Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Сожесть процессов моделирования литературного и кино текста: Кристофер Нолан и Умберто Эко»

Построение и исследование моделей, то есть моделирование, облегчает изучение имеющихся в реальном процессе свойств и закономерностей. Применяют для нужд познания (созерцания, анализа и синтеза).

Помощь в написании статьи

Известно, что кино и литература ― схожие формы искусства. Среди того, что объясняет эту схожесть разные ученые называют и повествовательность этих видов искусства, и «точку зрения» зрителя (термин Ю. Лотмана [1]), и наличие потока сознания, но более того, кроме узких, философских либо технических характеристик, которые сближают эти виды искусства, они близки еще и структурными моделями, а также процессами создания этих структур, процессами моделирования.

Сопоставим литературный текст «Записки на полях «Имени розы» Умберто Эко и кинотекст «Inception» («Начало» «Зарождение») режиссера Кристофера Нолана. Эти произведения ― не просто произвольно взятые тексты, а программные работы, посвященные процессам создания, моделированию произведений этих видов искусства.

Умберто Эко в «Записках на полях «Имени розы» теоретически обосновывает и раскрывает литературный процесс. Он создает теоретическую в публицистической форме модель создания романного произведения: интертекст как «сеть», система образов, смысловая парадигма. Выделяет основные составляющие. Все эти элементы мы видим в самом романе «Имя розы», который служит своеобразной иллюстрацией. В принципе, Эко оставляет для нас возможность поменять местами записки к роману и сам роман, и тогда мы получим концепцию (написанную в форме литературно-философского эссе) того, каким образом выстраивается морфология постмодернистского романа, и затем практическое ее применение. Эко рассказывает нам о том, как создать модель произведения: «Пишущий (рисующий, ваяющий, сочиняющий музыку) всегда знает, что он делает, во что это ему обходится. Он знает, что перед ним задача. Толчок может быть глухим, импульсивным, подсознательным. Ощущение или воспоминание» [2; с. 602]. Эко объясняет, как создается эта самая модель, но на нее уже накладываются бессознательное и индивидуалистические приемы художника. Сам ученый относит свой роман к постмодернизму, то есть, казалось бы, ограничивает себя школой. Но роман вычитывается и как классический, и как исторический, и как детективный, и к тому же в эссе Эко говорит и о других направлениях (например, о реализме), что свидетельствует об универсальности выстроенной им модели для любой романной структуры независимо от направления.

То есть эта модель применима не только к постмодернистскому роману, но к прозаическому литературному тексту в целом.

Нолан, по аналогии с Эко, обращаясь к интертексту, создает теоретическое обоснование кинематографическому процессу. И благодаря этой цитации он позволяет нам прибегнуть к своеобразному «интертекстуальному анамнезу», пользуясь выраже­нием Михаила Ямпольского [3; с. 263], и, таким образом, глубже проследить смысловые парадигмы. Но если Эко использует для этого литературную форму, Нолан прибегает к помощи кино. И создает «программную» в этом отношении работу ― фильм «Inception» («Начало» «Зарождение»). То есть каждый использует свой «материал» для своей сферы деятельности.

Важно, что Нолан цитирует как раз таки теоретическую работу Эко. Но так как она «научно» ― популярна, а работа Нолана ― чисто художественный текст, Нолан позволяет себе творческое воплощение теоретических идей (создание снов как создание кино). Т. е. он объединяет теорию, о том, как создается произведение, с практикой в единый текст.

Сюжет «Inception» базируется на том, как для определенных целей команда, состоящая из нескольких человек, занимается групповым погружением в осознанные сновидения. Т. е. они создают сны. И создание снов мы воспринимаем как иносказательное изображение съемочного процесса, создание кино. О сновидческой природе кинематографа говорили и Андрей Тарковский, и Михаил Ямпольский в работе «Память Тиресия», и Ингмар Бергман в «Картинах». Кроме того, сам Нолан дает подсказки, чтобы зрительское восприятие двигалось в правильном направлении (это и павильон, где команда готовилась к будущему погружению в сон, и сюжетные эпизоды, связанные со ступенями Пенроуза и пояснениями при неожиданностях «Это ведь сон» по аналогии с общеупотребимой фразой «Это ведь кино» и пр.).

Ключевой герой Доминик Кобб является главным создателем снов, координатором всего процесса создания (если соотносить это с вышеуказанным соответствием сон-кино, то вполне можно определить роль Кобба как режиссера). Но здесь нельзя настолько фактографически проводить соответствия. Если мы сопоставляем процессы создания кино и прозы, мы должны помнить, что роман пишет один человек, в то время как съемочный процесс по своей природе коллективен. То есть дело не в количестве людей, а в количестве ролей, предназначенных для выполнения определенных задач. Создатель романа ― он априори один ― самостоятельно выполняет все этапы построения текста, ― он создает мир, наполняет его, фиксирует действие, рассказывает, выстраивает интертекстуальные отсылки и внутритекстовые лабиринты и пр., в кино же «создателей» несколько. И в «Inception» над снами под руководством (назовем его режиссерским) работает команда. Чтобы показать неразрывность этой команды как «создателя текста», Нолан объединяет ее участников с помощью имен, ― и в итоге мы получаем акроним DREAM(с англ. «сон»). Повествование в «Начале» ведется от их лица, от лица этой команды (они всегда в кадре, то есть являются непосредственными участниками всех событий ― как реальных, так и ирреальных).

В «Inception» вычитывается скрупулезный перенос на киноязык каждой главы «Записок на полях». Каждый элемент создания произведения находит в пространстве Нолана свою нишу. Способы этого воплощения различны. Тему «Роман как космологическая структура» Нолан оставляет в исходном теоретическом виде, и она переносится в кино в форме дискуссий и некого подобия лекторских жанров с практическими иллюстрациями. «Работа над романом ― мероприятие космологическое» [2; с. 611]. Как Эко рассуждает о том, что стоит только выстроить мир, как действие начнет развиваться само, «задача сводится к сотворению мира» [2; с. 610] и наполнению его, созданию для него правил, чтобы мир не начал рушиться изнутри, так и Кобб поясняет своей команде, что нужно выстроить мир, продумав его во всех деталях. В этом мире все возможно, но чем более ирреален мир, тем сильнее будут «озадачены» т. н. «проекции», то есть прототипы реальных людей. Мир должен быть продуман в деталях, иначе он рухнет, и действие не будет выстраиваться и развиваться.

Интересное воплощение получает глава «Сотворить читателя» (о массовости), в которой Эко говорит о разных уровнях восприятия. Эту тему Нолан привносит в фильм, четко структурируя уровни «прочтения» своего собственного текста. Уровни прочтения романа «Имя розы» легко складываются в жанровую парадигму: первый пласт ― детектив с элементами любовной линии, второй пласт ― исторический роман, третий пласт ― философский роман, и, наконец, четвертый (который проходит сквозь предыдущие) ― этакая метафора метафор, посвященная вопросу искусства.

Далее в главе «Метафизика детектива» говорится о трех видах лабиринтов, которые тут же накладываются на приведенную выше схему.

Нолан также говорит о лабиринтах, которые вслед за Эко берет в качестве структурообразующей схемы: 3 вида лабиринта ― 3 уровня погружения в сон ― 3 уровня прочтения кинотекста:

·           первый пласт ― блокбастер,

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Заказать статью

·           второй пласт ― психологическая драма,

·           третий пласт ― философское произведение о бессоз­нательном

·       четвертый, с одной стороны, самый глубокий, а, с другой, основной и накладывающийся на фильм в целом, ― отдельное произведение, рассматривающее вопрос искусства и его создания.

И в романе, и в фильме четвертый пласт стоит за пределами повествования и довлеет над текстом, находится за пределами уровней (или же проходит сквозь них). Эти уровни прочтения являются одной из структурообразующих частей своеобразного «произведения в произведении».

Лабиринты для Нолана становятся лейтмотивом, и мы также можем проследить иллюстративную модель той классификации лабиринтов и их взаимосвязи со смысловой составляющей текста, которую Умберто Эко преподносит читателю в главе «Метафизика детектива». О лабиринтах постоянно ведутся разговоры, так как построение лабиринта ― это основа создания сна. Чем сложней лабиринт, тем сложнее пространство сна (и глубже текст). Интересен фрагмент, в котором Кобб тестирует нового архитектора снов Ариадну (символика имени прозрачна, ― по условиям только архитектор сна может найти выход из лабиринта), поручив ей создать лабиринт с заданными параметрами, и после первых неудачных попыток (линейных лабиринтов), она создает идеальный вариант, удовлетворивший Кобба, ― лабиринт, конструкция которого сходна со строением библиотеки Хорхе. То есть мир, за которым мы будем наблюдать в дальнейшем, мир, который создали DREAM, выстроен сходным образом с центрообразующим локосом романа «Имя розы».

У Эко есть теоретические идеи о том, каким должен быть постмодернистский роман. Он пишет этот роман (т. е. воплощает идеи) и формулирует их в «Заметках на полях». Нолан делает практически тоже самое, только он не выносит записки за пределы произведения, а размещает их внутри, делает частью повествования, умело вписывает их в его канву.

И, наконец, Эко говорит о «Развлекательности». Он рассуждает о том, что развлекательность и обширная популярность необязательно противоречат «высоким понятиям о романе» [2; с. 630]. Эта тема продолжает главу «Сотворить читателя»: первый уровень прочтения и работает на развлекательность. Как и первый пласт прочтения ― блокбастер, который, как и детективный роман, изначально и рассчитан на массового зрителя.

В конце фильма Нолан оставляет загадку, интригу. Окончание его фильма является таким же «генератором интерпретаций», как и заключительный гекзаметр «Имени розы», которому и в «Заметках» уделено отдельное внимание.

То есть с одной стороны оба автора создают теоретические с практическими иллюстрациями работы, раскрывающие основные элементы творческого процесса, ― каждый в своей сфере. Но, с другой, сопоставляя тексты этих авторов, мы видим не просто схожесть, а «тождественность» процессов создания романной и кино структур, ведь раз близки задачи, процессы и обоснования, близки и сами структуры.

Список литературы:

Лотман Ю. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. ― 1973. ― [Электронный ресурс] ― Режим доступа. ― URL: http://sprach-insel.com/index.php?option=com_content&task=view&id=58&Itemid=61.
Эко У. Имя розы. ― СПБ.: Симпозиум, 1998. ― 670 с.
Ямпольский М. Память Тиресия: Интертекстуальность и кинема­тограф. ― М.: РИК «Культура», 1993. ― 464 с.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

537

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке