Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Дипломная работа на тему «Процесс преобразований в системе детских закрытых трудовых учреждений»

Девиантное поведение детей и подростков в советском обществе являлось острой социальной проблемой на разных этапах его истории. Детская беспризорность, безнадзорность и преступность, наряду с другими отклонениями от общественной нормы, были постоянными объектами борьбы советского государства.

Написание диплома за 10 дней

Оглавление

Введение

Глава 1. Нормативное-правовое регулирование деятельности детских трудовых колоний МВД СССР

.1 Первый этап реорганизации системы детских закрытых учреждений: 1953 — 1955 гг.

.2 Новые тенденции в организации работы детских колоний в контексте изменения практик борьбы с преступностью: 1956 — 1960 гг.

Глава 2. Реализация преобразований в системе детских колоний МВД СССР

.1 Изменение практик обучения и воспитания несовершеннолетних в детских колониях

.2 Проблемы адаптации бывших воспитанников колоний после освобождения

Заключение

Список использованных источников и литературы

Введение

Девиантное поведение детей и подростков в советском обществе являлось острой социальной проблемой на разных этапах его истории. Детская беспризорность, безнадзорность и преступность, наряду с другими отклонениями от общественной нормы, были постоянными объектами борьбы советского государства.

Методы и учреждения «перевоспитания» несовершеннолетних преступников сформировались еще в 1920 гг.. Однако только в середине 1930-х гг. начался процесс оформления системы детских закрытых трудовых колоний, находившихся в ведении НКВД. В 1943 году появился новый тип детского закрытого учреждения — детская воспитательная колония, формируется самостоятельный орган управления системой — Отдел по борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью, переименованный в 1950 году в Отдел детских колоний.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Цена диплома

Развитие системы исправительно-трудовых учреждений было вызвано как значительным количеством молодых правонарушителей, так и распространенностью детской безнадзорности в целом. Более того, дети представляли собой отдельную категорию граждан, имели ряд возрастных, социальных характеристик, которые отличали их от взрослых, в связи с чем они занимали и отдельную нишу в системе уголовного и административного права. Как следствие, практики наказаний и система их реализации четко разграничивались между детьми и взрослыми, для которых были созданы отдельные исправительно-трудовые учреждения.

Актуальность темы исследования. Сегодня в исторической науке существует устойчивый интерес к проблемам деятельности системы пенитенциарных учреждений в СССР. В 1990-е гг., в связи с открытием секретных архивных фондов, исследователи получили доступ к массе ранее не доступных документов, что повлекло за собой выход в свет ряда исследований. Особое внимание было обращено на ГУЛАГ, его характер, способы обращения с заключенными и многие другие вопросы. Система детских учреждений для несовершеннолетних преступников и правонарушителей, наряду с учреждениями для взрослых осужденных, стала привлекать внимание исследователей. Ввиду особого интереса к проблемам государственной политики по отношению к преступникам в рамках исправительно-трудовых колоний, присутствующего в современных исследованиях, работа по изучению детских колоний МВД СССР может быть названа весьма актуальной в контексте этих историографических тенденций.

Историографический анализ

Проблема функционирования системы детских колоний МВД СССР в период 1953-1960 гг. может рассматриваться с разных позиций, в зависимости от того подхода, который избирает исследователь при работе с реалиями прошлого. Если обратиться к проблематике области социальной истории, которая непосредственно связана с системой исправительно-трудовых учреждений для несовершеннолетних, то можно обнаружить ряд исследований, затрагивающих специфику государственного и общественного восприятия девиантного поведения и способы борьбы с ним в обозначенный период. Наряду с этим, невозможно оставить без внимания тот факт, что множество трудов правоведов из области ювенальной юстиции также посвящено вопросам истории борьбы Советского государства с преступностью среди несовершеннолетних и месту системы детских колоний в этом процессе. Если же обращаться к непосредственному анализу отдельных учреждений или учреждений конкретных регионов, истории и принципам их функционирования, то также удастся обнаружить исследования, освещающие эти проблемы.

Ввиду того что существует несколько подходов и вопросов, непосредственно относящихся к теме исследования, а, следовательно, и трудов, посвященных им, представляется возможным разделить историографию в соответствии с заявленными историко-социальной и историко-правовой, а также историко-институциональной областями знания. Стоит отметить, что каждый подход оказался ценен для исследования и внес свой вклад в выявление сущности проблемы.

Вопросам функционирования системы пенитенциарных учреждений в СССР посвящен ряд трудов, необходимых для понимания общего контекста рассматриваемого периода. Среди них необходимо выделить работу Г. М. Ивановой, затрагивающую вопросы деятельности ГУЛАГа с момента его основания. Исследовательница проанализировала и проблемы, связанные с трансформациями системы исправительно-трудовых лагерей в 1953-1958 гг. Г. М. Иванова отмечает, что с 1954 года появляются директивы, направленные на гуманизацию режима содержания заключенных, деятельности лагерей в целом. Вопросам принудительного труда посвящен сборник «ГУЛАГ: экономика принудительного труда». Один из авторов этого исследования А. К. Соколов, наряду с общими тенденциями развития этого феномена, освещает процесс «угасания» системы принудительного труда. Автор отмечает, что процесс ликвидации начался еще при И. В. Сталине, постепенно стали осознаваться все недостатки и убыточность проекта. К концу 1950-х гг. система изжила себя, доказав свою экономическую и идеологическую неэффективность.

Проблеме деятельности тюремной системы в СССР посвящен труд В. В. Базунова и М. Г. Деткова. Исследователи рассматривают карательные функции советской тюремной системы, наряду с этим, уделяется внимание периоду 1950-х гг., в течение которого происходила гуманизация режима содержания тюремных заключенных. Вопросам деятельности Л. П. Берия в течение первых месяцев посвящена монография Э. Найт, в которой автор отмечает либеральную направленность реформ системы ГУЛАГ.

В качестве подхода к проблеме функционирования детских колоний МВД СССР в рассматриваемый период можно выделить подход специалистов-правоведов, занимавшихся вопросами ювенальной юстиции, методами борьбы с преступностью в контексте исправительно-трудовых учреждений для несовершеннолетних правонарушителей. Наиболее важно выделить именно те работы, которые касаются непосредственно нормативно-правовых основ функционирования системы детских колоний, а также объяснения закономерностей развития учреждений с правовой точки зрения. Наряду с этим, можно выделить труды исследователей, посвященные истории развития колоний для несовершеннолетних, затрагивающие в определенной степени эту проблематику.

Вопросы деятельности детских колоний в СССР интересовали специалистов еще в период 50-60-х годов XX века. Исследователи З. А. Астемиров, Н. П. Грабовская рассматривали историю развития этих учреждений, их цели и методы работы по предотвращению преступности среди несовершеннолетних. Однако в силу существовавших на тот момент ограничений доступа к разнообразным документам, а также вследствие идеологических рамок, исследователи не могли представить всесторонний анализ отдельных аспектов и основ функционирования детских колоний. Тем не менее, само появление этих трудов было обусловлено процессом гуманизации уголовно-исполнительного права по отношению к несовершеннолетним, поиском путей предупреждения правонарушений в рамках системы детских колоний.

Дальнейшее, более глубокое, изучение проблемы стало возможным в период 1990-2000-х годов, когда появился доступ ко многим архивным документам, стали вводиться в научный оборот источники по данному вопросу. В монографии В. В. Невского освещается процесс исполнения уголовных наказаний, в том числе, в труде акцентируется внимание на исторических аспектах выделенной проблемы. Автор обращается и к тому, как реализовывались практики борьбы с преступностью среди детей и подростков в колониях МВД СССР. Используя ряд постановлений и указов МВД СССР, а также решений ЦК КПСС, автор указывает, что правовые нормы, регулировавшие деятельность детских закрытых учреждений, имели тенденцию к более четкой регламентации режима, условий содержания воспитанников в колониях.

Исследователь А. А. Славко посвятил ряд своих трудов проблеме детской беспризорности и безнадзорности в различные периоды советской истории, а также роли детских закрытых учреждений в борьбе с этим феноменом. Обращаясь к теме послевоенной деятельности детских воспитательных колоний, историк выделяет меры по улучшению качества режима содержания подростков в этих учреждениях. Среди прочих он отмечает, что улучшились нормы содержания, организации досуга в воспитательных колониях к 1952 году. Детские закрытые учреждения в целом оказали содействие в борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью в послевоенные годы, обусловленной не только военной разрухой и голодом, но и разрушением института семьи посредством карательных практик периода «большого террора».

Коллективный труд А. П. Дынько, М. В. Кулиша, посвященный детским пенитенциарным учреждениям и их деятельности по реализации юридической ответственности несовершеннолетних в СССР в 1945-1956 гг., представляет анализ нормативно-правовых актов, регулировавших деятельность детских колоний. Авторы основывают свои выводы на опубликованных источниках: указах, распоряжениях, касающихся системы исправительно-трудовых учреждений для детей и подростков. По мнению исследователей, система права по отношению к несовершеннолетним вступила в стадию гуманизации мер наказания в послевоенное время, особенно, в середине 1950-х годов. Детские учреждения претерпели изменения в сторону смягчения режима содержания, улучшения производственного и учебно-воспитательного аспектов функционирования. В целом, после смерти И. В. Сталина детские пенитенциарные учреждения подверглись трансформациям в сторону гуманизации системы функционирования. Проблемы условий содержаний в детских колониях в послевоенные годы затронуты в другой работе А. П. Дынько.

Проблема характера и целей деятельности детских учреждений затрагивается в работах Н. В. Смирновой, А. Ю. Горчевой, К. Г. Каличенко и Ю. Г. Пилявец. Н. В. Смирнова отметила широкие масштабы детской беспризорности и преступности, распространившиеся в СССР после войны, и выявила, что детские колонии сыграли немаловажную роль в процессе их предотвращения. К схожим выводам приходит исследователь А. А. Славко, который, наряду с прочим, выделяет важность роли детских колоний в процессе криминализации девиантного поведения детей и подростков послевоенного времени. А. Ю. Горчева посвятила свою работу прессе ГУЛАГа, наряду с этим затронув и прессу детских колоний. Критически анализируя системы исправительно-трудовых лагерей и учреждений для несовершеннолетних правонарушителей, автор отмечает их подавляющую, антигуманную природу. Исследователи К. Г. Каличенко и Ю. Г. Пилявец выделяли карательную направленность детских исправительно-трудовых учреждений в 1950-е годы, основываясь на нормативно-правовых документах. Вопросы истории детских трудовых и воспитательных колоний, особенности режима содержания, учебно-производственные процессы, состав воспитанников, не освещаются в этих работах.

В ряде работ по социальной истории советского общества акцентируется внимание на практиках преодоления «асоциального» поведения, в том числе несовершеннолетних, и новым тенденциям в этой сфере периода «оттепели». Работа Е. Ю. Зубковой затрагивает вопрос о мерах предотвращения девиантного поведения в 1953-1960-е годы, предпринятых со стороны государства. Дети-сироты, беспризорные и безнадзорные дети относились к группе социальных маргиналов среди прочих. По замечанию автора, в этот период происходила общая либерализация отношения к «асоциальным» и преступным элементам общества, утверждался принцип перевоспитания и включения в социум маргиналов взамен карательных принципов предыдущих десятилетий. К тому же, к практике «перевоспитания» социальных девиантов предполагалось привлечение общественности.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Заказать диплом

Проблеме хулиганства в советском обществе и способам борьбы Советского государства с ним посвящена работа Брайана ЛаПьерра. Труд представляет анализ массового хулиганства в советском обществе в 1950-е годы с точки зрения восприятия этого феномена со стороны государства и способов его предотвращения. По мнению автора, в период хрущевской «оттепели» существовала амбивалентная политика по отношению к девиантным проявлениям: с одной стороны, государство взяло курс на либерализацию отношений к ним, но, с другой стороны, сохранило принудительные практики. Так, воплощение планов по перевоспитанию правонарушителей, в том числе и несовершеннолетних, оказалось на деле весьма противоречивым. Подобного мнения придерживается ряд других исследователей проблем восприятия отклонений от социальной «нормы» в советском обществе, считая, что в практиках борьбы с преступностью периода «оттепели» сосуществовали карательные и гуманные принципы.

В контексте изучения социальных девиаций и государственной политики по отношению к гражданам с отклоняющимся поведением, необходимо выделить группу исследований, рассматривающих эту проблему с позиций советской педагогики и психологии в данный период. Подобное исследование предпринято в работе М. Гальмарини. Автор отмечает, что в послевоенный период появилось значительное количество детей с девиантным поведением, чье отклонение от социальной нормы специалисты стали объяснять «травмой», нанесенной в результате войны. Они предлагали относиться к этим детям не как к преступникам, которые должны наказываться, а как к жертвам, которым нужна помощь и перевоспитание, лечение. По мнению автора, в рассматриваемый период сформировалось представление о более гуманном отношении к девиациям среди несовершеннолетних и о более гуманных способах борьбы с ними. Детские колонии МВД принимали участие в этом процессе гуманизации отношения к правонарушителям с 1956 года. Среди прочих необходимо отметить труд Катрионы Келли, посвященный истории советского детства в целом. Автор отмечает, что только с 1953 года можно отметить начало гуманного отношения к детям со стороны государства.

Качественно новый этап изучения истории детских колоний СССР можно отметить с выходом в свет монографии В. Н. Бубличенко «Создание и развитие детских закрытых учреждений НКВД — МВД СССР на Европейском Севере России (1935-1956 гг.)». Исследователь впервые предпринял попытку всестороннего анализа деятельности детских учреждений Европейского Севера, их трудовой специализации, особенностей обучения, состава и численности воспитанников. Труд сочетает в себе исследование нормативно-правовых основ деятельности детских колоний с анализом конкретных статистических данных о составе воспитанников. Автором отмечается, что в послевоенный период, в особенности, в середине 1950-х годов, учреждения для несовершеннолетних правонарушителей начинают привлекать силы общественности к процессу перевоспитания детей, улучшению режима содержания воспитанников, общей гуманизации отношения к несовершеннолетним заключенным. Исследование В. Н. Бубличенко основывается на материалах Государственного архива Российской Федерации, а также региональных архивов.

В целом, современная историография рассматриваемой проблемы имеет ряд особенностей. Вопросы правовых норм, регулировавших функционирование детских колоний МВД СССР в 1953-1960 гг., достаточно изучены, однако исследования по этому вопросу основаны главным образом на опубликованных источниках и отдельных архивных документах нормативного характера. К тому же, отмечая общую обстановку либерализации и гуманизации государственной политики по отношению к несовершеннолетним правонарушителям, историки пока лишь фрагментарно занимались проблемами реализации этой политики, конкретными мерами по предупреждению преступности среди детей и подростков, стратегиями их адаптации и интеграции в социум, а также вопросом о роли детских колоний в этом процессе.

Проблема исследования. Карательная направленность государственной политики по отношению к социальным девиантам подверглась пересмотру в период «оттепели». Процесс смягчения мер наказания выражался в декриминализации некоторых видов правонарушений, отмене судимости по ряду мотивов. Наряду с этим, появилась тенденция к переходу от карательных и эксклюзивных практик к практикам «исправления» и «перевоспитания» некогда преступных элементов. Этот процесс неизбежно затронул пенитенциарные учреждения как основной орган исполнения наказаний в отношении «асоциальных» групп в СССР. Система закрытых учреждений для несовершеннолетних правонарушителей, являясь неотъемлемой частью пенитенциарной системы, стала инструментом реализации новой политики. Необходимо выявить, как изменения в уголовно-правовой сфере отразились на режиме содержания, воспитания, обучения подростков в детских колониях. Более того, важно определить результат деятельности этих учреждений в области «исправления» несовершеннолетних.

Объектом исследования является корпус документов делопроизводства Отдела детских колоний МВД СССР, представленный различными разновидностями исторических источников.

Предмет исследования — процесс преобразований в системе детских закрытых трудовых учреждений МВД СССР в 1953-1960 гг.

Хронологические рамки исследования (1953 — 1960 гг.) обусловлены развитием процесса трансформации норм и практик борьбы с преступностью и изменением отношения к социальным девиациям в целом. Этот процесс стартовал в Советском Союзе после 1953 г. и получил первое законодательное закрепление в новых «Основах уголовного законодательства» и Уголовных кодексах РСФСР и союзных республик в 1958 и 1960 годах соответственно. Материалы Отдела детских колоний МВД СССР содержат информацию об учреждениях разных регионов СССР, что обуславливает территориальные рамки исследования. Это позволило рассмотреть процесс изменений в системе детских трудовых колоний в целом.

Методологическая основа исследования. Исследование основывается на синтезе теоретических подходов, разрабатываемых в контексте изучения истории социальных девиаций, с одной стороны, и истории детства, — с другой. Поскольку в фокусе исследования находится система учреждений (детские колонии), методы социальной истории в работе дополняются методами институциональной истории. Выбор методики исследования, принципы работы с источниками, базировались на традиционных принципах историзма и научности. В исследовании использовались описательный, сравнительный, статистический методы.

Научная новизна исследования. В отличие от системы исправительно-трудовых лагерей и колоний для взрослых заключенных, детские учреждения подобного типа исследованы недостаточно. Период развития системы в 1953-1960 гг., государственная политика по отношению к социальным девиациям, в том числе преступлениям, и ее реализация в стенах детских колоний исследована пока фрагментарно и в основном на региональном материале. Наиболее изученным является период развития системы до 1956 г. Новизна данной работы обусловлена отсутствием в современной историографии трудов, затрагивающих выбранную проблематику в выделенных хронологических рамках, а также привлечением к исследованию ряда ранее не подвергавшихся анализу источников.

Цель представленной работы — выявить результаты реализации государственной политики в сфере борьбы с преступностью среди несовершеннолетних в рамках системы детских колоний МВД СССР в 1953-1960 гг. В соответствии с поставленной целью были определены задачи исследования:

представить и проанализировать нормативно-правовое регулирование процесса реорганизации закрытых детских учреждений в контексте государственной политики борьбы с преступностью периода «оттепели»;

выделить этапы в развитии этого процесса в течение 1953 — 1960 гг.;

показать соотношение между нормой и практикой, оценить практические результаты изменений в системе детских колоний МВД СССР;

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Заказать диплом

рассмотреть комплекс проблем, связанных с социализацией и адаптацией бывших воспитанников колоний после освобождения.

Источниковедческая база исследования

К написанию работы было привлечено большое количество опубликованных источников, а также архивных документов, находящихся на хранении в Государственном архиве Российской Федерации, фонд Отдела детских колоний МВД СССР № 9412. Среди опубликованных документов можно обнаружить ряд делопроизводственных актов МВД СССР и Отдела детских колоний — приказы распоряжения, а также материалы об их исполнении. Фонд №9412 содержит в себе разнообразные виды документов: 1) делопроизводственные материалы — докладные записки и справки о работе детских колоний, переписка ведомств, распоряжения МВД СССР и распорядительная документация Отдела детских колоний, акты проверок детских колоний; 2) статистические документы; 3) документы личного происхождения — письма бывших воспитанников колоний.

Докладные записки и справки о работе детских колоний содержат статистические данные о составе воспитанников и кадров детских колоний, информацию об особенностях реализации постановлений и распоряжений, регулирующих их деятельность. Эти данные в совокупности с другими позволяют оценить эффективность реализации государственной политики в сфере борьбы с преступностью среди несовершеннолетних в рамках системы исполнения наказаний. Ведомственная переписка (МВД СССР с Министерством Юстиции СССР, МВД и Отдела детских колоний с ЦК КПСС и Советом министров СССР) отражает процесс перехода Отдела детских колоний в ведение Министерства Юстиции в 1953 году, сведения о состоянии этих учреждений, итогах их функционирования за предшествующий период. Распоряжения и приказы МВД СССР и Отдела детских колоний являются важнейшим источником для отображения процесса трансформаций нормативно-правовых основ функционирования системы детских колоний. Эти документы позволили рассмотреть процесс изменения практик борьбы с преступностью на институциональном уровне, выявить новые тенденции в правовом регулировании положения воспитанников колоний. Акты проверок детских колоний содержат информацию о процессе реализации государственной политики по отношению к несовершеннолетним правонарушителям в конкретных колониях. Акты проверок фиксируют противоречия и результаты проведения политики по гуманизации и либерализации отношения к девиантному поведению подростков, позволяют соотнести перемены в деятельности детских колоний с общим процессом социально-политических трансформаций периода «оттепели».

Корпус материалов по изучению жизни бывших воспитанников колоний, представленный статистическими данными, источниками личного происхождения, докладными записками, является уникальным. Само его возникновение было обусловлено новыми тенденциями в политике по отношению к воспитанникам детских колоний, а также переменами в системе исполнения наказаний в целом. В материалах по изучению жизни выпускников колоний отражается процесс возвращения ранее изолированных и девиантных элементов социума в «нормальное» общество. Этот процесс очень важен для понимания общей результативности и успешности проводимой политики, проблемах, с которыми встречались бывшие воспитанники после выхода из колоний.

Личные письма бывших воспитанников детских колоний — еще один вид источников, который отражает описанный выше процесс. Более того, письма помогают определить уровень индивидуальной готовности несовершеннолетних к адаптации в социум, как и эффективность адаптационных стратегий. Однако личные письма бывших воспитанников в фонде Отдела детских колоний малочисленны. Кроме того, некоторые из них очевидно носят «организованный» характер, что снижает уровень достоверности этой категории источника.

Структура работы выстроена в соответствии с задачами. В первой главе анализируется процесс трансформаций в социальной политике советского государства в 1953-1960 гг., выделяются этапы этого процесса. Наряду с этим, представлены нормативно-правовые основы, в которых была воплощена политика и на которых основывалось функционирование системы детских колоний в рассматриваемый период.

Во второй главе представлен процесс реализации государственной политики по борьбе с преступностью среди несовершеннолетних в системе детских колоний МВД СССР в 1953-1960 гг., выявляются результаты этой деятельности. Представлены проблемы адаптации освобожденных из детских трудовых колоний.

Глава 1. Нормативное-правовое регулирование деятельности детских трудовых колоний МВД СССР

1.1 Первый этап реорганизации системы детских закрытых учреждений: 1953 — 1955 гг.

Для того чтобы полностью осветить процесс трансформаций в системе детских колоний МВД СССР в рассматриваемый период, необходимо обратиться к общему контексту развития государственной политики по отношению к девиантным подросткам и иным «асоциальным» элементам. Эта политика нашла свое отражение в нормативно-правовых актах, на основе которых регулировалось функционирование детских колоний и которые отразили процесс преломления государственной политики периода «оттепели» по отношению к несовершеннолетним воспитанникам детских колоний и к системе детский закрытых учреждений целом.

После смерти И. В. Сталина в СССР можно выделить изменение социальной политики по отношению к бывшим заключенным, людям, отбывавшим срок в исправительно-трудовых лагерях и колониях. Процесс гуманизации отношения к преступникам затронул систему исправительно-трудовых лагерей и колоний в целом, последовала реорганизация управления и деятельности ГУЛАГа. Система детских трудовых колоний также подверглась преобразованиям, являясь частью пенитенциарной системы СССР. Необходимо отметить, что еще в 1953 году в СССР существовало значительное количество безнадзорных детей, подростков с девиантным поведением, следовательно, росло и число воспитанников детских трудовых и воспитательных колоний. Еще в послевоенные годы детские колонии приняли в свои стены ряд беспризорных и безнадзорных детей и подростков, чем оказали содействие в борьбе с этим социальным феноменом. Попытки искоренения делинквентного и девиантного поведения среди несовершеннолетних были реализованы в различных сферах деятельности исправительных учреждений, школ, детских домов. Среди мер по усовершенствованию борьбы с подростковыми девиациями можно выделить кампанию по конструированию досуга несовершеннолетних граждан посредством прессы.

На протяжении десятилетий были распространены практики репрессивной и карательной политики в отношении несовершеннолетних преступников, реализовывавшиеся в системе детских исправительных учреждений, которые постепенно подвергались пересмотру в рассматриваемый период. Н. С. Хрущев провозгласил необходимость бороться с хулиганством, правонарушениями, преступлениями и прочими социальными девиациями, избегая применения насильственных практик и ориентируясь на опыт исправления и перевоспитания, существовавший в СССР в 1920-е годы. Тем не менее, его политика отличалась непоследовательностью и противоречивостью, так как к концу 1950-х гг. Н. С. Хрущев вновь возвращается к идее о «варварских законах» по отношению к преступникам. Например, увеличилась область применения социального маркера «хулигана», что повлекло за собой усиление практик борьбы с этим феноменом и увеличение количества привлеченных к ответственности по этой статье.

После войны среди психологов и педагогов предпринимались попытки изменить принципы идентификации детских девиаций и соответственно практики обращения с такими детьми. Девиантное поведение детей, переживших войну, стало рассматриваться как следствие психологической травмы и квалифицироваться не как проступок, а тем более преступление, а как болезнь. Подобные дети, считали эксперты, нуждаются не в наказании, а в помощи. В целом, государство стало проявлять больше заботы к детям с 1953 года, начали применяться более гуманные методы при обращении с несовершеннолетними.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Новую политику партии в области борьбы с преступностью среди несовершеннолетних в системе детских колоний можно охарактеризовать как процесс либерализации и гуманизации различных норм функционирования колоний, режима содержания, применение практик досрочного освобождения. Необходимо отметить, что существенно новой подобная ориентация может быть названа по отношению к карательным функциям системы в период сталинского режима. Однако некоторые исследователи выделяют продолжение карательных тенденций в послевоенное время и в период 50-х гг.. Тем не менее, стоит отметить, что такая интерпретация не отвечает контексту рассматриваемого времени. Политика «оттепели» в сфере борьбы с преступностью среди несовершеннолетних реализовывалась постепенно в течение всего периода и выражалась в конкретных шагах в области регламентации норм функционирования детских колоний, в гуманизации отношения к несовершеннолетним воспитанникам колоний и в преобразовании других сторон жизни системы исправительно-трудовых учреждений для детей и подростков.

Деятельность детских колоний МВД СССР до середины 1950-х гг. регламентировалась Положением «О детских исправительно-трудовых колониях МВД СССР» от 23 сентября 1948 года. В соответствии с Положением, детские колонии делились на типы: трудовые, трудовые воспитательные и трудовые с особым режимом. Детские трудовые колонии — места для содержания несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы по постановлению суда в возрасте до 18 лет. В детских трудовых колониях совмещалась хозяйственно-производственная и воспитательная деятельность, школьное и производственное обучение. Несовершеннолетние, осужденные за особо тяжкие уголовные преступления (контрреволюционные, тяжкие телесные повреждения, убийство, повторное преступление), и те подростки, что были осуждены на срок более 10 лет, отправлялись в детские трудовые колонии с особым режимом.

В детские воспитательные колонии принимались дети и подростки от 12 до 18 лет, совершившие малозначительные преступления, на которые не распространялось уголовное наказание, а также дети, нуждавшиеся в особых условиях воспитания, — это, в первую очередь, беспризорные и безнадзорные дети, подростки из детских домов, систематически нарушавшие режим и освобожденные из детских трудовых колоний. В воспитательных колониях несовершеннолетние должны были заниматься трудовой деятельностью, проходить производственное обучение по программам ФЗО и получать школьное образование. Существовали отдельные колонии каждого типа для мальчиков и девочек, колонии для детей с ограниченными возможностями. Трудовая деятельность занимала от 6 до 8 часов в день, детский коллектив делился на бригады по 25-30 человек, контролировался и обучался воспитателями, учителями, мастерами. Регулировались нормы содержания детей и подростков, их размещение, питание, одежда.

Процесс трансформаций отношения к преступности несовершеннолетних и к системе детских колоний в целом нашел свое отражение в норме, регулировавшей деятельность этих учреждений. В первую очередь, процесс реабилитации заключенных, начавшийся вскоре после смерти И. В. Сталина, коснулся и несовершеннолетних преступников, содержавшихся в детских трудовых и воспитательных колониях. Амнистия заключенных стала частью непродолжительных либеральных реформ Л. П. Берия, направленных на смягчение карательной политики МВД. По указу Президиума Верховного Совета СССР от 27 марта 1953 года «Об амнистии» из детских колоний было освобождено 24605 человек, что повлекло за собой закрытие 31 колонии, реорганизацию 19 колоний из трудовых в воспитательные. По Указу санкционировалось освобождение заключенных, осужденных сроком до 5 лет, однако первые реформы не касались политических заключенных. В Отделе детских колоний МВД СССР этот указ был воспринят как начало смягчения законодательства по отношению к воспитанникам колоний и правонарушениям среди несовершеннолетних. Массовая реабилитация заключенных, возвращение их в социум, тем не менее, повлияли и на рост преступности.

марта 1953 года постановлением Министерств СССР №934-400сс детские колонии и приемники-распределители были переведены из МВД СССР в ведение Министерства юстиции СССР. Процесс перевода системы детских закрытых учреждений был одним из элементов реорганизации управления системы ГУЛАГ. Приказом Министерства юстиции СССР «О передаче Отдела детских колоний и его подразделений в состав ГУЛАГа Министерства Юстиции СССР» в июне 1953 года Отдел был преобразован в Управление детскими колониями (УДК) в составе ГУЛАГа. При этом, руководство Отдела детских колоний и начальник ОДК Я. П. Соколов лично всеми силами способствовали сохранению статуса и п

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

367

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке