Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Дипломная работа на тему «Социологические исследования праздничного и повседневного потребления»

Актуальность изучения потребительского поведения обусловлена процессами трансформации, происходящими в современном российском обществе. С одной стороны, ключевые направленности развития связаны со становлением рыночных взаимоотношений, расширением потребительских способностей, изменениями объективных критерий потребления. С другой стороны, тенденцию потребительской деятельности отображает место субъекта потребления в социальном пространстве, сформированную им систему социальных взаимоотношений и взаимодействий.

Написание диплома за 10 дней

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность изучения потребительского поведения обусловлена процессами трансформации, происходящими в современном российском обществе. С одной стороны, ключевые направленности развития связаны со становлением рыночных взаимоотношений, расширением потребительских способностей, изменениями объективных критерий потребления. С другой стороны, тенденцию потребительской деятельности отображает место субъекта потребления в социальном пространстве, сформированную им систему социальных взаимоотношений и взаимодействий.

Потребление в современных обществах считается наиболее важной социальной практикой, в которой визуализируются социальные отличия, выстраиваются социальные границы, вокруг которой формируются социальные отношения. В настоящее время в социологических теориях потребление рассматривается не как «обычное удовлетворение потребностей», а как разнообразное пространство выбора, выражения и презентации себя, осуществления социальной коммуникации и значимых социальных сравнений.

Потребление часто (но не всегда) организовано в форме житейских спектаклей. Это стандартизированные ситуации, в которых все участники заранее примерно знают, как себя вести в повседневной жизни. Повседневность — это жизнь в целом, все жизненные реалии. Человек живет в мире обыденной культуры, руководствуется обыденным сознанием, создает свой быт (материальное и материализованное в социальных отношениях жизненное пространство) — все это составляющие культуры повседневности. Повседневность формирует устойчивый жизненный уклад.

Однако любому человеку нужен отдых от рутинной жизни, с которой сталкивает нас повседневность. Для этого существуют выходные и праздники.

Цель данной работы рассмотреть повседневное и праздничное потребление, их различие и схожесть, а так же отдельно рассмотреть потребление в научном дискурсе и саму культуру повседневности.

Объект работы: потребление в целом.

Субъект работы: повседневное и праздничное потребление.

В первой главе работы были изучены теоретические основы потребления таких авторов как Т. Веблен, П. Бурдье, Ж. Бордияр и З. Бауман.

Во второй главе были подробнее рассмотрены такие понятия как

«Культура повседневности» и «Праздничное потребление». Было проведено два эмпирических исследования методом опроса анкетирование и полуформализованное интервью.

В соответствие с поставленной целью задачами данной работы являются:

Рассмотреть понятие потребления в научном дискурсе

Узнать какова роль повседневной жизни в потреблении людей

Сравнить повседневное потребление и праздничное потребление Провести социологические исследования в на тему праздничного и повседневного потребления.

1. ИНТЕРПРИТАЦИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ В СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Заказать диплом

Что такое потребление. Данный вопрос может показаться на первый взгляд простым, но его простота обманчива, потому не станем второпях через него перешагивать.

Для многих потребление — физическое расходование материальных благ (например, поглощением пищи). Под потреблением помимо прочего обычно понимается использование полезных свойств предметов либо процессов. Признак использования благ выводит нас на основную цель потребления — удовлетворение потребностей человека. Но и здесь придется сделать оговорку. Речь идет не о всяких потребностях — например, таких как удовлетворение потребностей в креативной деятельности, или получение удовольствия от отдыха на природе. Мы говорим о потреблении, сопряженное с безвозвратным расходованием стоимости.

Итак, «потребление» — это использование полезных свойств того или иного блага, сопряженное с удовлетворением личных потребностей человека и расходованием (уничтожением) стоимости данного блага. В этом определении потребление выступает как совокупность хозяйственных отношений людей к объектам их желания, а также отношений между самими людьми.1

потребительский поведение социологический бодрийяр

1.1 ПОТРЕБЛЕНИЕ В СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ

Социологи рассматривают потребление как центральную роль в повседневной жизни, идентичности и социальном порядке в современных обществах способами, которые превышают рациональные экономические принципы спроса и предложения. Благодаря своей приближенности к общественной жизни, социологи признают фундаментальные и косвенные взаимосвязи между потреблением и экономическими и политическими системами, а также членством в группе, идентичностью, стратификацией и социальным статусом. Социология потребления намного больше, чем простой акт покупки, и включает в себя гамму эмоций, ценностей, мыслей которые подталкивают на покупку товаров и услуг.

Теоретическое влияние. Три «отца-основателя» современной социологии заложили теоретическую основу для социологии потребления. Карл Маркс предоставляет до сих пор широко и эффективно используемое понятие «товарного фетишизма», которое предполагает, что общественные отношения труда затемняются потребительскими товарами, которые несут другие виды символического значения для своих пользователей. Это понятие часто используется в исследованиях потребительского сознания и идентичности. Труды Эмиля Дюркгейма доказали свою ценность для социологии потребления, так как в них говорится о том, как личность связана с потреблением, и как потребительские товары играют важную роль в традициях и ритуалах всего мира. Макс Вебер указал на центральность товаров народного потребления, когда он писал о растущей важности их в общественной жизни в 19-м веке, приводя полезное сравнение современного общества потребителей в «Протестантской этике и духе капитализма». Современник отцов, обсуждение американского социолога Торстейна Веблена о «показном потреблении» дало сильное влиятельным н6а изучение и отображение богатства и статуса.

Совсем недавно, социологи приняли идеи французского социального теоретика Жана Бодрийяра о символической валюте товаров народного потребления, и серьезно отнеслись к его утверждению, что видя потребление в качестве универсального человеческого состояния, затемняет классовая политика. Кроме того, исследования Пьера Бурдье о потребительских товарах, и каким образом они отражают и воспроизводят культурные, классовые и образовательные различия в иерархии, является краеугольным камнем современной социологии потребления.

1.2 ПОТРЕБЛЕНИЕ И ОБРАЗЫ ЖИЗНИ В «ТЕОРИИ ПРАЗДНОГО КЛАССА» Т. ВЕБЛЕНА

Веблен начинает анализ с определения границ праздного класса, а также рассматривает исторические предпосылки, обусловившие его возникновение и развитие.

Основываясь на глубоком экскурсе в историю, Веблен приходит к выводу, что для возникновения этого класса необходимы два условия: во- первых, у общности должен быть хищнический уклад жизни (война, охота или и то и другое), то есть, мужчины, составляющие в этих случаях зарождающийся праздный класс, должны усвоить привычку причинять ущерб силой и хитростью; во-вторых, средства для поддержания жизни должны доставаться на достаточно легких условиях, чтобы можно было освободить значительную часть общества от постоянного участия в труде по заведенному распорядку.2

В общем, праздный класс объединяет знать и священников, а также многих из их свиты. Занятия этого класса разнообразны, но они имеют общую экономическую характеристику — находятся вне процесса производства. К таким неиндустриальным занятиям высшего класса в определенном смысле могут быть отнесены управление, война, религиозная деятельность, и спортивные состязания.3

Различие между обозначенными классами выражается, по Веблену, в дифференцированных образах жизни, которые являются характерными для того или другого класса. Более высокое социальное положение воспринимается теми, чей статус ниже, как желаемое, из-за «универсальной» способности человека осуществлять завистническое сравнение. Поэтому, источники и механизмы производства различий в потреблении и образе жизни — подражание и соперничество. Индивиды, занимающие более высокое положение, демонстрируют свой высокий статус, а те, чей статус ниже, чувствуют зависть при сравнении себя с «ними», и вступают в борьбу за высокое социальное положение.

Такой механизм, по Веблену, в определенном смысле «универсален», поскольку пока сравнение неблагоприятно, любой человек будет чувствовать неудовлетворенность. Однако, по мере повышения своего статуса, индивиды начинают замечать привлекательность и более высоких позиций, они испытывают новую неудовлетворенность, и т.д. Этот механизм — основная причина накопления богатства.3

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Следуя логике Веблена, можно говорить, что, пока сообщество невелико и компактно, оба способа (демонстративное потребление и демонстративная праздность) одинаково эффективны — например, при демонстрации высокого статуса в маленьком сообществе, каждый может видеть не только то, что человек имеет, но также и то, что человек делает. Но поскольку общество растет и становится все более дифференцированным, появляется необходимость делать символы своего высокого статуса видимыми все более широкой «аудитории». В отличие от ситуации с небольшим сообществом, в большом городе только относительно небольшое количество людей может видеть и оценивать поступки человека.

