Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Взгляд современных студентов на проблему «я-настоящий мужчина», «я-настоящая женщина»

В связи с изменением общества и общественных отношений тема социально-психологических полоролевых представлений становится все более актуальной. Понятия «мужское» и «женское» претерпевают изменения, наблюдается размывание их границ, а также переход из женского в мужское и из мужского в женское. В связи с тим возрастает потребность в теоретических и практических исследованиях данной проблемы.

Помощь в написании статьи

Проблемой границ мужского и женского занимается гендерная психология. Гендерными исследованиями занимались ученые: Р. Столлер, Э. Игли, Р. Кэнтер, и др. Понятие «гендер» ввел американский исследователь Роберт Столлер в 1968 году. «Гендер – это социальный статус, который определяет индивидуальные возможности в образовании, профессиональной деятельности, доступе к власти, сексуальности, семейной роли и репродуктивного поведения» [2, с. 14].

Для анализа представлений о мужчинах и женщинах, нами был проведен небольшой опрос на студенческой выборке, состоящий из утверждений: «Я-настоящая женщина», «Я-настоящий мужчина». Инструкция была дана следующая: «Напишите все, чем должны обладать, по вашему мнению, настоящие мужчины и настоящие женщины», а также попросили обозначить их социальные качества. Возраст респондентов – 20–22 года, количество – 22, из которых 15 девушек и 7 юношей.

Из результатов опроса мы составили портрет настоящей женщины и настоящего мужчины по мнению современного молодого поколения.

Социально-психологический портрет женщины (по мнению женщин):

Ей присущи качества: доброта, нежность, ум, рассудительность, понимание, сострадание, красота, сила, смелость, внимательность, талантливость, аккуратность, верность, хитрость, упорность, целеустремленность и др. Настоящая женщина должна: соблюдать моральные принципы, уметь воспитывать и любить детей, иметь хорошее чувство юмора, должна быть немного капризной, уметь вкусно приготавливать пищу. Социальные качества: она должна быть карьеристкой, уделять большое внимание своей работе, не быть домохозяйкой, а полностью реализовывать свой потенциал в общественной жизни.

Социально-психологический портрет женщины (по мнению мужчин):

Женщина, которая понимает, не встревает в разговоры, готовит вкусно, поддерживает, любит. Она должна быть умной (чтобы с ней было чем поговорить). Она должны разделять мужские интересы (например, смотреть футбол). 6 из 7 респондентов отметили, что женщина должна обязательно уметь вкусно готовить и баловать этим мужчину. Социальные качества, которые отметили мужчины: женщина должна любить ходить в гости, а также уметь реализовывать себя в работе.

Социально-психологический портрет мужчины (по мнению женщин):

Мужчина должен обладать следующими качествами: доброта, сила, мужественность, уверенность, общительность (в меру), воспитанность, романтичность, сдержанность, и др. Он должен удивлять и радовать женщину, помогать ей, поддерживать ее, любить детей и родителей. Также он должен помогать женщине по дому, но в тоже время быть добытчиком в семье. Социальные качества мужчины: общительность, улыбчивость, стремление к заработку.

Социально-психологический портрет мужчины (по мнению мужчин):

Сильный, умный, мужественный, властный, не дает в обиду женщин, имеет много увлечений и интересов. Социальные качества: общительный, действующий, работоспособный.

Проанализировав ответы респондентов, можно выделить следующие особенности.

Практически все девушки, описывающие портрет настоящей женщины в социальных качествах указали «карьеристка». То есть в их современном понимании настоящей женщины традиционное понимание женщины как хранительницы очага, продолжательницы рода как таковое отсутствует. Карьера и общественная жизнь наряду с семейными ценностями выигрывает. Вместе с тем, больше качеств, связанных с мужской ролью – хитрость, целеустремленность, рассудочность, смелость упорность, сила, в то время как с чисто женских качеств (доброта, сострадание, нежность, красота) определено меньше. Здесь мы можем увидеть замену женских ценностей мужскими. Можно предположить основную причину такой замены: в России наблюдается мода на «западную женщину» – независимую, ставящую целью жизни внесемейные ценности. Такая женщина активно пропагандируется в СМИ, телевидении и интернет-пространстве.

Мужчины же в свою очередь отмечали то, что ценно в женщине умение готовить. А также ум и общие интересы (например, футбол). Можно сделать вывод, что женщина должна заменить мужчине друга, хотя традиционно всегда у мужчин и женщин были разные интересы и они уравновешивали друг друга. Также мужчины отмечают тот факт, что женщина еще должна реализовывать себя в общественной жизни. Таким образом, в представлении мужчин настоящая женщина совмещает в себе полностью женские и полностью мужские роли и обязанности.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Цена статьи

Социально-психологический портрет настоящего мужчины в представлении девушек оказался более приближенным к традиционному. Мужчина-добытчик, которому присущи традиционные мужские качества. Но следует заметить, что мужчина должен помогать женщине в быту, а также являться добытчиком в семье. Зачастую это является для мужчин невозможным. Здесь опять же может стать причиной влияние западной моды, в которой мужчина-домохозяйка то вполне нормальное явление. Женщина же при том смещается в мужской полюс и является основным добытчиком в семье.

В представлении юношей настоящий мужчина выглядит традиционно: не дает в обиду женщин, обладает мужественностью, имеет круг интересов и является работоспособным. То есть можно сделать вывод, что юноши, участвующие в нашем опросе разделяют традиционное представление о мужских обязанностях и о роли мужчины в обществе.

Стоит отметить, что С.А. Назарова [3] проводила гендерное исследование, и получила следующие результаты. 40 % студентов на вопрос «существует ли разница в особенностях мужчин и женщин» ответили, что «разницы в поведении нет». То есть у этих девушек и юношей отсутствует понимание разности полов, разности ролей, а соответственно, и поведения. На вопрос «Существует ли разница в психическом развитии?» 44 % юношей и 40 % девушек ответили – «нет», «примерно одинаково». То есть в их понимании развитие мужчин и женщин происходит примерно одинаково. О вопросе распределения семейных обязанностей юноши и девушки отвечали приблизительно одинаково: о том, что нужно разделять обязанности на двоих.

Подведя итог, можно утверждать о том, что проблема размывания границ мужского и женского действительно существует. Особенно эта тенденция прослеживается у девушек, так как в их представлении настоящая женщина – то уже не хранительница очага и продолжительница рода, а карьеристка, и на первом месте у нее социальная реализация. У мужчин же тенденция к женственности прослеживается в меньшей степени, тем не менее имеет место быть.

Список литературы:

Зуйкова Е.М. Феминология и гендерная политика: Учебник / Е.М. Зуйкова, Р.И. Ерусланова – М., 2004. – 360 с.
Ильин Е.П. Дифференциальная психология мужчин и женщин. СПб.: Питер, 2003. — 544 с.
Назарова С.А. Характеристика гендерных представлений современной российской молодежи // Научно-издательский центр «Социосфера», 2014. [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://sociosphera.com/publication/conference/2014/287/harakteristika_gendernyh_predstavlenij_sovremennoj_rossijskoj_molodezhi/ (дата обращения 23.12.15).
Новый быт в современной России: гендерные исследования повседневности: коллективная монография / под ред. Е. Здравомысловой, А. Роткирх, А. Тёмкиной. – СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2009. – 524 с.
Рогова А.М. Проблемы формирования семейных ценностей у молодого поколения в современной России // Актуальные проблемы молодежи в современной России. – СПб.: СПбГУТД, Изд «Политон», 2008. – С. 115–118.
Фетискин Н.П. Психология гендерной делинквентности. М.: Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2007. – 429 с.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

474

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке