Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Свияжск как плацдарм историко-культурной интеграции различных этносов республики татарстан»

Республика Татарстан обладает бесценным культурным достоянием, создававшимся усилиями разных народов на протяжении многих столетий. Оно воплотило в себе черты и особенности тюрского, славянского, финно-угорского мира, духовную силу христианства, ислама и других традиционных религий. Издавна народы республики неразрывно «связаны» между собой, воспеты в преданиях и легендах.

Помощь в написании статьи

Ещё в конце февраля 1550 г. Иван IV, возвращаясь из очередного похода московских полков на Казань для взятия города, остановился в устье реки Свияга, облюбовал Круглую гору под будущий город Свияжск. Вернувшись в Москву, он дал выдающемуся русскому инженеру-строителю дьяку Выродкову И.Г. распоряжение о заготовке в Угличском уезде лесоматериалов для возведения города Свияжска.

История острова Свияжск ведёт начало с 1551 г. В середине мая 1551 г. русская флотилия подошла под Казань, чтобы не позволить татарскому войску помешать строительству города-крепости в устье Свияги. Войска, направленные из Нижнего Новгорода, с Мещёры и Вятки, блокировали переводы на Волге, Каме и Вятке – все дальние подступы к Казани, чтобы парализовать её активные действия [2].

24 мая 1551 г. стрельцы, возглавляемые касимовским ханом Шах-Али и воеводами, высадились в устье Свияги, выгрузили привезённые из Угличского уезда лесоматериалы (их хватило только на половину города, остальной материал стали заготавливать на месте) и начали строить на Круглой горе город-крепость Свияжск – мощный плацдарм для наступления на Казань и военно-продовольственную базу. Строительством руководил Выродков И.Г.

Летом 1551 г. в состав России (Русского государства) вошли горные люди (чувашский народ, горные марийцы, восточная мордва) и правобережные татары. В истории это является наиболее ярким примером объединения нерусского народа с русским. Объединение произошло в результате сочетания классовой борьбы народного крестьянства против военно-феодального гнёта казанских ханов и национально-освободительного движения чувашского, марийского и мордовского народа с борьбой Русского государства за ликвидацию своего грозного соседа – Казанского ханства.

Хан Шах-Али, хотя и вёл двуличную политику в отношении Москвы, восстановил против себя большинство казанских феодалов и в марте 1552 г. вынужден был покинуть Казань. Провалилась также попытка московского правительства присоединить всё Казанское ханство мирным способом – путём назначения в Казань русского наместника. Ханом был провозглашен астраханский хан Едигер. Казань начала направлять на Горную сторону войска, намереваясь отторгнуть ее от России. Вначале горные люди разгромили отряд казанцев и привели к русским воеводам двух захваченных татарских князей. В это время в гарнизоне Свияжска свирепствовали цинга, эпидемии, пошатнулась воинская дисциплина. Русские полки не могли принимать активного участия в борьбе против казанских войск, вторгавшихся на Горную сторону. Население между Свиягой и Волгой вышло из подчинения Свияжску. Лишь к июню свияжским воеводам удалось восстановить положение и в этом районе. Массы чувашей, горных марийцев и восточной мордвы не поддались давлению Казанского ханства, остались верными Русскому государству [2].

После многочисленных неудач с попыткой мирного включения Казанского ханства в состав России московское правительство, очень заинтересованное в разгроме ханства, приступило к организации нового военного похода против Казани. Этому походу благоприятствовало и международное положение Русского государства и изоляция Казанского ханства от Крымского, Астраханского ханств и ногайских орд. В июне 1552 г. 150-тясячная армия (со 150 орудиями), возглавляемая Иваном IV, выступила в поход. Крымский хан Девлет-Гирей, с целью сорвать поход русских на Казань, направил на Москву 7-ми тысячное войско с пушками. Крымцы осадили Тулу. Часть русского войска, предводительствуемая Иваном IV, который вместе с воеводами разработал план продвижения войск к Свияжску двумя колоннами. Основные силы во главе с царём направились через города Владимир и Муром. Часть войска пошла через Рязань и Мещёру, чтобы в случае нападения крымских, астраханских и ногайских татар заслонить силы войск.

Русская армия продвигалась к Свияжску по местности, являвшейся в то время «диким полем». 15-й от Мурома стан русских войск был устроен на реке Кивате (ныне р. Барыш), 16-й – на реке Якле (ныне р. Бол. Якла), 17-й – на реке Чивлы (ныне р. Цильна), 18-й – на реке Карле, 19-й – на реке Буле, 20-й – на реке Бии, 21-й – на Итяковом поле (ныне с. Утяково Зеленодольского р-на РТ). 13 августа 1552 г. войска прибыли в г. Свияжск и до 18-го числа (до подступления к Казани и её осады) находились на правом берегу Волги.

Как написано во многих чувашских и марийских исторических преданиях, во время продвижения русских войск по западным рубежам Казанского ханства, горные люди указывали и прокладывали им дорогу, помогали строить переправы и мосты на реках, снабжали продовольствием и питьём, а в качестве награды царь Иван Грозный дарил и жаловал преданным ему воинам большие угодья земли (десятки и сотни десятин земли) с правом потомственного владения и продажи земель, на которых разрешалось строить постоянные и временные жилища, деревни, сёла, сеять поля, разводить скот, охотиться, использовать лес, водоёмы, а иногда (за особые личные заслуги) вручал дарственные грамоты, награждал специальными званиями, освобождал от платежа податей и повинностей и давал право ставить селения там, где понравится. Таких селений, по историческим и топонимическим преданиям, упоминается немалое количество. Например, село Карамышево, деревни Байдеряково, Кинер, Мурзаево, Аюткино, Анаткасы, Бол. Яльчики, Ялаур. Иван Грозный пожаловал земли, вошедшие позднее в состав Тетюшского, Буинского, Лаишевского и Чистопольского уездов Казанской губернии [2].

После взятия Казани 2 октября 1552 г. и падения Казанского ханства, присоединения Среднего Поволжья к России, многие русские, мари, мордва и чуваши, пребывавшие на территории ханства или находящиеся у казанских ханов в заточении, не стали возвращаться в центральные районы России и остались в татарских селениях. Крестьянское население жило «и с татарою, и с чувашею», вместе и пахали свои пашни «не в разделе с татарскими и чувашкими пашнями, смесь по полосам», — сообщает писцовая книга (книга переписи земель, поселений и населения в фискальных целях) Свияжского уезда, относящаяся к 60-м годам 16 в. [3]. Началось освоение новых земельных пространств в бывшем «диком поле», особое внимание уделяя топографическому положению местности и земледельческому освоению лесостепи. Поселения располагались на выступах коренных склонов и высоких речных террас при слиянии рек, на высоких склонах и разделяющих их узких водоразделах (Алатырь, Тетюши, Чебоксары), на излучинах рек (Царевококшайск, Горбатов) и носили, в основном, оборонные и сторожевые функции для защиты местного населения от вражеских и разбойнических нападений кочевых народов. В этих же целях силами местного населения были сооружены укрепительные линии (засечные черты) вдоль рек и через крепости, остроги и заставы [1, 2].

Заселение новых земельных пространств и территории шло поэтапно. Пришлое и местное население получило возможность вернуться на прежние свои, обжитые дедами земли, вынужденно покинутые в 13-14 вв., заново осваивать эти земельные площади. Во второй половине 16 в. во время колонизации и освоения обширнейших и плодородных земель на территории современного Татарстана возникли сотни новых деревень и сёл, которые расширили территории своего расселения и способствовали распространению и перениманию различных земледельческих, агротехнических, приёмов, ремёсел и промыслов, навыков в строительном деле, некоторых обычаев и традиций. Происходило втягивание населения в систему общего расселения республики в рамках единого исторического государства, на протяжении столетий развивалась сложная этническая и религиозная мозаика и взаимообогощающий культурный симбиоз населяющих её народов, с собственной корневой традицией, выработанной межэтнической и социальной толерантностью, а также культурно-историческими, религиозными и социально-бытовыми особенностями. Эти особенности являются результатом многовековой истории развития каждого народа во взаимосвязи с природой и говорят о высокой степени историко-культурной интеграции различных этносов данного региона в местах его компактного проживания в сходных ландшафтных и геоморфологических условиях.

Тесное соседство с другими народами, культурами привело к взаимопроникновению культур, материальной, духовной, а также к смешениям народов через межнациональные браки. Проживание на одной территории наложило свой отпечаток на формы хозяйствования, на поселения и жилища, на праздники и обряды, культурные традиции разных народов, но в целом ими были сохранены свои особенности и самобытность.

Настолько интересна история и уникальны памятники Свияжска, настолько же велики проблемы его сегодняшнего состояния. Сегодня остров-град Свияжск входит в федеральный и республиканский проект «Возрождение». Данный проект является ярким свидетельством духовной зрелости республики, проявившейся в росте благотворительности. На призыв Первого Президента Татарстана М.Ш. Шаймиева о поддержке в восстановлении острова-града Свияжска (параллельно с древним городом Болгар) откликнулись крупные промышленные и сельскохозяйственные предприятия и частные инвесторы республики. К сожалению, из древних соборов и монастырских построек 16 в. сохранилось далеко не всё, но всё же можно увидеть уникальную деревянную Троицкую церковь, удивительные росписи Успенского собора, созданные руками выдающихся мастеров того времени. Значительный интерес представляют и другие храмовые ансамбли, например, церковь Святого Сергия Радонежского, построенная при правлении Бориса Годунова. Все православные храмы острова нуждаются в полном комплексе ремонтно-реставрационных работ, и они сегодня проводятся. Возрождаемые исторические и культурные памятники Свияжска должны стать центрами духовного притяжения людей разных религий и верований.

Летом 2011 г. острову-граду Свияжску исполняется 460 лет. Это богатство, благодаря которому жители Татарстана по праву гордятся, бережно относятся к культурному наследию своей страны, и благодаря которому о нашей республике знают во всём мире.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Цена статьи

Список литературы:

Дедков А.П., Зорин Н.В., Колина И.В. Геоморфологическая позиция городов Среднего Поволжья и её геоэкологическое значение / А.П. Дедков, Н.В. Зорин, И.В. Колина // Геоэкологические проблемы устойчивого развития городской среды. – Воронеж, 1996. – С. 54-56.
Димитриев В.Д. Навеки с русским народом / В.Д. Димитриев. – Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1976. – 80 с.
Список с писцовой и межевой книги города Свияжска и уезда (1565 – 1567 гг.). – Казань, 1909. – С. 106-108.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

451

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке