуск и дальнейшее облуживание ЭП по следующим ценам: электронная подпись для физических лиц – 1000 рублей, электронная подпись для торгов– 3500 рублей и т.д. с последующим увеличением стоимости [1].

Использование электронной подписи участниками внешнеэкономической деятельности расширяется с каждым годом. По данным Таможенной службы РФ 99% всех деклараций в России направляются в электронной форме, так же участники торговли стали применять электронную подпись для подачи в таможенные органы статистических форм учета перемещения товаров.

Около 40% участников внешнеэкономической деятельности представляют в таможенные органы статистические формы учета перемещения товаров с использованием электронной подписи по Интернету (в 2014 году – около 22%, в 2013 году – около 5%, в 2012 – около 2%) [3]. Например, за 10 месяцев в 2015 году таможенными органами было зарегистрировано более 610 000 штук статистических форм. Начальник Управления таможенной статистики и анализа ФТС России Андрей Константинов отмечает:

«Электронная подпись – это удобный и практичный инструмент, благодаря которому информационное взаимодействие российских предприятий с таможней при обмене статистическими данными стало проще и быстрее [3].

Электронная подпись в России набирает с каждым годом все большую популярность, она позволяет сократить время документооборота внутри компании, а так же с другими агентами рынка. Для физических лиц ЭП расширяет возможность интернет сделок и позволяет пользоваться в полном объеме сайтом государственных услуг. Существенным недостатком является возможность кражи ЭП и как следствие финансовой потери предприятия, так же сложность ее поэтапного оформления.

Список использованных источников

1. Единый портал электронной подписи // Электронная подпись. URL.: http://www.iecp.ru/ep (дата обращения 24.09.2016г.)
2. Консультант плюс // Федеральный закон от 6 апреля 2011 года N63 ФЗ (в ред. от 30.12.2015г.)
«Об электронной подписи». URL.: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=191956 (дата обращения 22.09.2016г.)
3. Официальный сайт Федеральной таможенной службы РФ // Электронная подпись набирает популярность. URL.: http://www.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=22125:2015-1120-10-05-08&catid=40:2011-01-24-15-02-45 (дата обращения 27.09.2016г.)
4. Финансовый портал FinForum // Электронная подпись: плюсы и минусы.URL.:http://finforum.org/page/index.html/_/economics/alektronnaja-podpis-pljusi-i-minusi-r49773 (дата обращения 22.09.2016г.)