Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Выбор места строительства промышленных установок термического крекинга в СССР в 1920—1930-е годы»

При ожидавшемся в 1930-е годы значительном развитии крекинга в СССР чрезвычайно важное значение имел вопрос не только выбора системы крекинга, их мощности, но и места строительства крекинг-установок.

Помощь в написании статьи

Где строить концентрированные крекинговые заводы — то ли в местах добычи, т. е. прежде всего в Баку и Грозном, или же в местах потребления автотракторного горючего — этот вопрос был предметом многочисленных обсуждений и требовал основательной проработки [6].

Основными нефтедобывающими и нефтеперерабатывающими районами в СССР в 1920—1930-е годы являлись районы Баку и Грозного, где добывалась основная часть нефти, и было сосредоточено порядка 94—95 % основных нефтеперерабатывающих заводов страны. В условиях того времени размещение нефтеперерабатывающих предприятий в местах добычи являлось целесообразным и выгодным. Советская нефтепромышленность до 1930 года развивалась именно по этому пути [1].

И только начиная с 1929 г. наметились первые сдвиги в развитии заводского строительства в других районах.

Весной 1929 г. в строй действующих вступил трубопровод Грозный — Туапсе, в феврале 1930 г. Баку — Батум. В этот период начали строить нефтеперерабатывающие заводы в Туапсе и Батуми, причем Туапсинский НПЗ уже в конце 1929 года вступил в эксплуатацию. На этих заводах в 1931 г. планировалось переработать около 4 млн. тонн нефти, т. е. 17 % от всего объема перерабатываемой нефти [2].

В силу целого ряда экономических и политических причин, дальнейшее развитие нефтеперерабатывающей промышленности в Союзе предусматривало сосредоточение ее в местах потребления. Было запланировано строительство новых заводов в Армавире, Москве, Самаре, Сталинграде, Нижнем Новгороде, Хабаровске, Владивостоке и на Урале, причем часть этих заводов должна была быть введена в эксплуатацию еще в I932 и 1933 гг.

В связи с этим доля участия Грозного и Баку в общей переработке нефти снижалась с 94 % в 1928—1929 гг. до 66 % в 1933 г., причем заводы в местах потребления (без Туапсе и Батуми) уже перерабатывали в 1933 г. 20,0 % всей нефти, вместо 3,36 % в 1928—1929 гг. (таблица 1) [1].

Таблица 1.

Размещение нефтеперерабатывающих заводов в СССР в годы первой пятилетки по сравнению с 1913 годом

В США в 20-е годы ХХ в. также широко применяли переработку и крекинг в местах потребления (районы Нью-Йорка, Филадельфии, Балтимора, Чикаго и др.) [1].

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Заказать статью

Но наблюдающаяся в 1929—1930 гг. тенденция к строительству продуктопроводов способствовала созданию переработки нефти в местах добычи. Так, в США в 30-е годы ХХ в. стали усиленно развиваться заводы на Голфе, в Мид-Континенте и в Калифорнии, в то время как огромные заводы около Нью-Йорка работали приблизительно на 50 % своей мощности.

В СССР наиболее целесообразным с экономической и технической стороны было концентрирование крекингов в Баку и Грозном при условии строительства продуктопроводов к местам наиболее широкого потребления автотракторного топлива [2, 3, 5, 7].

Вместе с тем в СССР рассматривался вопрос развития процесса крекинга и на Волге. В пользу Волжского района говорил и тот факт, что здесь было возможно концентрирование переработки и крекинга Эмбенских нефтей [6].

По числу крекинговых установок в первом пятилетнем плане на 1932/33 г. было запланировано производство 8,0 млн. т крекинг-бензина, для получения которого необходимо было 180 установок типа Винклер-Коха производительностью в 2 600 баррелей в сутки или 120 установок типа Кросса производительностью в 3 500 баррелей в сутки [6].

При строительстве 180 единиц крекинг-установок системы Винклер-Коха, их распределение планировалось следующим образом:

·  строительство в Грозном не менее 45 единиц крекинга, в Баку или в одном из городов Волги на базе бакинских нефтей приблизительно такого же количества крекингов и организация крекинга эмбенских нефтей.

Таким образом, получалось три основных центра крекинга: два на Северном Кавказе и один в Баку или на Волге, включающих строительство свыше трех четвертей всех предполагаемых крекинговых установок в конце  пятилетия.

Такое интенсивное строительство в течение 2—3 лет крекинговых установок и другого оборудования, связанного с ними, в 1928—1930 гг. было практически невозможно без развития машиностроительных отраслей и предполагало интенсивную подготовку металлообрабатывающих и машиностроительных заводов к развертыванию новых форм машиностроения.

Индустриализация страны и необходимость форсировать экспорт, который приобретал в это время все большее значение, предопределяют дальнейшие этапы развития заводского строительства в СССР вообще, и в Грозном, в частности, как крупнейшем центре нефтяной промышленности СССР. Ведущая роль в ассортименте реализуемой продукции, вместо мазута, должна была быть обеспечена за бензином, пользовавшегося тогда большим спросом на мировом рынке.

К 1928 г. структура мирового нефтеэкспорта (таблица 2) [3] существенно изменилась по сравнению с довоенным временем и существенно отличалась от структуры нефтеэкспорта СССР (таблица 3) [5].

Таблица 2.

Доля отдельных нефтепродуктов в мировом нефтеэкспорте (в % ко всему товарному вывозу)

Таблица 3.

Структура советского нефтеэкспорта в 1927—1928 гг.

Мировой экспорт бензина увеличился вдвое c10,6 до 20,0 % и практически весь бензин (27,9 %), произведенный в Советском Союзе отправлялся за границу [5].

Поэтому, форсирование работ по крекинго-строению в Союзе являлось первоочередным. Только полное крекирование всего остаточного сырья могло удовлетворить растущую потребность страны в горючем и увеличить до необходимых пределов экспорт бензина.

В отношении развития крекинг-производства перед Грозным стояли большие задачи — был взят курс на полное крекирование мазута и соляра.

Грозненская нефть, дающая отбор бензино-лигроиновых фракций до 22 %, парафина — 2,5 %, масел индустриальных — 8 % и брайтстоков — 7 %, уже известным образом предопределяла характер и направление переработки в Грозном. Соединение же Грозного мощными товаропроводами с Украиной и Каспием и нефтепроводом с Туапсе определенно указывало на необходимость именно в Грозном строить крекинг-комбинат, с глубокой переработкой всего мазута и соляра [4, 7].

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Цена статьи

В этих условиях развертывание крекинг-строительства в Грозном намечалось такими темпами, чтобы уже в 1933 году все остаточные продукты были использованы как сырье для крекирования, что требовало строительства 28—30 крекингов, не считая восьми, находящихся в работе, и двух отечественных, устанавливаемых в 1931 году на территории крекинг-завода.

Для такого огромного строительства территория 7-го грозненского крекинг-завода, насыщенная заводскими установками, была недостаточна.

Поэтому строительство этого грандиозного крекинг-завода планировалось произвести на территории Андреевской (Ермоловской) долины [4, 6, 7].

Планом строительства был предусмотрен ввод в эксплуатацию части установок в 1932 г. (8 крекингов), а в конце 1933 г. крекинг-комбинат планировалось полностью вести в эксплуатацию.

Помимо крекинг-установок на этом комбинате намечалась организация производства асфальта, кокса и газового бензина. Для этого планировалось строительство соответствующих установок: 51—57 коксовых кубов мощностью 20 000 т каждый, 2—3 трубчаток для получения асфальта из крекинг-остатков соляра, а также 2—3 газоулавливающих установок для полной утилизации газа, получаемого от всех производственных процессов, в том числе от крекинг-установок.

Однако эти планы в отношении такого грандиозного крекинг-строительства в Грозном не были полностью осуществлены из-за отсутствия в соответствующем объеме развитой машиностроительной отрасли. В Грозном построили всего 18 крекинг-установок их 38 запланированных. Первоначально было запланировано строительство в Грозном в первую пятилетку не менее 45 единиц крекингов.

Список литературы:

Гурвич С. Пути развития заводского строительства в Грозном // Грозненский нефтяник. — 1931. — № 8—10. — С. 56—59.

Иголкин А.А. Советский нефтяной экспорт в годы предвоенных пятилеток  //Нефтяное хозяйство. — 2006. — № 9. — С. 139—141.

Кострин К.В. Крекинг-установки Винклер-Коха для переработки мазута // Нефтяное хозяйство. — 1929. — № 10. — С. 520—521.

Левшин В.П., Дембо Е. Эффективность строительства крекинг-комбината // Грозненский нефтяник. — 1931. — № 8—10. — С. 60—63.

РГАСПИ. — Ф. 670. Оп. 1. Д. 38. Л. 70.

Саханов А.Н. Перспектива крекинга и гидрогенизации //Труды конференции по крекингу и гидрогенизации. Грозный.: Гос. научно-технич. изд-во, 1931. — С. 117.

Саханов А.Н. Проблема Андреевской долины // Грозненский нефтяник. — 1931. — № 8—10. С. 64—72.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

428

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке