О нём В. Белинский написал такие строки: »огненная душа… могучий дух…!». В монастыре Мцыри оказался, будучи еще мальчиком, и поэтому ему пришлось испытать всю тяжесть одиночества (‘Я …не мог сказать …слов ‘отец’ … ‘мать’), но в голове его всё время роились мысли, связанные с родиной, где он рос. Само понятие Родина для Мцыри стало олицетворением свободы и жизни, для которой была предназначена его душа. В идеале он видит среду для своего существования: «где люди вольны». Не дожидаясь события своего посвящения в монахи, парень принимает решение о побеге из стен монастыря с целью воплощения собственных грёз в жизнь. Композиционно поэма выстроена таким образом, что небольшому промежутку времени, на протяжении которого Мцыри пребывает в бегах (3 дня), отведено всё содержание произведения.
Ему удалось успеть ощутить вкус свободы, единение с природой, по его мнению, говорящей на одном языке с ним. Он даже влюбился в девушку. Хотя настоящая его мечта, связанная с возвращением на родину, не сбылась: ведь всё в природе намного сложнее. В реальности персонаж становится участником конфликта с действительностью: во время схватки с барсом Мцыри получает ранение, но одерживает победу над ним. Покинув лес, он видит монастырь — свою тюрьму, из которой сбежал. Парню ничего не остается делать, и он обессиленный остаётся лежать под жгучим солнцем. У Мцыри душа романтика, поэтому ему свойственно идеализировать жизнь на воле. Возможно герою удалось смириться с собственным роком. Три дня проведённые на свободе, для него стали более значимыми, чем вся его прошлая жизнь. Это означает, что в определенной мере мечта его была исполнена.