Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Тенденции символизма в художественном творчестве К.С. Петрова-Водкина»

Несмотря на явную самобытность теоретико-философских взглядов Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина (1878—1939), в 1900-е гг. символизм оказал значительное влияние на формирование мировоззрения этого русского художника. Можно с уверенностью заключить, что вся художественная картина мира Петрова-Водкина и в дальнейшем базировалась на основе данного художественного направления.

Помощь в написании статьи

Ю.А. Русаков называет Петрова-Водкина «человеком философского склада ума, склонного в единичном видеть проявление общих закономерностей и связей, настойчиво искавшего и самостоятельно формулировавшего ответы на сложнейшие вопросы мироздания» [6, c. 74]. Подлинную духовную ценность искусства Петрова-Водкина Ю.А. Русаков видит в умении художника оставаться «на высотах больших философских обобщений» и «всегда давать свое истолкование большой человеческой проблемы» [11, c. 4]. Д.В. Сарабьянов отмечает в картинах Петрова-Водкина наличие литературной основы и хорошо выраженного сюжета. По мнению исследователя, Петров-Водкин оставался приверженцем символистского художественного мышления в течение всей жизни и, подобно Врубелю, «наделял символическим смыслом и саму живопись со всеми ее компонентами — рисунком, композицией, цветом» [13, c. 155]. По справедливому замечанию Н.Л. Адаскиной, символический подтекст произведений Петрова-Водкина менялся на протяжении его творческого пути; символ постепенно становился «средством передачи поэтического ощущения сопричастности, взаимосвязанности в гармоническом целом всех явлений и форм природы, включая и человека» [1, c. 283]. «Не тайна, существующая вне этой формы, но ее собственная «тайна», ее внутренний смысл начинал интересовать художника» [1, c. 284], — отмечает исследовательница. По мнению А.А. Русаковой, Петров-Водкин не отличался эмоциональностью и богемностью, однако был доморощенным мыслителем «рационального склада, чрезвычайно уважающим науку» [12, c. 275]. Исследовательница полагает, что, избавившись во время своей двухлетней поездки в Париж (1906—1908) от влияния творческих принципов В. Серова и европейского модерна «с известной оглядкой на Врубеля», Петров-Водкин решился «выразить обуревающие его, еще достаточно сбивчивые представления о мире и человеке» [12, c. 281]. Так были созданы проникнутые влиянием символизма западного толка картины «Элегия» (1906), «Колдуньи» (1907) и «Берег» (1908). В этом ряду стоит также отметить начатую, но не завершенную и, скорее всего, уничтоженную автором картину «Зверодух», которую он называл в одном из писем матери «поэмой человека, мучающегося на земле между телом, делающим его скотом, и прекрасной душой, поднимающей его до Бога» [10, c. 89]. В данной аллегории Петров-Водкин видел метафору «ужаса человека, висящего над пропастью» [10, c. 89], что вполне соответствовало религиозно-философским умонастроениям того времени.

Л.В. Мочалов называет Петрова-Водкина тяжелодумом, а также строителем и архитектором живописи. По мнению исследователя, с символистами художника сближали «характер творческого мышления с ориентацией на ценности мира внутреннего, а не внешнего, и отвлеченность от идеалов» [8, c. 316]. Л.В. Мочалов отмечает также способность Петрова-Водкина, создавать различные теории, не создавая при этом никаких новых «измов». По справедливому замечанию С.С. Степановой, для Петрова-Водкина была характерна мифологичность восприятия, которая требовала не отражения, а интерпретации предмета в искусстве. Исследовательница подчеркивает, что, «стремясь раскрыть перед зрителем символичность той реальности, которая служила основой замысла, Петров-Водкин никогда не отказывался от природной материальности предметных форм» [15].

По мнению А.А. Русаковой, стремление художника постичь философские идеи символизма, а также наличие философского склада ума побудили его в молодости заняться не только живописью, но и литературным творчеством. В частности, в период 1900-х годов Петровым-Водкиным было написано несколько символистских пьес, выдающих сильное воздействие Метерлинка. Одна их них — «Жертвенные» — была даже поставлена в 1906 году в Передвижном театре П. Гайдебурова.

Герои данной пьесы — художники. По словам самого Петрова-Водкина, это «пьеса из быта живописцев, утверждающая „искусство во что бы то ни стало”» [9, c. 431]. В основе фабулы этого произведения лежат размышления героев о смысле жизни, красоте, творчестве. Один из критиков охарактеризовал сюжет данной пьесы как «утрировку в области „сверхнастроений“ и „сверхсимволистики”», отмечая при этом, что «на сцене лица, речи и положения — почти сплошь „с вывертами“ психологическими и моральными» [5, c. 4]. Излишняя усложненность пьесы, по мнению автора статьи, оставляла публику в недоумении. Другой критик, отмечая уязвимые места данного произведения, утверждал, что «огромность задачи подавила автора, он как бы нечаянно зацепил ряд соседних с своей задач и загромоздил ими главное» [4, c. 3].

Согласно сюжету пьесы, художник Ивлев испытывает на себе влияние философа Орнина, в котором угадывается прототип В.С. Соловьева (на это намекает даже грим актера), однако, будучи не в силах применить его чистую аскетическую философию к жизни, остается одинок в своих исканиях и кончает жизнь самоубийством. Стоит, однако, заметить, что сам Петров-Водкин остался доволен постановкой пьесы. В одном из писем матери из Франции в 1906 году он писал: «”Жертвенные” ездят теперь по России, сейчас они, кажется, в Томске — смотрят, говорят, с интересом — хотя для средней публики ее, кажется, трудно понять, но это еще приятнее — пусть подтягиваются, развиваются» [10, c. 85]. Можно сделать вывод о том, что молодой Петров-Водкин видел задачу художника не столько в следовании «придуманным» отвлеченным идеалам и «свободной от земных пут высоте раскрепощенного духа» [4, c. 3], сколько в совершенствовании его творческих навыков, применяемых в реальном мире. Пробивший себе усердным трудом из низов дорогу к успеху, художник определенно симпатизировал фигуре Сальери, а не Моцарта. Позже в своем докладе «Живопись как ремесло» (1910) он призывал художника быть ремесленником, то есть «быть живописцем, умеющим цветом и формой зачерчивать явления бытия, чтобы они через цвет и форму стали доступны всем людям» [7, c. 446]. Надо сказать, Петров-Водкин очень серьезно относился к задачам художника. В частности, творческий процесс в одном из писем своему приятелю Л.А. Радищеву он характеризовал как «борьбу с Господом Богом за обладание истиной» [10, c. 132]. Поэтому не удивительно, что на протяжении всего своего творческого пути художник упорно отвергал формулировку: «искусство ради искусства».

Еще одной пьесой Петрова-Водкина, на которой хотелось бы остановить внимание, является «Звенящий остров», первый вариант которой был закончен им в 1903 году. В дальнейшем автор часто возвращался к работе над этой пьесой вплоть до 1918 года, а в 1908 году рассматривалась возможность постановки ее, переведенной на французский язык, в одном из парижских театров. К сожалению, «Звенящий остров» так и не был поставлен на сцене или опубликован. В пьесе особенно чувствуется влияние писателя-символиста Метерлинка.

Примечательно, что сам Петров-Водкин характеризовал жанр своего произведения как «драматическую поэму» [9, c. 431]. В основе сюжета данной пьесы лежит поиск героями идеала, некоего Звенящего острова, влекущего путников к себе и оберегаемого морем, настроенным по отношению к ним недоброжелательно. Спутница героев-мужчин Венисса являет собой символ, олицетворяет ту самую мечту, тот самый идеал, к достижению которого стремятся искатели. Е.Н. Селизарова охарактеризовала море в данной пьесе как «одушевленное существо, вокруг которого происходят события» [14, c. 58]. По словам исследовательницы, оно наделено персонифицирующими качествами: море полно неожиданностей, коварно, обманчиво равнодушно. В данном случае море может быть трактовано как космос, иной, трансцендентный мир, доступный художнику, в котором он стремится обрести свой идеал. Здесь можно вспомнить о том, что русский символизм представлялся его последователям способом превращения хаоса в космос. Н.А. Бердяев в связи с этим даже высказывался о том, что «мироощущение поэтов-символистов стояло под знаком космоса, а не Логоса» [2, c. 718].

Среди персонажей данной пьесы интересен один из путников, терзаемый противоречиями, — Эгитаф. Ему суждено делать выбор: остаться на суше с любимой девушкой или продолжить путь вместе со своими товарищами в поисках таинственного острова. Согласно Е.Н. Селизаровой, в первых вариантах пьесы Эгитаф остается на земле, находя обретенную им любовь Оллы столь же неожиданной и прекрасной, как тот Звенящий остров; в некоторых других вариантах герой бросается вслед отплывающему кораблю и погибает в море [14, c. 57]. В 1918 году Петров-Водкин снова обратился к «Звенящему острову» и переработал текст пьесы. Среди главных действующих лиц появился Ихан, полюбивший женщину-идеал Вениссу, но не сумевший удержать ее и погибший в море.

В связи с концепцией данных пьес хотелось бы отметить аспект, нашедший свое отражение как в вышеупомянутых литературных произведениях Петрова-Водкина, так и в его художественном творчестве в целом. Этот аспект касается функции женских образов. В отношении к представительницам «слабого пола» Петров-Водкин разделял популярную в то время идею вечной женственности. Так, например, Н.А. Бердяев называл вечную женственность «своеобразной качественностью женской природы» [3, c. 577]. По мнению философа, рационалистичная мужская культура «слишком далеко ушла от непосредственных тайн космической жизни, и возвращается к ним она через женщину», поскольку «женщина более связана с душой мира, с первичными стихиями» [3, c. 576].

Так, в пьесе «Жертвенные» героями-носителями действия у Петрова-Водкина являются мужчины-художники, в то время как два женских образа представлены натурщицами. Они являются не субъектами творческого процесса, но его объектами, своеобразными инструментами в руках мастеров. Их личная драма заключается не в сложности выбора того или иного пути, но в отсутствии проявления внимания и взаимной любви со стороны их возлюбленных. В «Звенящем острове» Венисса открыто символизирует собой мечту, идеал, к которому стремятся герои-мужчины. Недостижимый для них, этот идеал все же дает героям силы бороться с коварством моря. Олла же, любовь которой предпочитает Эгитаф идеалу Звенящего острова, удерживает его в реальном мире, на суше. Таким образом, воплощенная мечта перестает быть мечтой и идеалом, ведущим художника. И в этом Петров-Водкин видел серьезную проблему для творческой реализации мужчины, на что указывает неоднократное обращение Петрова-Водкина к характеристике данного персонажа и варьирование сделанного им выбора между реальным и идеальным мирами.

В еще одной пьесе Петрова-Водкина, не опубликованной и не получившей широкой известности — «Сны жемчужины» — созданной им вслед за «Звенящим островом», женщина, являющая собой идеал красоты, умирает, а затем «воскресает» (фактически просыпается от летаргического сна) и тем самым, по словам Петрова-Водкина, вдохновляет влюбленных в нее мужчин на творчество и созидательную деятельность: «доктор посвящает себя изучению умерших, чтоб найти способ восстановления разрушенной ткани, а художник пишет замечательную картину, которая переиначит мир» [9, c. 443]. Олицетворение идеала и вечной женственности женские образы представляют собой и во многих живописных работах художника.

Таким образом, следует подчеркнуть, что на раннем этапе творческой деятельности, в 1900-е годы Петров-Водкин пребывал под непосредственным влиянием символистских идей, развивая их не только в своих живописных произведениях, но и в литературных. Однако и в последующие годы, формируя собственную художественную манеру и стиль, художник продолжал наделять теми или иными символическими смыслами свои живописные произведения.

Список литературы:

1. Адаскина Н.Л. Педагогическая система К.С. Петрова-Водкина // Очерки по русскому и советскому искусству. — Л.: «Художник РСФСР», 1974.-С. 280—307.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Цена статьи

2. Бердяев Н. Русская идея. — М.: Эксмо; СПб.: Мидгард, 2005.-832 с.

3. Бердяев Н.А. Смысл творчества: Опыт оправдания человека / Н.А. Бердяев. — М.: ООО «Издательство АСТ»; Харьков: «Фолио», 2004.-678 с.

4. Вас-ий Л. Театр и музыка. Новые пьесы // Речь, 1906, 28 марта (10 апреля).-С. 3.

5. «Жертвенные» Петрова-Водкина // Слово, 1906, 28 марта (10 апреля).-С. 4.

6. Кузьма Петров-Водкин. Живопись. Графика. Театрально-декорационное искусство. [Альбом] / Авт. текста и илл. ряда Ю.А. Русаков; сост., автор кат. и летописи жизни и творчества К.С. Петрова-Водкина Н.А. Барабанова. — Л.: «Аврора», 1986.-300 с.

7. Мастера искусства об искусстве / Под ред. А.А. Федорова-Давыдова и Г.А. Недошивина. М.: «Искусство», 1970. Т.7.-454 с.

8. Мочалов Л.В. Пространство мира и пространство картины. — М.: «Советский художник», 1983.-376 с.

9. Петров-Водкин К. Хлыновск. Пространство Эвклида. Самаркандия / Вст. ст., подг. текста и коммент. Ю.А. Русакова. — Л.: «Искусство», 1970.-631 с.

10. Петров-Водкин К.С. Письма. Статьи. Выступления. Документы / Сост. Е.Н. Селизарова. — М.: «Советский художник», 1991.-384 с.

11. Русаков Ю.А. Петров-Водкин и его автобиографическая проза // Петров-Водкин К.С. Хлыновск. Пространство Эвклида. Самаркандия / Вст. ст., подг. текста и прим. Ю.А. Русакова. — 2-е изд., доп. — Л.: «Искусство», 1982.-С. 3—38.

12. Русакова А.А. Символизм в русской живописи. — М.: «Белый город», [2003].-328 с.

13. Сарабьянов Д. История русского искусства конца XIX — начала ХХ века. — М.: «Галарт», 2001.-304 с.

14. Селизарова Е.Н. Петров-Водкин в Петербурге — Петрограде — Ленинграде. — Спб.: «Лениздат», 1993.-205 с.

15. Степанова С.С. Кузьма Петров-Водкин и Александр Иванов: проблема органичной формы // VI Научная конференция «К.С. Петров-Водкин: от мизансцены Хвалынска к планетарному масштабу» [Электронный ресурс] URL: http://www.radmuseumart.ru/project/index.asp?page_type=1&id_header=3444 (Дата обращения: 25.03.2011).

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

747

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке