Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Дипломная работа на тему «Особенности фразеологизмов в романах Дж. Барнса»

Идея исследования индивидуального состояния языка вызывает интерес лингвистов не так давно — начиная с 1970-х гг., однако, одновременно со смещением центра языкознания в сторону человека, является одной из самых актуальных тем лингвистических исследований. В течение более чем 40 лет проблема взаимосвязи языка и его создателя — человека, а точнее его лингвистической сущности — языковой личности, вызывает повышенный интерес среди ученых.

Написание диплома за 10 дней

Содержание

Введение

Глава 1. Антропоцентризм как одно из ведущих направлений развития современного языкознания

.1 Исследование и типология феномена языковой личности

.2 Понятие идиостиля. Сложности трактования

.3 Формирование фразеологии как науки

.4 Проблема интерпретации фразеологизмов

.5 Трудности исследования фразеологического новаторства

Заключение к главе 1

Глава 2. Семантические особенности фразеологизмов в романах Дж. Барнса

.1 Краткая биографическая справка и общая характеристика исследуемых произведений

.2 Анализ семантики выявленных фразеологических единиц

.2.1 Фразеологические единицы в романе «История мира в 10 ½ главах»

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Цена диплома

.2.2 Фразеологические единицы романе «Англия, Англия»

.3 Применение полученных результатов в обучении иностранному языку Материал данного исследования может найти своё практическое

Заключение к главе 2

Заключение

Библиографический список

Введение

Идея исследования индивидуального состояния языка вызывает интерес лингвистов не так давно — начиная с 1970-х гг., однако, одновременно со смещением центра языкознания в сторону человека, является одной из самых актуальных тем лингвистических исследований. В течение более чем 40 лет проблема взаимосвязи языка и его создателя — человека, а точнее его лингвистической сущности — языковой личности, вызывает повышенный интерес среди ученых. В связи со столь активными исследованиями данной проблемы закономерно появление новой терминологической базы. Первое сформировавшееся понятие, введенное в лингвистику В.В. Виноградовым в 1930-х гг., стало понятие языковой личности. Несколько позже появляются и такие термины, как «дискурс», «идиостиль» и идиолект. Несмотря на некоторые различия между этими понятиями, они, так или иначе, относятся к характеристике языка.

Индивидуальные интенции автора влияют на преобразование значений и форм фразеологических единиц (авторские трансформации) в современных художественных произведениях. Понимание фразеологии при чтении художественной литературы, отечественной или, в данном случае, зарубежной, а также правильное использование фразеологических единиц являются одними из показателей высокого уровня владения языком, родным или иностранным.

Произведения известного писателя 20 века — Джулиана Барнса в качестве объекта исследования представляют большой интерес для лингвистов, так как такие оригинальные и трансформированные фразеологизмы активно используются им и играют значимую роль в создании стиля его произведений. Этот незаурядный англичанин весьма изобретателен в своем творчестве и за свою 37 — летнюю карьеру успел облачить свои тексты в самые различные жанры. В 1995 году Джулиан Барнс был посвящен в кавалеры французского ордена Искусств и Литературы. На сегодняшний день Барнс является обладателем нескольких престижных международных литературных премий, среди которых: итальянская премия Медичи, британская Сомерсета Моэма, французская «Prix Femina», а также американская — имени Э. М. Фостера. Бесспорно, столь разносторонняя и изменчивая в жанрах личность представляет интерес для лингвиста и обуславливает актуальность данного исследования.

Цель данного исследования — определить роль фразеологических единиц в индивидуальном стиле Дж. Барнса путем анализа нескольких самых известных его произведений.

Поставленная цель предопределяет необходимость решения следующих задач:

1)Ознакомиться с нижеперечисленными произведениями автора.

2)Выявить фразеологические единицы, использованные автором в текстах произведений.

3)Провести сравнительный анализ выявленных языковых средств и определить их роль и функции в произведениях.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

4)Определить своеобразие идиостиля Дж. Барнса, создаваемое за счет выделенных особенностей.

Объектом исследования выступают произведения, принесшие известность Дж. Барнсу, а также способствовавшие его номинациям на премию Букера («Booker Prize») — «The History of the World In 10 1/2 Chapters» (1989), «England, England» (1998).

Предметом исследования являются лексические, синтаксические и стилистические изменения во фразеологических единицах идиостиля данного автора с точки зрения их функциональной значимости в процессе создания и восприятия текстов.

Теоретическая ценность и новизна данной работы заключается в том, что анализ авторских трансформаций, используемых Дж.Барнсом, вносит определенный вклад в исследование языка и стиля писателя в целом. Количество специальных исследований, посвященных роли фразеологических единиц в текстах автора, составляет ограниченное

количество и не дает четкого представления о занимаемой фразеологией роли в формировании индивидуального стиля автора. Кроме того, результаты, изложенные в работе, могут способствовать более глубокому пониманию роли фразеологии в художественном тексте.

Практическая значимость — результаты данного исследования могут быть использованы в спецкурсах по лексикологии и стилистике, в лингвистике текста, интерпретации текста и литературоведении.

Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, а также библиографического списка.

Первая глава включает в себя рассмотрение следующих вопросов: антропоцентристское направление развития современного языкознания; исследование и типология языковой личности; сложности трактования понятия идиостиля; формирование фразеологии как науки; проблема интерпретации фразеологических единиц; трудности исследования авторского новаторства.

Во второй главе дана биографическая справка о Дж. Барнсе, общая характеристика исследуемых произведений автора; анализ выявленных ФЕ, практическое применение исследуемых стилистических средств в обучении иностранному языку.

Заключение содержит общие выводы, полученные в ходе исследования. В библиографии приводится список использованной научной, учебно-методической и художественной литературы.

Глава 1. Антропоцентризм как одно из ведущих направлений развития современного языкознания

Человек и язык, на котором он говорит, неразрывно связаны друг с другом. Согласно лингвистической концепции развития языка, предложенной В. Гумбольдтом, язык сформировался вследствие развития чувств и разума человека, являясь не только средством общения между людьми, но и необходимым компонентом для духовного развития человека [Гумбольдт 1984: 25]. Таким образом, внутреннее, моральное и душевное наполнение человека неизбежно проявляется в его речи, в стиле построения высказывания в создаваемом им дискурсе. Изучение литературного языка писателей внесло значительный вклад в исследования истории развития литературы различных народов мира. Именно писатели имеют возможность показать скрытые возможности языковых единиц, раскрыть широту их использования. Исследование языка известных авторов может не только описать своеобразие их идиостиля, но и пролить свет на возможные колебания литературной нормы.

Идиостиль является одним из феноменов, приковывающим к себе внимание многих именитых исследователей, таких как В.В. Виноградов, А.С. Шишков, И.В. Арнольд, Ю. Степанов, В.А. Кухаренко и многие другие. Несмотря на существование идиостиля как в повседневной речи, так и в литературном языке, большинство исследователей не воспринимают автора как языковую личность, а лишь рассматривают его стиль с позиций литературоведения или стилистики. Творческая и интеллектуальная деятельность индивида, породившая не только художественные произведения, но и сам язык, обуславливает выполнение данной работы в русле антропоцентризма.

Само понятие антропоцентризма на сегодняшний день трактуется весьма широко. Это связано с тем, что оно существовало еще со времен древней Греции и за время своего существования претерпело множество смысловых изменений и корректировок. Первым в истории античной философии данный термин сформулировал Сократ. Немного позднее, известное выражение Протагора «Человек есть мера всех вещей» стало ключевой фразой антропоцентристского направления греческой философии. В Средние же века трактовка термина «антропоцентризм» находилась под влиянием и контролем христианской церкви. В этот период времени под этим словом подразумевали, что человек является вершиной творения, вследствие чего он несет на себе наибольшие обязательства. На сегодняшний день, трактовка данного понятия настолько широка, что употребление данного термина не ограничено одной лишь лингвистикой. В других гуманитарных науках, например, в экологии также встречается понятие антропоцентризма. Чтобы дать определение данному понятию на современном этапе обратимся к Большому энциклопедическому словарю, определяющему «антропоцентризм» как «воззрение, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания» [БРЭС 2008].

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Цена диплома

Важно указать, что в данной работе исследуется роль фразеологизмов в формировании авторского индивидуального стиля, вследствие этого, мы будем использовать понятие антропоцентризма через призму лингвистики. В связи с этим, мы будем придерживаться точки зрения известного лингвокультуролога, В.А. Масловой, которая трактует понятие антропоцентризма в лингвистике как перемещение интересов исследователя «с объекта познания на субъекта, т.е. анализируется человек в языке и язык в человеке» [Маслова 2001: 23].

1.1 Исследование и типология феномена языковой личности

Исследование и типология феномена языковой личности Человеческое сознание, связанное с речевой деятельностью человека, может быть анализировано и описано посредством изучения психологических (или психофизиологических) характеристик говорящего человека, его отношения к ситуации, которое присутствует в создаваемом и воспроизводимом им речевом дискурсе. Начиная с 1970-х годов, ученые проявляют повышенный интерес к взаимосвязи лингвистической сущности человека, точнее, к его языковой личности и используемого ею языка. За годы изучения данного вопроса формируется отдельная область языкознания — антропологическая лингвистика. Своей главной задачей она представляет познание процесса формирования у человека языковой картины мира, а также функционирование языкового сознания человека и влияния на развитие особенностей его мышления. Языковая личность являет собой сложный и многоаспектный объект исследования, рассматриваемый учеными с различных сторон.

Так, например, в монографии ученого и психолингвиста К.Ф. Седова «Дискурс и личность: эволюция коммуникативной компетенции» (М., 2004), созданное языковой личностью языковое произведение рассматривается как дискурс, который дает представление о развитии коммуникационных компетенций личности и об особенностях процессов ее языкового сознания. Из этого следует, что любой носитель языка может считаться языковой личностью, а способ изучения и описания его личности предполагает исследование создаваемых и воспринимаемых ею текстов с целью воссоздания её структуры.

С точки зрения лингвистики, языковая личность — это результат взаимовлияния и взаимопроникновения системы ценностей человека и его целей, мотивов и установок, проявляющихся в создаваемых им текстах, согласно мнению одного из составителей «Стилистического энциклопедического словаря русского языка», М.П. Котюровой. Таким образом, можно утверждать, что понятие языковой личности фиксирует связь языка и сознание говорящего. Любая личность проявляет свое мировосприятие не только через предметную деятельность, но и через общение, которое немыслимо без речи и используемого в ней языка. Внутренний мир человека неизбежно проявляется в его речи, и именно она служит одним из основных источников знания о личности говорящего. Основные характеристики и структура языковой личности предложенные Ю.Н. Карауловым в монографии «Русский язык и языковая личность», представляют ее как «совокупность способностей и характеристик человека, обусловливающих создание и восприятие им речевых произведений (текстов), которые различаются:

а) степенью структурно-языковой сложности,

б) глубиной и точностью отражения действительности,

в) определенной целевой направленностью» [Караулов 1987:53]. Чтобы иметь возможность научно охарактеризовать языковую личность с точки зрения языкознания, Ю.Н. Караулов выделяет три уровня рассмотрения этой личности.

Первый уровень языковой личности обозначен ученым как вербально- семантический, или языковой. На этом уровне личность характеризуется используемым ею лексиконом, правильностью его использования, количественным объемом лексики непосредственно в момент коммуникации. Следующий, второй, уровень носит название лингвокогнитивного (познавательного). Его задача показать, какие концепты и идеи отражают видение картины мира языковой личностью. Среди единиц этого уровня мы можем назвать: денотат, сигнификат, экстенсионал и интенсионал понятия, фрейм, генерализованное высказывание (т. е. афоризм, сентенция, поговорка и т.п.), фразеологизм, метафору, наглядный образ и каламбур. Использование излюбленных разговорных формул и индивидуальных речевых оборотов, делают личность узнаваемой.

Последний, третий, уровень, выделенный Ю.Н. Карауловым — мотивационный (прагматический). На данном уровне языковая личность рассматривается с точки зрения целей и задач коммуникации. Этот уровень наиболее полно характеризует индивида в плане его коммуникативных способностей, так как точнее описывает индивидуальные особенности языковой личности [Караулов 1987:53]. Эти особенности определяются не только уровнем знания логических рассуждений индивида, но в значительной степени и его эмоциями и ситуативными факторами общения.

Также, считаем необходимым учитывать связь национальных черт человека, его менталитета с особенностями его языка и идиостиля, в частности. Язык живёт в личности, хранится в ней и передает свое интеллектуально-духовное содержание из поколения в поколение. Таким образом, конечной целью всякой коммуникации является не понимание самого языка как такового, а усвоение внеязыковой информации (в том числе и культуры, в рамках которой происходит само общение). Автор погружает читателя в среду описываемой им культуры через призму своего собственного восприятия и видения этой культуры. В свою очередь, культура, понимается как совокупность основополагающих текстов, от интерпретационных до психолингвистических [Маслова 2001:23]. Мы считаем важным в данной работе указать основные положения понятия «герменевтика».

Герменевтикой называют философское учение, которое возникает из теории и практики понимания и интерпретации различных текстов, представленных в виде знаков, символов, устной и письменной речи [Зотов 2010:36]. Как теория и методология истолкования произведений герменевтика берёт своё начало в Древней Греции. Изначально она использовалась для толкования библейских текстов, и помогала выявить скрытые смыслы этих сакральных посланий на нескольких уровнях: на чувственно-буквальном, отвлечённо-нравоучительном и идеально-мистическом. Предметом философского знания, с точки зрения герменевтики, является мир человека. Именно в области человеческого общения протекает повседневная жизнь людей, создаются культурные и научные ценности [Зотов, 2010:38]. В связи с этим, считаем важным проводить лингвокультурологический анализ выбранных для изучения произведений в рамках герменевтической парадигмы.

Несколько иная точка зрения на типологию языковой личности принадлежит В.И. Карасику. Предложенная им классификация в монографии «Языковой круг: личность, концепты, дискурс», составленная «с позиций этнокультурной лингвистики», содержит три основных типа. К первому типу можно отнести человека, для которого общение на родном языке является естественным в его коммуникативной среде. Ко второму типу относится человек, для которого естественным является общение на чужом языке в его коммуникативной среде — ксенолект эмигрантов, ученых. И, наконец, к третьему типу ученый относит человека, говорящего на чужом языке с учебными целями, которые не относятся к характеристикам естественной среды общения» [Карасик 2002:10]. С позиции социолингвистики языковая личность формируется в рамках заданного социального типа (речевого портрета), либо индикаторов статуса и роли. В данном случае исследуются определенные характерные фразы, на основании которых формируется совокупность характеристик этого социального типа.

В отличие от своих коллег, выдающийся ученый В.П. Нерознак предлагает свою типологию языковой личности, которая состоит всего из двух типов. К первому типу относится стандартная языковая личность, отражающая литературно обработанную норму языка. Нестандартная языковая личность, относимая ко второму типу, объединяет в себе «низы» и «верха» культуры языка [Нерознак 1996:114]. Под «низами» рассматриваются представители маргинальной языковой культуры, отличающиеся, по мнению В.И. Карасика высокой степенью креативности языковой личности. Под «верхами» исследователь подразумевает мастеров художественной речи, писателей, которых он, в свою очередь, разделяет на «архаистов» и «новаторов» [Карасик 2002:15]. Считаем справедливым признать новаторство автора исследуемых в данной работе произведений,

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Заказать диплом

Джулиана Барнса, как одного из самых ярких и оригинальных прозаиков современной Великобритании.

Личность писателя представляет собой особый тип языковой личности, имея непосредственное отношение к создаваемому ею дискурсу, так как за каждым текстом закреплена система языка. Разделение автора и персонажа не признается Л.В. Качалиной, это объясняется тем, что автор неразрывно связан с созданными им персонажами в своих произведениях. Ученый также указывает на то, что при создании текста, автор «не только руководствуется определенными взглядами (социальными, этическими и эстетическими) и интересами других личностей, но и обращается к своему опыту и представлению знаний в типичных ситуациях». Таким образом, языковые личности персонажей можно обозначить как «авторские маски» [Качалина 2007:37].

В настоящий момент, в языкознании существует множество разногласий на тему выбора термина, который бы наиболее точно обозначил понятие языковой личности: «языковая личность» (В.П. Тимофеев, Ю.Н. Караулов), «человек говорящий» (Н.Д. Арутюнова), «речевая личность» (Ю.Е. Прохоров), «коммуникативная личность» (В.В. Красных). Поддерживая точку зрения В.М. Борисовой, мы находим термин «языковая личность» наиболее точным, полагая, что он включает в себя и речевую (парадигматические отношения), и коммуникативную (проявление языковой личности в конкретной ситуации общения) личности [Борисова 2006:186].

Подводя итоги данного раздела, считаем необходимым отметить, что языковая личность выражает совокупность различных характеристик в языке, в том числе социальных, физических, психологических, эмоциональных и др. Именно выбор определенных языковых единиц для реализации собственного замысла и языковая личность автора позволяют комплексно подходить к анализу созданного им дискурса и выявить специфические черты его идиостиля.

1.2 Понятие идиостиля. Сложности трактования

Одновременно с формированием понятия языковой личности начинает формироваться понятие идиостиля. Изучение индивидуального авторского стиля, как одного из проявлений восприятия окружающего мира языковой личностью, является одной из важнейших задач стилистики. Так как, только выйдя за пределы языка и обратив свое внимание на человека как на носителя языка, возможно познать язык сам по себе. Начиная с XVII века, традиционной задачей стилистического анализа являлось описание используемого автором языка на уровне нормы, однако, уже в первой половине XX века возникает антропологическая тенденция описания языка на уровне индивидуальной речи. Изменения научной парадигмы гуманитарного знания ставят на место господствующей — антропоцентрическую, когнитивную и динамическую парадигму, вместо статической системно-структурной1. Так как нельзя игнорировать тот факт, что каждое произведение «носит на себе дыхание, темпы своей эпохи, размер шага этой самой эпохи» [Сейфуллина 1971:77]. В рамках этой парадигмы четко прослеживается тенденция активного смещения исследовательского интереса с типологических характеристик текста, таких как, например, жанр, на идиостиль. Таким образом, человеческий фактор является основополагающим фактором, определяющим развитие и функционирование языковых единиц и в том числе идиоматики. Человек и его речь, также становятся некой точкой отсчета в анализе функционально-прагматических аспектов авторских трансформаций [Зеленов 2009:17].

На сегодняшний день исследователи расходятся в понимании индивидуального стиля автора, или идиостиля. Современная лингвистика богата различными его определениями, а также терминами, обозначающими данное понятие. В связи со своей многоаспектностью, оно зачастую пересекается с таким понятием как «идиолект». Чтобы провести черту различия между данными понятиями обратимся к Стилистическому энциклопедическому словарю русского языка: «Идиостиль (индивидуальный стиль, идиолект) — совокупность языковых и стилистико-текстовых особенностей, свойственных речи писателя, ученого, публициста, а также отдельных носителей данного языка». Не смотря на смысловую схожесть понятий «идиостиль» и «идиолект», в словарной статье утверждается нетождественность этих понятий. Идиолект рассматривается как совокупность стабильных характеристик, присутствующих в речи отдельного носителя. Идиостиль, в свою очередь, являет собой совокупность речевых и текстовых характеристик отдельно взятой языковой личности (писателя, ученого, конкретного говорящего человека), которая формируется под воздействием экстралингвистической основы — (как функционально и жанрово-стилевой, так и индивидуально-стилевой). Таким образом, изучение индивидуально-художественного стиля опирается на предварительный стилистический анализ изучаемого материала. Исследуя индивидуальный стиля авторов и рассказчиков, В.В. Виноградов в своей работе «Проблемы русской стилистики», полагает, что стилистическое единство произведения ярче всего выражается в своеобразии речевой структуры образа автора [Виноградов 1981:296]. При решении вопросов интерпретации текста, невозможно обойтись без описания стилистических особенностей того или иного писателя, а также стиля конкретного художественного произведения.

Согласно В. В. Леденевой, идиостиль является результатом эстетической и порождающей текст деятельности языковой личности. Вследствие чего, он «влияет на процесс интеграции тем, жанров, средств и приемов, необходимых для построения текста и передачи как информативных, так и эмотивно-экспрессивных элементов». Продолжая свою мысль, В. В. Леденева утверждает, что писатель руководствуется субъективной категорией предпочтительности, при отборе средств для воплощения своего замысла, что в свою очередь и определяет индивидуальный характер идиостиля, а также отличие его от идиостилей других писателей. По мнению исследователя, идиолект — «индивидуализированная «версия» общенародного языка» [Леденева 2001:39]. Использование автором стилистически окрашенной и некодифицированной лексики, словотворчество, формирование новых концептов — во всем этом и выражается особенность идиостиля писателя.

Другие исследователи, например, Д. Кристалл и Д. Дейви, считают идиостиль индивидуальным стилем, в то время как идиолект лишь является базой для построения этого стиля. В статье, посвященной стилистическому анализу текста, они отмечают, что понятие индивидуальной манеры следует отличать от понятия авторской оригинальности, имеющей относительно временный характер, и, предполагающей своеобразный, но сознательный отбор языковых средств. Также исследователи разделяют понятия «оригинальность» и «индивидуальность». Так как под первым подразумевается стиль автора, который предполагает неустойчивые, временные черты, свидетельствующие о сугубо нетрадиционном использовании языковых средств. Индивидуальная же манера, или идиолект, относительно устойчива, постоянна и не может быть управляема, она имеет нелингвистический характер [Кристал, Дейви 1980:149-165].

Еще один ученый, попытавшийся разграничить эти понятия, М. А. Федотова, указывает в статье, посвященной данной теме, следующие различия между двумя понятиями. Под идиолектом понимается «совокупность формальных и стилистических особенностей, свойственных речи отдельного носителя данного языка», а под идиостилем понимается «индивидуальная манера, способ которым исполнены данный речевой акт или произведение, в том числе литературно-художественное», при этом предполагается индивидуальный отбор средств и комбинация языковых знаков [Фоменко 2004:220-225]. Безусловно, приоритетность выбора идиолекта или идиостиля зависит от исследовательских задач. Например, в лингвопоэтических работах, как отмечает Н. К. Онипенко, приоритетно описание идиолекта. Под текстовым идиолектом понимается определенный жанр и эпоха создания текста. Так как проблема идиостиля имеет комплексный характер, анализ стиля писателя требует многоуровневого подхода. В зависимости от целей исследования идиолект и идиостиль писателя могут изучаться изолированно, но очевидна их нераздельность [Онипенко 2001: 90]. Идиолект присущ любой языковой личности, в то время как собственный идиостиль писателя определяется системой национального языка [Седов 2004:273]. Идиостиль писателя, включая в себя идиолект, проявляется в языковой и коммуникативной компетенции, осознанном выборе средств общения, языковом чутье и вкусе. Таким образом, идиостиль писателя есть «индивидуально устанавливаемая языковой личностью система отношений к разнообразным способам авторепрезентации средствами идиолекта» [Фоменко 2004:2-4].

1.3 Формирование фразеологии как науки

Так как зарождение фразеологии происходит одновременно с формированием понятия «идиостиль», а именно во второй половине ХХ века, можно утверждать, что это относительно новый раздел языкознания, который только начинает развиваться. Объектом изучения данной науки являются фразеологические единицы, представляющие собой устойчивые сочетания слов свойственные отдельно взятому языку, значение которых не определяется значением входящих в него слов, взятых по отдельности [ЛЭС 1990:286]. Теоретическую основу фразеологической концепции заложил швейцарский лингвист Шарль Балли в своей работе «Французская стилистика» [Балли 1961:21], в которой он противопоставил фразеологические единицы (фр. unité phraséologique) фразеологическим группам (фр. séries phraséologiques). Различие между выдвинутыми категориями фразеологизмов заключалась в возможности или невозможности выведения новых смысловых значений из составляющих их слов. Так, фразеологические единицы представляют собой устойчивые словосочетания, в то время как фразеологические группы обладают вариативностью сочетания компонентов. Также, в своей работе, ученый указывает на роль употребления метафоры в динамике индивидуального мышления. Как утверждает Шарль Балли «Метафора- это не что иное как сравнение, в котором разум под влиянием тенденции сближать абстрактное понятие и конкретный предмет сочетает их в одном слове» [Балли 1961:89]. Ведущая роль отводится метафорическому мышлению в формировании интеллектуальной целостности личности. Сквозь призму когнитивной теории его идея активно используется и исследуется на современном этапе развития фразеологии и когнитивной лингвистики в целом. Составленная им концепция составляла основу фразеологии как особого раздела науки о языке, но базировалась исключительно на материале французского языка. Окончательно становление фразеологии как раздела языкознания произошло, главным образом, благодаря изучению и раскрытию ее потенциала советскими и российскими учеными, чьи исследования проводились на материале различных языков, в том числе и французского.

В истории отечественной фразеологии В.В. Виноградов, развивая и продолжая учение своих коллег, среди которых мы можем перечислить таких русских языковедов как А.А. Потебня, И.И. Срезневский, Ф.Ф. Фортунатов, А.А. Шахматов и др., строит фразеологическую концепцию на парадигматических началах, и вводит термин «фразеологическая единица» [Виноградов 1977: 58]. Проведенные исследования сыграли большую роль в становлении и формировании фразеологии как лингвистической науки. За 80 лет активного развития данного раздела науки было установлено, что фразеологизм имеет свои облигаторные признаки, позволяющие считать его языковой единицей фразеологического уровня, отличного от лексического уровня, хотя состав этих признаков разными авторами определяется по- разному.

Фразеологизмы являются языковыми универсалиями, так как не существует языков их не содержащих. На наш взгляд, это знаки, обладающие особой природой, чьи особенности функционирования в языке и речи, а также их преимущества перед другими знаками выявляются посредством анализа соотношения объективного и субъективного в их значении.

Безусловно, фразеология — чрезвычайно сложное явление, изучение которого требует не только создания метода исследования, но и применения данных других наук — грамматики, лексикологии, стилистики, фонетики и страноведения. С другой стороны, она представляет собой неисчерпаемый материал для изучения с позиций социолингвистики, психолингвистики, теории текста, сопоставительного и типологического языкознания. В английском языке фразеология, базирующаяся на многовековой истории страны, очень богата и разнообразна. Знание английской фразеологии существенно облегчает чтение как публицистической, так и художественной литературы. Разумное использование фразеологических единиц изучаемого языка делает речь более идиоматичной, более естественной.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Благодаря развитию межкультурной коммуникации, перед исследователями встают новые задачи, т.к. именно человек, выражающий свое отношение к миру и другим людям находится в центре фразеологии.

Это означает, что на современном этапе, проблема «человек в языке» активно изучается и исследуется фразеологами.

1.4 Проблема интерпретации фразеологизмов

Одним из спорных вопросов в области фразеологии на данном этапе развития науки является определение самого понятия «фразеологизм». В современной научной литературе формулировка этого понятия представлена неоднозначно.

Ниже представлено определение, взятое из интернет-энциклопедии «Википедия», согласно которому фразеологизм это «свойственное только данному языку устойчивое сочетание слов, значение которого не определяется значением входящих в него слов, взятых по отдельности. Из-за того, что фразеологизм зачастую невозможно перевести дословно без потери смысла, среди иностранцев могут возникать трудности перевода и понимания». Усложняя дословное понимание текста и, в большинстве случаев, не соответствуя нормам современного языка, фразеологизмы придают яркую эмоциональную окраску языку, являя собой пример грамматических архаизмов. В русском языке это могут быть выражения: «остаться с носом», «бить баклуши», «валять дурака», «без царя в голове», в английском: in the flesh (во плоти), to separate sheep from goats (отделить зерна от плевел), massacre of innocents (избиение младенцев).

В современной лингвистике имеется два направления для обозначения понятия «фразеологизм». Первое направление представлет фразелогическую единицу как состоящую из слов единицу языка, по своей природе являющейся словосочетанием. Согласно мнению М.М. Копыленко «Фразеология охватывает все … сочетания лексем, существующие в данном языке, в том числе и так называемые свободные словосочетания» [Копыленко, Попова 1972:82]. В рамках этого направления, понятие рассматривается в двух значениях — широком и узком.

В широком смысле слова, в состав фразелогизма входят переосмысленные полностью словосочетания, а также словосочетания, имеющие некоторые не переосмысленные слова-компоненты. Данную точку зрения в своих работах поддерживают ученые В.Л.Архангельский, О.С.Ахманова, Н.М.Шанский. А в узком же смысле слова, фразелогия включает в свой состав только переосмысленные до конца словосочетания. Примерами работ сторонников такого подхода можно назвать статьи В.П. Жукова.

Возвращаясь ко второму направлению русской фразеологии, важно отметить что, фразеологизм — это единица языка, состоящая не из слов. Объектом данного раздела науки являются выражения, которые лишь генетически представляют собой словосочетания. Они разложимы исключительно этимологически, вне системы современного языка, а в историческом плане. Основным в изучении фразеологизма делается не смысловая и формальная хар

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

573

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке