Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Тренировочные задания направленного воздействия в физическом воспитании студенческой молодежи»

Физическое воспитание студентов — неотъемлемая часть учебно­го и воспитательного процессов любого из вузов. Однако профессио­нальная направленность педагогического процесса каждого образова­тельного учреждения имеет свою специфику. Это, естественно, касается и обучение студентов технических специальностей.

Помощь в написании статьи

Задача преподавателя — помочь студенту стойкие мотивы к занятиям, привить им потребность постоянной работы над собой, а так же умение постоянно анализировать свои действия. При этом важно соблюдать баланс возможностей студента с его потребностями.

Приоритетными задачами физического воспитания студенческой молодежи является направленность учебно-тренировочных занятий на сохранение и коррекцию здоровья, повышение функциональной и двигательной подготовленности, формирование здорового образа жизни [3, с. 218].

В этой связи возникает необходимость совершенствования про­цесса физического воспитания на основе применения эффективных форм и методов организации учебно-тренировочных занятий студен­тов вуза, направленных на улучшение их физического состояния. Разработка наиболее эффективных средств во многом зависит от нали­чия объективной информации о состоянии физического здоровья и функционального состояния студентов, благодаря которым можно определять и корректировать средства и методы педагогического воз­действия на занимающихся [4, с. 224].

Известно, что наиболее эффективным для развития двигатель­ного потенциала и укрепления здоровья студенческой молодежи является применение в процессе физического воспитания средств спортивной тренировки, а легкая атлетика обладает наиболее объемным арсеналом средств для направленной физической подготовки занимающихся.

Анализ научно-методической литературы показал, что имею­щиеся рекомендации по совершенствованию физических качеств у студентов имеют противоречивый характер. Методика физического воспитания в вузе, как правило, не учитывает индивидуальный уро­вень развития двигательных качеств, а так же специфику учебно-тру­довой деятельности студентов [5, с. 112].

Передовая практика и незначительное количество эксперимен­тальных работ доказывают, что эффективность физического воспи­тания реализуется главным образом через совершенствование в орга­низме человека механизмов адаптации к двигательным нагрузкам. Известно, что существенно повысить эффективность физического вос­питания возможно при специфическом влиянии средств и возрастании степени адаптации организма занимающихся к физическим нагрузкам, обусловленным характером и объемом физических упражнений.

Физическое воспитание характеризуется определенными качест­венными и количественными показателями тренирующего воздейст­вия физических упражнений. Таким образом, только в результате физической тренировки в организме развивается совокупность измене­ний, способствующих развертыванию механизма общей адаптации, направленной, в частности, на энергетическое и пластическое обеспе­чение специфических гомеостатических реакций, перестройку различных органов и систем, расширение их функциональных возмож­ностей, совершенствование регулярных механизмов [5, с. 112].

Это имеет важное значение для поддержания здоровья, повыше­ния работоспособности, сопротивляемости организма к действию различных вредных факторов.

Достичь необходимого оздоровительного эффекта при занятиях физическими упражнениями можно лишь при тренирующем воздейст­вии двигательных нагрузок с соблюдением основных принципов физического воспитания: систематичности (последовательность, регу­лярность нагрузок), постепенности (постепенное повышение нагрузок, обеспечивающее развитие функциональных возможностей), академич­ности (индивидуализация нагрузки).

С учетом направленности учебно-тренировочного процесса интерес представляет проблема разработки конкретных средств физи­ческой подготовки, изложенных не в традиционном виде отдельных физических упражнений, а в новой, более прогрессивной организа­ционно-методической форме представления содержания тренировоч­ного процесса — стандартных тренировочных заданий.

Тренировочное задание — назначенное для тренировки упраж­нение со всеми возможными условиями го выполнения и разного рода установками, формируемыми у занимающихся [2, с. 25—27]. Значение задания определяется в зависимости от его места в ряду других заданий, а их организация во времени предопределяет целостность занятия.

Целью данного исследования являлась разработка рационального содержания и методики построения тренировочных заданий для повышения оздоровительной эффективности учебных занятий по физической культуре в условиях технического вуза.

Достижения поставленной цели исследования осуществлялось путем последовательного решения следующих основных задач:

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Цена статьи

· определить содержание и направленность процесса физического воспитания;

· выявить влияние занятий по разработанной методике на физическую подготовку студентов.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы:

1. Изучение и анализ литературных источников;

2. Педагогические наблюдения;

3. Метод педагогического тестирования;

4. Педагогический эксперимент;

5. Методы математической статистики.

Для определения состояния здоровья, уровня физической подготовленности и построения наиболее подходящей модели занятий физической культурой в сентябре 2010 года нами был определен уровень физической подготовленности студентов, обучающихся на первом курсе Сургутского института нефти и газа.

В качестве критериев оценки качества и результативности учебно-тренировочных занятий по легкой атлетике применялись контрольно-зачетные нормативы, которые предусматривают объектив­ный и дифференцированный учет конкретных показателей физической подготовленности (легкоатлетической направленности) студентов, а также результатов их учебно-тренировочной деятельности.

С целью изучения текущего состояния физической подготовлен­ности студентов и выявления динамики показателей, характеризую­щих ее, тестирование проводится два раза в год: один раз в осеннем и один раз — в весеннем семестрах.

Обязательными контрольно — зачетными нормативами, т. е. (тес­тами) по легкой атлетике для студентов первого курса являются:

· бег на 100 метров (юноши и девушки);

· бег на 500 метров (девушки);

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Цена статьи

· бег на 1000 метров (юноши);

· прыжок в длину с места (юноши и девушки);

· 10-минутный непрерывный бег (юноши  и девушки).

Повышение эффективности процесса физического воспитания следует искать не в прямом увеличении объемов нагрузки, а в оптими­зации процесса тренировки за счет качественно новой организации занятий. На основании индивидуальных показателей физической под­готовленности юношей и девушек нами были подобраны оптимальные физические нагрузки, средства и методы физического воспитания.

Учебный процесс осуществляется по унифицированной програм­ме на основе применения специально разработанных и каталогизиро­ванных стандартных тренировочных заданий с преимущественной направленностью на воспитание основных физических качеств, а важнейшим методическим приемом является вариативный подход к применению.

В практике физического воспитания распространен метод вариа­тивного упражнения, нагрузка в котором постоянно меняется в сторо­ну увеличения или уменьшения. Варьируемой величиной может быть скорость передвижения, темп выполнения и другие. В определенных случаях варьируются координационные связи между отдельными движениями или целостные формы выполнения действий [6, с. 304].

Л. П. Матвеев подчеркивал, что наряду с повторяемостью отдельных упражнений, чередование их выполнения, последователь­ности занятий для совершенствования центральных механизмов в нервно-моторной координации, подвижности регуляторных функций и увеличение диапазона целесообразных вариаций имеет большое значе­ние вариативность тренировочной нагрузки, то есть широкое видоиз­менение упражнений и условий их выполнения, динамичность нагру­зок и разнообразие методов их применения, обновление формы и содержания [6, с. 304]. Этот способ эффективен тогда, когда нежела­тельно образование косного стереотипа двигательного навыка для уве­личения диапазона целесообразных вариаций.

Стандартизация разработанных и составленных в каталог тренировочных заданий в виде комплексов специально-подготовитель­ных упражнений с преимущественной направленностью на воспитание основных двигательных качеств будет способствовать более целенап­равленному их развитию и становлению рациональной техники. Вместе с тем, используя целевые установки на варьирование отдель­ных компонентов тренировочного задания, преподаватель имеет воз­можность дифференцировать нагрузку с учетом индивидуальных воз­можностей и текущего состояния занимающегося в условиях каждого учебно-тренировочного занятия.

Применение тренировочных заданий методом вариативного упражнения позволяет снизить монотонность, увеличить диапазон це­лесообразных вариаций основного двигательного действия, создать ус­ловия к оптимальному соотношению повторяемости и вариативности.

Первоначально были изучены упражнения и предлагаемые в ли­тературных источниках комплексы упражнений, из которых для даль­нейшей экспериментальной проверки на базе предварительно отоб­ранных 450 упражнений были составлены комплексы упражнений.

При апробации в условиях занятий определялась продолжи­тельность выполнения каждого упражнения в отдельности и всего комплекса в целом, дозировка и количество повторений, длительность интервалов отдыха, качество выполнения упражнений, отношение студентов к работе и их самочувствие [1, с. 123-126]. Учитывались организационные особенности реализации предложенных комплексов, их преимущественная направленность на воспитание основных физических качеств.

Была использована обязательная форма физического воспитания — учебно-тренировочное занятие, имеющее традиционную структуру и проводимое с учетом требований, предъявляемых к урочной форме.

В целях изучения динамики физического состояния занимающих­ся в конце учебного года (май 2011 г.) контрольные нормативы были приняты повторно. Анализ изменений средних показателей юношей и девушек по контрольным нормативам в течение учебного года пока­зал, что у обследуемых студентов произошла положительная динамика роста показателей физической подготовленности.

Таким образом, на основании полученных данных можно сделать вывод о том, что оптимизация процесса физического воспитания на основании уровня физической подготовленности студентов способст­вует более эффективному решению задач по улучшению здоровья, раз­витию физических и функциональных возможностей молодежи, а также содействует совершенствованию работы в ходе физкультурно-спортивной деятельности в вузе.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Заказать статью

Выводы:

1.Теоретический анализ специальной научно-методической литературы и полученные собственные данные подтверждают, что приоритетному использованию инновационных и рациональных средств, форм и методов физического воспитания студентов техни­ческих специальностей не уделяется необходимого внимания. Это существенно ограничивает количество их двигательной и физической подготовленности для достижения профессионального мастерства, формирования и реализации основ здорового образа жизни, укреп­ления и сохранения здоровья и высокой работоспособности.

2.Определена принципиальная методическая последователь­ность разработки структуры отдельного тренировочного задания, кото­рая складывается из ряда последовательных операций, включающих отбор тренировочных средств, адекватных физической подготовлен­ности студентов, коррекцию условий выполнения отобранных упраж­нений и расположение их в такой последовательности, которая обеспе­чивала бы постепенное нарастание сдвигов в физической подготовке.

Список литературы:

1.        Борминовский В. А. Построение учебного процесса по физической культуре на основе применения тренировочных заданий направленного действия: сборник трудов. М.: РГАФК, 2000. 123-126 с.

2.        Васильев Л. А. Вариативный метод тренировки // Теория и практика физической культуры. 1972. № 11. 25-27 с.

3.        Виленский М. Я. Физическая культура и здоровый образ жизни студента: учеб. пособие. М.: Издательство Гардарики. 2007. 218 с.

4.        Григорьев Н. К. Физическая культура: учеб. пособие. М.: Высшая школа. 2008. 224 с.

5.        Желобкович М. П. Дифференцированный и индивидуальный подходы к построению и организации физического воспитания студенческой молодежи: учеб. пособие. Минск. Вышейша школа. 1997. 112 с.

6.        Матвеев Л. П. Теория и методика физического воспитания: учеб. пособие. М.: Высшая школа. 1976. 304 с.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

515

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке