Надо отметить, что проведён ряд исследований по изучению фактического питания учащихся общеобразовательных школ [8; 23; 28; 3; 1; 29], однако они выполнены в большинстве своем в условиях городских школ, а в отношении учащихся сельских школ этот вопрос изучен крайне недостаточно. Кроме того, реалии сегодняшнего дня требуют пересмотра норм питания учащихся, с учетом увеличивающихся умственных и физических нагрузок на их организм и в соответствии с принятым в Узбекистане Законом об образовании и Национальной программой подготовки кадров (1997). Необходимо учитывать тот факт, что большая часть школьников, обучающихся в Республике, проживают в условиях сельской местности. К тому же, в проведенных медицинских исследованиях всего 22—25 % школьников оказались здоровыми [11; 24; 7]. Отмечено, что 40 % болезней детей школьного возраста развивается в результате неправильного питания [3]. Вышеизложенное указывает на то, что изучение физиологического обеспечения пищевыми веществами школьников в сельских условиях является актуальным вопросом современной нутрициологии.
С другой стороны, необходимо отметить, что оценка нутритивного статуса и организация правильного питания той или другой группы населения является весьма трудоемкой задачей. Поскольку это требует учета не только количества и качества пищевых продуктов в рационе, но также и экологических особенности региона, национальных и местных традиций в питании, степени обеспеченности отдельными пищевыми продуктами, финансового статуса семьи и многого другого [25; 14; 21; 5; 6]. В связи с этим, изучение фактического питания отдельных групп населения с учетом вышеперечисленных условий является актуальной задачей.
Поскольку в условиях юга Узбекистана исследований, направленных на изучение фактического питания сельского населения, не проводилось или проводилось давно и недостаточно полно [18], мы поставили перед собой задачу изучить фактическое питание учащихся сельских общеобразовательных школ Кашкадарьинской области, расположенной в южном регионе Республики.
Исследования были проведены в зимне-весенний период на 956 учащихся 11—17-летного возраста, в общеобразовательных средних школах отдела народного образования Каршинского района Кашкадарьинской области. Учащиеся были разделены на две возрастные группы: 1-ая группа — 11—13-летние (всего 413—199 мальчиков и 214 девочек), 2-ая группа — 14—17-летние (всего 543 — 243 мальчиков и 300 девочек).
Фактическое питание учащихся были изучены опросно-анкетным методом [12] при ежедневном проведении контроля анкетных листов.
Для определения содержания отдельных витаминов в пище были использованы и биохимические методы. Содержание, к примеру, витамина С в биологических жидкостях (моча) определяли методом Н.С. Железнякова с соблюдением рекомендаций А.А. Минха [13] и А.А. Покровского [17].
Статическая обработка полученных данных проводилась с помощью компьютерной программы Microsoft Excel и Origin 6.1.
Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.
Таблица 1.
Содержание пищевых продуктов (г) в суточном рационе школьников
Примечание: в числителе — норма, в знаменателе — полученный результат.
Как показали результаты исследований, состав продуктов питания и их количество в рационе учащихся существенно отличаются от предложенных для данного возраста норм (таблица 1).
Так, если содержание в суточном рационе хлеба и мучных продуктов превышает норму (на 84,5 % в первой группе и на 75,4 % — во второй), то количество других углеводсодержащих продуктов (картошка, овощи, фрукты) значительно снижено (в обеих группах в среднем на 74 %). Также, существенно снижено относительно нормы потребление продуктов богатых белками (мясо и мясные продукты, рыба, молоко и молочные продукты, яйца) (в среднем на 80,8 % в первой группе и на 80 % — во второй). Такой дисбаланс продуктов в питании может привести к развитию различных заболеваний, связанных с нарушениями большинства физиологических и биохимических процессов, протекающих в организме [26; 27; 30; 31; 1; 29; 10].
Содержание белков, жиров и углеводов в суточном рационе учащихся оказалось ниже нормативных значений (таблица 2).
Таблица 2.
Основные пищевые вещества и их калорийность в суточном рационе школьников
Средний для обеих возрастных групп учащихся показатель содержания в рационе белков был снижен на 18,2 и жиров — на 49,5 %. Дефицит белков в рационе был более выражен в отношении белков животного происхождения (животный белок составляет 28,6 % общего белка). Подобная недостаточность животных белков в питании растущего организма является важным фактором, нарушающем нормальное физическое и умственное развитие [16; 20; 22].
Доля растительных жиров в составе общего потребляемого школьниками жира была на уровне нормы, что объясняется использованием в пище жиров в основном растительного происхождения (хлопковое масло). Количество углеводов в пище оказалось близким к норме и составляло у 11—13-летних школьников в среднем 378,0±17,1 г при норме 372,5 г, у 14—17-летних — 374,4±17,6 г при норме 392,5 г. Обнаруженный дисбаланс эссенциальных пищевых веществ можно объяснить превалированием углеводов в питании сельчан. Общая калорийность суточного рациона в первой группе исследуемых составляла 2217,5±63,5 ккал (средняя норма 2625 ккал), во второй — 2217,7±65,2 ккал (средняя норма 2800 ккал). Соотношение содержащихся в их пище белков, жиров и углеводов по энергетическому вкладу выражается как 13,2:18,6:67,9 (норма 14:31:55), что указывает на превышение необходимой энергетической доли углеводов в питании исследуемых школьников.
Изучение витаминного состава пищи школьников выявило значительно низкое содержание витаминов всех групп, за исключением витаминов В1, В2 и В6 (таблица 3). В частности, количество витамина С в пище составляло 33,9 мг против 70 мг в норме (48,4 % от нормы), а его выделение с мочой достигало 0,32 мг/час. Такое положение усугубляется неправильным хранением продуктов в селах и это показывает, что в зимне-весенний период школьники получают овощей, фруктов, зелени и других богатых витаминами продуктов ниже нормы.
Из макроэлементов содержание в суточном рационе школьников кальция и фосфора было ниже нормы на 69,5 и 34,1 % соответственно, и из микроэлементов низкое содержание выявлено для цинка и йода соответственно на 41,5 и 58,4 %.
Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.
Таким образом, количество эссенциальных и неэссенциальных веществ в пище исследуемых школьников значительно снижено относительно норм, установленных для детей данного возраста, что не может повлиять на рост и развитие растущего организма и его физическое и умственное совершенствование.
Таблица 3.
Витамины и некоторые минеральные вещества в суточном рационе школьников
Выявленные нарушения в питании учащихся сельских общеобразовательных школ указывает на необходимость предприятия соответствующих мер по рационализации их питания с учетом локальных условий, улучшению качества общественного и домашнего питания, повышению культуры питания населения в целом и школьников в особенности. Для этого немаловажное значение имеет проведение агитационно-пропагандистской работы по организации правильного питания, обучение школьников принципам рационального питания путем проведения факультативных занятий по правильному питанию. Способствовать повышению культуры питания должно проведение семинаров-тренингов по правильному питанию среди родителей, педагогов и работников сферы питания, популяризация результатов научных исследований, организация встреч со специалистами в данной области с вовлечением средств массовой информации.
Список литературы:
Алимухамедов Д.Ш. Гигиеническая оценка фактического питания детей и школьного возраста и подростков, страдающих железодефицитной анимией, проживающих в сельской местности // Патология. — Ташкент, 2005. — № 1. — С. 87—90.
Бобохўжаев Н.К. Республика аҳолисининг овқатланишига оид долзарб гигиеник муаммолар // Актуал. проб. гигиен. науки в свете реформы системы здровох. Узб-на: Материалы науч.прак. конф. — Ташкент, 1999. — С. 152—155.
Вельтищев Ю.Е. Экология и питание детей // Вопр. питания. Москва, 1996. — № 5. — С. 14—17.
Воронина Н.В. Обоснование потребности в энергии и пищевых веществах учащихся общеобразовательных школ в условиях Республики Узбекистан: Дис. канд. мед. наук. — Т.: НИИСГПЗ, 1993. — 187 с.
Воронина Н.В. Характеристика пищевого статуса выпусников общеобразовательных школ // Педиатрия. — Ташкент, 2001. — № 1. — С. 35—37.
Глобальная стратегия по питанию, физической активности и здоровью. ВОЗ. — Женева, 2004. — 18 с.
Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.
Каримов У.А. Мактаб ўқувчиларига кўрсатилаётган тиббий ёрдам ҳолати ва уни такомиллаштириш чоралари // Мактаб ёшидаги болаларнинг саломатлик ҳолатини муҳофаза қилиш муаммолари: Республика илмий-амалий конференция материаллари. — Ташкент, 2005. — Б. 9—16.
Кондратьева И.И. Питание школьников. — Москва: Наука, 1983. — С. 176—196.
Қурбонов Ш.Қ. Овқатланиш маданияти. Ташкент: Маънавият, 2005. — 205 б.
Лакшин А.М., Кожевникова Н.Г. Питание как фактор формирования здоровья и работоспособности студентов // Вопр. пит. — Москва, 2008. — № 1. — С. 43—45.
Махмудова Д.И., Каримов У.А., Ахмедов М.Н. Мактаб ўқувчиларининг саломатлик ҳолатини яхшилашга қаратилган асосий йўналишлар // Мактаб ёшидаги болаларнинг саломатлик ҳолатини муҳофаза қилиш муаммолари: Республика илмий-амалий конференция материаллари. — Ташкент, 2005. — Б. 3—5.
Методические рекомендации по вопросам изучения фактического питания и состояния здоровья населения в связи с характером питания / Зайченко А.И., Волгарев М.Н., Бондарев Г.И и др. — Москва. — 1986. — 86 с.
Минх А.А. Методы гигиенических исследований. — 2е исп. и доп. изд. М.: Медгиз, 1961. — С. 413—414.
Нормы физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии для различных групп населения СССР// Вопр. питания. — Москва, 1992. — № 2. — С. 6—15.
Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.
Онищенко Г.Г., Тутельян В.А. Политика здорового питания. Федеральный и регионалный уровни. — Новосибирск: Медицина, 2002. — 344 с.
Питание глобальная проблема: Международная конференция по питанию. — Рим, 5—11 декабря 1992. — 33 с.
Покровский А.А. Биохимические методы исследования в клинике. — М.: Медицина, 1969. — С. 469—483.
Расулов Б.Д., Яппаров Г.Г., Ташбеков Т.У. Гигиеническое изучение питания и физического развития детей общеобразовательных школ Кашкадарьинской области и ККАССР / Проблемы гигиены и организации здравоохранения в Узбекистане: Тез. докл. — Т., 1977. — С. 96—98.
Рахматуллаев Ё.Ш. Микронутриенты в суточном рационе учащихся сельских общеобразовательных школ // Вестник Каракалпакского отделения Академии Наук Республики Узбекистан. — Нукус, 2007. — № 4 (209). — С. 57—59.
Рахматуллаев Ё.Ш. Обеспеченность некоторыми витаминами и минеральными веществами учащихся сельских школ // Фундаментальная и клиническая медицина: Десятая Всероссийская медико-биологическая конференция молодых исследователей «Человек и его здоровье» 20—21 апреля 2007 года. СПб. — 2007. — С. 369—371.
Рацион, питание и предупреждение хронических заболеваний: Доклад исследовательской группы Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), серия технических докладов 797. — Женева, 1993. — 208 с.
Рацион, питание и предупреждение хронических заболеваний: Доклад совместного консультативного совещания экспертов ВОЗ/ФАО, серия технических докладов 916. — Женева, 2003. — 196 с.
Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.
Романченко Н.Л. Болалар ва ўсмирларнинг овқатланиши. — Ташкент: Медицина, 1985. — 20 б.
Салихова Н.С. Основные гигиенические проблемы общеобразовательных школ Республики // Мактаб ёшидаги болаларнинг саломатлик ҳолатини муҳофаза қилиш муаммолари: Республика илмий-амалий конференция материаллари. — Ташкент, 2005. — Б. 5—8.
Смоляр В.И. Рациональное питание. — Киев: Наукова Думка, 1991. — 368 с.
Спиричев В.Б. Витаминная обеспеченность учащихся школьного возраста и пути ее оптимизации // Вопр. питания. — Москва, 1992. — № 3. — С. 6—14.
Спиричев В.Б. Теоретические и практические аспекты современной витаминологии // Вопр. питания. — Москва, 2005. — № 5. — С. 32—48.
Федорова Г.М. Витаминная обеспеченность учащихся сельского ПТУ и их профилактическая витаминизация // Вопросы питания. — Москва, 1992. — № 5—6. — С. 34—37.
Хайров Х.С. Структура питания подросков в Республики Таджикистан // Вопр. питания. — Москва, 2007. — № 1. — С. 27—30.
Худойберганов А.С. Гигиеническое обоснование рационализации питания школьников по белково-витаминной обеспеченности и биологической ценности продуктов в условиях Узбекистана: Дисс. док. мед. наук. — Т.: II ТашГосМИ, 1993. — 391 с.
Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.
Шайхова Г.И. Выявление скрытого дефицита железа среди детей дошкольного возраста в условиях Ташкента // Актуал. проб. гигиен. науки в свете реформы системы здровох. Узб-на: Материалы науч.прак. конф. — Ташкент, 1999. — С. 50—52.