В этой ситуации демонстративное потребление становится более эффективным, чем демонстративная праздность, поскольку является «видимым с большого расстояния». Следовательно, некоторые (первоначально — дорогие и роскошные) вещи, потребляемые и демонстрируемые представителями высшего (праздного) начинают восприниматься как символы высокого статуса. Позже фокус «статусного потребления» смещается от «демонстративной расточительности» к «денежным канонам вкуса» — потреблению в соответствии с некоторыми канонами.3

1.3 П. БУРДЬЕ: КЛАССЫ, HABITUS, СТИЛИ ЖИЗНИ И ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ ПРАКТИКИ

В отличие от теории праздного класса, представленной в первой части работы, в концепции П. Бурдье механизм дифференцирования потребительских образцов и стилей жизни не основан на участии или неучастии в процессе производства, а также не вытекает из определенных черт человеческого характера (как, например, из склонности к соперничеству и зависти по Веблену.

Дифференцирование потребительских образцов, по Бурдье, основывается на различиях в условиях существования классов, в habitus и в комбинациях капитала, которым располагают представители тех или иных классов, действующих в социальном пространстве.

Согласно концепции П. Бурдье, в социальном пространстве действуют классы и фракции, которые характеризуются различными условиями существования, habitus, комбинациями капиталов (экономического, культурного, социального), и, соответственно, различным «набором и составом» осуществляемых социальных практик. В социальной реальности эти классы расположены иерархически — от высших классов (характеризуемых высокими экономическим и культурным капиталом), до низших (с низкими «показателями» экономического и культурного капитала).

Восприятие людьми социального пространства зависит от их собственного положения в этом пространстве. Классифицируемые объекты, как и схемы классификации, определяющие, как человек воспринимает окружающий мир, также зависят от социального положения человека.

Именно на взаимоотношениях этих двух способностей, конституирующих habitus — способности производить практики, поддающиеся классификации, и способности дифференцировать и оценивать эти практики — и строится социальный мир, то есть, пространство жизненных стилей.

Другой важный момент в анализе Бурдье — различение «формы» и «содержания» в потреблении материальных объектов. Простой и наглядный способ показать это различие — рассмотреть пример анализируемого Бурдье «социального пространства продуктов питания». В общем, «содержание» отражает функциональное использование вещей — в случае продуктов питания это означает, например, принимать пищу для того, чтобы не чувствовать голода. «Форма» касается главным образом процесса сервировки, порядка подачи блюд, появляющихся на столе, и других ритуалов, которые не имеют непосредственного отношения к «функциональному» потреблению пищи с целью утоления голода.

Доход здесь определяет «расстояние от необходимости», различия в образцах потребления людей, имеющих одинаковый доход, остаются не объясненными с использованием «сугубо экономических» критериев. Реальная основа различий в потребительских практиках — оппозиция «вкуса к роскоши» высших классов и «необходимости» — для низших классов.

Вкус в концепции Бурдье связан с восприятием представителями различных классов тела и воздействия на него потребляемой пищи (сила, здоровье, красота). Рабочие классы отдают предпочтение силе и покупают дешевые, питательные пищевые продукты, в то время как «профессионалы» (средний и высший классы) скорее концентрируются на здоровье, предпочитая вкусную, здоровую, легкую и нежирную пищу. Бурдье даже говорит о «теле класса» в том смысле, что тело является наиболее очевидной материализацией вкуса. Тело символизирует класс в его внешности. Так, почти независимо от биологии, можно «разграничить» тела классов, воспроизводя логику социальной структуры.

Другое поле, «пространство одежды», где также действует обозначенная оппозиция формы и содержания. Рабочий класс использует одежду преимущественно функционально. Они ценят деньги и выбирают одежду, которая прослужит долго. Высшие классы более озабочены «выходными» костюмами. Бурдье рассматривает данную оппозицию на примере мужской одежды, противопоставляя «спецодежду» костюму. Внимание и энергия, которые классы уделяют самопрезентации, прямо пропорциональны возможным материальным или символическим «прибылям», которые они рассчитывают получить взамен.

1.4 ПОТРЕБЛЕНИЕ ВЕЩЕЙ ИЛИ ПОТРЕБЛЕНИЕ ЗНАЧЕНИЙ: ОСНОВНЫЕ ИДЕИ КОНЦЕПЦИИ «ОБЩЕСТВА ПОТРЕБЛЕНИЯ» Ж. БОДРИЙЯРА

Ж. Бодрийяр рассматривает потребление в современных /постмодернистских обществах, и его концепция может быть в определенном смысле противопоставлена двум рассмотренным выше. В концепции Бодрийяра, взаимоотношения означающего и означаемого понимаются на качественно ином уровне, то есть, не предполагается необходимой взаимозависимости или связи означающего и означаемого в причинно — следственных терминах. В данном разделе коротко обозначаются основные идеи Ж. Бодрийяра о сущности процесса потребления в современных обществах, которые позволяют обозначить «нематериалистическую» альтернативу в изучении потребительских практик.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Потребление (по Бодрийяру) — это всегда, и прежде всего, потребление (не материальных объектов, а), символов и знаков, которые при этом не выражают и не отражают какого-то «предзаданного» набора значений. Значения появляются в системе знаков и символов, где участвует и потребитель.

Потребители приобретают одежду, продукты питания, мебель или способы проведения досуга для того, чтобы выразить уже существующую до этого социальную принадлежность. Наоборот, люди потребляют для того, чтобы сконструировать свою идентичность. Мы становимся теми, кто мы есть, благодаря тому, что мы потребляем.

Знаменитое высказывание Декарта — «Мыслю, следовательно, существую» — в концепции Ж. Бодрийяра звучало бы так: «Потребляю, следовательно, существую». При этом, учитывая то, что, по Бодрийяру, потребление — это не потребление вещей, а потребление знаков и символов, оно становится не материальным процессом, а интеллектуальной практикой.

1.5 «ОБЩЕСТВО ПОТРЕБИТЕЛЕЙ» В ТЕОРИИ ЗИГМУНТА БАУМАНА

«Общество потребителей» это термин, используемый польским социологом Зигмунтом Бауманом чтобы обозначить центральную роль потребления в организации общественной жизни в современном обществе. В этом типе общества потребление преобладает над культурой, образом жизни, ценностями, мировоззрением и поведением.

Баумана описывает общество потребителей как «своеобразный набор экзистенциальных условий, при которых высока вероятность того, что большинство мужчин и женщин будут охвачены потреблением, а не какой- либо культурой, и что большую часть времени они будут подчиняться предписаниям этого потребления в меру своих возможностей».4 Из этого следует суть общества потребителей: наши ценности, убеждения, образ жизни, ожидания, взгляды на мир и поведение зависят в первую очередь от потребления.

Принимая участие в доминирующей потребительской культуре, согласуется степень уважения и престижа потребителя. Когда мы не принимаем участия в потреблении, появляется клеймо, которое оттесняет нас на обочину от остального общества. Из-за значения, придаваемого потреблению и потребительскому образу жизни, другие культуры и образы жизни не рекомендуется. Единственный способ быть положительно рассматриваемым членом общества принять образ жизни и культуру потребителя. Баумана утверждает, что это процесс управления человеческим духом — сделать его совместимым с уровнем потребления, чтобы общество потребителей процветало.

При давлении потребления достаточно иметь положительное социальное положение. Важность потребительской культуры в нашей жизни заставляет нас не только идти в ногу с другими, но и делать все возможное, чтобы оставаться впереди.

Следствием этих характеристик «общества потребителей» является угасание общества и ослабление групповых связей. Бауман утверждает, что социальные группы заменяются «роем» в обществе потребителей. Они «не должны быть обременены инструментами выживания; они собираются, расходятся и вновь собираются, придумывая один повод за другим, каждый раз руководствуясь разными привлекательными изменениями в интересующих их сферах».4 «Роящиеся» из одного потребительского пространства к другому, от момента к моменту, от тенденции к тенденции, мы уже не образуем прочной связи с окружающими нас людьми. Узы, которые держат «рои» вместе носят временный характер, мимолетный, и просто по случаю.

Баумана утверждает, что в этих условиях существует ослабленный потенциал для подлинной демократии. Поскольку общество потребителей постоянно заставляет нас потреблять, чтобы установить нашу собственную рыночную стоимость, и иметь положительный социальный статус, мы предрасположены принимать социальные, экономические, культурные и политические условия, которые уже существуют. Восстания и инакомыслие не рекомендуется, так как мы понимаем, что наша обязанность — потреблять, и наша свобода — иметь «свободу выбора». В этом контексте основным достоинством, отмечающееся обществом потребителей, является принятие участие в торговле.

Культура потребления. Если культура понимается социологами, как состоящая из обычных понятных символов, языка, ценностей, убеждений и норм общества, то потребительская культура является тем, где все эти вещи формируются под воздействием потребительства — атрибут общества потребителей. По словам социолога Зигмунта Баумана, потребительская культура ценит быстротечность и мобильность, а не продолжительность и стабильность, а также новизну вещей.

Ожидаемый быстрый темп потребительской культуры сопровождается постоянным чувством чрезвычайности или срочности. Например, чрезвычайная ситуация, быть в тренде с модой, с прическами, или мобильными устройствами. Таким образом, потребительская культура определяется товарооборотами в постоянном поиске новой продукции и опыта. Бауман говорит, что потребительская культура это «в первую очередь то, что на ходу».

Ценности, нормы, и язык потребительской культуры отличаются. Бауман объясняет, «Ответственность теперь означает, раз и навсегда, ответственность перед самим собой («вы обязаны сделать это ради себя», «вы это заслужили»), в то время как «ответственный выбор» является шагами, служащими интересам и удовлетворяющие желания самого себя».4 Это свидетельствует ряду этических принципов в рамках потребительской культуры, которые отличаются от тех периодов, предшествующие обществу потребителей.

Бауман делает акцент на то, что «потребительская культура характеризуется постоянным давлением на индивида быть кем-то еще».4 Потому что мы используем символику этой культуры — потребительские товары — чтобы понять и выразить себя и нашу идентичность. Мы испытываем недовольство от товаров, когда они теряют блеск новизны, это приводит к неудовлетворенности собой. Баумана пишет,

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Цена диплома

«Потребительские рынки «…» порождают недовольства от продуктов, используемых потребителями для удовлетворения своих потребностей — и они также культивируют постоянное недовольство с приобретением идентичных наборов потребностей, с помощью которых определяется такое тождество. Изменение идентичности, отбрасывая прошлое и ища новые начинания, чтобы родиться заново — это способствует культуре как обязанность, замаскированной в привилегию».4

Здесь Баумана указывает на убеждение, характерное потребительской культуре, что, хотя мы часто обрамляем это как набор важных решений, мы фактически обязаны потреблять, чтобы выразить нашу идентичность. Кроме того, из-за чрезвычайной ситуации, чтобы быть в тренде, или даже впереди группы, мы постоянно находимся в поиске новых способов переоценить себя через потребительские покупки. И, для того, чтобы такое поведение не начало иметь социальную и культурную ценность, мы должны сделать наш потребительский выбор «публично узнаваемым».

Связанная с продолжающейся борьбой за новый товар и нас самих, существует еще одна характеристика потребительской культуры, что Бауман называет «отключение прошлого». Через новую покупку, мы можем родиться заново, двигаться дальше.

Эта концепция, разработанная Бауманом, важна для социологов, так как мы заинтересованы в последствиях ценностей, норм и поведения, которые мы принимаем как само собой разумеющееся в обществе.

2. ПРАЗДНИЧНОЕ И ПОВСЕДНЕВНОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ

2.1 КУЛЬТУРА ПОВСЕДНЕВНОСТИ. ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ В ПОВЕДЕНИИ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

Повседневность — совокупность телесных, духовных и поведенческих практик, которые воспроизводятся автоматически, рутинным образом.

Повседневность — это самый близкий к человеку план жизни, связанный с его ощущениями жизни, чувством реальности бытия. В повседневности каждый наиболее полно расходует свою природность, в которой он (как природное и одновременно культурное существо) ощущает себя человеком.6

Важнейшей работой в исследовании повседневности стала феноменологическая социология А. Шюца. В ней был осуществлен синтез идей Э. Гуссерля и социологических установок М. Вебера. А. Шюц сформулировал задачу исследования повседневности в контексте поиска предельных оснований социальной реальности как таковой. Это — разные реальности лишь постольку, поскольку представляют разные типы опыта. Соответственно теоретические модели не противопоставляются конструктам повседневного сознания, а критерием обоснованности знания становится преемственность и соответствие понятий науки конструктам обыденного сознания и донаучных форм знания. Центральным вопросом социального познания становится вопрос о соотнесении социального знания с повседневными значениями (конструктами первого порядка). Проблема объективности знания этим не снимается, но сами формы повседневной жизни и мышления уже не проверяются на истинность.5

Повседневность — это        жизнь в целом, все жизненные реалии.

«Повседневная культура — это «то во что погружен человек, где он живет, как мыслит, ведет себя…». Человек живет в мире обыденной культуры, руководствуется обыденным сознанием, создает свой быт (материальное и материализованное в социальных отношениях жизненное пространство) — все это составляющие культуры повседневности.

В современном мире культуры роль повседневности возрастает.

Повседневность имеет собирательный характер (интегративна). Она связывает разности в целостность. Повседневность вбирает целый спектр наименований: «чувственное знание», «жизненный мир», «обыденное сознание», «неявное знание».

Повседневность связана с познанием: это духовно — практическая форма общественного и личностного сознания.

Повседневность — это сфера социокультурной реальности. Она включает повседневный образ жизни (ПОЖ); повседневный образ мысли (ПОМ).

Повседневный образ жизни (ПОЖ) — это специфическая пространственно — временная организация и специфический характер деятельности, воссоздающий жизнь в её целостности. Каждая область деятельности человека в своей завершенной форме обретает культурный, целостный облик.[5]

Так же важное понятие к осмыслению повседневной культуры — бытие.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Заказать диплом

Бытие — есть все наличное, связанное с жизнью человека и общества. Традиционное, архаическое бытие в своей синкретности и есть повседневное бытие, тождественное современному понятию повседневность.[5]

Если всеохватность бытия мы определим как должное, всеобщее, то практика повседневной жизни может быть определена как бытование — сущее человеческой жизни. Быт (в своей прагматике) обязательно характеризует обыденность, каждодневное существование человека. Понятие быта в нашем восприятии неразрывно связано с повседневностью.

Российская повседневность отличается своей особенной культурной формой, сложившейся исторически и имеющей существенные отличия от западных и восточных культур. Схематически эту специфику можно показать в предложенной ниже таблице 1 «Сравнительные характеристики повседневной культуры западного, восточного и российского типа».

Таблица 1- «Сравнительные характеристики повседневной культуры западного, восточного и российского типа»

Западный тип повседневности Российский тип повседневности Восточный тип повседневности
Жизнь человека запретна для вмешательства властей; -Повседневность имеет свое культурное выражение, свою динамику; -Повседневность определяет жизнь верхних слоев общества (из этого исходит западный тип социальности); -Повседневность «разорвана» (Н. Козлова), она не является самостоятельной; повседневность не столько растет снизу, сколько оформляется сверху; -Динамика повседневности не объясняет общую социокультурную -Повседневность на всех уровнях определяется народной традицией и устойчивыми схемами традиционной культуры; -Традиционность внутреннего уклада не противоречит официальным схемам организации
-На базе массовой культуры сложились многочисленные стандарты жизни и образцы индивидуального поведения, на основе которых строится культура повседневности. динамику страны; -Повседневность строится на традиционных ценностях, для значительной части сельского населения повседневность есть традиционность; — Повседневность, как и культура в целом, создается на пути догоняющей модернизации; -Повседневность не обладает запасом схем, типов, на которых могла бы органично создаваться и обновляться её форма. жизни, сложившимся на её основе и не противоречащим ей; -В модернизационном процессе и в новационных поисках активно используются традиционные компоненты (собственная основа культуры); -Целостность традиционной культуры обеспечивает устойчивость и постоянство; в ряде культур отмечается отсутствие внешне выраженного движения, устойчивое сохранение традиции.

 

Повседневность формирует устойчивый жизненный уклад. Её механизмы работают на эту устойчивость. Повседневность есть самый близкий культурный план бытия, и как культурная форма повседневность вбирает новационные смыслы и оформляет новационные формы. И смыслы, и формы культуры повседневности обладают статическими и динамическими характеристиками.5

Таблица 2 — Статические и динамические характеристики современной повседневной культуры

Статические характеристики культуры повседневности (складывается под внутренним влиянием) Динамические характеристики культуры повседневности (складывается под влиянием внешних факторов)
— Повседневный (особый) образ жизни; — Будничная рутина; — Рабочая и частная жизнь; — Традиции и обычаи; — Стиль жизни; — Повседневный образ мысли; — Эмпирическое познание; — Здравый смысл; речь; — Практическая компетентность. — Праздники; — Праздная жизнь вообще; — Мода; — Экстроординарные общественные события; — Влияние других культур; — Мнения, суеверия, гипотезы; — Приспособление для практики достижений науки.

 

Культуру повседневности целесообразно рассмотреть через ее дихотомию. Дихотомии включают в себя элементы, которые, с одной стороны, указывают на устойчивость структур культуры повседневности и отражают ее традиционные элементы, а с другой — обнаруживают, что современная культура повседневности насыщена инновационными компонентами.

Таблица 3 — Структура культуры повседневности

В повседневной жизни любой человек сталкивается с принятием решений. Ему приходится делать выбор, что бы добиться определенного результата для себя или своих близких. Придерживаясь в той или иной степени основных принципов маркетинга, таких как: гибкость, концентрация усилий, нацеленность на перспективу и т.д., каждый из нас продает и покупает, производит и исследует, живет и достигает своих целей.

2.2 ПРАЗДНИЧНОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ

Потребление разворачивается в контексте социального времени и пространства. Социальное время можно разбить на три вида: повседневность (будни), выходные, праздники. Эти типы тесно связаны между собой, определяются друг через друга.

Будни и выходные.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Для любых видов социального времени присуща тенденция к стандартизации и автоматизации социальных практик как на уровне увязывания в единый блок нескольких движений, так и в форме стандартизации поведения на протяжении целого дня или его заметного отрезка.

Повседневность — это череда практик, повторяющихся изо дня в день. Отсюда их подверженность рутинизации, стандартизации, превращению в застывшие, устойчивые, полуавтоматические формы поведения. В повседневности превалируют не поступки, а практики.

Рутинизация повседневной жизни вытекает из потребностей человека. Это придает данной тенденции устойчивый объективный характер. Зачем людям необходима рутинизация? Она делает повседневную жизнь легче благодаря ее упрощению. Жизнь распадается на простые, полуавтоматические действия, которые повторяются по уже имеющимся образцам, поэтому нет необходимости каждый раз придумывать.

Однако при длительном повторении достоинство превращается в недостаток: бесконечное однообразие даже простых и легких практик утомляет психику, повседневность давит скукой.

Выходные — это регулярные перерывы в беге повседневности. Их функция, с точки зрения тех, кто имеет власть над календарем, сводится к отдыху, позволяющему работнику восстановить свою рабочую силу.

Выходные определяются как противоположность рабочим дням. Выходной — это маленький праздник, в котором поводом является разрыв трудовой рутины, выход за рамки ее железной логики, формулируемой простым словом «надо», временный переход в ту зону социального времени, где доминирует «хочу».

Выходные повторяются систематически, поэтому их наполнение тоже имеет тенденцию к рутинизации. Иначе говоря, для многих людей это иная повседневность, характеризующаяся относительно большими интервалами. Со временем формируется типичный режим воскресного дня, типичный набор воскресных занятий и т.д.8

Праздник.

Особым элементом структуры социального времени является праздник. Внешне он имеет много общего с выходными днями, но его сущность принципиально иная, функция его не в восстановлении рабочей силы — для этого достаточно и выходных.

Главная функция праздника — социокультурная интеграция той или иной общности людей. Разные общности — разные праздники. Разные праздники осуществляют

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

922

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке