По ней человечество можно разделить на две категории: на «тварей дрожащих», служащих материалом для создания истории, и «право имущих», творящих эту историю. Желая проверить, относится ли он ко второй категории людей, Раскольников совершает идейное преступление – убивает старуху-процентщицу. Однако теория Раскольникова на самом деле не близка ему, способ ее проверки чужд герою, и поэтому теория изначально обрекается на провал. Стоит только вспомнить психологическое состояние героя перед убийством и после убийства, какими душевными переживаниями герой терзается, как сильно он страдает и заболевает. Чтобы показать, насколько насилие неестественно для героя, автор вводит в сюжет сон о забитой кляче. В нем маленький Родя с болью наблюдает за тем, как пьяный мужик избивает лошадь, а затем не выдерживает и бросается к ней, пытаясь ее защитить от жестокости пьяницы. Этот сон доказывает, что герой по натуре милосерден и не способен к убийству. Однако Раскольников все равно убивает ненавистную ему Алену Ивановну, а затем и ее невинную сестру Лизавету. Преступление оставляет огромный след в его душе, он заболевает и проходит через огромные муки, понимает, что он вовсе не «право имущий», ведь его буквально грызет совесть. Получается, что человечность в герое побеждает его бесчеловечную теорию. Хоть герой и говорит, что он убил не старуху, а себя, благодаря Соне на каторге он делает шаги к духовному возрождению, к исцелению. Таким образом, в душе Раскольникова лежат глубокие противоречия. Головой он стремится проверить теорию на себе, но сердцем он протестует против нее.
В романе автор использует традиционный для русской литературы приём: «говорящее имя», «говорящая фамилия». Имя героя не случайно. Родион – однокоренное слов род, родина, родня. В отчестве скрыто обобщение. Типичный представитель молодого поколения II половины XIX века. Раскольников – единый центр романа. Он является отражением одной из реально существовавшей во II половине XIX века мысли о настоящем и будущем России. Его идея – эта целая философия, суть которой такова: Человечество делится на две категории: 1) обыкновенные (большинство) – тварь дрожащая = маленький человек; 2) необыкновенные (избранные) – собственно люди = великие. Общество и человек преступны по сути своей. А если это так, то мы не преступны вообще. Общество несовершенно, в нем есть бедные, есть богатые. Бедные нуждаются в помощи. Простая арифметика: «Помогать можно любым способом в этом несовершенном мире». Делит людей на две категории: «тварь дрожащая», «сильные мира сего». Отнес себя к «сильным мира сего». Желание действовать. Желание помочь. Помогая другим, не гнушаться никакими средствами. Проверить себя. Действительно ли я такой, каким я себя мыслю. Чтобы себя проверить совершил преступление.