Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Судебник астраханских армян 1765 года*, как памятник права и вековой дружбы между армянским и русским народами»

Политико-правовые отношения армянских колоний ХVI-ХVIII вв. в России по сей день остаются одним из мало изученных вопросов армяно-русских отношений. Принимая во внимание это обстоятельство, в нашей статье будет затронуто политикo-правовое и социально-экономическое положение одной из самых крупных русско-армянских колоний-Астраханской армянской общины в период до разработки, принятия и использования Судебника астраханских армян.

Помощь в написании статьи

Одновременно мы сочли своей задачей определить историческую и научно-правовую ценность Судебника, который первоначально применялся в Астрахани, а в дальнейшем и в других армянских колониях России [3, 5, 7-9].

Судебник, созданный тремя, обладавшими широкой юридической подготовкой жителями Астрахани — Елиазаром Григоряном, Григором Кампаняном и Ованесом, сыном Саргиса, после того, как императрица Екатерина II указом даровала армянам право самоуправления, является одним из редких армянских юридических памятников. Впервые текст Судебника на древнеармянском языке, с предисловием и комментарием научного сотрудника Матенадарана Ф.Г.Погосяном, был издан и вошел в научный оборот в 1967г. В 2000г. отдельные главы Судебника впервые были опубликованы в переводе на русский язык с комментариями в книге проф. Рубена Авакяна «Памятник армянского права» [2]. Впервые также данный Судебник был переведен с древнеармянского на современный армянский язык и издан в 2002 году в составе двухтомника под названием «Сокровищница армянской правовой мысли» [1].

Судебник астраханских армян не только проливает свет на историю армянских калоний Астрахани, Кизляра, Моздока, Новой Нахичевани, поскольку он применялся на практике судами указанных областей, но и дает ясное представление о социально-политическом положении жизни армян, обосновавшихся в ХVI-ХVIII веках в различных областях России.

Следует отметить, что в указанный период и, в особенности, в XVII веке внешняя политика Российской империи была направленна в первую очередь на дальнейшее продвижение русского влияния на юг и укрепление позиций России на Черном и Каспийском морях. С другой стороны усиливалась иммиграция армян в пределы Российской империи, достигшая своего “пика” во время иранской смуты.

Армянская торговая буржуазия пользовалась в России покровительством и многочисленными льготами, как, например, освобождение от налогов, основание армянского суда (1746г.), применение армянского Судебника (1765-е гг.), открытие армянского театра, который действовал до 1930г., строительство армянских школ, которые просуществовали до 1920г., свобода вероисповедания и разрешение строить каменные церкви и т. д. О результатах дарованных армянским общинам перечисленных льгот красноречиво свидетельствуют не только Центральный Госархив, Астраханский областной архив, но и показания самих астраханских армян. [1-3, 5, 7-9].

Как утверждают исследователи, наши соотечественники жили в окрестностях Астрахани еще в Х-ХI веках. Согласно имеющимся данным, уже в конце 60-х годов XVII века «Армяне, проживавшие в Астрахани, по численности превосходили русских», в начале XVIII века численность армян достигла 5000. В конце XIX века общая численность армян составляла 7500, а в 1911 году — приблизительно 10 000 человек [2, 8-9].

В Астрахани, кроме очень богатых купцов обосновались также многочисленные армянские ремесленники, которые, благодаря своему профессиональному мастерству и опыту, играли важную роль в деле процветания города. Благодаря армянским колониям в этих районах получили широкое развитие шелководство и виноделие.

1717г. Астрахань уже стала епархиальным центром всех проживавших в России армян. Примечательно, что в начале XVIII века большим вниманием пользовались армянские и индийские купцы, так как они владели крупными денежными суммами и имели обширные торговые связи в странах Востока. Даннаяпокровительственнаяполитика России в отношении армянского купечества, сталкивалось с интересами русского купечества, которое добивалось ликвидации всех льгот, дарованных им правительством России.

Несмотря на недовольство русского купечества Астрахани, при Петре I в 1720 году Сенат особым указом обязал губернатора Астрахани А. Волынского продолжать оказывать покровительство и помощь иностранным купцам. Армяне Астрахани были освобождены от обязанностей нести службу в госсударственных органах. Все эти обстоятельства способствовали, естественно, процветанию армянской колонии Астрахани. Приезжим из восточных стран Сенат особым указом разрешал жить в Астрахани и заниматься торговой деятельностью с уплатой обычных пошлин. Заслуживает внимания тот факт, что Петр I указом от 10 ноября 1724г. приглашает армян обосноваться на жительство в долинах рек Сулук и Терек (Салух и Тарх), обещая землю и удобства для проживания [1, 2, 8-9].

Новый губернатор Астрахани В.Татищев в период своей деятельности (1741-1745 гг.) предложил, исходя из интересов России, обширную программу экономического развития края. Выступив против ограничения торгово-производственной деятельности армянских и других иностранных граждан в Астрахани. Он, в то же время, представил в Сенат ряд своих предложений относительно предоставления приезжим из восточных стран, которые желают поселиться в России, различных льгот. В результате, 29-го февраля 1744г. Сенат опубликовал указ, относительно приезжих из восточных стран, следующего содержания:

а)          разрешить им селиться в пригородах, покупать, или строить дома без регистрации в Астрахани;

б)          сохранить за ними право вернуться на родину, однако в этом случаеони должны оставить в русской казне сумму равную 10% от их собственного капитала;

в)          разрешить свободу исповедания и выполнения религиозных обрядов;

г)           с разрешения мануфактурной коллегии, строить в Астрахани фабрики и мануфактуры;

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

д)          «суд и наказание вершить по их законам и прежним обычаям, дабы для других инаковерующих быт Астрахани был привлекателен…» [1].

Следует отметить, что вышеупомянутые юридические документы впервые в законодательной практике России определили не только правовое положение обосновавшихся на жительство в Астрахани выходцев из восточных стран, но и дали юридическую основу для создания армянского собственного суда — «ратхауза» (орган городского самоуправления, который обладал судебными и финансовыми функциями) и Судебника астраханских армян. В частности во втором пункте указа Сената от 17 сентября 1746г. были изложены для иностранцев правовые нормы, как, например, предложения о создании ратхауза с выборными судьями, о взымании с проживающих в Астрахани иностранцев, определенной суммы в качестве помощи пригородному люду, о построении в Астрахани казарм и их охране на те суммы, которые вносят иностранцы в качестве компенсации за свое освобождение от налога на жилище, о запрете заниматься розничной торговлей восточным купцам, не принявшим российское подданство и о другом. В то же время данным указом Сенат разрешил добровольную регистрацию иностранных жителей пригородов Астрахани.

Данный Указ полностью удовлетворял основные требования армянского купечества, но однако приблизил правовое положение наших соотечественников в Российской империи к правовому положению русских купцов. При этом предусматривался, в частности, для иностранцев общих судей и общего суда.

Благодаря изложенному, Астраханские армяне не только выбрали своих (армянских) судей, но и основали собственный (армянский) суд по уголовным, финансовым и полицейским делам, который начал действовать уже в начале 1747г.

Как это явствует из его делопроизводства, суд был органом не только судопроизводства, но и местного самоуправления. После основания армянского суда, первые его судьи, избранные из образованных и авторитетных людей своего времени, разработали для его нормальной деятельности Судебник. После  его принятия, судопроизводство в отношении армян, проживавших в вышеупомянутых регионах, осуществлялось не только в соответствии с армянскими обычаями и традициями, но и с учетом требования данного Судебника. Армянский суд был правомочен выносить приговор и о высшей мере наказания.

На основании вышеуказанной, первый период правового положения астраханских армян можно соотнести с периодом деятельности «Астраханского армянского суда», то есть до его переименования в 1765г. и изъятия из оборота, термина «Армянский суд». В частности, согласно данным областного архива Астрахани, Армянскому суду подчинялись также грузины и греки. Именно в этот период, в 1769г. из Астрахани был представлен русскому правительству план Мовсеса Сарафяна относительно освобождения Армении и востановления армянского царства при покровительстве Российской империи.

Вторым периодом истории права астраханских армян можно считать время между 1765  и 1785 годами, когда действовал «Общий Армяно-Азиатский суд», который был основан указом от 13 января 1765г. в качестве общего суда для всех проживающих в Астрахани иностранцев. На основании данного Указа, все иностранцы, в том числе и армяне, объединялись в одном суде. Общий суд иностранцев Астрахани размещался в одном здании, однако заседания армянского и татарского судов созывались в разных его частях. Армянский суд называли «Азиатский Армянский суд», а татарский «Азиатский Магометанский суд».

Несмотря на недовольство, вызванное этим указом, как среди армянского населения, так и среди всех иностранцев, суд этот, тем не менее действовал до 1785г., когда был принят Городской устав.

Несмотря на все эти помехи, с 1779г. начинается переселение армян из Крыма в пределы Херсонской губернии, где они основали армянский город Нор (Новый) Нахичевань на Дону с особой системой самоуправления.

Третим этапом истории правового положения астраханских армян можно считать 1785-1797годы, то есть период действия Городского устава. С юридической точки зрения этот Устав вызвал в среде астраханских армян серьезный раскол, поскольку в результате его действия, все занимавшееся торговлей армянское население, обязано было, в зависимости от заявленного капитала, зарегистрироваться в соответствующей (1,2 и 3) купеческой гильдии. Этот период истории астраханских армян связан с самой серьезной попыткой России покончить с самоуправлением иностранцев, в том числе также армянской колонии. Регистрация иностранцев, в том числе, и армян в различных городских гильдиях означала ликвидацию армянского самоуправления и судопроизводства в России и их подчинение требованиям территориально-административных органов России.

Будучи недовольны Городским уставом от 1785 года, который требовал, как мы уже отмечали, обязательной регистрации в купеческих гильдиях, астраханские армяне в 1796г., отослали делегатов к Екатерине II с просьбой освободить их от обязанности регистрироваться в гильдиях. С другой стороны, ухудшение положения армян и ослабление их экономических позиций, отразилось на развитии как промышленности и ремесел Астрахани, так и на торговле через Каспийское море. Это обстоятельство принудило Павла I опубликовать в 1797г. указ, согласно которому армяне вновь получили свои прежние права. Был восстановлен так же Армянский суд, который к этому времени был почти ликвидирован, однако с некоторыми оговорками, связанными с общим судом астраханских иностранцев. Таким образом, уже в 1800г. требования астраханских армян, направленные против Устава 1785г., были в общем удовлетворены. С 1800г. в правовом положении астраханских армян начинается новый, продлившийся до 1840г. этап, который был связан с судопроизводством и обсуждаемым нами Судебником астраханских армян. В частности, в 1800г. вместо Объединенного суда для всех астраханских иностранцев, было снова основано Ведомство армянского суда с правами магистрата. Были отменены все изменения внесенные в правовое положение армян Городским уставом 1785г. Подобный статут армянского суда сохранялся вплоть до его ликвидации.

Армянский суд в Астрахани, также как и в Моздоке и Кизляре, просуществовал до 1840г. и был ликвидирован на основании указа Государственного совета от 24 марта 1840г. «О ликвидации действующих в Астрахани, Кизляре и Моздоке особых армянских судов». Одновременно этим же указом армяне вышеуказанных областей получали право разрешать свои жалобы и споры посредством избранных ими посредников-представителей, то есть через арбитражные суды.

Во второй половине XVIII века в Астрахани, параллельно армянскому светскому суду, действовал также армянский духовный суд, функции которого были регламентированы духовным предстоятелем российских армян архиепис­копом Иосифом Аргутяном, который опирался при этом на «Свод армянских церковных канонов» («Канонагирк айоц») [4].

Можно сделать вывод, что ликвидация специальных армянских судов в Астрахани и других городах России, в целом, на наш взгляд, являлась результатом общего наступления царя Николая I на права российских армян, поскольку после присоединения Восточной Армении к России, армяне потеряли для русского правительства политическое значение.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Заказать статью

Анализ содержания Судебника астраханских армян, тесно связанного с армянскими судами, показывает, что при его разработке основными источниками послужили армянское обычное и каноническое право, «Судебник» Мхитара Гоша, «Сборник законов Российской империи», в частности «Соборное уложение» царя Алексея Михайловича от 1649г. и законы Петра Великого. Кроме того в Судебнике были использованы также законы византийских императоров. Сами авторы, перечисляя в предисловии к Судебнику использованные ими источники, пишут, что в своей работе они опирались также на существовавшие в области торговли традиции и обычаи предков и, даже, на услышанное и увиденное их отцами и дедами [ 2, с. 650-658].В частности, авторы Судебника обратились лишь к тем формам торговли, которые исторически широко были распространены среди армян.

Если сравним Судебник с кодексом Юстиниана, то увидим, что отдельные его статьи взяты без существенных изменений из кодекса Юстиниана. Однако в своей основе Судебник астраханских армян не имеет ничего общего ни с систематизацией Юстиниановых законов, ни с законодательством России. Вместе с тем, отдельные статьи, заимствованные из сборников законов византийских и российских императоров — это следует особо отметить — были так переработаны и приспособлены к социальным условиям армянских переселенцев, что не противоречили их древним национальным обычаям [6].

Данный Судебник делится на три части: первая часть состоит из 23 глав, заключающих в себе 940 статей уголовного и гражданского права, вторая — из 15 глав со 107 статьями, представляющих права судей, статус и служебное положение прокуроров, третья — из 14 глав с 88 статьями, которые касаются судопроизводства. В целом Судебник содержит 1135 статей.

Согласно Судебнику, суд состоял из двух инстанций — верхней и нижней, Нижний, или постоянно действующий суд, состоял из девяти человек, во главе которых стояли три судьи. Судьи избирались раз в год. Обязанности второй судебной инстанции исполнял совет девяти, который действовал на общественных началах. Если, согласно Судебнику, кто-нибудь оставался неудовлетворен приговором Армянского суда, он мог обратиться в Совет девяти. Если последний признавал приговор ошибочным, он отменял этот приговор и штрафовал судей в пользу царской казны. Одним словом, Судебник отражал реальную картину положения как астраханских армян, так и армян Кизляра, Моздока и других местностей. Его исследование дает реальную возможность не только представить структуру судебных органов, но и следить за ходом судебного разбирательства. Анализ Судебника показывает, что астраханский Армянский суд рассматривал все уголовные и гражданские дела армян за исключением тех дел, в которых одну из сторон представлял церковнослужитель, либо русский или лицо какой-либо другой национальности. Суд надзирал также за распределением и взиманием налогов.

Заслуживает внимания то, что согласно Судебнику никто из армян, независимо от его социального положения, не имел права обращаться в другой суд, если его дело не было рассмотрено армянским национальным судом.

Отметим, что из 1135 статей Судебника более 310 относятся к уголовному праву. Преступления, направленные против царя, являются самыми тяжкими. Следующую по степени тяжести группу преступлений составляют те, за совершение которых предусмотрена смертная казнь. В нем перечисляются также разнообразные преступления, направленные против жизни, здоровья, свободы и чести, и предусмотренные относительно них виды наказания, В частности, Судебником астраханских армян предусмотрено семь видов наказания. Самым суровым считалась смертная казнь через повешение, обезглавливание, сожжение и иные способы, а самым мягким — штраф. Заметим, что по сравнению с наказаниями, предусмотренными в армянских судебниках Давида сына Алавика (XI в), Мхитара Гоша (XII в), Смбата Спарапета (XIII в), и др., бросается в глаза суровость наказаний, предусмотренных здесь. В частности, уже о многом говорит само понятие предусмотренного наказания: «Кара — это законная пытка, истязание…» [2, с.645]. Далее Судебник астраханских армян допускает применение физической силы как средства получить признание в совершении преступления. Одним словом, влияние Соборного Уложения 1649г., но и всего законодательства Российской империи налицо.

Большая часть статей посвящена гражданскому, брачно-семейному праву, праву наследования, правовому положению слуг и т.д.

Следует заметить, что в Судебнике закреплены прогрессивные взгляды к брачно — семейным отношениям.Посвященные им статьи касаются вопросов обручения, бракосочетания и расторжения брака, взаимоотношений родителей и детей, имущественного раздела между братьями и других. В частности, при обручении предусмотривается свободное  волеизúявление  сторон, устанавливается приемлемый 17-летний возраст для мужчин и 14-летний для девушек. Вопросы родственных отношений между вступающими в брак Судебник относит к компетенции церкви. После обручения стороны имеют право отказатся от заключения брака. Судебник считает также приемлемым обычай, когда родители обручают своих детей еще в малолетстве, однако с обоюдного согласия сторон.

В Судебнике перечисляются основания как для расторжения брака, так и его правовые последствия (если: лицо совершил преступление против царской власти, убийца, колдун или ведьма, мужеложец или скотоложец, вероотступник и т д.).

Судебник регулирует также вопросы усыновления, опеки и попечительства.

Глава 8-ая первой части астраханского Судебника посвящена завещанию и наследственному праву; в ней указана необходимость и форма составления завещания и порядок наследования имущества умирающего завещателя. Приоритет отдается наследованию не по закону, а по завещанию. При этом не имеют права состовлять завящание немые и глухие от рождения, дышевнобольные, юноши в возрасте до 15-и лет и девушки до 13-и лет, слуги, лица, находящегося в плену, преступники и т. д.

По закону первоочередными наследниками считались дети и их потомки до пятого колена. Вторую очередь наследников состовляли родители, братья, сестры и потомки их братьев — до четвертого колена. Третей очередью считались дедушки и бабушки. Отдельные главы Судебника посвящены вопросу отделения сыновей от родителей, а также братьев друг от друга. Вообще множество вопросов, касающихся семейного права в Судебнике астраханских армян, решаются почти в той же форме, что и в “Судебнике” Мхитара Гоша [2. с. 233-438].

Судебник астраханских армян регламентирует также перчень случаев, при которых родители имеют право лишить своих детеи наследства и наоборот.

Более 50-ти статей Судебника посвещены вопросам покупки и продажи слуг, их обязанностям, взаимоотношениям слуг и господ. Сотни статей касаются долгового права и торговли, формам и законности договоров, порядка дачи в заем, векселях и обязанностях заемщика, поручителях, торговле, формам торговых товариществ и т.д.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Цена статьи

Отдельные главы Судебника посвящены порядку выдачи денег под проценты и формам составления документов, касающихся долговых обязательств, заемных писем и прочих денежных сделок.

Более 200 статей Судебника астраханских армян касаются форм торговли, купечества, коммерческих товариществ и их взаимоотношений,  прав и обязанностей. Представлены все виды купли и продажи, их порядок и принципы и т.д. Важное место в Судебнике отводится договору.

Судебником пользовались армянские суды Астрахани, Кизляра, Моздока и армянский магистрат Нор (Новой) Нахичева­ни. Оригинал текста Судебника сегодня храниться в Матенадаране г. Еревана.

И в заключение в качестве резюме отметим значение Судебника астраханских армян 1765 года и армянских судов. Будучи серьезным вкладом в историю армянского правоведения, они одновременно являются лучшими памятниками армянского права, отражающих вековую дружбу армянского и русского народов. Они ярко показывают, что положение армян, находившихся под владычеством России, было несравненно более благополучным, нежели армян, находившихся под владычеством Османской империи (Турции) и Персии.

    в XIII — ом столетии на земле сегоднешней Астрахани, который является областным центром РФ с более чем 0.5 млн. населением (в самой области — более 1 млн.) стоял торговый город Сарай-Бату — столица Золотой орды. В татарских источниках город упоминается под назвабием Хаштархан, или Хаджи-Тархан. В 1556 году царь Иван Грозный присоединил к рубежам русского государства Нижнее Поволжье и столицу Астраханского царства. В 1558 году поднялся на левом берегу Волги деревянный кремль, от которого взял свое начало современный город Астрахань.

Стратегические интересы России в свое время потребовали строительство Астраханского Каменного кремля — выдающегося памятника русской архитектуры и фортификации XVI века, Успенского собора- каменного шедевра духовного укрепления русского государства (конец XVII в. — иачалоХVIII в.), Троицкого и других храмов (конец XVII в. и других веков).

Одним словом, после присоединения города Астрахани к России, он превращается в крупный торговый, военно-стратегический и научный центр на юго-востоке, посредством которого Россия осуществляет связь с Кавказом, Закавказьем, Ираном и Средней Азией. Заметим, что сам Петр Первый сильно повлиял на обустройства города, сделав его в 1717 году центром Астраханской губерни.

В истории город Астрахань известен также восстаниями стрельцов и жителей армян.

Список литературы:

Авакян Р.О. Сокровищница  армянской правовой мысли в 2-х томах.-Ер., 2001- 2002. Т.1. — 672с.; Т.2.- 672с. (на арм. яз.).
Авакян Р.О. Памятники армянского права.- Ер., 2000.-1019 с., илл.
Акты армянского суда г. Каменец-Подольского (XVIв.) / Подготовка текста В. П. Григоряна.- Ер.: АН Арм. ССР, 1963.- 440 с. (на арм. яз.).
Армянская книга канонов в 2-х т. / Пред., научно-критический текст и прим. В. Акопяна.- Ер.: АН Арм. ССР, 1964.- 951 с. (на арм. яз.).
Документы на половецком языке XVI века (Судебные акты Каменец-Подольской армянской общины) / Транскрипция, перевод,, словарь и предисл. Грунина Т.И. / Под ред. Э.В. Севотяна. Вступительная статья Я. Р. Дашкевича.- М.: “Наука”, 1967.
Институции Юстианина / Пер. с латинского Расснера Д. Под. ред. Л. Л. Кофанова, В.А. Томсинова.- М.: “Зерцало”, 1998.- 400 с.
Мхитар Гош. Судебник (на кыпчакском яз. с армянскими буквами) / Пер. с латинской / / Рукопись N 1916 Оссолинской библиотеки.
Хачатрян В.А. Административно-правовое положение астраханских армянов второй половине ХIII в. // “Известия” АН Арм. ССР,1963. — N 12.
Юхт А. Правовое положение астраханских армян в первой половине XVIIIв. / / “Известия” АН Арм. ССР, 1960.- N 12.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

516

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке