Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Отчёт по практике на тему «Электоральная коммуникация в системе политико-коммуникационных процессов»

Педагогическая практика — это вид учебной деятельности, в процессе которого студентам предоставляется возможность реального педагогического взаимодействия с обучающимися общеобразовательных школ, учреждений профессионального образования для совершенствования педагогических умений и навыков.

Написание отчета за 5 дней

Опись документов

Отчет по результатам проделанной работы

Основная часть

Лекция №1. Тема: Электоральная коммуникация в системе политико-коммуникационных процессов (2 часа)

Заключение

Приложения

Текст лекции

1. Электоральная коммуникация как разновидность политической коммуникации: сущность и особенности

2. Роль СМИ в электоральных коммуникациях: эволюция исследований эффективности медийного воздействия

3. Избирательная кампания как разновидность политико-коммуникационного процесса: основные этапы и стратегические модели

4. Политическая реклама в избирательной кампании. Ее роль и основные виды

Отчет по результатам проделанной работы

Цель педагогической практики состоит в выработке умения готовиться к проведению лекционных и семинарских занятий по политологическим дисциплинам; в овладении методами преподавания политологических дисциплин и навыками практического преподавания для решения задач профессиональной деятельности; в закреплении и усовершенствовании знаний, полученных в процессе обучения по направлению 030200.68 «Политология».

Педагогическая практика позволяет углубить свои знания по методике преподавания политологических дисциплин, проверить себя в качестве преподавателя, а также организатора внеаудиторной работы со студентами.

Нужна помощь в написании отчета?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Поможем с характеристой и презентацией. Правки внесем бесплатно.

Цена отчета

Задачи педагогической практики определены следующим образом:

систематизировать знания, полученные в процессе обучения по направлению 030200.68 «Политология»;

ознакомиться с деятельностью профессорско-преподавательского состава кафедры и учебно-методическим комплексом, читаемой дисциплины;

уметь преподавать политологические дисциплины в высших учебных заведениях;

владеть методикой подготовки к лекциям, методикой их чтения, ведения семинарских занятий;

владеть методикой обучения студентов;

уметь организовать самостоятельную работу студентов;

уметь анализировать научно-методическую литератору (учебники, учебные пособия);

разработать методические документы: планы практических занятий, методические указания, тесты и т.д.

применить полученные знания на практике;

сформировать и развить личностные и профессиональные качества в ходе общения и деятельности с обучаемыми студентами и преподавателями.

Данная педагогическая практика помогает магистранту синтезировать и проанализировать знания, полученные за время обучения, а также применить теоретические умения и навыки непосредственно на практике. Необходимо учесть, что такого вида практика помогает правильно ставить цели, формулировать задачи индивидуальной и совместной педагогической деятельности, и взаимодействовать с профессорско-преподавательским составом; ориентирует магистрантов на приобретение практических навыков не только преподавательской, но и как будущих кураторов студенческих групп, навыков организационной и воспитательной работы.

Помимо перечисленных достоинств педагогической практики, стоит также учесть и то, что данный вид деятельности помогает получить навыки публичной речи и её непосредственного применения, наладить коммуникацию с аудиторией, сформировать профессиональную позицию преподавателя политологии, освоить стиль поведения и профессиональную педагогическую этику.

Основная часть

Нужна помощь в написании отчета?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Поможем с характеристой и презентацией. Правки внесем бесплатно.

Подробнее

В самом начале прохождения педагогической практики совместно со своим научным руководителем по педагогической практике Васильевой Татьяной Александровной было определено, что в рамках описываемой практики будет читаться дисциплина «Политические коммуникации».

Курс «Политические коммуникации» является неотъемлемой частью политической науки, и входит как в число основных разделов общего курса политологии, так и специальных, самостоятельных курсов на факультетах политических наук. Программа курса опирается на знания, полученные студентами в процессе обучения политической теории, политической социологии, политической психологии и др.

В ходе подготовительной работы была ознакомлена со структурой и профессорско-преподавательским составом кафедры политологии Школы региональных и международных исследований ШРМИ ДВФУ, а также со спецификой ведения учебно-методической, научно-исследовательской и воспитательной работой в высшем профессиональном учебном заведении.

На кафедре политологии имеется учебно-методический комплекс дисциплины «Политические коммуникации», который состоит из следующих документов:

I. Аннотация;. Рабочая учебная программа дисциплины «Политические коммуникации» по направлению 030200.68 «Политология» (магистратура), включающая такие разделы, как:

1. Цели освоения дисциплины;

2. Место дисциплины в структуре ООП магистратуры;

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины;

4. Структура и содержание теоретической части курса;

5. Структура и содержание практической части курса;

6. Контроль достижения целей курса;

7. Тематика и перечень рефератов;

8. Учебно-методическое обеспечение дисциплины;

9. Материально-техническое обеспечение дисциплины;

Нужна помощь в написании отчета?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Поможем с характеристой и презентацией. Правки внесем бесплатно.

Подробнее

III. Конспекты лекций;. Материалы семинарских занятий;. Материалы для организации самостоятельной работы студентов;. Контрольно-измерительные материалы;. Список литературы;. Глоссарий;. Дополнительные материалы.

В процессе изучения УМКД по дисциплине «Политические коммуникации» (магистратура) по направлению 030200.68 «Политология» была проанализирована основная цель освоения дисциплиныанализ теоретических концепций и моделей политической коммуникации как необходимого компонента взаимодействия субъектов политики между собой и окружающей социальной средой, направленного на завоевание, удержание и использование власти, сохранение, укрепление или изменение существующих властно-управленческих отношений в обществе.

В ходе методической работы не было выявлено каких-либо затруднений в плане изучения учебно-методического комплекса дисциплины, наблюдалось всяческое содействие и поддержка научного руководителя в освоении базовых знаний педагогической деятельности и применении методов активного обучения.

Сформировав общее преставление о специфике работы кафедры, уяснив основные положения учебно-методического комплекса дисциплины и выслушав рекомендации научного руководителя, была получена возможность приступить к подбору, изучению, анализу и систематизации информации и материалов по курсу «Политические коммуникации».

В ходе научной работы была изучена проблематика дисциплины «Политические коммуникации», сформирован список основной и дополнительной литературы по теоретической проблематике курса, и также были выработаны и утверждены планы лекционного и практических занятий, составлены тестовые задания.

Таким образом, в конце проделанной научной работы была составлена лекция, в которой было проанализировано понятие «электоральная коммуникация», выявлены её особенности и сущность, а также рассмотрены вопросы влияния СМИ на электоральное поведение. Помимо этого в лекции были систематизированы знания в области политической рекламы, и проанализированы модели проведения избирательных кампаний.

Непосредственная учебная работа с применением навыков, полученных в процессе обучения, проводилась со студентами-бакалаврами 2 и 3 курса направления 030200.62 «Политология» очной формы обучения (профиль подготовки — «Государственная политика и управление, политическая конфликтология»).

Педагогическая практика велась в группах Б5201 и Б5301, были проведены лекционные (06.03.14 г. и 13.03.14 г.) и практические занятия: семинар, деловая игра, дебаты (20.03.14 г., 27.03.14 г. и 03.04.14 г.). В конце каждого лекционного занятия студентам давалась самостоятельная работа, для того чтобы проконтролировать, усвоили ли они материал. Самостоятельная работа состояла из 7 понятий, студентам требовалось дать соответствующие определения. В группе Б5201 девять работ из десяти были оценены на «отлично», одна на «хорошо», а в группе Б5301 оценку «отлично» получили все студенты. Это говорит о том, что материал лекционного занятия студенты слушали внимательно, и он был им понятен и интересен.

В ходе подготовки, исходя из специфики групп, нами ставились следующие задачи:

наладить коммуникационные связи со студентами группы;

качественно донести необходимый материал по определенной теме дисциплины «Политические коммуникации»;

попытаться, как можно более полно, осветить каждый вопрос в лекционных занятиях, исходя из самостоятельной работы студентов и ограниченного количества лекционного времени;

профессионально, с педагогической точки зрения, ответить на вопросы студентов, возникающие в ходе изучения материала;

сделать исчерпывающие выводы, тем самым систематизировать знания, полученные студентами;

Нужна помощь в написании отчета?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Поможем с характеристой и презентацией. Правки внесем бесплатно.

Цена отчета

закрепить практическими занятиями у студентов полученные знания.

Учащиеся данных групп характеризуются как ответственные, внимательные, обладающие теоретическими знаниями по теории политики, достаточными для объективного и адекватного восприятия подготовленного нами материала, студенты.

Необходимо отметить, что в ходе учебной работы не возникало никаких коммуникационных затруднений: студенты активно принимали участие в обсуждении, выносимых на дискуссию, вопросов; высказывали свои точки зрения по той или иной теме, подкрепляя их обоснованными доводами; давали оценку обсуждаемым ситуациям и пытались спрогнозировать развитие обсуждаемых явлений. Активно участвовали в процессе деловой игры и в дебатах.

В ходе работы со студентами была проведена лекция, включающая в себя следующие вопросы:

Лекция №1. Тема: Электоральная коммуникация в системе политико-коммуникационных процессов (2 часа)

Проблемные вопросы:

1.Электоральная коммуникация как разновидность политической коммуникации: сущность и особенности;

2.Роль СМИ в электоральных коммуникациях: эволюция исследований эффективности медийного воздействия;

3. Избирательная кампания как разновидность политико-коммуникационного процесса: основные этапы и стратегические модели;

4. Политическая реклама в избирательной кампании. Ее роль и основные виды (См.: Приложение №1).

А также три практических занятия:

Практическое занятие №1. Тема: Электоральная коммуникация в системе политико-коммуникационных процессов (2 часа).

Проблемные вопросы:

1. Роль СМИ в электоральных коммуникациях (У. Липпман; Д. Лернер, К. Ховланд; П. Лазарсфельд и другие теории);

Нужна помощь в написании отчета?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Поможем с характеристой и презентацией. Правки внесем бесплатно.

Подробнее

2. Избирательная кампания как разновидность политико-коммуникационного процесса. Основные этапы избирательной кампании. Модели избирательных кампаний;

3. Особенности электоральной коммуникации в условиях современных политических реформ в Российской Федерации. (См.: Приложение №2).

Также, на практическом занятии №2 было проведено контрольное тестирование (См.: Приложение №5). Судя по его результатам, можно сказать, что студенты успешно усвоили материалы лекции, закрепив их на семинарском занятии. Большинство получили оценки «хорошо» (пять студентов из шести).

Практическое занятие №2. Тема: «Электоральные коммуникации на современном этапе» (2 часа)

Данное занятие включало в себя проведение деловой игры на тему: «Выборы президента группы» (См.: Приложение №3).

Деловая игра — это метод активного обучения студентов, является групповым упражнением по выработке последовательности решений в искусственно созданных условиях, имитирующих реальную обстановку. Образовательная функция деловой игры значительна, поскольку деловая игра позволяет задать в обучении предметный и социальный контексты будущей профессиональной деятельности и тем самым смоделировать более адекватное по сравнению с традиционным обучением условия формирования личности специалиста.

В ходе деловой игры студенты показали себя активными и находчивыми, легко справлялись с поставленными задачами, подходили к ведению игры творчески и с большим энтузиазмом.

Практическое занятие №3. Тема: «Присоединение Крыма к России».

Данное занятие включало в себя проведение дебатов на тему: «Присоединение Крыма к России: ЗА и ПРОТИВ» (См.: Приложение №4).

Дебаты — это интеллектуальная игра, представляющая собой особую форму дискуссии, которая ведется по определенным правилам. Суть дебатов заключается в том, что две команды выдвигают свои аргументы и контраргументы по поводу предложенного тезиса, пытаясь убедить жюри и нейтральную сторону в своей правоте, показать, что ваши аргументы лучше, чем аргументы вашего оппонента.

В ходе дебатов студенты показали высокий уровень построения аргументации, корректно отстаивали свою точку зрения, а капитаны обеих команд проявили лидерские и организаторские качества.

электоральная коммуникация избирательная кампания

Заключение

В ходе проделанной работы нами были реализованы поставленные задачи, а именно:

Нужна помощь в написании отчета?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Поможем с характеристой и презентацией. Правки внесем бесплатно.

Заказать отчет

систематизированы знания, полученные в процессе обучения по направлению 030200.68 «Политология»;

изучена деятельность ППС кафедры политологии ШРМИ и учебно-методический комплекс дисциплины «Политические коммуникации»;

проанализирован широкий спектр литературы по дисциплине «Политические коммуникации»;

разработаны лекционное занятие по дисциплине «Политические коммуникации»;

применены полученные знания на практике;

сформированы личностные и профессиональные качества в ходе общения и деятельности с обучаемыми студентами и преподавателями.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что педагогическая практика является неотъемлемой частью учебного процесса, помогающей, во-первых, сгруппировать и систематизировать, полученные в процессе обучения знания; во-вторых, попробовать себя в качестве преподавателя и объективно оценить свои возможности в данном виде деятельности; в-третьих, получить необходимый и значимый коммуникативный опыт работы с аудиторией, а также освоить этику поведения преподавателя и умение грамотно выстраивать диалог.

Для повышения эффективности работы во время прохождения педагогической практики, необходимо чаще использовать медийные устройства (презентации, видео-ролики, аудиозаписи), т.к. студенты легче воспринимают и запоминают аудиовизуальные образы. Также, можно порекомендовать, в конце проведения лекционного занятия проводить мини-тест по главным тезисам (для того, чтобы повысить внимание студентов, и проконтролировать, усвоили ли они материал). Немаловажно использование активных методов обучения, т.к. это позволяет студентам качественнее изучить учебный материал, и применить полученные знания на практике.

Приложения

Приложение № 1

Лекция № 1 на тему: «Электоральная коммуникация в системе политико-коммуникационных процессов» (2 часа)

План:

1.Электоральная коммуникация как разновидность политической коммуникации: сущность и особенности;

2.Роль СМИ в электоральных коммуникациях: эволюция исследований эффективности медийного воздействия;

Нужна помощь в написании отчета?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Поможем с характеристой и презентацией. Правки внесем бесплатно.

Подробнее

.Избирательная кампания как разновидность политико-коммуникационного процесса: основные этапы и стратегические модели;

.Политическая реклама в избирательной кампании. Ее роль и основные виды.

Список литературы:

Основная:

1.Каптерев, С.Е. Политическая коммуникация: основы управления избирательным процессом: Учебное пособие / Под общ. Ред. акад. О.А. Колобова; научный редактор д. и. н., профессор С.В. Устинкин. — Н. Новгород: ННГУ, 2003. — 342 с.

2.Ковлер А.И. Избирательная кампания: организация и методы работы с избирателями. — М., 1995.

3.Ковлер А.И. Стратегия избирательной кампании и ее планирование / А.И. Ковлер, З.М. Зотова. — М.: РЦОИТ, 1999. — 73 с.

4.Коркмазов Р.Р. Средства массовой информации в электоральном процессе [Электронный ресурс.] — Режим доступа: #»justify»>10.Парфенов К.В. Избирательные технологии и электоральная коммуникация: постановка проблемы // Вестник Университета. Серия «Государственное и муниципальное управление». — 2006. — №1. — С.31-37.

5.Парфенов К.В. Политические коммуникации в современной России: проблемы организации избирательных кампаний. (АДК). — М., 2006. — 22 с.6.Шарков Ф.И. Политическая коммуникация как система и процесс // POLITBOOK

Дополнительная:

1.Василик, М.А. Политология / М.А. Василик. — М.: Гардарики, 2000. — 843 с.

2.Грачев М.Н. Политическая коммуникация: теоретические концепции, модели, векторы развития / М.Н. Грачев. — М.: Прометей, 2004. — 328 с. [Электронный ресурс.] — Режим доступа: #»justify»>

3.Лисовский С.Ф. Политическая реклама. — М.: ИВЦ «Маркетинг», 2000. — 256 с.

4.Максимов, А. Как эффективно провести избирательную кампанию / А. Максимов. — М., 2009. — 647с.

5.Политические коммуникации: Учебное пособие для студентов вузов / Под ред.А.И. Соловьева. — М.: Аспект Пресс, 2004. — 331 с.

Нужна помощь в написании отчета?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Поможем с характеристой и презентацией. Правки внесем бесплатно.

Цена отчета

6.Политология: Учебник для вузов / Р.Т. Мухаев. — М.: Проспект, 2009. — 224 с.

7.Политология: Учебник для высших учебных заведений / К.С. Гаджиев. — М.: Логос, 2001. — 488 с.

8.Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии. — М.: Аспект Пресс, 2000. — 559 с.

9.Электоральная политическая коммуникация [Электронный ресурс.] — Режим доступа: #»center»>

Текст лекции

1. Электоральная коммуникация как разновидность политической коммуникации: сущность и особенности

Прежде чем говорить об электоральной коммуникации, необходимо вспомнить понятие политической коммуникации.

Существует несколько подходов к определению политической коммуникации.

. Политическая коммуникация — это постоянный процесс передачи политической информации, посредством которого политические тексты циркулируют между различными элементами политической системы, а также между политической и социальной системами.

. Политическая коммуникация — это весь диапазон неформальных коммуникационных процессов в обществе, которые оказывают самое разное влияние на политику.

. Политическая коммуникация — это непрерывный обмен политическими смыслами между индивидами и политическими силами общества с целью достижения согласия.

Теперь перейдем к определению электоральной коммуникации.

1 подход

Электоральная коммуникация является разновидностью политической коммуникации, связанной в сюжетно-тематическом, временном и пространственном отношениях с выборами (плебисцитом, референдумом).

Нужна помощь в написании отчета?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Поможем с характеристой и презентацией. Правки внесем бесплатно.

Цена отчета

Электоральная коммуникация играет важную роль в системе политико-коммуникационных процессов. Сам акт голосования рассматривается, прежде всего, как ответ тех, кем управляют, на коммуникативные действия тех, кто управляет (реакция людей на действия элиты, на предвыборную компанию).

Особенности электоральных коммуникаций:

Особенность. Выборы являются, с одной стороны, политическим институтом, а с другой — коммуникативной ситуацией, ограниченной во времени и пространстве, и коммуникативным действием (акт голосования Выборы — кульминация процесса политической коммуникации).

2Особенность. Избирательная кампания (как разновидность коммуникационной кампании) направлена на получение конкретных результатов или эффекта на относительно большой группе людей в пределах четко обозначенного периода времени, посредством организационного комплекса коммуникационных действий.

Электоральная коммуникация выступает:

*во-первых, как итог политической коммуникации в перерывах между выборами,

*во-вторых, в качестве своеобразного механизма отбора, «фильтра» для кандидатов;

*в-третьих, в виде канала для ввода избирателями своих требований, запросов и оценок в политическую систему;

*в-четвертых, является одним из средств обратной связи.

Электоральная коммуникация — это многоуровневое воздействие субъектов избирательной кампании на потенциальных избирателей для продвижения того или иного кандидата или политической группы.

Оно заключается:

1.в предварительном исследовании настроений электората (т.е. общности избирателей),

2.выявлении его «слабых мест», предпочтений,

3.формировании и преподнесении целевой аудитории образа, соответствующего их запросам и естественно включающее в себя непосредственную агитационно-пропагандистскую деятельность с использованием разнообразных ресурсов.

Нужна помощь в написании отчета?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Поможем с характеристой и презентацией. Правки внесем бесплатно.

Цена отчета

Субъектами электоральной коммуникации являются: избиратели, политическая элита и контрэлита, группы интересов, политические партии, т.е. тот, кто формирует власть и претенденты на власть, которые будут ее отправлять от имени народа. Объектом электоральной коммуникации выступает формирующаяся власть.

Качество электоральной коммуникации зависит от различных условий, оказывающих влияние на процесс формирования сознания и поведения избирателей. К числу таких факторов относятся

политическое,

социально-экономическое состояние общества,

тип его политической и избирательной систем,

уровень развития средств массовой коммуникации,

культурных и моральных составляющих.

Условия протекания электоральной коммуникации зависят от внутренней обстановки в стране, влияния и дееспособности политических институтов общества, тактики политических партий и организаций, общего соотношения политических сил в стране.

2 подход (критика первого)

Однако есть и другая точка зрения на электоральную коммуникацию. Можно провести границу между «электоральной» и «выборной» коммуникацией. Термин «электорат», происходящий от латинского «elector» (избиратель), тесно связан с процессом выборов, однако его значение гораздо шире. Наиболее всеобъемлющей является трактовка понятия электората как совокупности граждан, имеющих право голосовать (вневременной связи с избирательной процедурой). Граждане приобретают его по достижению определенного возраста, а не в связи с выборами, и утрачивают одновременно с гражданством или по решению суда (постоянно или на определенный срок).

В связи с этим, можно рассматривать термин «электорат» как собирательное понятие, объединяющее всех граждан, являющихся носителями активного избирательного права, а электоральную коммуникацию в правовом демократическом государстве — как процесс прямого и опосредованного взаимодействия выборных должностных лиц, депутатов представительной власти всех уровней со своими избирателями, т.е. гражданами, обладающими активным избирательным правом.

Сущностной особенностью электоральной коммуникации при таком подходе выступает приоритет участия граждан во всех коммуникативных актах. Электоральная коммуникация представляет собой непрерывный процесс, активность которого имеет спады и подъемы. Последние, как правило, связаны во временном отношении с проведением выборов, однако коммуникативные процессы, протекающие в этот период, шире собственно электоральной коммуникации.

Итак, мы рассмотрели два подхода к пониманию сущности электоральных коммуникаций, познакомились с определением и особенностями данного явления.

2. Роль СМИ в электоральных коммуникациях: эволюция исследований эффективности медийного воздействия

Нужна помощь в написании отчета?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Поможем с характеристой и презентацией. Правки внесем бесплатно.

Заказать отчет

ИСТОРИЯ

Общепринятой концепцией понимания места и роли средств массовой информации в политическом процессе в 60-х годах XX века стала теория Клаппера Джозефа, в которой он выразил общие тенденции оценивания средств массовой информации как имеющих минимальное влияние на политической арене, отводя им роль усиления уже существующих предпочтений, сообщения о ходе предвыборной кампании. Работа Клаппера Дж. имела огромные последствия для дальнейших исследований политической коммуникации, поскольку поиск индикаторов непосредственного воздействия средств массовой информации на аудиторию исчез из поля зрения большинства исследователей. Заключение американских исследователей Паттерсона Т. и Мак-Клюэ Р., о том, что средства массовой информации действуют на усиление уже сформировавшихся установок, эмпирически подтверждался исследователями в дальнейшем в течение длительного времени. В результате многочисленных дискуссий среди самих ученых, политиков, журналистов в 70-е годы XX века появилась концепция, весьма популярная и в наши дни. Основываясь на анализе работ Липпмана У., Коэн Б. сформулировал ныне классическое определение такого эффекта массовой информации, как «установление пунктов повестки дня», которое состоит в том, что «пресса не может заставить людей думать определенным образом, но может указать своим читателям, о чем думать».

Что касается современного периода развития концепций роли средств массовой информации в политическом процессе, то, начиная с 80-х годов XX века, в научной среде отсутствует единодушие, характерное для ранних этапов. Часть исследователей вернулась к позиции максимального влияния средств массовой информации на избирателей, другие оценивают возможности СМИ оказывать воздействие на общество более осторожно. Но все же можно выделить тенденцию, свидетельствующую о возрастании возможностей средств массовой информации влиять на общество, об их активном использовании как механизма формирования поведения и общественного мнения.

Например, один из сторонников возрождения концепции значительного влияния средств массовой информации в политическом процессе Джон Зеллер строит три коммуникативные модели, в которых подтверждается гипотеза о том, что влияние СМИ возрастает с увеличением числа полученных сообщений, и влияние это может принимать совершенно определенную форму, зависящую от относительной интенсивности коммуникативных потоков. В итоге Зеллер Д. делает вывод о значительном влиянии средств массовой информации на индивидуальное и общественное сознание, на политические установки и поведение избирателей.

Важнейшим фактором, обеспечивающим влияние СМИ на электоральное поведение является язык политики. Язык политики — особый язык, насыщенный абстракциями, эвфемизмами и иносказаниями. Потребитель массовой информации должен критически подходить к различного рода сообщениям, а не «проглатывать» их. Рассмотрим методы анализа текстов, выступлений, высказываний, которые позволяют раскрыть истинное назначение того или иного текста, дают возможность адресату объективно воспринять сообщение. Такими методами являются контент-анализ и инвент-анализ.

На протяжении всей истории исследований по данной проблематике можно проследить развитие двух основополагающих подходов к изучению способов воздействия средств массовой информации на электоральное поведение, установки избирателей и той роли, которую играют СМИ в политическом процессе.

1подход

Ученые и исследователи утверждают, что средства массовой информации оказывают значительное воздействие на аудиторию, формирование политических ориентации и установок избирателей. Основой для данной концепции послужили работы У. Липманна.

2 подход

Роль средств массовой информации в электоральных коммуникациях сводится к минимуму, их воздействие определяется рядом опосредованных факторов. Исследования Д. Лернера, К. Ховланда показали, что аудитория так же активна, как и сами средства массовой коммуникации. Их работы опровергают концепцию прямого воздействия средств массовой информации на аудиторию.

Кроме названных ученых, необходимо выделить крупного исследователя роли средств массовой информации в избирательном процессе и их влияния на формирование политических ориентации избирателей П. Лазарсфельда. Он пришел к выводу, что средства массовой информации не являются единственным источником политического информирования, межличностное общение здесь не менее важно. П. Лазарсфельд выделил такие характеристики, влияющие на политические предпочтения избирателей, как социальный статус, доход, профессия, религиозная принадлежность и другие, а средства массовой информации работают на усиление уже существующих, ранее сформированных политических установок и ориентации.

Средства массовой информации обладают различными возможностями и силой воздействия, которые зависят от способа их восприятия реципиентами. Наиболее массовое и сильное политическое влияние оказывают аудиовизуальные СМИ и, прежде всего, радио и телевидение.

Они активно влияют не только на восприятие гражданами отдельных политических явлений и событий, но и на их отношения к политике в целом. Как политическая пассивность населения в каком-либо вопросе, так и его массовая активность непосредственно связаны с позицией СМИ в этом вопросе. Особенно велика роль средств массовой информации в переходные периоды общественного развития, поскольку без их активной деятельности невозможно изменить политическое сознание, ценностные ориентации и цели широких слоев населения и добиться массовой поддержки политики социальных преобразований.

В последнее время особой популярностью пользуются глобальные компьютерные сети. Интернет охватывает в той или иной степени все аспекты общественной жизни страны. По данным на 2014 год интернетом пользуется 46% или 53,2 млн чел ежедневно! (данные ФОМ) Увеличение числа пользователей неизбежно влечет за собой и постепенное увеличение влияния сети на политическую жизнь страны.

Нужна помощь в написании отчета?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Поможем с характеристой и презентацией. Правки внесем бесплатно.

Заказать отчет

Наиболее наглядно влияние СМИ на электоральное поведение граждан проявляется в ходе предвыборных кампаний. Поскольку прямые выборы федерального уровня в силу своей массовости исключают для большинства избирателей возможность содержательной личной коммуникации с избираемыми, постольку выбор фактически осуществляется между их образами, транслируемыми через различного рода посредников. В такой ситуации чрезвычайно возрастает роль средств массовой информации как одного из основных инструментов доведения образов конкурирующих политических субъектов до избирателя.

Выборы — это поле деятельности для СМИ. В связи с этим наблюдается обострение отношений «пресса — власть». Увеличение конфликтов в информационной сфере следует рассматривать не как чрезвычайную ситуацию, а периодически возникающую реальность. Она характеризуется обострением политической борьбы, возрастанием ответственности всех участников процесса — избирателей, кандидатов, СМИ. Предвыборная кампания позволяет сделать выбор, и здесь роль СМИ переоценить невозможно.

Следует отметить, что именно телевидение играет доминирующую роль в избирательных кампаниях в России. Хотя контроль над электронными СМИ не гарантирует победу на выборах, телевидение обладает огромными возможностями для формирования содержания кампании и управления ею. Необходимым условием для создания такой ситуации является доминирующая позиция того или иного канала и эксплуатация этого СМИ для политических целей. Влияние СМИ имеет многоаспектный характер. Люди в большинстве своем подвержены влиянию всего информационного поля, а не только одного конкретного СМИ. И чем более согласованными оказываются сообщения, получаемые индивидом из различных источников, тем большего эффекта достигает воздействие. Восприятие индивидом того или иного политического персонажа определяется не только (и не столько) последней полученной информацией, но всей суммой ранее воспринятой и усвоенной информации.

Исследователи влияния средств массовой информации на электоральное поведение выделяют 3 модели реагирования избирателей на воздействие масс-медиа:

1. Модель максимальной информационной чувствительности, При которой электоральные предпочтения аудиторий конкретного СМИ напрямую связаны с соответствующим представлением политической партии или политика в этом СМИ.

2. Модель минимальной информационной чувствительности, когда связь между предпочтениями избирателей и информацией, поступающей от средств массовой информации, отсутствует или не является значимой.

3. Модель обратной чувствительности, то есть реакция аудитории конкретного СМИ обратная представлению политика в этом СМИ.

Значимость СМИ заключается не только в самой возможности эффективного информационного влияния на электоральные ориентации активных избирателей, но и в том, каким образом распределяются голоса этой части электората под влиянием СМИ.

Так, согласно опросам ВЦИОМ, в большей степени склонны доверять средствам массовой информации следующие категории респондентов: люди с высшим образованием <#»center»>

3. Избирательная кампания как разновидность политико-коммуникационного процесса: основные этапы и стратегические модели

Избирательная кампания — это система агитационных мероприятий, проводимых политическими акторами с целью обеспечить себе максимальную поддержку.

Во время избирательной кампании используются такие формы политической коммуникации как политическая реклама, пропаганда, паблик рилейшнз, политический маркетинг, вербальная и невербальная коммуникации.

В зависимости от типа избирательной кампании и структуры электората может быть выбрана та или иная стратегическая модель кампании. Исследователи выделяют пять различных моделей избирательных кампаний.

1. Рыночная 2. Административно-командная 3. Организационно-партийная 4. Неструктурированная 5. Комплексная

Нужна помощь в написании отчета?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Поможем с характеристой и презентацией. Правки внесем бесплатно.

Заказать отчет

Эти модели р

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

686

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке