Содержание
1. Цели и задачи производственной практики
2. План мероприятий производственной практики
3. Анализ условий организации пребывания детей в дошкольном образовательном учреждении
4. Методическая система педагога
5. Комплексный анализ воспитательного занятия педагога исследуемого дошкольного образовательного учреждения
5.1 Анализ воспитательного занятия
5.2 Анализ коммуникативной компетентности педагога
6. Организация и проведение самостоятельного пробного урока с воспитанниками ДОУ
7. Самоанализ педагогической деятельности
Список использованных источников
Дневник производственной практики
1. Цели и задачи производственной практики
Цель практики − создание условий для ознакомления студентами с основами профессии учителя начальных классов. В ходе педагогической практики у студентов должны быть сформированы следующие умения и навыки профессиональной деятельности:
Педагогическая и психологическая компетенция, которая предполагает:
- знание психологических особенностей учащихся разного возраста;
- знание основных проблем теории и практики обучения и образования, теории воспитания;
- умение развивать познавательный интерес к предмету;
- формирование умения отстаивать свое мнение, критически мыслить, анализировать;
- Коммуникативная компетенция, которая включает: использование разнообразных форм и методов педагогического взаимодействия с детьми, родителями, коллегами;
- умение строить деловые и личные отношения со всеми участниками учебно-воспитательного процесса;
- создание благоприятных условий для разностороннего развития личности.
Перечень компетенций, приобретаемых студентом в процессе производственной практики с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы приведен в таблице 1.
ОК-5 — способность работать в команде, толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия;
ПК-3 — способность решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности.
ПК-6 — готовность к взаимодействию с участниками образовательного процесса
ПК-7 — способность организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, развивать их творческие способности;
ПК-11 — готовность использовать систематические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования.
2. План мероприятий производственной практики
В процессе исследования предметно-развивающей среды и организации пространства пребывания детей в исследуемом образовательном учреждении нами были изучены следующие вопросы.
Температура воздуха в игровых помещениях поддерживается на уровне 21-23°, в спальнях — 20-21°.
Оборудование основных помещений соответствует росту и возрасту детей. Функциональные размеры приобретаемой и используемой детской мебели для сидения и столов соответствуют обязательным требованиям, установленным техническими регламентами или (и) национальными стандартами.
Детская мебель и оборудование дошкольного учреждения изготовлены из материалов, безвредных для здоровья детей и иметь документы, подтверждающие их происхождение и безопасность.
Раздевальные оборудованы шкафами для верхней одежды детей и персонала.
Шкафы для одежды и обуви оборудованы индивидуальными ячейками — полками для головных уборов и крючками для верхней одежды. Каждая индивидуальная ячейка маркирована.
Нужна помощь в написании отчета?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Поможем с характеристой и презентацией. Правки внесем бесплатно.
В раздевальных (или в отдельных помещениях) предусмотрены условия для сушки верхней одежды и обуви детей.
Рабочие поверхности столов имеют матовое покрытие светлого тона. Материалы, используемые для облицовки столов и стульев обладают низкой теплопроводностью, являются стойкими к воздействию влаги, моющих и дезинфекционных средств.
Меловые доски изготовлены из материалов, имеющих высокую адгезию с материалами, используемыми для письма, хорошо очищаются влажной губкой, являются износостойкими, имеют темно-зеленый и антибликовое покрытие.
При использовании маркерной доски цвет маркера является контрастным (черный, красный, коричневый, темные тона синего и зеленого).
В дошкольном образовательном учреждении используются игрушки, безвредные для здоровья детей, отвечающие санитарно-эпидемиологическим требованиям и имеющие документы, подтверждающие безопасность, которые могут быть подвергнуты влажной обработке (стирке) и дезинфекции. Мягконабивные и пенолатексные ворсованные игрушки для детей дошкольного возраста используются только в качестве дидактических пособий.
Предметно-игровая среда ДОУ представляет собой совокупность предметов, игрушек, материалов, которые понятны и интересны детям, без которых невозможно развитие специфических видов детской деятельности — игровой, познавательной, коммуникативной, продуктивной. Очевидно, что вне предметной деятельности, на чисто вербальном уровне ни один из них не сможет полноценно развиваться.
В условиях ДОУ педагог организует и направляет деятельность детей, в том числе при использовании элементов предметно-игровой среды, вступая при этом во взаимодействие. Содержание предметно-игровой среды при этом выступает стимулом к его развитию, благодаря своей направленности (соответствие актуальным интересам и потребностям детей), многофункциональности (возможности для организации разнообразных видов деятельности, в том числе совместного характера), неоднородности (наличие разнообразия игрушек, материалов, предметов мебели) и пр.
Взаимодействие на уровне межличностных отношений осуществляется как реально действующая связь, взаимная зависимость между субъектами, позитивная цель которой — добиться взаимопонимания и сотрудничества на основе обмена информацией в совместной деятельности. Значимыми характеристиками данного процесса являются следующие: наличие субъект-субъектных отношений, пробуждение способностей со-чувствия, со-страдания, со-ра-дования, со-огорчения, со-удивления, активная позиция сторон.
Педагогическое взаимодействие включает в себя в единстве педагогическое влияние, его активное восприятие и усвоение воспитанником и собственную активность последнего, проявляющуюся в ответных непосредственных или опосредованных влияниях на педагога и на самого себя (самовоспитание).
Рассматривая педагогическое взаимодействие как процесс взаимного воздействия педагогов и детей друг на друга, стимулирующего их личностный рост, можно констатировать, что в исследуемом образовательном учреждении используются субъект — объектные связи сторон, при этом реализуется принцип доминирования педагога, а также субъект — субъектные связи с поддержанием принципа равенства сторон взаимодействия. Выбор метода взаимодействия определяется педагогическими задачами, решаемыми в процессе взаимодействия.
Уровень педаогического взаимдействия является высоким, который можно условно назвать комплексно-тематическим субъект — субъектнымпозиций и взрослого и детей, использовании субъектами разных стилей общения, в зависимости от ситуации и цели; взаимная активность педагога и детей, направленная на осуществление совместной деятельности, достижении совместных результатов; ориентация на интересы и потребности детей. педагогическая профессиональная деятельность студент
4. Методическая система педагога
В процессе исследований нами установлено что моделью организации педагогического процесса является комплексно-тематическая и основана на учете позиции взрослого как организатора детской деятельности.
В комплексно-тематической модели тема как определенное явление жизни проецируется на разные виды активности, предоставляя детям возможность удовлетворить их интересы. Потенциальное богатство ассоциативных связей, вызываемых темой, и возможность ее «проживания» в комплексе разных деятельностей делают эту модель менее жесткой, чем учебная. Она допускает вариативность позиций взрослого: в зависимости от ситуации он может занимать позицию учителя, вводя детей в тематическое содержание, или «проживать» тему с детьми как партнер, играя, наблюдая вместе с ними, занимаясь предметно-практической деятельностью.
Содержание работы по социально-личностному развитию старших дошкольников определяется посредством варьирования в следующем диапазоне задач: развитие игровой и трудовой деятельностей, приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным); формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу, первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека, знаний об опасных для человека и окружающего мира природы ситуаций и способах поведения в них; формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям; воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам; приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения; передача детям знаний о правилах безопасного дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.
В методической системе воспитательной деятельности педагога используется личностно-ориентированный подход (Е.В. Бондаревская, О.С. Газман, И.С. Якиманская и др.), который означает создание благоприятной среды для личностного роста воспитанников и самого педагога, методологическую ориентацию в педагогической деятельности, позволяющую посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребёнка, развития его неповторимой индивидуальности.
5.1 Анализ воспитательного занятия
1 день. Рациональность использования времени занятия педагогом.
Рациональность в обучении — это способность определять такие цели и способы их достижения, которые позволяют получить максимально полезный результат.
Рациональное использование времени педагогом ДОУ на анализируемых занятиях включало в себя оптимальность времени между этапами занятия, т.е. на объяснение, усвоение детьми и закрепление материала.
Согласно СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» на самостоятельную деятельность детей 3-7 лет (игры, подготовка к образовательной деятельности, личная гигиена) в режиме дня должно отводиться не менее 3-4 часов.
Для детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет длительность непрерывной образовательной деятельности не должна превышать 10 мин. Допускается осуществлять образовательную деятельность в первую и во вторую половину дня (по 8-10 минут). Допускается осуществлять образовательную деятельность на игровой площадке во время прогулки.
Продолжительность непрерывной образовательной деятельности для детей от 3 до 4-х лет — не более 15 минут, для детей от 4-х до 5-ти лет — не более 20 минут, для детей от 5 до 6-ти лет — не более 25 минут, а для детей от 6-ти до 7-ми лет — не более 30 минут.
Посещаемые мною занятия в ДОУ, анализ которых представлен в данном отчете, имели продолжительность 20 минут.
Так монологическое объяснение педагога в начале занятия продолжалось в среднем 5-6 минут и перманентно имело место в течение всего занятия, но уже в диалоговом режиме общения с детьми. В промежуток времени, затрачиваемый на объяснение включалась и психологическая подготовка к усвоению материала. В течение 10-12 минут учителем подавался основной материал в диалоговой форме работы с детьми. Давались основные понятия, имело место обращение педагогом к жизненному опыту дошкольников, педагог интересовался мнением детей по изучаемым вопросам.
Заключительный этап занятия включал не более 2 минут и требовал закрепления материла в диалоговой форме общения с детьми. Детям задавались вопросы: что вы усвоили на сегодняшнем занятии? что вам понравилось? что не понравилось в изучаемой теме? что еще вы хотели бы узнать? Заключительный этап занятий преследовал цель не только закрепления материла, но и составления плана работы воспитателем на следующее занятие по изучаемой теме.
Знания, полученные детьми в ходе образовательного занятия, закрепляются педагогом в процессе самостоятельной деятельности детей в игровой деятельности в течение всего временного промежутка их пребывания в группе.
Таким образом, считаю, что рациональность каждого из структурных элементов занятий педагогом очевидна. При работе педагога не требуется коррекции затрат времени на различные части урока. Изучаемый материал подавался детям в интересной форме с учетом возрастных психоло-педагогических особенностей.
Необходимо отметить, что рациональность распределения времени занятий ф ДОУ осуществлялась благодаря системе личностно-ориентированного обучения и постоянной обратной связи с детьми, что позволяло педагогу обеспечить высокой качество усвоения изучаемых понятий и явлений.
2 день. Анализ занятий по критерию коммуникативной компетентности педагога.
Коммуникативная компетентность педагога определялась нами по следующим позициям:
Стиль педагогического общения:
в центре — ученики как индивидуальности;
открытость управленческой работы учителя.
1. Соответствие педагогического общения целям, этапам, формам, средствам, способам обучения выражалось в интеграции применяемых методов общения:
монологическое общение,
диалогическое или групповое;
общение как информирование,
общение — объяснение,
общение — оценка,
общение — выявление или доказательство чего-то;
соотношение проблемности и информированности;
Нужна помощь в написании отчета?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Поможем с характеристой и презентацией. Правки внесем бесплатно.
обращенность,
четкость,
конкретность,
целенаправленность общения;
вербальное общение,
невербальное общение.
2. В процессе занятий используется как прямое воспитательное воздействие через общение, так и опосредованное воспитательное воздействие через общение.
3. Культура речи обучающихся и требования к ней. Инициативность и мыслительная активность обучающихся и ее выражение в их речи.
Учитывая тот факт, что дошкольный возраст является подготовительным для поступления в школу, при анализе посещаемых занятий нами отмечено, что культура речи дошкольников формируется педагогом в процессе воспитательной деятельности последовательно и систематично. Формируемая культура речи дошкольников подводится педагогом к единым требованиям к устной речи детей школьного возраста («О единых требованиях к устной и письменной речи обучающихся, к проведению письменных работ и проверке тетрадей. Методическое письмо Министерства просвещения РСФСР от 1 сентября 1980 года №З64-М), согласно которым обучающиеся должны уметь:
излагать материал логично и последовательно;
отвечать громко, чётко, с соблюдением логических ударений, пауз и правильной интонации;
оформлять любые письменные высказывания с соблюдением орфографических и пунктуационных норм, чисто и аккуратно.
Для речевой культуры обучающихся важны и такие умения, как умение слушать и понимать речь педагога и сверстников, внимательно относиться к высказываниям других, умение поставить вопрос, принять участие в обсуждении проблемы и т.д.
Инициативность и мыслительная активность обучающихся и ее выражение в их речи поощряется педагогом посредством применения личностно-ориентированного подхода в обучении, формировании познавательного интереса различными обучающими средствами. Все это формируется педагогом в процессе занятий с воспитанниками.
Нужна помощь в написании отчета?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Поможем с характеристой и презентацией. Правки внесем бесплатно.
Учитывая тот факт, что речь дошкольника во многом ориентируется на подражание речи взрослых педагог следит за своей речью, обладает всеми навыками правильного педагогического общения, не употребляет в своей речи сленговых выражений и упрощенных речевых конструкций В формировании высокого уровня речевой культуры дошкольников педагог использует средства народной педагогики.
4. Культура речи педагога. Педагог как доброжелательный речевой партнер. Соотношение прагматичности, логичности и эмоциональности в речевом и в неречевом поведении педагога.
Культура педагогического общения — способность учителя воспринимать, понимать, усваивать, делать встречное движения, с достоинством и в соответствии с обстановкой держать себя; передавать содержание мысли, чувств, стремлений.
При анализе занятий в ДОУ установлено, что речь воспитателя соответствует по содержанию возрасту детей, на которых она направлена, их развитию, запасу представлений об окружающем, опирается на их опыт.
Педагог владеет методическим мастерством, знает и применяет приемы, необходимые для оказания соответствующего влияния на речь детей.
Среди требований к речи педагога ДОУ выделяют: — соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Особое внимание педагогу следует обратить на семантическую (смысловую) сторону речи, что способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления. — выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Педагогу следует учитывать, что именно в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи. — употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться речевым этикетом, ориентироваться на ситуацию общения и др.). — особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка.
Владение педагогом различными средствами выразительности (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора. — умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи. — соответствие речи языковым нормам.
Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения), а также нормы образования и изменения слов. — отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение нелитературной лексики — одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста. Решая данную задачу, педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов — паразитов, диалектных и жаргонных слов. Все вышеперечисленные требования полностью соблюдаются педагогом ДОУ, занятия которого посещались мною во время учебной практики. Помимо высокого уровня соблюдения требований к культуре собственной речи педагогом ДОУ также отмечено наличие правильного использования им невербальных средств общения, его умение не только говорить с ребенком, но и слышать его.
5. Сравнительный хронометраж речи детей и педагога показывает главенство в преобладании речи педагога, но с обязательным слышанием мнения детей и поощрения участия их в активном диалоге. Главенство речи педагога объясняется спецификой возраста, в котором у ребенка только формируются знания и педагог является направляющей и корректирующей силой.
6. На занятиях в ДОУ наблюдается внешняя комфортность общения педагога и обучающихся на занятии, что связано с внутренним комфортом детей и педагога в процессе общения. Внутренний комфорт детей объясняется заинтересованностью их в понимании предмета изучения благодаря методическим подходам педагога к организации обучения дошкольников. Комфортное общение педагога объясняется наличием высокого профессионализма и любви к своей профессии.
Отдельно нами проводился глубокий анализ коммуникативной компетентности педагога, отчет о котором представлен в п.5.2 данного раздела.
3 день. Профессиональные знания учителя (знание предмета, актуализация знаний, личностная окрашенность, способы побуждения учащихся к активному учению, обучение приемам умственной работы). Знаниевый компонент в структуре профессионального мастерства педагога представлен:
- обширными знаниями по предмету;
- глубокими и прочными знаниями психологии и педагогики;
- общими культурологическими знаниями.
Личностная окрашенность профессиональных знаний учителя как существенная характеристика его мастерства обеспечивает реализуемость в педагогической практике важной идеи современного образования, сущность которой состоит в том, что изучение основ наук хотя и важно, но не является самоцелью как обучающего, так и обучающегося. Оно служит средством продвижения личности ребенка к новым духовным горизонтам. Познавательный и эмоциональный аспекты в этом движении (обучении и учении) взаимно дополняют друг друга.
Ребенок дошкольного возраста побуждается к учению самыми разнообразными мотивами, которые грамотно формируются педагогом ДОУ:
Нужна помощь в написании отчета?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Поможем с характеристой и презентацией. Правки внесем бесплатно.
- мотивы непосредственного эмоционального отношения ребенка к материалам, используемым на занятии;
- мотивы учения, связанные с интересами практической или игровой деятельности;
- мотив престижа;
- мотив общественной необходимости;
- мотив познавательного интереса.
В своей работе для активизации умственной деятельности воспитанников педагог использует следующие способы активизации познавательной деятельности:
- опирается на интересы детей и одновременно формирует мотивы учения, среди которых на первом месте выступают их познавательные интересы;
- включает учеников в решение проблемных ситуаций, например, сказочных проблемных ситуаций или игровых;
- использует дидактические игры и диалогическое общение с детьми;
- использует такие методы обучения, как беседа и наглядный показ;
- стимулирует коллективные формы работы, взаимодействие детей в группе.
4 день. Поощрение и наказание детей. Способы дисциплинирования на занятиях. Методы и приемы опроса.
Поощрения и наказания строятся на точном и всестороннем учете индивидуальных и возрастных особенностей детей, тщательном анализе причин и мотивов их поступков в конкретных ситуациях, в которых эти поступки совершаются. Необходимость использования поощрений и наказаний в каждом конкретном случае вытекает из реально проявляющейся в данной педагогической ситуации потребности в коррекции поведения детей. Корректировка поведения детей применяются только психологического свойства.
5 день. Приемы концентрирования внимания учеников.
Особенностью дошкольного возраста является слабая концентрация внимания. Детям в этом возрасте сложно удерживать внимание на одном предмете длительное время. Этим объясняется короткий временной промежуток проведения занятий.
Однако, учить детей дошкольного возраста концентрировать внимание нужно. Это входит в задачи воспитания детей дошкольного возраста. Упражнений на развитие внимания дошкольников имеется множество в педагогической литературе.
На анализируемых занятиях в исследуемом ДОУ педагогом применяются такие техники концентрации внимания как создание интереса у детей (наглядность, вопрос, создание игровой ситуации, приглашение детей в круг). Эти приемы применялись учителем в начале занятия. В середине занятия у детей наблюдался пик внимания, то есть из произвольного оно переходило в непроизвольное. К концу занятия в большинстве случаев не наблюдалась усталость, дети стремились узнать больше по изучаемой теме, поэтому педагог проводил физкультминутку для снятия напряжения детей и переключения их внимания на игровую деятельность с целью избежать переутомления и дать время детям на усвоение знаний, но уже в обстановке игры. Критериальный анализ воспитательного занятия в баллах проводился по следующим критериальным показателямАнализ воспитательного занятия показал, что не все критериальные признаки соответствовали максимальному баллу.
Педагогу немного не хватало импровизации, мобильности и неординарности в построении хода урока, однако, это оправдывается приверженностью педагога к традиционных формам обучения, не раз доказывавших свою эффективность, с использованием индивидуального подхода, а также необходимостью вести детей за собой в познании. Этим же объясняется недостаточная открытость педагога вопросам детей и обратной связи с ними. Личная заинтересованность педагога и его высокий профессионализм в построении и проведении занятий настолько мотивируют умственную активность детей, что времени занятия не хватает на учет всех их мнений.
Однако, профессионализм воспитателя переносит неудовлетворенный познавательный интерес в игровые ситуации свободной и самостоятельной деятельности детей, где проходит практическое применение изученного познавательного материала. Такой подход педагога дает наиболее высокие результаты усвоения изученного. Достигнутые результаты целей уроков, которые были мною посещены в ДОУ в рамках прохождения производственной практики, не всегда достигались ввиду недостаточности времени для изучения всего объема запланированного материла и большого количества вопросов и активного участия на уроке со стороны детей. Поэтому достижение поставленных целей переносилось на игровую деятельность детей, в процессе которой полученные теоретические знания дополнялись новым ситуационным опытом по изучаемому вопросу.
Отдельно нами проводился глубокий анализ коммуникативной компетентности педагога, как основополагающего фактора организации учебного процесса с детьми.
5.2 Анализ коммуникативной компетентности педагога
Социально-психологический взгляд на проблему коммуникативной компетентности выдвигает на первый план персональные характеристики индивида, те качества личности, приписываемые субъекту общения, от которых зависит эффективность взаимодействия с другими людьми. Качества личности — сложные социально и биологически обусловленные компоненты личности, вбирающие в себя психические процессы, свойства, образования, устойчивые состояния, и предопределяющие устойчивое поведение личности в социальной и природной среде.
Федеральный государственный стандарта дошкольного образования определяет направления деятельности педагога, для реализации которых необходимо наличие у педагогов коммуникативной компетентности:
развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;
Нужна помощь в написании отчета?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Поможем с характеристой и презентацией. Правки внесем бесплатно.
владение речью как средством общения;
развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками.
При анализе воспитательного урока в ДОУ определено, что сформированность личностных ресурсов: качеств и свойств, установок, потребностей, ценностей, эмоций, чувств — все то, что включается в категорию личность, обусловливает в значительной мере эффективность деятельности педагога. Педагог обладает такими необходимыми для коммуникативной компетентности качества как: доброжелательность, открытость, общительность, искренность, эмпатия, толерантность и другие.
В процессе исследований мы рассматривали коммуникативную компетентность как:
) совокупность знаний,определенной деятельности; самостоятельной деятельности индивида, добытого и присвоенного им в процессе взаимодействия, актуализирующегося в различных, в том числе и новых для него ситуациях; индивида, регулирующие всю систему его взаимодействия с миром и отношений с самим собой; как свойства человека, определяющие его возможности в различных видах деятельности и его соответствие данному виду деятельности; организовать свое речевое поведение в реальных жизненных обстоятельствах в соответствии с пп.1), ), 3) и 4). Наличие данных компонентов является условием успешного выполнения продуктивной деятельности в дошкольном образовании.
Анализ коммуникативной компетентности педагога проводился по следующим критериям.
1 критерийобщении. Показатели:
знает нормы и ограничения в профессиональном общении, имеет представления об ограничениях, о предмете и теме высказывания в профессиональной деятельности, знает разнообразные средства языка, что позволяет достичь поставленной цели (оптимальный уровень);
знает нормы и ограничения в профессиональном общении, имеет представления об ограничениях, о предмете и теме высказывания в профессиональной деятельности, но не знает о разнообразных средствах языка (достаточный уровень);
знает нормы и ограничения в профессиональном общении, но затрудняется определить ограничения, предмет и тему высказывания в профессиональной деятельности, не имеет представлений о разнообразных средствах языка (критический уровень).
2 критерийпрофессиональной деятельности. Показатели:
знает факторы эффективной коммуникации, осознает целевую установку и логичность высказывания как средство выражения своей позиции в речи, что позволяет достичь поставленной цели (оптимальный уровень);
знает факторы эффективной коммуникации, осознает целевую установку, но имеет ограниченное представление о логичности высказывания как средстве выражения своей позиции в речи (достаточный уровень);
знает факторы эффективной коммуникации, но не осознает целевую установку и логичность высказывания как средство выражения своей позиции в речи (критический уровень).
Нужна помощь в написании отчета?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Поможем с характеристой и презентацией. Правки внесем бесплатно.
3 критерийограничений в профессиональном общении. Показатели:
умеет строить собственное высказывание с учетом норм и ограничений, используя разнообразные средства языка, что позволяет достичь поставленных целей (оптимальный уровень);
умеет строить собственное высказывание с учетом норм и ограничений, но не всегда оптимально использует разнообразные средства языка (допустимый уровень);
умеет строить собственное высказывание с учетом норм и ограничений, но не использует разнообразные средства языка (критический уровень).
4 критерий: факторов эффективной коммуникации в профессиональном общении. Показатели:
умеет строить собственное высказывание с учетом факторов эффективной коммуникации, осознавая целевую установку и умея логично выражать свою позицию в речи, что позволяет достичь поставленной цели (оптимальный уровень);
умеет строить собственное высказывание с учетом факторов эффективной коммуникации, осознавая целевую установку, но не всегда логично выражает свою позицию в речи, (допустимый уровень);
умеет строить собственное высказывание с учетом факторов эффективной коммуникации, не осознавая целевую установку и не умея логично выражать свою позицию в речи (критический уровень).
5 критерий: речевого высказывания с учетом норм и ограничений в профессиональном общении. Показатели:
владеет навыками анализа и коррекции собственного речевого высказывания с учетом норм и ограничений, факторов эффективной коммуникации, что плодотворно влияет на процесс взаимодействия (оптимальный уровень);
владеет навыками анализа и коррекции собственного речевого высказывания с учетом норм и ограничений, факторов эффективной коммуникации, но это не влияет на взаимодействие, так как анализ обычно осуществляется не процессе взаимодействия, а после него (достаточный уровень);
владеет навыками анализа и коррекции собственного речевого высказывания с учетом норм и ограничений, но на основе анализа не вносит коррективы в собственную коммуникативную деятельность (критический уровень).
6 критерий: речевого высказывания с учетом факторов эффективной коммуникации в профессиональном общении. Показатели:
владеет навыками анализа и коррекции собственного речевого высказывания с учетом адресата, ситуации, предмета взаимодействия (оптимальный уровень);
Нужна помощь в написании отчета?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Поможем с характеристой и презентацией. Правки внесем бесплатно.
владеет навыками анализа и коррекции собственного речевого высказывания, но не учитывает при этом адресата, предмет взаимодействия (достаточный уровень);
владеет навыками анализа и коррекции собственного речевого высказывания, используя эти навыки как «клише» без учета адресата, ситуации, предмета взаимодействия (критический уровень).
Проведенный анализ коммуникативной компетентности педагога в рамках анализа воспитательного занятия показал наличие сформированных критериальных показателей, по которым проводилось исследование на оптимальном (высоком) уровне.
6. Организация и проведение самостоятельного пробного урока с воспитанниками ДОУ
В процессе прохождения производственной практики и на основе анализа посещаемых занятий в ДОУ мною было спроектировано занятие по нравственному воспитанию дошкольников с формированием понятий добра и зла методами народных сказок.
Занятие
Вид деятельности: проблемно-ценностное общение
Форма проведения занятия: этическая беседа
Тема занятия: «Добро и зло в народных сказках»
Методическое обеспечение — видеофильм-сказка «Иван-Царевич и серый волк», формирующий представления о добре и зле в жизни людей. . Организационный момент. Вступительное слово педагога.
Ребята, мы сегодня не просто отправимся в путешествие в сказку.
У нас с вами, как у любого героя будет своя цель или миссия, которую мы должны будем выполнить.
На пути нам будут встречаться разные герои, совершающие множество поступков. Проходя по ещё неизведанным тропам сказки, мы с вами должны будем научиться отличать добрых героев от злых, хорошие поступки от плохих и сделать вывод: на какого героя я хотел бы быть похожим?!
Давайте рассмотрим понятия добро и зло.
Нужна помощь в написании отчета?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Поможем с характеристой и презентацией. Правки внесем бесплатно.
Добро — всё положительное, хорошее, полезное.
Добро — нечто положительное, хорошее, полезное; добрый поступок.
Зло — нечто дурное, вредное.
(Словарь С.И. Ожегова)
Зло — действие, имеющее отрицательный смысл и всегда влекущее за собой беды, страдания, горе.
Теперь давайте посмотрим сказки и найдем добрых и злых персонажей в них и определим, какие герои нам больше нравятся и почему.
. Просмотр видеофильмов.
. Обсуждение увиденного в сказках.
Вопросы к занятию:
. Какие персонажи из сказок несут в себе доброту, а какие злые черты характера?
. Почему добро всегда выигрывает в жизни?
. Какие качества характера надо приобрести злым персонажам из сказок?
. Досочините сказки, если бы все злые персонажи в них стали добрыми.
7. Самоанализ педагогической деятельности
Нужна помощь в написании отчета?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Поможем с характеристой и презентацией. Правки внесем бесплатно.
Самоанализ производственной практики позволяет мне сделать вывод, что объем практики выполнен мною в полном объеме. Мною изучено дошкольное образовательное учреждение, организация предметно-игровой среды для детей, установлены контакты с педагогами ДОУ и детьми анализируемых групп, занятия которых посещались мною в рамках выработки компетенций студента моей специальности согласно курсу и изучаемому материалу.
Посещение занятий позволило мне получить бесценные крупицы реального педагогического опыта воспитания детей дошкольного возраста и проведения с ними учебных занятий.
В процессе посещения занятий мною были обобщены теоретические знания, полученные в процессе обучения, и практические навыки, полученные в ходе производственной практики. Анализ занятий выбранного мною педагога старшей дошкольной группы позволил мне установить, что педагог обладает высокой профессиональной компетенцией, блестящими коммуникативными навыками и личной заинтересованностью в успехах своих воспитанников. Каждое занятие подготавливалось им не только с опорой на инновационную методику преподавания, описанную мною в разделе 4 данного отчета, но и на личный индивидуальный подход к каждому воспитаннику с пониманием интересов детей и их жизненных проблемных ситуаций.
Такой подход к осуществлению педагогической деятельности позволяет педагогу достигать высокого уровня концентрации внимания у учеников в процессе педагогической и воспитательной работы, а также осуществлять полноценное общение с воспитанниками, доводить до них необходимые теоретические знания, совершенствовать их умения и навыки, способствуя выработке необходимых новообразований дошкольного возраста.
Профессиональный опыт педагога, его личностно-ориентированный подход к воспитанникам обеспечивает высокую мотивацию дошкольников при осуществлении своей развивающей и образовательной деятельности в рамках ДОУ, в связи с чем педагогу приходится использовать методы наказания в минимальной степени.
Полученный опыт в результате посещения занятий выбранного мною педагога ДОУ позволил мне самостоятельно осуществлять перманентное приобщение к педагогической деятельности, в начале которой я столкнулась с такими трудностями, как установление контакта с детьми. В процессе знакомства с детьми и формирования у них доверия ко мне мною применялись такие методы как беседа, совместная игровая деятельность, рассказывание, создание проблемных игровых ситуаций.
Дальнейшее приобретение самостоятельного педагогического опыта позволило мне спроектировать и самостоятельно провести занятие по формированию нравственных ценностей у детей дошкольного возраста в исследуемом ДОУ (раздел 6 отчета по практике). Организация занятия осуществлялась мною с помощью наставника в лице педагога ДОУ, занятия которого посещались мною и проанализированы в данном отчете по производственной практике.
Считаю, что польза, оказанная мною учреждению ДОУ состоит в том, что я осуществляла разнообразную помощь в присмотре за детьми, организации игровой деятельности с детьми как в условиях игровой комнаты ДОУ, так и на прогулках. В процессе осуществления этой деятельности мною были приобретены воспитательные навыки работы с детьми разных периодов дошкольного возраста.
В результате прохождения производственной практики мною были приобретены следующие компетенции, запланированные для студентов моей специальности данного курса обучения:
ОК-5 — способность работать в команде, толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия;
ПК-3 — способность решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности.
ПК-6 — готовность к взаимодействию с участниками образовательного процесса
ПК-7 — способность организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, развивать их творческие способности;
ПК-11 — готовность использовать систематические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования.
Нужна помощь в написании отчета?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Поможем с характеристой и презентацией. Правки внесем бесплатно.
Считаю, что актуальность прохождения производственной практики является высокой, а полученные знания высокоценными.
В качестве совершенствования отработки деятельностного компонента обучения моей специальности предлагаю увеличить количество часов приобретения производственного опыта на базе образовательных учреждений в период учебного года. Такие занятия можно организовать в качестве практических по специальным дисциплинам, что позволит сформировать практические навыки педагога в большей степени и облегчить психологические барьеры перед дальнейшим трудоустройством и работой по специальности. Полученный практический опыт сформирует дополнительные возможности для студентов с целью их большей востребованности на рынке труда молодых специалистов.
Список использованных источников
1. Сластенин, В.А. Педагогика: учебник для студентов педагогических вузов/ В.А. Сластенин. — М.: Академия, 2007. — 374 с.
2. Концепция духовно — нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Проект (А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков) // Вестник образования. — № 17. — сентябрь 2009.
3. Методика воспитательной работы: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования /В.П. Сергеева, Э.К. Никитина, М.Н. Недвецкая и др.; под ред.В.П. Сергеевой. — М., «Академия», 2011. — 368с.
4. Воспитательная деятельность педагога [Текст]: учебное пособие / под общ. ред. : В.А. Сластёнина, И.А. Колесниковой. — 4-е изд., стереотип. — М.: Академия, 2008. — 336 с.
5. Гликман, И.З. Воспитатика. В 2-х ч. [Текст]: учебник / Гликман И.З. — М.: НИИ школьных технологий Ч. I: Теория и методика воспитания. — 2009. — 168 с.
6. Горбатов Д.С. Практикум по психологическому исследованию. — Самара: Бахрах, 2009. — 248 с